Внутренняя система управления качеством
При
частой смене фасонов и моделей неизмеримо возрастает значение тщательной
подготовки производства, в которую непременно должны вовлекаться все
технические службы и вспомогательные производства, усиливается роль
оперативного планирования, повышается требования к качеству моделей (здесь
имеется в виду их проектирование и конструирования), полуфабрикатов,
технологической оснастки и т. п.
Проблема
оптимального сочетания количества и качества есть одна из главных и вместе с
тем очень трудных проблем управления промышленностью.
Комплексное
управление качеством включает контроль качества, объёма производства и
себестоимости.
Управление качеством – это по существу процесс
оптимального сочетания взаимообусловленных категорий качества и количества с
целью достижения наибольшей эффективности производства, наивысшей
производительности труда. Это планирование научно обоснованных количественных
показателей высокого уровня качества, надёжности, долговечности изделия,
соответствующего потребностям общества, лучшим мировым образцам, а также
управление процессами проектирования, производство и потребления этих изделий
для достижения запланированных количественных показателей их качества. Это
таким образом, целенаправленное действие, обеспечивающие получение изделий с
лучшими качественными характеристиками.
Одна
из первых задачей управления качеством на предприятии заключается в объективной
оценке управления качества выпускаемой обуви и состояние её сбыта.
Основным
источникам для разработки мероприятий по улучшению качества служат данные по
браку в производстве, поступающие рекламации, данные по обуви, не выдержавшей
гарантийных сроков носки. При разработке мероприятий обычно пользуются не
только опытом своего предприятия, но и передовым опытом родственных фабрик,
рекомендации отраслевых научно-исследовательских институтов, а также зарубежным
опытом. Одновременно перед предприятием стоят задачи постоянной ревизии, переоценки
действующей технологии, внедрение в производство более современных и
эффективных технологических процессов. На основе полученного аналитического
материала (включая данные по измеряемым показателям) и апробированных новых
моделей, в соответствии с графиками мероприятий по улучшению качества и
повышению квалификации исполнителей и исходя из деректив вышестоящих
организаций составляется комплексный план показателей качества продукции.
Службы управления предприятиям:
·
Главная (центральная) бухгалтерия – выполнение плана по качественным показателям в стоимостном выражении
(сортность, ассортимент, новые изделия); потери из-за штрафов и уценки из-за
рекламации на обувь в торгующих организациях; потери при возврате бракованной
обуви (и не выдержавшей гарантийных сроков носки тоже).
·
Планово-экономический отдел – разрабатывает перспективные и текущие планы по ряду качественных
показателей (сортность выпускаемой обуви, её ассортимент, новые модели и
изделия), разрабатывает аналитический материал продукции (в том числе влияние
качества на себестоимость продукции).
·
Отдел труда и заработной платы – разрабатывает, внедряет и контролирует использовании в цехах систем,
поощряющих качество обработки. Участвует в распределении лимитов непервосортной
обуви по производственным операциям.
·
Технологический отдел –
разрабатывает планы технического развития предприятия и составляет
технологические проекты.
·
Производственный отдел –
разрабатывает, организует и осуществляет оперативный контроль за выполнением
цехами и участками графиков по выпуску продукции при обеспечении планируемых
показателей качества.
·
Отдел конструирования и моделирования обуви – разрабатывает ассортимент на будущие периоды, конструирует продукцию,
проводит работы по стандартизации.
· Отдел подготовки производства – сокращение
потерь на браке при освоении новых изделий, новых технологических процессов,
моделей, фасонов или новых обувных материалов.
· Отдел механического конструирования – конструирование
контрольно-измерительных приборов и аппаратов для контроля технологических
процессов, приспособлений и всякого рода оснастки.
· Отдел подготовки кадров – подготовка новых рабочих и повышению
квалификации, программа обучения персонала.
· Отдел кадров – следит за закреплением за
предприятием квалифицированных кадров, проводит идейно-воспитательную работу в
коллективе предприятия.
·
Отдел материально-технического снабжения – своевременно предъявляет рекламации предприятиям-поставщикам за
поставку продукции с отклонениями от гостов и ТУ, контролирует наличие
технологических паспортов в поставляемых материалах и сырьё.
·
Отдел сбыта готовой обуви – контролирует все качественные показатели готовой продукции.
Наблюдает и изучает состояние сбыта обуви в торговой сети. Обладает полной и
исчерпывающей информации о претензиях, требования качества и рекламациях со
стороны торгующих организаций, отдел способен прогнозировать сбыт обуви на
относительно короткие периоды. Обеспечивает нормальные климатические и другие
условия хранения готовой обуви.
·
Отдел технического контроля – участвует в фабричной комиссии по аттестации качества обуви.
·
Технологическая лаборатория – участвует в фабричной комиссии по аттестации качества обуви.
·
Лаборатория товароведения – участвует в фабричной комиссии по аттестации качества обуви.
·
Лаборатория использования материалов – осуществляет текущие коррективы в нормах расхода материалов.
·
Лаборатория научной организации труда – осуществляет организацию рабочих мест и условия производства,
обеспечивающие высокий уровень качества продукции и производительности труда
исполнителей.
·
Научно-исследовательская лаборатория – рассматривает отдельные проблемы качества: применение новых видов
искусственной кожи, меры по повышению надёжности и долговечности обуви,
совершенствует методику всех видов технологического контроля.
·
Руководящий персонал основного и
вспомогательного производства – разрабатывает и
осуществляет меры по улучшению качества продукции, сокращению брака и
совершенствованию способов контроля качества обработки.
·
Экспериментальный технологический цех – следит, чтобы качество изделий массового производства было аналогично
качеству изготовленных в экспериментальном цехе.
·
Лаборатория экономических исследований – должна выделять и определять роль качества как одного из решающих
факторов экономики предприятия.
·
Юридический отдел
·
Бюро рабочего изобретательства – поощряется рационализаторское предложение и изобретение, направленные
на улучшения качества.
·
Отдел (группа, сектор) технической информации –изучает продукцию связанную с качеством обуви и материалов,
производимых смежными отраслями.
·
Общественные организации – следят за воспитанием в рабочих преданности своему делу, повышающих
свою квалификацию, выпускающих продукцию отличного качества, и т.д.
Основные идеи и положения сводятся к
следующему:
1.
Неуклонное повышение качества продукции может быт
обеспечено только не посредством управлением качеством труда исполнителей –
рабочих, инженеров, техников и служащих.
2.
Изделие можно изготовить без дефектов с первого
предъявления.
Информация о качестве
Реакция потребителей на качество
продукции есть та обратная связь, которая диктует необходимость управление
качеством.
Источники
информации, оценивающей качество продукции потребителями, разнообразны.
Основным
материальным носителем информации в системе управления качеством служит
техническая и другого характера документация.
В
целом документацию по качеству подразделяют на планово-директивную,
нормативно-технологическую, по техническому контролю, юридически правовую и
отчётно-информационную.
1.
Планово-директивные документы выполняют наиболее
важную функцию в управлении качеством – функцию проектирования и
прогнозирования улучшения качества во всех его аспектах.
2.
Нормативно-технологические документы – это госты на
исходные материалы и готовую продукцию, методики производства, паспорта
изделий, технологические карты и предписания, документы аттестации обуви,
трудовые нормативы качества.
3.
Документ по техническому контролю – это отношение
между работниками, контролирующими качество.
4.
Юридически правовые документы по качеству
подразделяют на документы общегосударственного значения, ведомственные и
создаваемые непосредственно на предприятиях.
5.
Отчётно-информационные документы – обеспечивают
необходимой информацией для принятия решений в бедующих областях:
·
Выполнение плана по качественным показателям;
·
Технологические исследования и изучение дефектов;
·
Стимулирование рабочих за хорошую качественную
работу;
·
Привлечение к материальной ответственности за
допущенный брак;
·
Финансовые взаимоотношения с покупателями и
поставщиками;
·
Экономическая оценка работы предприятия с точки
зрения качества продукции.
Дефекты в обуви
В
конечном счёте главная цель управления качеством – предотвращение образования
дефектов.
Классификация
дефектов по их значимости для обуви:
·
Критические – наиболее сильно выраженные дефекты,
выходящие за приделы госта и такая обувь не может быть использована по прямому
назначению;
·
Крупные – могут влиять на сокращение срока
эксплуатации обуви и ухудшение её внешнего вида.
·
Менее крупные – не влияют на прочность и
долговечность обуви, но в значительной мере сказываются на внешний вид.
·
Незначительные – могут быть обнаружены только при
обследовании специалиста.
Основными причинами возникновения
дефектов в обуви являются:
·
Нарушение технологического процесса;
·
Применение некачественных основных и вспомогателных
материалов;
·
Неудовлетворительная работа оборудования и плохое
состояние оснастки и инструментов;
·
Не технологичность конструкции изделия;
·
Нарушение организационного режима;
·
Плохое хранение, упаковка и транспортировка готовой
продукции.
Дефекты
в обуви можно подразделить на:
·
Дефекты, возникновение которых можно ожидаться;
·
Дефекты, появление которых неоправданно.
Скрытые дефекты – большей частью
критические и крупные.
Все
не устраненные дефекты по сути критические.
Анализ
качества выпускаемой обуви должен обеспечивать:
·
Выявление соответствия её потребительских свойств,
моделей и фасонов требования населения;
·
Определение уровня качества обуви с учётом лучших
отечественных и зарубежных образцов;
·
Выявления несоответствия Выпускаемой продукции
действующим странам, техническим условиям, имеющимся образцам и внутрифабричной
технической документации;
·
Установление, помимо данных финишного контроля и
актов рекламации и брака, дефектов в следствии лабораторного анализа;
·
Определение наиболее эффективных направление в
разработке мероприятий по улучшению качества продукции;
·
Техническое и экономическое обоснование
целесообразности разрабатываемых мероприятий по улучшению качества обуви.
Оценка
уровня качества:
,где
Кi
– показатель уровня качества оцениваемого изделия;
Qi –
характеристика уровня качества оцениваемого изделия;
Q0 –
характеристика уровня качества эталона.
Если Кi1, то продукция соответствует качеству
эталона, а если Кi<1, то
считается что изделие имеет качество ниже требуемого уровня.
При
комплексной оценке уровня качества наобходимо приведение всех показателей
качества в сопоставимый вид:
, где
bi и
b0 – оценка в баллах отдельных показателей качества
оцениваемого изделия и эталона;
PI и
P0 –коэфициент значимости каждого показателя оцениваемого
изделия и эталона (Pi=P0);
n – число
показателей качества.
Комплексная
оценка уровня качества изделия:
,где
– относительный показатель
качества (Pi – показатель качества
рассматриваемой продукции; Pэт – базовый показатель качества);
mi –
коэффициент весомости i-го показателя
качества.
Глубокий,
квалифицированный анализ качества продукции и обективная его оценка – это
важнейшая область управления качеством.
Планирование качества
Качества
продукции, является закономерным результатом планирования технологий и
организации производства и служит мерой эффективности работы предприятия.
Область
директивного планирования постепенно расширяется, включается планирование
производства обуви новых фасонов и моделей, формы каблуков, новой технологии,
мероприятий по улучшению качества, снятие с производства устаревших видов обуви
и подготовки представления изделий для аттестации по категориям качества, в том
числе и на Знак качества.
В
своевременном доведении через систему внутрифабричного планирования до цехов,
участников и служб управления, а по некоторым показателям плана до каждого
исполнителя результатов государственной аттестации выпускаемой обуви и на этой
основе годовых, квартальных и месячных планов-заданий по выпуску обуви второй категории,
планов освоения новых видов, фасонов и моделей обуви, показателей сортности
продукции и других показателей.
Страницы: 1, 2, 3
|