Малоценные и
быстроизнашивающиеся предметы, поступающие на склады предприятия, материально
ответственными лицами (заведующий складом, кладовщик)
принимаются на основании накладных, счетов-фактур и других товаросопроводительных документов.
Однако для сокращения объема
работы разрешается вместо выписки приходных ордеров ставить штамп или надпись
от руки материально ответственным лицом на счете-фактуре
или накладной поставщика об оприходовании малоценных
и быстроизнашивающихся предметов (если между фактическим количеством
поступивших материалов и данными товаросопроводительных документов
расхождений не имеется).
Для учета движения
материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру ведется карточка
складского учета материалов типовой формы № М-12 которая
утверждена Приказом № 193. Форма № М-12 заполняется на каждый номенклатурный номер материала на основании первичных приходно-расходных документов в тот же день, когда осуществляется операция
(приход или расход малоценных и быстроизнашивающихся
предметов). Открывается форма № М-12 обычно ежегодно с указанием остатков материалов
на начало нового года.
Заготавливают карточки
складского учета в соответствии с номенклатурой материалов
и по мере поступления приходных документов работники бухгалтерии и вместе с приходными документами передают их материально ответственным лицам под расписку в реестре выдачи карточек.
В полученных карточках
складского учета формы № М-12 заведующий складом (кладовщик)
заполняет реквизиты, характеризующие места хранения материалов (стеллажи,
ячейки и т. п.). Кроме того, в местах хранения товарно-материальных ценностей
прикрепляется материальный ярлык, форма которого №
М-16 утверждена Приказом № 193.
Материальный ярлык
предназначен для характеристики материалов каждого
номенклатурного номера, находящегося в местах хранения. Бланк ярлыка, заполненный необходимыми данными, служит для материальных ценностей паспортом.
При отпуске материальных
ценностей со склада заведующий складом (кладовщик) должен
проверить наличие всех реквизитов и подписей, предусмотренных
формой расходного документа.
Расходный документ - это
утвержденная Приказом № 193 накладная-требование на отпуск
(внутреннее перемещение материалов) по форме № М-11
. Эта форма применяется для учета движения материальных ценностей внутри предприятия, при отпуске в хозяйства своего предприятия, а также
при отпуске материальных ценностей сторонним организациям (в
том числе при бесплатной передаче). Выписывается накладная-требование в двух экземплярах и обязательно должна быть подписана главным бухгалтером или уполномоченным на это лицом.
С 01.03.99 г. всеми
предприятиями, организациями, филиалами, отделениями,
другими структурными подразделениями, расположенными за пределами их территорий , независимо от формы собственности и хозяйствования,
а также бюджетными организациями отпуск
товарно-материальных ценностей предприятиям, учреждениям, физическим
лицам следует осуществлять по типовой форме № М-20
"Накладная на отпуск товарно-материальных ценностей",
утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 27.07.98 г» № 263 "Об утверждении типовых форм первичного
учета и Инструкции о порядке их изготовления,
хранения и применения" (далее -Приказ № 263). Согласно
названному приказу бланки формы № М-20 в отличие
от бланков формы № М-11 являются бланками строгой отчетности.
Отпуск материалов внутри
предприятия и их отпуск хозяйствам своего предприятия,
расположенным за пределами его территории, пока осуществляется
по форме № М-11.
Графа 11 "Инвентарный
номер" форма № М-11 заполняется в случае учета малоценных
и быстроизнашивающихся предметов по инвентарным номерам.
При выдаче малоценных и
быстроизнашивающихся предметов работникам предприятия в
кладовой применяется "Карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся
предметов" форма № МШ-2. Она заполняется в одном экземпляре
кладовщиком на каждого рабочего, который получил эти предметы.
При поломке, и потери
инструментов и других малоценных и быстроизнашивающихся
предметов составляется "Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов " форма № МШ-4. Составляется в одном
экземпляре мастером и начальником цеха (участка) на
одного или нескольких рабочих. При предъявлении рабочим
акта выбытия ему вместо непригодного или потерянного предмета
выдается пригодный и записывается в карточку учета малоценных
и быстроизнашивающихся предметов форма № МШ-2. Акт выбытия
потом прикладывается к акту списания форма № МШ-8.
Для оформления списания
морально устарелых, изношенных и непригодных
для дальнейшего использования малоценных и быстроизнашивающихся предметов и сдача
их в кладовую для утиля. Акт составляется в одном экземпляре
комиссией. После сдачи списанных предметов в кладовую для утиля акт с распиской кладовщика здается в бухгалтерию.
Работники бухгалтерии
предприятия обязаны систематически, не реже одного
раза в неделю (декаду), осуществлять проверку своевременности, достоверности
записей, и оформления первичных документов по складским операциям, подтверждая их своей подписью на соответствующей карточке складского учета.
Первичные документы сдаются
в бухгалтерию материально-ответственными лицами по
реестру приема сдачи документов, который заполняется в одном
экземпляре и сдается в бухгалтерию одновременно
с первичными документами.
4.
Синтетический и аналитический учет малоценных и
быстроизнашивающихся предметов.
Синтетический учет наличия и
движения таких предметов ведут на счете 22 "Малоценные
и быстроизнашивающиеся предметы " по
первоначальной стоимости их приобретения или изготовления.
Под первоначальной стоимостью приобретенных малоценных
предметов понимают фактическую себестоимость приобретения, которая
включает покупную стоимость и транспортно-заготовительные
расходы (расходы по перевозке, погрузочно-разгрузочные
работы, оплату услуг посреднических организаций, таможенные сборы, включая
расходы по страхованию рисков транспортировки запасов).
Первоначальной стоимостью
изготовленных самим предприятием малоценных и
быстроизнашивающихся предметов (инструментов, инвентаря, спецприспособлений
и др.) признается фактическая себестоимость их изготовления,
а полученные в порядке взносов в уставный капитал предприятия учредителями (участниками) справедливая стоимость, согласованная сторонами.
При приобретении малоценных
и быстроизнашивающихся предметов в бухгалтерском учете
предприятия делают записи:
1) на покупную
стоимость приобретенных предметов (без НДС):
Д-т сч. 22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы",
К-т сч. 63
"Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
2) на сумму
налогового кредита по НДС:
Д-т сч. 641
"Расчеты по налогам ",
К-т сч. 63
"Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
3) на сумму,
уплаченную поставщикам за приобретенные малоценные и быстроизнашивающиеся
предметы (включая НДС);
Д-т сч. 63
"Расчеты с поставщиками и подрядчиками",
К-т сч. 31
"Счета в банках".
Оприходование на баланс
малоценных и быстроизнашивающихся предметов, полученных из
других источников, отражается записью по дебету счета 22
"Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" и кредиту счетов:
40 "Уставный
капитал" (на
стоимость малоценных предметов, внесенных учредителями
(участниками) в уставный капитал предприятия);
23 "Производство" (на
стоимость инструментов, спецприспособлений и других предметов, изготовленных в
собственном производстве);
745 "Доход от бесплатно полученных активов" (на стоимость предметов, полученных бесплатно от других юридических и
физических лиц).
Аналитический учет
малоценных и быстроизнашивающихся предметов ведется по их видам (однородным группам),
установленным исходя из потребностей предприятия.
Стоимость малоценных и
быстроизнашивающихся предметов, переданных в
эксплуатацию, в соответствии с Положением (стандартом) 9 исключается из состава активов (списывается с баланса). При этом в бухгалтерском учете
делают запись по кредиту счета 22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся
предметы" и дебету счетов:
23
"Производство " (на
стоимость инструментов и приспособлений и других предметов, используемых в
производстве для изготовления определенных изделий,
выполнения специальных заказов);
91
"Общепроизводственные расходы", 92 "Административные расходы" (на стоимость малоценных
предметов общего назначения, используемых в
цехах и других производственных подразделениях основного и вспомогательных производств, в том числе и по уходу за работой машин и оборудования, а также для общехозяйственных потребностей);
93 "Расходы на
сбыт" (на
стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов,
используемых в подразделениях, занятых сбытом
(реализацией) готовой продукции (товаров, работ, услуг);
949 "Прочие
расходы операционной деятельности" (на стоимость предметов, переданных в пользование обслуживающим
производствам и хозяйствам) и др.
Однако для предупреждения злоупотреблений по
местам использования должен быть обеспечен оперативный контроль за сохранностью
малоценных и быстроизнашивающихся предметов с помощью ведения учета в карточках
(ф. № МШ-2, № МШ-6), инвентарных описей и др. Инструменты и приспособления,
выдаваемые, из цеховых кладовых рабочим в длительное пользование, записываются
в инструментальную карточку рабочего. Контроль за сохранностью инструментов,
выдаваемых из цеховой кладовой рабочим на короткий
срок, обеспечивается с помощью инструментальных марок (жетонов) с выбитыми
табельными номерами рабочих, в обмен на которые выдается нужный инструмент и прочее.
Предметы пришедшие в негодность, списываются по
актам о выбытии малоценных и быстроизнашивающихся предметов (ф. № МШ-8).
Полезные отходы, полученные от их списания (металлолом, ветошь и др.),
приходуются по цене их возможного использования или реализации на дебет счета
209 "Прочие материалы" в корреспонденции с кредитом счета 719
"Прочие доходы от операционной деятельности".
Существует проблема
сохранности малоценных и быстроизнашивающихся предметов, то есть тех
предметов, которые отражаются на счете 22. Ведь согласно п. 23 ПБУ-9 стоимость
малоценных и быстроизнашивающихся предметов, переданных в эксплуатацию,
"... исключается из состава активов (списывается
с баланса) с дальнейшей организацией оперативного количественного учета
таких предметов по местам эксплуатации и соответствующим лицам в течение срока их фактического использования».
Для организации аналитического учета малоценных и
быстроизнашивающихся предметов, особенно на крупных предприятиях, можно
воспользоваться методами, которые применялись
ранее и достаточно подробную информацию о которых можно найти в старых (иногда
в очень старых) документах по бухгалтерскому учету. В частности, за основу
аналитического учета можно принять
метод постоянного запаса или метод обменного фонда (второй вариант Основных положений по учету малоценных и
быстроизнашивающихся инструментов и
приспособлений в эксплуатации, утвержденных приказом бывшего Министерства финансов СССР от 09.09.59 г. № 276), но с
учетом требований национальных
стандартов (ПБУ-9 и ПБУ-7) и нового Плана счетов бухгалтерского учета.
Суть этого метода сводится
к тому, что в синтетическом и аналитическом учете
отражаются только те операции, которые приводят к изменению остатков малоценных и быстроизнашивающихся предметов у материально ответственных лиц, за исключением операций по учету, связанных с движением инструментов, содержащих алмазы и драгоценные металлы.
Суть метода обменного фонда
заключается в следующем:
1. Для каждой
инструментально-раздаточной кладовой устанавливается норма
постоянного запаса инструментов и предметов в разрезе позиций номенклатуры их учета по группам, видам, наименованиям, номерам чертежей.
Указанная норма запаса инструментов устанавливается расчетным путем исходя из потребностей для обеспечения:
-
постоянного комплекта инструментов и
приспособлений, закрепленного за станочным оборудованием;
-
рабочих и специалистов инструментами,
которые должны находиться в их индивидуальном длительном
пользовании;
-
оборотного фонда, находящегося на рабочих
местах и в кратковременном пользовании;
-
минимального переходящего запаса,
необходимого для бесперебойной текущей выдачи на рабочие
места взамен пришедших в негодность или требующих
заточки.
2. Остатки инструментов и
предметов, числящиеся за инструментально-раздаточной кладовой,
приводятся в соответствие с установленными расчетными нормами запаса. Для
этого лишние и ненужные инструменты из инструментально-раздаточной
кладовой и передаются в центральный инструментальный
склад, а недостающие - пополняются отпуском из центрального инструментального склада.
Все перечисленные операции
по регулированию остатков инструментов в инструментально-раздаточной
кладовой оформляются первичными документами (ф. № М-11) с
отражением в синтетическом и аналитическом учете, поскольку это приводит к
изменению остатков в инструментально-раздаточной кладовой
Первоначальная выдача
инструментов производится на основании требования
мастера, в котором указывается:
-
рабочие места;
-
перечень инструментов и приспособлений,
необходимых на каждом рабочем месте в соответствии с
технологическими картами;
-
время, на которое выдается инструмент;
-
получатели инструментов и приспособлений:
рабочие-станочники, наладчики и т.д.
На каждого получателя
инструментов и приспособлений открывается лицевая
карточка, в которой работники расписываются за полученный инструмент. Выдача инструмента во временное пользование производится по записке мастера, в которой на ряду с наименованием и количеством инструмента,
указывается время на которое выдается инструмент.
Возвращенные работниками в
инструментально-раздаточную кладовую инструменты и
приспособления подлежат обязательному осмотру и технической проверке на
предмет определения возможности их дальнейшего использования,
а также установления факта сохранности всех его съемных частей.
Нормально изношенные или
затупленные инструменты сдаются работниками непосредственно
в раздаточную кладовую и обмениваются на годные инструменты,
штука за штуку, без оформления документов.
Во всех случаях поломки,
порчи или потери инструментов, если это произошло
по вине работника, составляется акт выбытия (ф. № МШ-4) в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию для удержания с виновного в установленном законом порядке соответствующей суммы для возмещения причиненного ущерба.
Нормально изношенные,
поломанные и негодные инструменты предъявляются
в центральный инструментальный склад для обмена. Операции обмена центральным инструментальным складом негодных инструментов на годные производятся по принципу «только штука за штуку» и оформляются актом обмена. В актах обмена по строке «Причина списания» в соответствующих случаях указывается:
Страницы: 1, 2, 3
|