рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Управленческая психология

Этот этап называется «заполнение социометрических карточек».

Тип

Критерий

Выборы

1.

Работа

а). к кому бы Вы обратились за помощью в в-се о работе?




б). к кому бы Вы не обратились «»?




2.

Досуг

а). кого бы Вы пригласили бы на ДР?




б). кого бы вы не пригласили на ДР?





Социометрия может быть параметрическая (задано кол-во выборов), непараметрическая (кол-во выборов не ограничено).

2)    э

3)    Построение социограммы – это схематическое изображение реакций испытуемых др. на др. с использованием условных изображений.

Условные обозначения:

 





А положительно выбирает Б





отрицательный выбор совершённый Б





взаимный положительный выбор





взаимно отрицательный выбор







II. Групповая оценка личности (ГОЛ)

         Каждому члену коллектива предлагается оценить кач-ва своих коллег по 5-ти бальной системе (0-полное отсутствие признака, 5-ярко выражен)



кач-ва





ФИО

пунктуальность

дисциплинарность

добросовестность

ответственность

взаимопомощь

отзывчивость

1. Арбузов

5

4

0




2. Воронов

4






3. Громов

3






4. Дербин








Каждый член коллектива заполняет такую таблицу, за тем создаётся свободная таблица.

Кач-ва могут быть выражены в суммарной оценке, ср. значении, в ранге.


III. Референтометрия

методика определения круга лиц, чьё мнение важно для данного индивида и группы в целом.

Этапы:

1 этап

– взаимооценка др.др членами группы по определённому набору кач-в (умный, добрый, весёлый, смелый и т.д.)

2 этап

– индивидуальная беседа эксперементатора с каждым испытуемым группы с целью определения членов группы, чья оценка важна для данного ч-ка.


Референтная группа – это соц. группа, которая явл. более значимой для ч-ка, идеи, взгляды, правила поведения, которые он разделяет и они для него ценны.


Вопрос 25, 26

Деловое общение представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами, создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела.
Предметом делового общения является дело, содержанием - социально-значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации.
Цель делового общения - организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности.
Под функциями делового общения понимают те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе совместной деятельности людей:
1) информационная - процесс обмена информацией;
2) эмотивная - непосредственное выражение чувств, эмоций;
3) фатическая - установление контакта между людьми;
4) призывная - побуждение, просьба;
5) волюнтативная - воздействие, согласование, делегирование полномочий;
6) конативная - усвоение, понимание, знание этикета;
7) когнитивная - познавательная функция.
Деловое общение - это, прежде всего, коммуникация, то есть обмен информацией, значимой для участников общения.
Под параметром понимается величина, характеризующая основное свойство устройства, системы. Параметрами делового общения являются:
1) содержательно-информационные:
- повод для встречи;
- тема разговора.
2) пространственная характеристика:
- рабочая площадь;
- количество людей, участвующих в общении.
3) временные параметры:
- общая длительность общения;
- последовательность.
4) частотный:
- системность контакта.
Категориями делового общения являются: включение и включенность. Включение - это уровень активности, с которого человек начинает свою деятельность. Включенность - уровень активности, которую личность сохраняет на протяжении всего контакта, общения.
Деловое общение - это реальный процесс, процесс взаимосвязи и взаимовлияния людей, решающих задачи в результате совместной деятельности. Совместная деятельность - совокупность общегрупповых задач, в которой участвует общность.
Способы делового общения:
1) коллективный (групповой);
2) парно-групповой;
3) индивидуальный.
Деловое общение в управленческой деятельности позволяет руководителю осуществлять анализ взаимоотношений людей, форм контактов и средств их установления, способов включения человека в коллектив, факторов, определяющих его поведение в совместной деятельности.
Таким образом, руководитель получает возможность объективно оценивать состояние функционирования системы и, при необходимости, принимать адекватное управленческое решение для перевода системы из одного состояния в другое, более высокое. В этом и заключается главная суть управленческой деятельности.

Вопрос 28

Коммуникативные стр-ры орг-ии


1)     Центральные:

a)     «Мельница»

 






б). «Игрек»

 







         в). «Цепочка»

 




2). Нецентрализованные

         а). Пятиугольник






б). «Пятиугольник со звездой»



Типы организационных коммуникаций (процесс передачи информации)


ü     по направленности коммуникации рук-ля

o        внешнеорганизационные

o       внутриорганизационные

§        вертикальные

·        восходящие

·        нисходящие

§        горизонтальные

ü     по официальному признаку:

o       формальные

o       неформальные

ü     по форме:

o       устные (вербальные)

o       письменные

o       комбинированные

o       визуальные

o       аудиционные

ü     по признаку этапа, на котором коммуникация осу-ся:

o       кум-ия при приёме на работу

o       при ориентировки в круге

o       в процессе деят-ти

o       при ан-зе и контроле


Коммуникация – это прямой процесс передачи информации не зависимо от того приводит он к взаимопониманию или нет.

Общение – это установление или поддержание прямого или опосредованного контакта между людьми в процессе их взаимодействия. Общение предполагает взаимопонимание.

Вопрос 28

Интерактивная сторона общения

(общение как взаимодействие)

Гл. содержание общения – воздействие на партнёра, взаимодействие, которое может быть ориентировано на контроль и понимание.

ü     Стратегия «контролёра» - стремление контролировать, управлять ситуацией, поведением других, желание доминировать

ü     Стратегия «понимателя» - стремление поняиь ситуацию и поведение других, желание лучше взаимодействовать, избегать конфликтов, т.е. соблюдение равенства партнёров.


Общение осущ-ся по поводу того или иного предмета, хар-р общения определяется открытостью или закрытостью предметной позиции:

ü     открытость общения – способность выразить свою точку зрения на предмет и готовность учесть позиции других

ü     закрытость общения – неспособность или нежелание раскрывать свои позиции

ü     смешанные типы общения:

o       одна из сторон пытается выяснить позицию др., не раскрывая своей

o       один из собеседников открывает партнёру позиции, рассчитывая на помощь и не интересуясь его мнением.

При выборе позиции общения следует учитывать:

ü     степень доверия к партнёру

ü     возможность последствия открытости общения


Этапы общения:

I.                  Установление контакта. Задача контактной фазы – побудить собеседника к общению и создать максимум возможностей для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений. Правила установления контакта:

ü     продемонстрировать доброжелательность и открытость для общения

ü     словесное обращение (приветствие)

ü     не вступать в контакт, если собеседник занят

II.               Этап ориентации помогает определить стратегию и тактику делового общения, развить интерес к нему, вовлечь партнёра. Задачи этого этапа:

ü     вызвать интерес к предстоящей беседе и вовлечь собеседника в обсуждение

ü     выявить самооценку собеседника и сориентироваться в распределении рослей

ü     начать решение основной задачи общения

На этом этапе сразу выясняют, каким по длительности будет разговор (свёрнутый, чёткий или развёрнутый, подробный).

III.           Активное обсуждение вопроса в непринуждённой атмосфере:

ü     шутка

ü     повышение эмоционального тонуса собеседника (похвала)

ü     включение собеседника в выполнение физ. действий (просьба помощи)

С учётом самооценки партнёра, которую можно повысить или понизить, и правильного распределения ролей по принципу доминирование – подчинение возможных:

ü     «пристройка сверху»

ü     «пристройка снизу»

ü     «пристройка на равных»

Для обсуждения проблемы необходимы вербальные навыки: умение слушать и умение говорить.

IV.            Принятие решения – определяется предыдущей стадией и логически вытекает из неё.

V.               Выход из контакта – его цель создать хорошее последнее впечатление (образ), что будет влиять на будущие деловые отношения.

Вопрос 29

Перцептивная сторона общения

(общение как восприятие)

Термин «соц. перцепция» (соц. восприятие) впервые был введён американским учёным Дж. Брунером.

Брунер экспериментально доказал, что восприятие как предметов, так и людей зависит от:

1.     индивидуально-личностных факторов

2.     социокультурных факторов (соц. происхождение, соц. статус ч-ка)

Восприятия социальное представляет собой целостный образ другого ч-ка, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

Основы восприятия незнакомых людей – соц. стереотипизация, т.е. восприятие явлений или людей как представителей той или иной соц. группы.

При восприятии незнакомых людей могут быть допущены ошибки, обусловленные рядом факторов.

ü     Фактор превосходства – действует при неравенстве партнёров.

ü     Фактор привлекательности – склонность переоценивать внешне привлекательного ч-ка и недооценивать непривлекательного.

ü     Фактор отношения к нам – люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше, чем люди, относящиеся к нам плохо.


Псих. механизмами восприятия людей, с которыми уже встречались, явл.:

ü     идентификация – уподобление себя ему; поставить себя на место другого и определить, как бы он действовал в подобной ситуации

ü     эмпатия – понимание на Ур-не чувств, стремление откликнуться на проблемы др. ч-ка

ü     рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнёром по общению.

Ошибки восприятия: -эффект Ореола (информация о человеке накладывается по заранее заданный образ); -стереотипизация; -проекция(проекция человеку собственных чувств); факторы превосход-ва (неравенство, внешн. оформление); -факторы привлекат-ти (переоц. внешне привлек.); -факторы отношения к нам (люди, хорош. к нам относящ., оценив. выше, чем люди, относк нам плохо).



Вопрос 30

Конфликтная ситуация- это такое стечение обстоятельств, которое объективно создаёт почву для развития конфликта, реального противоречия между людьми. Конфликт- трудно разрешимое, часто связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Структура: 1)стороны(участники конфликта) 2)предмет конфликта(причина) 3) действия участников конфликта 4)исход (как каждый из участников представляет себе результат) 5)результат.

Динамические хар-ки конфликта

1 – начальная фаза

2- фаза подъёма

3 – пик конфликта

4 – фаза спада

Динамика конфликта

U       U – напряжение

                                                                            t - Время




         постконфликтный синдром



         1  2     3     4

0        t

Этапы конфликта:

1.     возникновение объективной конфликтной ситуации;

2.     осознание ситуации как конфликтной;

3.     начало открытого конфликтного взаимодействия;

4.     разрешение конфликта.

Вопрос 31

Классификации и причины конфликтов

Конфликты в зависимости от ур-ня, на котором происходит конфликт в стр-ре орг-ии. Эл-ты орг-ии можнол представить на диаграмме.

 

Внеш. среда

Организация

Группа

Индивид




Сущ-ет несколько ур-ней конфликтов и соответственно вызывающих их причин:


Ур-нь конфликта

Вид конфликта

Причины, вызывающие конфликт

Первый

Внутриличностные

Фрустрация (псих. дискомфорт связанный с невозможность достижения поставленной перед ч-ком цели)

диалектика цели (к-т состоящий в одновременном стремлении к достижению и избеганию цели)

взаимодействие ролей (необходимость играть сразу несколько ролей – рук-ль / подчинённый)

неопределённость роли (неясность относительно властных полномочий, которыми ч-к располагает)

Второй

Межличностные

Индивидуальные различия (отличия в темпераменте, типе личности, расхождениях в системе ценностей и т.д.)

дефицит инфо

неэффективные коммуникации (коммуникативные барьеры, искажающие информацию)

несовместимость ролей (недостаточно чёткое распределение властных полномочий и ответственности)

Третий

Межгрупповые

Конкуренция за получение ограниченных ресурсов (борьба за приоритеты и влияние)

взаимозависимость задач (деят-ть групп подчиняется и определяется последовательностью при решении задачи, стоящей перед орг-ей в целом)

неопределенность полномочий (недостаточно четкое распределение прав и обязанностей между группами, низкий ур-нь исполнительской дисциплины )

борьба за статус (определение ценности вклада группы в выполнение задач орг-ии)

Организационные (на ур-не орг-ии)

Структурный конфликт (организационная стр-ра препятствует реализации декларированной миссии – распределению властных полномочий)

функциональный конфликт (не сбалансированы ф-ии подразделений и одна из них приобретает доминирующее положение)

конфликт между линейным и штабным персоналом (завышение или занижение ур-ня самооценки деят-ти)

к-т между формальной и неформальной орг-ей (несовпадение целей)

Четвёртый

Организационные (между орг-ей и внешней средой)

Потенциальные конфликты с др. орг-ями (конкурентами, поставщиками, потребителями и компаниями, способными выпустить на рынок т-ры-заменители)

к-ты с контролирующими орг-ями

к-ты с местными органами власти, общественными орг-ями и т.п.


Вопрос 32

Способы разрешения конфликтов

Разрешение конфликтов:

1.     посредничество в конфликте третьего лица;

2.     разъединение конфликтующих;

3.     оперативное пресечение;

4.     благоприятствоваие свободному развитию конфликта;

5.     обсуждение проблемы.

Варианты развития конфликта:

1.     бурное лавинообразное: быстро достигает максимума, часто о причине конфликта люди забывают, конфликт переходит «на личности».

2.      игровое/логическое: участники поочерёдно вступают в конфликтное взаимодействие как бы совершая ходы, конфликт проходит в любезной, вежливой форме.

3.     конфликт взрывного характера: после периода скрытного негодования наступает период когда человек выплёскивает свои эмоции.

4.     переход в хроническое состояние.


Вопрос 33

«Окно Джогарри». Открытие и закрытие пространства личности.

В психологии известна интересная модель – «окно Джогарри», позволяющая представить, что каждый ч-к явл. носителем 4 пространств. Размеры этих информационных  пространств (открытых и закрытых) могут меняться в зависимолсти от того, в каком состоянии находится общение (начало установления контактов или состояние близких взаимоотношений).

Открытые и закрытые «пространства» личности

Модель «окно Джогарри»

1. Открытая зона

Открытое, т.е. известное для меня и для др. людей

2. Слепая зона

Закрытое для меня, но открытое для др.,  т.е. неизвестное мне

3. Скрытая зона

Открытое для меня, но закрытое для других

4. Неизвестная зона

Закрытое и недоступное ни мне, ни др. людям


Углубление чел-их контактов приводит к увеличению размеров открытых и доступных познанию «пространств» и уменьшению закрытых пониманию «пространств» личности.


Размеры «пространств» личности в начале общения с др. ч-ком

1

2

3

4


Размеры «пространств» личности в рез-те установления близких и подлинных взаимоотношений

1

2

3

4


         Когда ч-к ведёт себя открыто, другие люди могут узнать о нём больше, а это ув-ет возможность взаимопонимания. Если ч-к закрывается от других, то он хуже начинает осознавать самого себя.

 

Вопрос 35

Компоненты первого впечатления: 1. вербальн. –смысл 1-ых 10-ти слов; - имя собеседника; -установление контакта. 2. вокальн. – как говорим; 3. визуальный: внешний вид, невер. ср-ва, контакт глаз. Факторы: соц. фон (люди окруж. нас), соц. контекст (ситуация обстоят-во), одежда, направление взгляда, предварит. инфо.



Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.