рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Управление материальными ресурсами предприятия

Управление материальными ресурсами предприятия

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по менеджменту

Тема: “ Управление материальными ресурсами предприятия “

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение..............................................................................3

1. Создание базы сырья и материалов..........................................4

1.1. Анализ ценности сырья и материалов...............................4

1.2. Определение оптимального количества заказов...............6

1.3. Выбор предприятий - поставщиков..................................8

2. Хранение сырья и материалов , подготовка их к движению...11

3. Экономическое использование ресурсов................................16

4. Управление материальными ресурсами на примере конкрет­ного предприятия...................................... ................................22

Выводы и предложения......... ...........................................25

Список  литературы..........................................................26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Управление материальными ресурсами предприятия играет большую роль в управлении предприятием в целом.

Материальные ресурсы представляют собой часть оборотных фондов предприятия, т.е. тех средств производства, которые  полностью потребляются в каждом производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на готовую продукцию и в процессе производства меняют или теряют свои потребительские свойства.

Для организации прибыльной работы предприятия необходимо создание правильной и реальной структуры движения материальных ресурсов предприятия. В современном менеджменте существует большое количество вариантов управления материальными ресурсами предприятия.

В своей работе, я поставила целью проанализировать структуру существующих методов управления материальными ресурсами предприятия, выделить систему и проследить движение материальных ресурсов от момента определения необходимости обеспечения производственного процесса сырьем и материалами до момента выхода конечного продукта.

Достижение настоящей цели возможно путем комплексного анализа существующих методов управления материальными ресурсами предприятия, периодичного мате­риала, статей и аналитического  материала на данную тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. СОЗДАНИЕ  БАЗЫ  СЫРЬЯ  И  МАТЕРИАЛОВ

 

1.1. Анализ ценности сырья и материалов

 

Наибольшую долю материальных ресурсов предприятия составляют основные материалы. К ним относятся предметы труда, идущие на изготовление продукции и образующие основное ее содержание. ( При изготовление автомобиля - это металл, стекло, ткань и др.).

К вспомогательным относятся материалы, потребляемые в процессе обслуживания производства или добавляемые к основным материалам ( смазочные, обтирочные, упаковочные материалы, красители и т. д.).

Промышленные предприятия в настоящее время оснащены современной вычислительной  техникой, с помощью которой становится возможным моделирование материальных потоков с учетом влияния различных факторов внутренней и внешней среды предприятия, а также разработка систем управления материальными ресурсами.

Существуют основные  принципы формирования и функционирования системы управления материальными ресурсами:

1. Самостоятельность предприятий - поставщиков и предприятий потребителей в использовании материальных ресурсов.

2. Саморегулирование.

3. Ресурсосбережение и противозатратность.

4. Комплексность.

5. Оперативность.

6. Восприимчивость к научно-техническому прогрессу; и др.

Перечисленные принципы должны действовать одновременно, ибо они определяют условия равновесного состояния и эффективного функционирования системы.

Для разрешения основных проблем в рамках создания базы сырья и материалов существуют многообразные методы принятия решения, в особенности:

ABC- анализ ( первоначальный анализ);

-  метод оценки по системе баллов;

-  анализ стоимости сырья и материалов;

-  математические модели решений.

Рассмотрим подробно анализ стоимости сырья и материалов.

Метод анализа стоимости чаще всего применяется тогда, когда требуется снижение издержек и цены выпускаемых изделий с целью улучшения результатов хозяйственной деятельности предприятия или увеличения шансов сбыта готовой продукции.

В результате анализа стоимости сырья и материалов может:

- произойти сокращение затрат на сырье и материалы;

- экономиться рабочее время при изготовлении изделий из этого сырья и материалов;

- повышаться качество готовой продукции, а также,

- произойти снижение затрат для реальных инвестиций.

Последовательность одного такого оценочного анализа сырья и материалов, приведенная ниже, является типичной для осуществления анализа во многих областях предприни­мательской деятельности.

1. На подготовительном этапе оценочного анализа сначала формулируются цели исследования сырья и материалов, а также выясняются организационные подготовительные решения.

2. Затем осуществляется сбор информации о собственной продукции, а также об аналогичных изделиях, используемых для сравнения.

3. На следующем этапе, посредством исследования фак­тического состояния сырья и материалов, вскрываются слабые места в производстве собственной продукции.

4. Затем выявляются предложения по улучшению качества соб­ственной продукции и технологического процесса ее производства.

5. После этого подвергаются оценке возможные варианты относительно величины расходов и доходов при изготовлении собственной продукции.

6. Затем из этого массива полезной информации выбираются наиболее реализуемые решения.

7. Последним шагом оценочного анализа сырья и материалов является введение этого оптимального варианта в производство.(2)

 

 

1.2. Определение оптимального количества заказов

 

Рациональная организация материально-технического снабжения и сбыта в значительной мере предопределяет на предприятии уровень использования средств производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение прибыли и рентабельности. Этим определяется роль и значение материально-технического снабжения и сбыта в системе производственного менеджмента.

Снабжение производства необходимыми материальными ресурсами является начальным звеном производственного процесса, а сбыт готовой продукции - его завершением. Под материально- техническим снабжением предприятия понимается процесс обеспечения его всеми видами материально-технических ресурсов в требуемые сроки и в объемах, необходимых для нормального осуществления его производственно- хозяйственной деятельности. От организации снабжения, своевременности поступления материальных ресурсов в производство в необходимом ассортименте, количестве и должного качества в значительной мере зависят равномерный  и ритмичный выпуск готовой продукции, ее качество и эффективность деятельности коллектива предприятия.

Основной задачей предприятия по организации и управлению материально-техническим снабжением является своевременное, бесперебойное и комплектное снабжение производства всеми необходимыми материальными ресурсами для осуществления производственного процесса в точном со­ответствии с утвержденными плановыми заданиями. При этом сам процесс снабжения должен осуществляться при ми­нимальных транспортно-складских расходах и наилучшем использовании материальных ресурсов в производстве.

 

В процессе планирования материально-технического снаб­жения необходимо определить:

1. Какие виды материальных ресурсов необходимы для обеспечения производственно - хозяйственной деятельности предприятия.

2. Количество материальных ресурсов, которое потребуется для выполнения производственной программы.

3. Необходимые площади складских помещений для хранения материальных ресурсов.

4. Затраты на материально-техническое снабжение.

Существует множество методов определения количества заказываемых материальных ресурсов. Все они имеют свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать, чтобы сберечь время и сократить затраты.(8)

При определении оптимального количества заказов следует учитывать:

- независимые от количества заказов расходы (F) , которые образуются в качестве постоянных исходных расходов, необходимых для осуществления запроса предлагаемого сырья и материалов, учета и сравнения предложения, а также осуществления самого процесса заказов,

- процентную ставку расходов для осуществления складского хранения сырья и материалов (1),

- калькуляционную процентную ставку (Z), которая соответствует желаемому среднему начислению процентов за товары, хранимые на складе,

- закупочную цену (P) ,складированного сырья и мате­риалов.

- и общую потребность в сырье и материалах в течении определенного периода (R).

Оптимальное количество заказов (q) является тем самым коэффициентом, который приводит к самым низким общим расходам (KL ) и к самым низким расходам для осуществления процесса снабжения производства сырьем и материалами  по их заказу (KB).

Общие расходы для осуществления складского хозяйства KL, которые зависят от стоимости складированного сырья и материалов, от расходов на содержание складских запасов, от процентной ставки и продолжительности сроков хранения, определяются как:

Расходы, необходимые для осуществления снабжения производства сырьем и материалами, зависят от частоты поступления заказываемых материалов за определенный период времени:

Таким образом, выражение для определения общих расходов для материально-технического снабжения производства сырьем и материалами имеет вид:

 

Оптимальное количество заказов получают посредством определения значения q из этого выражения после приравнивания к нулю значения K:(2)

 

 

 

1.3. Выбор предприятий - поставщиков сырья и материалов

 

В условиях рыночной экономики одной из основных задач предпринимателя является оптимальный выбор из большого числа предприятий - поставщиков, предлагающих свою продукции, которая подходит для данного предприятия, достойных поставщиков сырья и полуфабрикатов, вспомогательных материалов, комплектующих изделий и пр. продукции.

Высшей мерой при выборе предприятия - поставщика сырья и материалов являются следующие факторы:

- предприятие-заказчик должно пойти на договорные отношения с различными предприятиями-поставщиками сырья и материалов. Таким образом, обеспечивается возможность избежать односторонней зависимости.

- у предприятия-заказчика должны быть договорные отношения с предприятиями-поставщиками, ограниченными необозримым количеством поставок (скидки за оптовое количество поставки сырья и материалов).

- количество поставщиков следует оптимизировать.

 Определение методов и форм снабжения зависит от сложности выпускаемой продукции, состава комплектующих изделий и материалов.

Рассмотрим наиболее часто используемые методы и формы:

1. Закупка товара (материальных ресурсов) одной партией.

Предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки на товарно-сырьевых биржах, аукционах, у поставщиков и др.). Преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки.

Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.

 2. Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода. Основные преимущества: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия складских помещений и затрат на содержание излишних запасов. Недостатки: вероятность заказа избыточного количества товара; необходимость оплаты всего количества товара, определенного в заказе.

3. Ежемесячные закупки по котировочным ведомостям. Используются для закупки дешевых и быстро используемых  товаров. Преимущества: снижение затрат на складирование и хранение; ускорение оборачиваемости капитала; своевремен­ность поставок.

4. Получение товара по мере необходимости.  Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:

- количество товара строго не устанавливается, а определяется приблизительно;

- оплачивается только поставленное количество товара;

- по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые должны быть поставлены.

Преимущества: отсутствие строгих обязательств по закупке определенного количества товаров; ускорение оборота капитала; минимум работы по оформлению документов.(3)

Процедура получения и оценки предложений от потенциальных поставщиков может быть организована по-разному. Наиболее распространенными и эффективными являются следующие:

1. Конкурентные торги (тендоры) - проводятся в случае, если предполагается закупить сырье, материалы на большую сумму или по соображениям формирования долгосрочных связей между поставщиком и потребителем.

2. Письменные переговоры  между поставщиком и потребителем могут быть организованы двумя способами:

- инициатива вступления в переговоры исходит от поставщика товара;

- инициатива исходит от покупателя.

Независимо от выбираемого способа оценка предложений, поступивших к потенциальному потребителю, может вестись различными способами. Это может быть строго регламентированный процесс, как в случае конкурентных торгов, или более свободная процедура. Чаще всего основными критериями выбора поставщика являются:

 - стоимость приобретения товара или услуг;

- качество обслуживания.

Стоимость приобретения включает в себя цену товара или услуг и не имеющую точного и прямого денежного выражения прочую стоимость (изменение имиджа организации, социальную значимость сферы деятельности предприятия, перспективы роста и развития производства и т. д.).

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.