Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~ |
|
| Трансформация компаний: современные методы и тенденции |
Трансформация компаний: современные методы и тенденции
1.
ТРАНСФОРМАЦИЯ КОМПАНИЙ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕНДЕНЦИИ
1.1
Связь «окружение – внутренняя среда» - основная движущая сила трансформации
управленческой парадигмы
К концу 20-го тысячелетия в
экономической теории и практике сложилась концепция взаимодействия внешнего
окружения компании с ее внутренней средой, как основная движущая сила
трансформации компании (рис.1.1).
1900 1950 2000
Рисунок 1.1 Этапы развития производственной техники
В условиях быстро изменяющейся
внешней среды руководителям предприятий приходится учитывать множество
параметров, характеризующих данные изменения, настраивать соответствующим
образом внутренние системы предприятий с целью создания гибкой и устойчивой
конфигурации. Надо отметить, что подобный подход обусловлен ходом
экономического развития систем и на постсоветском экономическом пространстве
менеджмент компаний только приступает к его освоению.
Следующий важный
аспект, который существенно повлиял на внешнее окружение бизнеса и на его
содержательную часть - это
переход от «эры производства» к «информационной эре». Информация в настоящее
время является не только способом передачи и аккумулирования данных, но и одним
из видов ресурсов, которым надлежит управлять. Данное изменение во внешней
среде привело к значительным изменениям во внутренней среде компании и к изменениям
управленческих парадигм.
С середины 1980 годов бизнес начал осознавать, что
информация это ресурс, которым нужно управлять для повышения эффективности
деятельности.
Роль информации,
как основного фактора изменения организации, значительно возросла в последние годы. John
Naisbitt в своей книге «Меgatrends 2000» описал десять основных трансформаций в современном обществе,
одна из основных
- это переход из
индустриальной эры в информационную эру. В индустриальной эре основным
стратегическим ресурсом был капитал, а в информационной - роль такого ресурса выполняет информация
[1].
В 1958 году в статье «Менеджмент в 1980-х» [2]
авторы сделали несколько предсказаний по поводу того, каким будет, менеджмент
будущего. Они предположили, что к концу 1980-х комбинация управленческой науки
и информационных технологий приведет к следующим последствиям:
·
сокращение
среднего управленческого звена;
·
изменение
функций топ - менеджмента на более
креативные;
·
сокращение
размеров организаций.
На сколько
сбылись эти предсказания, мы можем оценить уже сейчас на примере крупнейших
американских и западноевропейских компаний. Инструмент, который внес
значительный вклад в эти трансформации - информационные технологии (IТ). Здесь уместно отразить два
основных момента влияния IТ на деятельность компаний.
Первый - влияние на внутреннюю среду бизнеса. IТ - это не просто автоматизация
информационных потоков или составление баз данных об основных параметрах
основной деятельности компании. IТ также подразумевает информационный менеджмент; в том случае, если он
ставится во главу угла, процессы разработки, изменения структуры компаний и
определения методов работ начинают трансформироваться. IТ стали одной из движущих сил, которые
привели к изменению организационных структур компаний от вертикальных иерархических
к более плоским, горизонтально ориентированным. В традиционных вертикально
ориентированных организациях . группы формировались по функциям, в горизонтальных структурах - по процессам. Вопрос о том, насколько
эффективны и хорошо управляемы горизонтально ориентированные организации,
обсуждался и активно обсуждается в настоящее время. Хороший пример - симфонический оркестр, в котором
несколько сотен музыкантов управляются одним дирижером, где нет цепочки команд
и нет среднего управленческого звена [3].
Второй важный аспект влияния информации и
информационных технологий на современную бизнес среду - внешний - выражается в следующем:
·
товары и
услуги стали более доступны;
·
возросли
требования потребителей к качеству товаров и услуг;
·
сократилось
время жизни товаров и услуг на рынке;
·
возросла
конкуренция и т.д.
Компании вынуждены реагировать на эти изменения и адаптировать к ним
основные параметры своей деятельности (рис.1.2, 1.3):
Рисунок
1.2 Обработка информации на производстве
|
Обеспечить инновационные способности
организации с помощью структур, удобных для осуществления связи!
|
От организации, нацеленной на дело
|
к организации, нацеленной на личность
|
От функциональной специализации
|
к междисциплинарной общности
|
От акцентирования на иерархии и уставе
|
к горизонтальному обмену данными и кооперации
|
От традиционного централизма
|
к децентрализованной
горизонтальной структуре
|
От организации, навязанной извне
|
к самоорганизации
|
Рисунок 1.3 Информационные
системы сегодня и в будущем
Рисунок
1.4 Изменение «идеологии» бизнеса, моральный аспект
1925 1950
1975 2000 Годы
Рисунок 1.5 Развитие социальной системы на
предприятии
|
Философия производства
|
Традиционная
|
Ориентированная
на будущее
|
Разделение труда
|
По возможности более широко
использовать:
-
простую
работу по низкому тарифу
-
небольшие
объемы работы
-
интенсивное
взаимодействие
|
По возможности как можно меньше
использовать:
-
квалифицированную
работу, выполняемую высоко квалифицированными сотрудниками
-
большие
объемы работы
-
слабое
взаимодействие
|
Выполнение работы
|
-
партиями
-
с
последовательной организацией
-
«обязательство,
исполняемое по месту пребывания кредитора» (с ориентацией на коэффициент
использования)
|
-
отвечающей
спросу
-
перекрывая
друг друга
-
«обязательство,
исполняемое по месту пребывания должника» (с ориентацией на ход процесса)
|
Время исполнения
|
-
минимальное
на каждую рабочую операцию
-
максимальная
производительность на каждую минуту
|
-
минимальное
на каждый заказ
-
максимальная
выгода за каждый отрезок времени
|
Материальные
и информационные потоки
|
Раздельное рассмотрение
|
интеграция
|
Ввиду того, что
глобализация мировой экономики и глобализация всех рынков – финансовых,
ресурсных, трудовых и др. – стала к концу тысячелетия одной из основных сил,
трансформирующих общество, а с другой стороны, все ускоряющиеся и расширяющиеся
информационные потоки формируют более требовательную к качеству и философии
бизнеса среду, человечество было вынуждено пересмотреть основные идеологические
подходы к ведению бизнеса (рис.1.4).
Эти же факторы
привели к изменению системы ценностей в развитых обществах, возрастают
требования к организации наемного труда. Труд больше не рассматривается с точки
зрения гарантированности существования, а приобретает собственную ценность.
Возрастающее стремление к самоопределению, к самостоятельности, к участию и
общению должны учитываться в организационных структурах. Труд необходим
современному человеку не только для того. чтобы занять свое время, но и для самовыражения.
Он нужен ему также и для общения с окружающим миром.
В настоящее время
компании находятся на пороге роста или развития, связанных с общественными
переменами. Следовательно, предприятие можно рассматривать как социальное
образование. Отражением структуры социальных отношений является культура
бизнеса (рис.1.5).
Поскольку все
больше людей стремится к самовыражению, то за счет децентрализации и
самоорганизации необходимо создать им условия для того, чтобы как можно большее
количество сотрудников могли проявить собственную инициативу.
Традиционные
формы организации и иерархическое мышление не позволяют человеку быть
полностью довольным своей позицией в бизнесе, в своей компании (табл.1.1)
1.2 Систематизация подходов к
трансформации компании
Одна из известных
публикаций, положившая начало систематизации подходов к трансформации компании,
основанная на индуктивном методе, принадлежит Петерсу и Уотерману. В ней
разработана модель «семь с» (7-S):
-
структура
(организация);
-
стратегия;
-
система;
-
степень
самосознания;
-
специальные
знания;
-
стиль;
-
стержневой
персонал (имеется в виду его происхождение - из страны, в которой расположено
предприятие, или из-за рубежа).
Проще говоря,
выводится 8 элементарных «эмпирических
правил»:
-
клиент
всегда прав;
-
лучше
один раз увидеть, чем десять раз услышать;
-
предприниматель
должен быть честным;
-
на
сотруднике держится все;
-
говорим
то, что думаем и делаем то, что говорим;
-
столько
руководства, сколько необходимо, как можно меньше контроля.
Или:
-
мы
оказываем услуги
- стратегический
подход;
-
мы
постоянно обновляемся -
оперативный подход.
Последний тезис
можно реализовать в короткие промежутки времени (один-три года) и, благодаря
этому, отодвигается критический уровень занятости, при котором деятельность
предприятия остается рентабельной, в то время, как реализация первого требует,
как правило,
5-10 лет.
Организация по видам продукции / частично по
группам продуктов, с централизованными функциями
|
|
Проведенные
Мак-Кинси исследования крупнейших промышленных компаний в 1994-1997 гг. выявили существенные различия в
показателях рентабельности в зависимости от формы организации бизнеса (рис. 1.6)
Рисунок 1.6 Потенциал рентабельности
различных организационных форм
Данный
пример иллюстрирует общеизвестную тенденцию к децентрализации или «сплющиванию»
компании, которая происходит на протяжении последних десятилетий в форме перехода
от иерархических структур через функциональные к матричным и виртуальным. Эта
же тенденция проявляется в так называемой «обратной» диверсификации бизнеса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|
© 2009 Все права защищены.