Существует несколько вариантов
учета материалов в бухгалтерии. При первом варианте в бухгалтерии открывают на
каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которых
записывают на основании первичных документов операции по поступлению и расходу
материалов. Эти карточки отличаются от карточек учета материалов лишь тем, что
учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и денежном выражении.
По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составляют сортовые
количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с
оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах и данными
карточек складского учета.
При втором варианте все приходные
и расходные документы группируют по номенклатурным номерам и в конце месяца
подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида
материалов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и
денежном выражениях по каждому складу отдельно по соответствующим синтетическим
счетам и субсчетам.
Этот вариант значительно уменьшает
трудоемкость учета, поскольку отпадает, необходимость ведения карточек
аналитического учета. Однако учет и в этом случае остается громоздким,
поскольку в оборотную ведомость приходится записывать сотни, а, иногда и тысячи
номенклатурных номеров материалов.
Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский,
или сальдовый, метод учета материалов, при котором бухгалтерия не дублирует
складского сортового учета ни в отдельных карточках аналитического учета, ни в
оборотных ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учета карточки
учета материалов, ведущиеся на складах.
Ежедневно или в другие
установленные сроки (как правило, не реже одного раза в неделю) работник
бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в
карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках.
В конце месяца заведующий складом, а в отдельных случаях работник бухгалтерии,
переносит количественные данные об остатках на 1-е число месяца по каждому
номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в ведомость
учета остатков материалов на складе (без оборотов прихода и расхода).
После проверки и визирования
работником бухгалтерии ведомость остатков передают в бухгалтерию, где остатки
материалов таксируют по твердым учетным ценам и выводят их итоги по отдельным
учетным группам материалов и в целом по складу.
При сальдовом методе учета
материалов поступившие в бухгалтерию первичные документы по движению материалов
после их проверки и таксировки раскладывают в контрольной картотеке отдельно по
приходу и расходу с учетом складов и номенклатурных групп материалов. По данным
контрольной картотеки документов составляют ежемесячную статистическую
отчетность о движении и остатках важнейших видов материалов и топлива. Кроме
того, по истечении месяца картотеку используют для составления групповых
оборотных ведомостей в суммовом выражении по каждому складу в отдельности.
Таких групп бывает несколько десятков (вместо тысяч наименований материалов).
Данные этих ведомостей сверяют со стоимостными данными ведомости остатков и с
итогами записей в регистрах синтетического учета.
Сальдовый метод учета материалов —
один из наиболее эффективных, особенно в условиях ручной обработки учетных
данных и малой механизации учета.
При использовании ЭВМ все
необходимые регистры при сальдовом методе учета материалов (групповые оборотные
ведомости, ведомости остатков, сальдово-счислительные ведомости) составляют на
машинах.
Аналитический учет материалов в
бухгалтерии с применением ЭВМ можно осуществлять также посредством составления
сортовых оборотных ведомостей по номенклатурным номерам на основании
поступающих первичных документов. Сверка со складским учетом в этом случае
осуществляется вручную. При передаче на ВУ карточек складского учета на их
основе разрабатывается сортовая оборотно-счислительная ведомость, в которой
сопоставляются исходящий остаток материалов (в количественном и суммовом
выражении) по первичным документам, по карточкам складского учета и выявляются
отклонения между этими данными.
Оба изложенных варианта
аналитического учета материалов с применением ЭВМ имеют существенные
недостатки, поскольку при сальдовом методе трудоемкой является разработка
групповых и сальдово-счислительных ведомостей для сверки данных бухгалтерского
и складского учета непосредственно с помощью машин. При составлении только
сальдовой ведомости сверку с карточками складского учета производят вручную,
что значительно затрудняет поиск и обнаружение ошибок.
При составлении сортовых оборотных
ведомостей на ЭВМ ослабляется контроль за ведением складского хозяйства.
В связи с этим целесообразно
использовать комбинированный метод аналитического учета материалов, сочетающий
прогрессивность сальдового метода и меньшую трудоемкость разработки регистров
поиска ошибок при втором варианте. При комбинированном методе осуществляется
постоянный контроль за складским учетом и составляются сортовые оборотные
(оборотно-счислительные) ведомости Данные о начальных остатках и оборотах по
каждому номенклатурному номеру облегчают поиск ошибок и расхождений.
3. Контроль за состоянием и рациональным
использованием ПЗ и основные направления совершенствования их учёта.
3.1. Инвентаризация товарно-материальных
ценностей
Товарно-материальные ценности
(производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в
описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и
других необходимых данных (артикула, сорта и др.).
Инвентаризация
товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке
расположения ценностей в данном помещении.
При хранении товарно-материальных
ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного
лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После
проверки ценностей вход в помещение опломбировывается и комиссия переходит для
работы в следующее помещение.
Товарно-материальные ценности,
поступающие во время проведения инвентаризации, принимают материально
ответственные лица
в присутствии членов
инвентаризационной комиссии и приходуют их по реестру или товарному отчету
после инвентаризации.
Эти ценности заносят в отдельную
опись. В ней указывают дату поступления, наименование поставщика, дату и номер
приходного документа, наименование товара, количество, цену и сумму.
Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной
комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка «После
инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.
При длительном проведении
инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения
руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации
товарно-материальные ценности могут отпускаться материально ответственными
лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.
Эти ценности заносят в отдельную
опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время
инвентаризации». Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие
товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах
делают отметку за подписью председателя инвентаризационной комиссии или (по его
поручению) члена комиссии.
В описях на товарно-материальные
ценности, переданные в переработку другой организации, указывают наименование
перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическую
стоимость по данным учета, дату передачи ценностей в переработку, номера и даты
документов.
ИХП, находящиеся в эксплуатации,
инвентаризируются по местам их нахождения и материально ответственным лицам, на
хранении у которых они находятся.
Инвентаризацию проводят путем
осмотра каждого предмета. В описи ИХП заносят по наименованиям в соответствии с
номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.
При инвентаризации ИХП, выданных в
индивидуальное пользование работникам, допускается составление групповых
инвентаризационных описей с указанием в них ответственных за эти предметы лиц,
на которых открыты личные карточки, с распиской их в описи.
Предметы спецодежды и столового
белья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную
опись на основании ведомостей-накладных или квитанций организаций,
осуществляющих эти услуги.
ИХП, пришедшие в негодность и
несписанные, в инвентаризационную опись не включаются, а составляется акт с
указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования
этих предметов в хозяйственных целях.
Тару заносят в описи по видам,
целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении,
требующая ремонта и др.).
На тару, пришедшую в негодность,
инвентаризационная комиссия составляет акт на списание с указанием причин
порчи.
Излишки
материально-производственных запасов, выявленные в результате проведенной
инвентаризации, отражаются в бухгалтерском учете как внереализационные доходы
(дебетуют счет 10 «Материалы», кредитуют счет 91 «Прочие доходы и расходы»).
При выявлении фактов недостач,
хищений, порчи материалов их фактическая себестоимость или ее часть (при порче
материалов) списывается с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 94
«Недостачи и потери от порчи ценностей».
Со счета 94 стоимость недостающих
и испорченных материалов списывают на счета издержек производства и обращения
(если потери в пределах норм), в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим
операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» (при
установлении конкретных виновников), в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»
(при отсутствии конкретных виновников или если во взыскании недостающих или
испорченных ценностей отказано судом).
Стоимость материалов, утраченных в
результате стихийных бедствий или иных форс-мажорных обстоятельств, списывается
с кредиты счета 10 «Материалы» в дебет счета 99 «Прибыли и убытки». Материалы,
израсходованные при ликвидации последствий стихийных бедствий, также
списываются со счета 10 на счет 99
3.2. Пути
совершенствования учёта ПЗ
Производственные запасы составляют
значительную часть стоимости имущества предприятия, а затраты материальных
ресурсов в некоторых отраслях доходят до 90% и более в себестоимости продукции
Именно поэтому усиление контроля за состоянием производственных запасов и
рациональным их использованием оказывает существенное влияние на рентабельность
предприятия и его финансовое положение.
Основным направлением повышения
эффективности использования производственных запасов является внедрение
ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий
Рациональное использование запасов
зависит также от полноты сбора и использования отходов и обоснованной их оценки
Существенное значение для
сохранности производственных запасов имеет наличие технически оснащенных
складских помещений с современными весоизмерительными приборами и устройствами,
позволяющими механизировать и автоматизировать складские операции
и складской учет.
Важное условие повышения
эффективности использования материальных ресурсов — усиление личной и
коллективной ответственности и материальной заинтересованности рабочих,
руководителей и специалистов структурных подразделений в рациональном
использовании указанных ресурсов.
Одно из условий рационального
использования производственных ресурсов – нормирование складских запасов и
материальных затрат. Под нормой производственного запаса понимают средний в
течение года запас каждого вида материалов, принимаемый как переходящий запас
на конец планируемого года. Эта норма измеряется в днях среднесуточного
потребления каждого вида материалов.
Предприятия должны стремиться к
соблюдению норм производственных запасов каждого вида материалов, поскольку их
излишек приводит к замедлению оборачиваемости оборотных средств, а недостаток —
к срыву производственного процесса.
Существенно улучшить учет
производственных запасов можно, совершенствуя применяемые документы и учетные
регистры, т.е. более широко используя накопительные документы (лимитно-заборные
и комплектовочные карты, ведомости и др.), предварительную выписку документов
по движению материалов и оперативных документов на вычислительных машинах,
карточки складского учета в качестве расходного документа по отпущенным
материалам (бездокументальной системы оформления расхода материалов) и др.
Заключение
Данная работа посвящена бухгалтерскому учету
материально-производственных запасов. В процессе ее написания была сделана
попытка проанализировать цели, стоящие перед бухгалтерским учетом, и задачи,
которые должен выполнять бухгалтерский учет материально-производственных
запасов для предприятий.
В работе была описана методика ведения бухгалтерского учета
материально-производственных запасов в соответствии с утвержденными положениями
и нормативными актами. Были приведены счета, с помощью которых ведется учет
этих операций.
Приведенная методика ведения бухгалтерского учета
материально-производственных запасов является полной и конкретизированной, что
позволяет организовать четкое управление и контроль за их учетом.
В системе организации бухгалтерского учета на
предприятиях особое место занимает учет материально-производственных запасов, в
задачи которого входят:
систематический контроль за выпуском продукции,
состоянием ее запасов и сохранностью на складах, объемом выполненных работ и
услуг;
своевременное и правильное документальное оформление
отгруженной и отпущенной продукции (работ, услуг), четкая организация
расчетов с покупателями;
контроль за выполнением плана договоров-поставок по
объёму и ассортименту реализованной продукции (работ, услуг);
своевременный и точный расчет сумм, полученных за
реализованную продукцию (работы, услуги), фактических затрат на их производство
и сбыт, расчет сумм прибыли.
Успешное выполнение этих задач зависит от ритмичности
работы предприятия, правильной организации сбыта и складского хозяйства,
своевременности документального оформления хозяйственных операций.
Таким образом, в данной выпускной квалификационной работе были
проанализированы сущность и основные принципы ведения бухгалтерского учета по
учету материально-производственных запасов, на конкретных операциях был
приведен пример ведения учета, что может служить пособием для освоения данного
материала, а также подготовкой к практической деятельности на предприятии.
Список
используемой литературы.
1. К.М. Гарифуллин, В.Б. Ивашкевич «Бухгалтерский
и финансовый учёт» учебное пособие Казань издательство КФЭИ 2002г. 512 стр.
2. ПБУ №5/01 Федеральный закон о «Бухгалтерском
учёте» от 21.11.1996г. №129-Ф3
3. Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учёт» М. Инфра-М
2000г. 584с.
4. Жуков Н.В. «Учёт операций по приобретению и
заготовлению материально-производственных запасов». Бухгалтерский учёт 5-2000
стр. 38-43.
5. Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учёт» учебное
пособие – 4-е издание, перераб. и доп. – М. Инфра-М, 2002 – 640с. (Серия
«Высшее образование»).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|