- в разделе 5 "Сведения о затратах, связанных со списанием
автотранспортных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных
ценностей от их списания" (форма N ОС-4а);
- в разделе 2 "Сведения о поступлении материальных ценностей от
списания объектов основных средств" (форма N ОС-4б).
Данные результатов списания вносятся в инвентарную
карточку (книгу) учета объекта, объектов и группового учета объектов основных
средств (формы N ОС-6, N ОС-6а, N ОС-6б).
Инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма N ОС-6) .
Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма N ОС-6а)
.Инвентарная книга учета объектов основных средств (форма N ОС-6б)
Применяются для учета наличия объекта основных
средств, а также учета движения его внутри организации. Ведутся в бухгалтерии в
одном экземпляре: на каждый объект - по форме N ОС-6, на группу объектов - по форме N ОС-6а, для объектов основных средств малых предприятий - по форме
N ОС-6б.
Записи при приеме-передаче производятся на
основании актов о приеме-передаче объектов основных средств (формы N ОС-1, N ОС-1а, N ОС-1б) и
сопроводительных документов (технических паспортов заводов-изготовителей и
др.). Прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая
проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их
выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке (книге) на основании
соответствующих документов.
В показателях граф "Сумма начисленной
амортизации (износа)" указывается сумма начисленной амортизации (износа) с
начала эксплуатации.
Акт о приеме (поступлении) оборудования (форма N ОС-14) .Акт о
приеме-передаче оборудования в монтаж (форма N ОС-15) .Акт о выявленных
дефектах оборудования (форма N ОС-16) .
Форма N ОС-14 применяется для оформления и
учета поступившего на склад оборудования с целью последующего использования его
в качестве объекта основных средств.
Составляется комиссией, уполномоченной на прием
основных средств, в двух экземплярах. Утверждается руководителем или
уполномоченным им лицом.
В случае невозможности проведения качественной
приемки оборудования при его поступлении на склад Акт о приеме (поступлении)
оборудования (форма N ОС-14)
является предварительным, составленным по наружному осмотру. Качественные и
количественные расхождения с документальными данными организаций, поставивших
оборудование, а также факты боя и лома отражаются в соответствующих актах в
установленном порядке.
Передача оборудования в монтаж оформляется Актом о
приеме-передаче оборудования в монтаж (форма N ОС-15). При проведении монтажных работ подрядным способом в
состав приемочной комиссии входит представитель подрядной монтажной
организации. В этом случае отдельный акт на передачу оборудования в монтаж (форма
N ОС-15) не составляется. В получении оборудования на ответственное хранение уполномоченный представитель монтажной организации
расписывается непосредственно в акте, и ему передается копия акта.
На дефекты оборудования, выявленные в процессе
монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля, составляется
Акт о выявленных дефектах оборудования (форма N ОС-16).
Зачисление
смонтированного и готового к эксплуатации оборудования в состав основных
средств организации оформляется в установленном порядке по
формам N ОС-1 или N ОС-1б.
2 . Организация бухгалтерского учета поступления основных средств .
2.1 Учет наличия и поступления основных средств
.
Учет поступления основных средств ведется в разрезе перечисленных
классификационных групп и инвентарных объектов . При поступлении объекта в эксплуатацию
комиссией , назначаемой руководителем организации , оформляется акт (
накладная ) приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1 ) . В нем указываются
характеристика объекта , его местонахождение , источник финансирования
приобретения , год выпуска или постройки , дата ввода в эксплуатацию ,
результаты испытания объекта , его соответствие техническим условиям и др. Акт
(накладная) приемки-передачи основных средств составляют на каждый объект в
отдельности .По общему акту , оформляющему приемку нескольких объектов ,
рекомендуется приходовать лишь хозяйственный инвентарь , инструменты , станки
,если они однотипны , одинаковой стоимости и приняты одновременно . К акту
(накладной) приемки-передачи прилагается необходимая техническая документация
( паспорта , спецификации , рабочие инструкции и т.п.) .
Каждому
объекту основных средств , принятому на учет , присваивается инвентарный
номер . Он сохраняется на все время эксплуатации объекта и обозначается на
нем путем прикрепления металлического жетона , нанесения краской , насечки и
т.п. Объекты основных средств обычно нумеруются по порядково-серийной системе
, и номер указывается во всех первичных документах и регистрах бухгалтерского
учета . Инвентарным номером объектов железных транспортных средств (
электровозов, тепловозов , локомотивов ) обычно служат номера , полученных на
заводах-изготовителях , а у объектов автомобильного транспорта , тракторов и
прицепов – знаки , присвоенные им госавтоинспокцией . Присваивать вновь
поступившим основным средствам инвентарные номера выбывших объектов нельзя в
течение 5 лет после списания , так как это может привести к путанице и ошибкам
в учете .
Акт
(накладная ) приемки-передачи основных средств с сопроводительными документами
передается в бухгалтерию организации передается в бухгалтерию организации . На
основание акта бухгалтерия открывает инвентарную карточку учета основных
средств (ф. № ОС-6) , где указывает инвентарный номер объекта и основные
данные о нем ( первоначальная и восстановительная стоимость , срок полезного
использования , норма амортизационных отчислений , сумма износа на момент
оприходования и т.п. ) .
На
арендованные в порядке текущей аренды и финансового лизинга основные средства
унитарные карточки не открываются . Для их аналитического учета используют
копию карточки , прилагаемой арендодателем ( лизингодателем ) к акту сдачи
объекта основных средств а аренду (лизинг ) . При реконструкции , значительной
достройки или дооборудования объектов открывается новая карточка .
Для
обеспечения сохранности инвентарные карточки каждого объекта регистрируются в
специальных описях и хранятся в картотеке бухгалтерии сгруппированными по
отраслевым классификационным группам , а внутри этих групп - по местам
эксплуатации и по видам объектов . При выбытие основных средств инвентарная
карточка из карточек изымается .
В
организациях с небольшим количеством объектов основных средств , а также если
они представляют собой сложные инвентарные объекты , имеют много крупных
составных приспособлений и устройств ( электоромоторов , трансмиссий и т.п.
) , пообъектный учет можно весть в инвентарных книгах . При использовании в
учете компьютеров отпадает необходимость в карточке инвентарных карточек и все
необходимые сведения о наличие и движение основных средств получают на основе
информационной базы банка данных в виде распечатки регистров (машинограмм ) ,
используемых для управления основными средствами .
Учет наличия и
движения основных средств , принятых на баланс организации , ведется на счете
Основных средств . Здания , машины и оборудование арендованные учитывают на
забалансовом счете Арендованных основных средств .
В коммерческих
организациях (товариществах и обществах ) основные средства могут поступить в
порядке оплаты акций и/или вклада учредителей (акционеров ) . В этом случае иу
регистрируют в учете бухгалтерской записью
Д-т сч. 01 ”Основные средства”
К-т сч 75 ”Расчеты с учредителями”
Оценка
таких объектов и целесообразность их оприходования для зачисления в качестве
вклада должна быть согласована с другими учредителями и отражена в протоколе
собрания акционеров (пайщиков) .
Предоставление
организациям основных средств в безвозмездное пользование на счетах
бухгалтерского учета отражают записью
Д-т сч. 01 “Основные средства”
К-т сч 83 ”Добавочный капитал” /
”Безвозмездно полученные ценности” – по рыночной стоимости оприходованных
объектов основных средств .
Фактические
затраты , связанные с приобретением основных средств , за исключение НДС и
других возмещаемых налогов , отражаются по дебету капитальных вложений а
корреспонденции со счетами расчетов .
Основные средства
, приобретенные за плату , приходуются по договорной или рыночной цене покупки
с добавлением расходов по доставку и установке ( включая процент на кредит ,
полученный для приобретения основных средств ) - до момента ввода объекта в
эксплуатацию . На стоимость приобретенного объекта с учетом расходов на его
монтаж и ввод в эксплуатацию делается бухгалтерская запись
Д-т сч. 01 “Основные средства”
К-т сч 08 “Капитальные вложения”
Предварительно отражаются перечисленные выше затраты по приобретению (
кредиторская задолженность и другие расходы ) до их оплаты :
Д-т сч. 08 “Капитальные вложения ”
К-т сч 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками ”
а затем их
погашение:
Д-т сч. 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”
К-т сч 51 “Расчетный счет”
В случае
когда организация приобрела основные средства , не требующие установки и
монтажа , достаточно записи по дебету счета 01 “Основные средства” и кредиту
счета 08 “Капитальные вложения” , чтобы отразить увеличение стоимости объектов
основных средств в балансе и погасить кредиторскую задолженность в момент
оплаты с записью по дебету счетов расчеты в корреспонденции со счетом 51
“Расчетный счет ” .
Если основные
средства приобретены за счет бюджетных ассигнований и других целевых
источников финансирования или для выпуска продукции , освобожденной от уплаты
налога на добавленную стоимость , то уплаченный при приобретение НДС включается
в первоначальную стоимость объектов . В первоначальную стоимость служебных
легковых автомобилей и микроавтобусов кроме НДС включается налог на
приобретение автотранспортных средств .
Оприходование
основных средств , поступивших в виде вклада в совместную деятельность ( по
договору простого товарищества ) , отражается по дебету счета Основных средств
и кредиту счета Расчетов по выделенному на отдельный баланс имуществу (
субсчет “Расчеты по договору простого товарищества ”) .
Организация ,
получившая объекты основных средств в хозяйственное ведение или оперативное
управление от государственного или муниципального органа , отражает их
стоимость при принятие на учет по дебету счета Основных средств и кредиту счета
Расчетов с государством и муниципальными органами органом . Одновременно на стоимость
оприходованных объектов дебетуется счет Расчетов с государственным и
муниципальным органом и кредитуется счет Добавочного капитала .
Неучтенные объекты
основные средств , выявленные при инвентаризации , приходуются по рыночной
стоимости бухгалтерской записью
Д-т сч. 01 “Основные средства”
К-т сч 99 “Прибыль и убытки”
Бухгалтерии
необходимо установить причину возникновения излишка и виновных в этом лиц .
Пример 1 :
ЗАО «Актив»
приобрело по договору купли-продажи персональный компьютер . В счете была
обозначено стоимость составных частей компьютера :
·
Системный блок –12000 руб. ( в том числе НДС -2000
руб.)
·
Монитор – 4200 руб.( в том числе НДС-700 руб. )
·
Клавиатура – 300 руб. (в том числе НДС –30 руб. )
·
Мышь – 180 руб. ( в том числе НДС – 30 руб.)
Итого
стоимость компьютера –16680 руб. ( в том числе НДС – 2780 руб.) .
Составные
части компьютера ( системный блок , монитор ,клавиатура , мышь ) могут
функционировать только в составе единого комплекса , поэтому бухгалтер «Актива»
принял их к учету как единый инвентарный объект и сделал проводки :
Д-т сч.
60 К-т сч 51
-16680руб. –
оплачен счет продавца
Д-т сч. 08 К-т сч 60
-13900 руб. (16800-2780) – оприходован компьютер на балансе организации
( по стоимости составных частей без учета НДС )
Д-т сч.
19 К-т сч 60
-2780руб. – учтена
сумма НДС согласно счету-фактуре продавца
Доставку компьютера (300 руб. , в том числе НДС –50 руб.) «Актив»
дополнительно оплатил начисленный из кассы через подотчетное лицо :
Д-т
сч. 71 К-т сч50
-300 руб.
–выданы из кассы деньги подотчетному лицу для оплаты доставки компьютера
Д-т сч.
08 К-т сч71
-250 руб.
(300-50) – плата за доставку учтена в балансовой стоимости компьютера ( на
основание авансового отчета подотчетного лица )
Д-т сч.
19 К-т сч 71
-50 руб.
–учтен НДС по расходам на доставку (на основание счета-фактуры транспортной
организации)
Когда
ввели в эксплуатацию , бухгалтер «Актива» сделал проводки :
Д-т сч.
01 К-т сч 08
-14150
руб. (13900+250) - компьютер зачислен в состав основных средств организации
Д-т
сч. 68 субсчет “Расчеты по НДС” К-т сч 19
-2830 руб.
(2780+50) -произведен налоговый вычет.
2.2 Учет амортизации основных средств .
С 1 января 2002 года порядок расчета амортизации основных
средств изменился. Кроме того, для целей налогообложения отражать амортизацию
основных средств нужно в аналитических регистрах налогового учета.Так требует
глава 25 Налогового кодекса РФ.
Из текста главы 25 Налогового кодекса РФ не ясно, как
начислять амортизацию по основным средствам, приобретенным до 1 января 2002
года. Не разъяснен этот вопрос и в Методических рекомендациях (утверждены
приказом МНС России от 26 февраля 2002 г. N БГ-3-02/98) к этой главе.
Как сообщается в МНС России, в ближайшее время в главу 25
Налогового кодекса РФ будут внесены изменения, которые уточнят порядок
начисления амортизации по "старому" имуществу. И скорее всего эти
изменения вступят в силу задним числом, то есть с 1 января 2002 года.
В бухгалтерском учете не нужно начислять амортизацию на те
основные средства, которые перечислены в пункте 17 ПБУ 6/01 "Учет основных
средств", утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н.
До 1 января 2002 года эти основные средства не амортизировались и при расчете
налога на прибыль. Однако с 1 января 2002 года ситуация изменилась. Дело в том,
что в статье 256 Налогового кодекса РФ приведен несколько иной перечень
имущества, не амортизируемого при расчете налога на прибыль.
Таким образом, появилось имущество, амортизация которого в
бухгалтерском учете не начисляется, но учитывается при расчете налога на
прибыль. Это:
- многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного
возраста;
- объекты жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры
и др.);
- имущество некоммерческих организаций, используемое в
предпринимательской деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|