Управленческое консультирование
СОДЕРЖАНИЕ
Основные области консультирования
Качества консультанта
Профессиональные, этические
требования к консультанту
Стратегия консалтинговой фирмы
Кейс-стадиз
Временный зал прибытия в аэропорту
Храброво.
1. Основные области
консультирования.
Консультирование – это очень
широкое понятие, и ввиду этого оно мало что объясняет, ибо любая помощь клиенту
при решении проблем, возникающих в ходе его деятельности, имеет право
называться консалтингом. Поскольку
круг подобных проблем весьма широк, деятельность консультантов с трудом
поддается какой-либо классификации. Существование огромного количества
компаний, предоставляющих консалтинговые услуги как в каком-либо одном
направлении, так и охватывающих полный спектр услуг данной отрасли, нисколько
не облегчает эту задачу.
Сложившаяся в мировой
практике классификация сегментирует консалтинг следующим образом:
-
Финансовое
консультирование. Проверка и подготовка финансовой отчетности. Анализ
хозяйственной деятельности. Финансовый менеджмент. Привлечение финансирования.
Слияния и приобретения.
-
Консультирование в области
налогообложения и юридических услуг. Налоговое планирование и оптимизация
налогового бремени. Правовое обеспечение хозяйственной деятельности
-
Консультирование в сфере
проектно-конструкторских работ и в медицине.
Управленченское
консультирование
Подробнее остановимся
на услугах, которые предоставляются компаниями, занимающимися управленческим
консалтингом (см. схему).
Управленческое
консультирование – это вид деятельности, направленный на решение проблем и/или
задач, стоящих перед менеджерами высшего звена в области стратегического
планирования, управления хозяйственной, инвестиционной и финансовой
деятельностью, оптимизации и повышения эффективности деятельности компании, а
также проведение необходимых для этого аналитической и исследовательской
работы.
Конечным результатом
деятельности является не только решение проблем, с которыми сталкиваются
управляющие, но и повышение эффективности деятельности компании в целом и/или
увеличению индивидуальной производительности труда каждого работника, а в
некоторых случаях создание конкурентных преимуществ и вывод компании на новый
уровень.
Управленческое
консультирование.
Классификация, которая
приводится, представляет собой попытку систематизировать и структурировать
основные направления деятельности консалтинговых компаний, услуги ими
предоставляемые и привести примеры компаний специализирующихся в каждой из
выделенных областей. Подобная группировка позволяет получить представление об
отрасли и ее структуре с функциональной точки зрения. Полезна классификация, в
основе которой лежит функциональная специализация консалтинговых компаний.
Можно выделить следующие группы компаний: разработка стратегии/стратегическое
планирование; консультирование в области информационных технологий и систем;
консультирование в области электронной коммерции и интернет-технологий;
консультирование в области управления производством и пр.; консультирование в
сфере управления персоналом.
Разработка
стратегии/стратегическое планирование (Strategy).
Это направление имеет
самую долгую историю, являясь наиболее престижным и популярным как среди
консалтинговых фирм, так и их клиентов. Обычно проекты в области разработки
стратегии включают анализ текущей ситуации, возможных путей развития и
выработку рекомендаций относительно дальнейших действий в среднесрочном и
долгосрочном плане. Причем речь может идти как о выходе на новый рынок,
реструктуризации и/или диверсификации деятельности, так и позиционировании
нового товара или услуги. Это отражает тот факт, что понятие “разработка
стратегии” трактуется довольно широко.
Проекты, связанные с
разработкой стратегии, являются не только довольно сложными, но и наиболее
ответственными и, следовательно, являются одними из самых высокооплачиваемых.
Список компаний, специализирующихся в области разработки стратегии на Западе: А. T. Kearney; Accenture; Bain & Company; Braxton
Associates; Booz-Allen & Hamilton; Boston Consulting Group (BCG); LEK/Alcar
Consulting Group; McKinsey & Company; Mercer Management Group.
Клиентами компаний
этой группы являются высшее руководство (управляющие, совет директоров),
поскольку именно на этом уровне принимаются решения, определяющие стратегию
дальнейшего развития. В среднем на протяжении 90-х годов темпы роста доходов
компаний в этой сфере составляли от 16 до 20% ежегодно, что является одним из
лучших показателей в отрасли.
Обычно рабочие
команды, которые создаются консультантами в области стратегии, являются
относительно небольшими. В литературе, посвященной вопросам управленческого
консалтинга, для оценки характера проектов используется коэффициент
"partner ratio", который определяется как отношение количества консультантов
к количеству партнеров. Считается, что если этот показатель не превышает 10, то
фирма занимается вопросами стратегии и работает с топ-менеджерами.
Консультирование
в области информационных технологий и систем (IT & Systems).
Общеизвестно, что
индустрия информационных технологий начинает играть все более и более важную
роль в современном бизнесе. В первую очередь это касается разработки и
внедрения корпоративных информационных систем, систем управления
производственными процессами, установки и настройки специализированного
аппаратного и программного обеспечения. Кроме того, эта сфера является наиболее
динамичной. По данным Kennedy Information Group в 97 году темпы роста в данной
области составили 29%.Этими факторами и обусловлено выделение этой деятельности
в отдельную группу.
Компании этой группы
осуществляют проектирование и внедрение корпоративных информационных систем,
осуществляют техническую поддержку компьютерных сетей, занимаются интеграцией
программных продуктов, запуском и обслуживанием подобных систем. Они проводят
комплексные аналитические исследования в области производства
высокотехнологичной продукции и средств телекоммуникации, предоставляет
своевременную информацию о продукции и конкурентоспособности
компаний-изготовителей, помогает клиентам выбрать правильную стратегию в этой
области.
На протяжении конца
90-х годов типичным проектом являлись консультации и практическая помощь в
преодолении компьютерной ошибки Y2K..
Крупнейшие представители этой группы фирм:
IBM Global Services; Accenture; Mercer Consulting Group; Cap Gemini Ernst &
Young; Electronic Data Systems (EDS); Corporation
Computer Sciences Corporation (CSC); Cambridge Technology Partners; PeopleSoft.
В отличие от
представителей других компаний, практически вся работа консультантов проходит
вне офисов на предприятиях клиентов. Поскольку компании данной группы
занимаются разработкой, управлением, внедрением и обеспечением совместимости
компьютерных систем, это означает, что им в большей степени требуются
специалисты с техническим образованием.
Консультирование
в области электронной коммерции и интернет-технологий (E-commerce/Internet
services)
Особо следует
упомянуть компании, занимающиеся консалтингом в сфере интернет/интранет
технологий и электронной коммерции.
Предлагаемый ими спектр
услуг включает огромный набор интернет-проектов, начиная от разработки
концепции и дизайна вэб-порталов и заканчивая анализом и усовершенствованием
сетевой инфраструктуры. Интересным направлением деятельности является
статистические исследования в сети интернет: анализ посещаемости сайтов,
выявление предпочтений различных групп пользователей и прочие исследования.
Необходимо отметить,
что быстрые темпы роста этой отрасли привлекают компании из других групп,
которые спешат получить свою долю рынка. Так наряду с традиционными EDS, CSC,
Keane, McKinsey, компаниями Big 5 на этом рынке появляются все новые и новые
компании (Scient, Razorfish, Viant, iXL, USWeb/CKS, Proxicom), составляющие
достойную конкуренцию лидерам.
Интернет во многом
изменил и продолжает изменять деятельность компаний. Более того, многие
традиционные формы управленческого консалтинга рискуют стать менее
востребованными в информационном веке. Так или иначе, но этот сектор растет
наиболее быстрыми темпами и, по оценкам, является одним из наиболее
перспективных. Кроме того, именно в этом секторе новые компании имеют
наибольшие шансы потеснить общепризнанных лидеров. Это связано с тем, что
консультантам в этой сфере необходимы знания и навыки, отличные от тех,
которыми обладают консультанты в традиционных отраслях. Например, опыта работы
со средствами разработки вэб-приложений фирм Microsoft, Netscape,
Inprise/Borland, языком Java, методологиями RAD, JAD и т.п.
Консультирование
в области управления производством и пр. (Operations Management )
Компании этой группы
занимаются изучением внутренней организации компании-клиента на всех стадиях ее
деятельности. Так, например, производственного процесса, системы сбыта, системы
обработки и исполнения заказов клиентов и тому подобных. Если консультанты,
специализирующиеся на выработке стратегии устанавливают цели и разрабатывают
планы, то консультанты этой группы компаний занимаются воплощением планов в
жизнь и реализацией поставленных задач. Для большинства компаний – это только
одно из направлений деятельности.
Список компаний,
занимающих лидирующее положение в данной сфере: Accenture; Deloitte Consulting; Cap Gemini Ernst & Young; PricewaterhouseCoopers; Tiber Group
Типичными проектами
является оценка оперативности службы поддержки, изыскание путей снижения
операционных издержек, повышение эффективности системы сбыта, анализ
распределения и использования ресурсов, улучшение системы управления запасами,
управление качеством продукции, увеличение оборачиваемости дебиторской
задолженности. И это далеко не исчерпывающий список.
Так, с начала 90-х
одним из наиболее популярных видов услуг стал реинжиниринг бизнес-процессов
(business process reengineering, BPR).
Процесс реинжиниринга
состоит из анализа текущей деятельности и “разложения” ее на составные части;
устранения процессов, не добавляющих стоимость, определения необходимых
изменений, а потом -- создания новых адекватных бизнес-процессов. При этом
цель может состоять как в устранении неэффективных операций и избыточного
персонала, так и в упрощении системы управления, но в любом случае она
подразумевает коренные изменения всей деятельности компании.
Еще одним направлением
деятельности компаний этой группы может являться консультации в области
управления запасами и планирования производства. Так в плане управления
производственными запасами применяются следующие методологии: DRP (Distribution
Requirements Planning), SIC (Statistical InventoryControl), FRP (Finite
Requirements Planning).
Что касается
управления и автоматизации производственного процесса, то в данной сфере число
доступных методологий гораздо больше, начиная от базовых моделей MRP и CRP
(Material and Capacity Requirements Planning) и заканчивая интегрированными MPR
II, ERP (Enterprise Resource Planning), CSRP (Customer Synchronized Resource
Planning).
В области управления
качеством продукции наиболее известными подходами являются CPI (Continous
process improvment) и TQC/TQM (Total quality control/managment), а также
внедрение стандарта ISO 9000.
В целом, можно
сказать, что методологии управления качеством представляют собой разновидность
методологий управления бизнес-процессами в сфере повышения качества продукции.
Human Resources
(консалтинг в сфере управления персоналом).
Все возрастающая
сложность деятельности в условиях глобальных рынков и ужесточающаяся
конкуренция в практически любой отрасли промышленности и сферы услуг налагает
новые требования на всех служащих компании. В период стремительных изменений на
рынках и в технологиях потребность в эффективном управлении персоналом увеличивается.
Новые перспективы и возможности открываются в сфере подбора и обучения
персонала, методов стимулирования и мотивации; оптимизации управленческой
структуры, что повышает спрос на услуги консультантов.
Примерный список
компаний, специализирующихся на предоставлении консалтинговых услуг в сфере
подбора и управления персоналом: Alexander Consulting Group; Automated Concepts; Godwins International; HRStrategies; Sedgwick Noble Lowndes; Towers Perrin; Watson Wyatt Worldwide
Их деятельность
направлена на повышение эффективности управления, улучшение взаимодействия
между сотрудниками, создание сплоченных команд. Они работают над созданием
корпоративной культуры, улучшением системы взаимоотношений с клиентами,
разрабатывают программы повышения квалификации и способствуют созданию
творческой атмосферы. Еще одним растущим направлением являются консультации в
области найма и увольнений.
Менеджеры не склонны
недооценить важность подобных услуг, поэтому эта работа пользуется уважением и
соответственно оплачивается. Компании этой группы заинтересованы в специалистах
по психологии, профессионалов в области обучения и оценки персонала, имеющих
опыт работы в сфере организации и управления человеческими ресурсами.
2.
Качества
консультанта
Консультант – профессионал по оказанию услуг
управленческого консультирования. Качества консультанта определяются характером
задач консультирования и требованиями клиентов.
Приведем примеры
таких качеств.
|