Управление материальными ресурсами предприятия
КУРСОВАЯ РАБОТА
по менеджменту
Тема: “ Управление
материальными ресурсами предприятия “
Содержание
Введение..............................................................................3
1. Создание
базы сырья и материалов..........................................4
1.1.
Анализ ценности сырья и материалов...............................4
1.2.
Определение оптимального количества заказов...............6
1.3.
Выбор предприятий - поставщиков..................................8
2. Хранение
сырья и материалов , подготовка их к движению...11
3. Экономическое
использование ресурсов................................16
4. Управление
материальными ресурсами на примере конкретного
предприятия......................................
................................22
Выводы и
предложения......... ...........................................25
Список
литературы..........................................................26
Введение
Управление материальными ресурсами предприятия играет большую роль в
управлении предприятием в целом.
Материальные ресурсы представляют собой часть оборотных фондов
предприятия, т.е. тех средств производства, которые полностью потребляются в
каждом производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на готовую
продукцию и в процессе производства меняют или теряют свои потребительские
свойства.
Для организации прибыльной работы предприятия необходимо создание
правильной и реальной структуры движения материальных ресурсов предприятия. В
современном менеджменте существует большое количество вариантов управления
материальными ресурсами предприятия.
В своей работе, я поставила целью проанализировать структуру
существующих методов управления материальными ресурсами предприятия, выделить
систему и проследить движение материальных ресурсов от момента определения
необходимости обеспечения производственного процесса сырьем и материалами до
момента выхода конечного продукта.
Достижение настоящей цели возможно путем комплексного анализа
существующих методов управления материальными ресурсами предприятия,
периодичного материала, статей и аналитического материала на данную тему.
1. СОЗДАНИЕ
БАЗЫ СЫРЬЯ И МАТЕРИАЛОВ
1.1. Анализ ценности
сырья и материалов
Наибольшую долю материальных ресурсов предприятия составляют основные
материалы. К ним относятся предметы труда, идущие на изготовление продукции и
образующие основное ее содержание. ( При изготовление автомобиля - это металл,
стекло, ткань и др.).
К вспомогательным относятся материалы, потребляемые в
процессе обслуживания производства или добавляемые к основным материалам (
смазочные, обтирочные, упаковочные материалы, красители и т. д.).
Промышленные предприятия в настоящее время оснащены современной
вычислительной техникой, с помощью которой становится возможным моделирование
материальных потоков с учетом влияния различных факторов внутренней и внешней
среды предприятия, а также разработка систем управления материальными
ресурсами.
Существуют основные принципы формирования и функционирования системы
управления материальными ресурсами:
1. Самостоятельность предприятий - поставщиков и
предприятий потребителей в использовании материальных ресурсов.
2. Саморегулирование.
3. Ресурсосбережение и противозатратность.
4. Комплексность.
5. Оперативность.
6. Восприимчивость к научно-техническому прогрессу; и
др.
Перечисленные принципы должны действовать одновременно, ибо они
определяют условия равновесного состояния и эффективного функционирования
системы.
Для разрешения основных проблем в рамках создания базы сырья и
материалов существуют многообразные методы принятия решения, в особенности:
- ABC- анализ ( первоначальный анализ);
- метод оценки по системе баллов;
- анализ стоимости сырья и материалов;
- математические модели решений.
Рассмотрим подробно анализ стоимости сырья и материалов.
Метод анализа стоимости чаще всего применяется тогда, когда требуется
снижение издержек и цены выпускаемых изделий с целью улучшения результатов
хозяйственной деятельности предприятия или увеличения шансов сбыта готовой
продукции.
В результате анализа стоимости сырья и материалов может:
- произойти сокращение затрат на сырье и материалы;
- экономиться рабочее время при изготовлении изделий из этого сырья и
материалов;
- повышаться качество готовой продукции, а также,
- произойти снижение затрат для реальных инвестиций.
Последовательность одного такого оценочного анализа сырья и
материалов, приведенная ниже, является типичной для осуществления анализа во
многих областях предпринимательской деятельности.
1. На подготовительном этапе оценочного анализа
сначала формулируются цели исследования сырья и материалов, а также выясняются
организационные подготовительные решения.
2. Затем осуществляется сбор информации о собственной
продукции, а также об аналогичных изделиях, используемых для сравнения.
3. На следующем этапе, посредством исследования фактического
состояния сырья и материалов, вскрываются слабые места в производстве собственной
продукции.
4. Затем выявляются предложения по улучшению качества
собственной продукции и технологического процесса ее производства.
5. После этого подвергаются оценке возможные варианты
относительно величины расходов и доходов при изготовлении собственной
продукции.
6. Затем из этого массива полезной информации
выбираются наиболее реализуемые решения.
7. Последним шагом оценочного анализа сырья и
материалов является введение этого оптимального варианта в производство.(2)
1.2. Определение оптимального
количества заказов
Рациональная организация материально-технического снабжения и сбыта в
значительной мере предопределяет на предприятии уровень использования средств
производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции,
увеличение прибыли и рентабельности. Этим определяется роль и значение
материально-технического снабжения и сбыта в системе производственного
менеджмента.
Снабжение производства необходимыми материальными
ресурсами является начальным звеном производственного процесса, а сбыт готовой
продукции - его завершением. Под материально- техническим снабжением
предприятия понимается процесс обеспечения его всеми видами
материально-технических ресурсов в требуемые сроки и в объемах, необходимых для
нормального осуществления его производственно- хозяйственной деятельности.
От организации снабжения, своевременности поступления материальных ресурсов в
производство в необходимом ассортименте, количестве и должного качества в
значительной мере зависят равномерный и ритмичный выпуск готовой продукции, ее
качество и эффективность деятельности коллектива предприятия.
Основной задачей предприятия по организации и управлению
материально-техническим снабжением является своевременное, бесперебойное и
комплектное снабжение производства всеми необходимыми материальными ресурсами
для осуществления производственного процесса в точном соответствии с
утвержденными плановыми заданиями. При этом сам процесс снабжения должен
осуществляться при минимальных транспортно-складских расходах и наилучшем
использовании материальных ресурсов в производстве.
В процессе планирования материально-технического снабжения необходимо
определить:
1. Какие виды материальных ресурсов необходимы для обеспечения
производственно - хозяйственной деятельности предприятия.
2. Количество материальных ресурсов, которое потребуется для
выполнения производственной программы.
3. Необходимые площади складских помещений для хранения материальных
ресурсов.
4. Затраты на материально-техническое снабжение.
Существует множество методов определения количества заказываемых
материальных ресурсов. Все они имеют свои особенности, преимущества и
недостатки, которые необходимо учитывать, чтобы сберечь время и сократить
затраты.(8)
При определении оптимального количества заказов следует учитывать:
- независимые от количества заказов расходы (F) , которые
образуются в качестве постоянных исходных расходов, необходимых для
осуществления запроса предлагаемого сырья и материалов, учета и сравнения
предложения, а также осуществления самого процесса заказов,
- процентную ставку расходов для осуществления складского хранения
сырья и материалов (1),
- калькуляционную процентную ставку (Z), которая
соответствует желаемому среднему начислению процентов за товары,
хранимые на складе,
- закупочную цену (P) ,складированного сырья и
материалов.
- и общую потребность в сырье и материалах в течении определенного
периода (R).
Оптимальное количество заказов (q) является тем самым коэффициентом,
который приводит к самым низким общим расходам (KL ) и к самым низким
расходам для осуществления процесса снабжения производства сырьем и
материалами по их заказу (KB).
Общие расходы для осуществления складского хозяйства KL,
которые зависят от стоимости складированного сырья и материалов, от расходов на
содержание складских запасов, от процентной ставки и продолжительности сроков
хранения, определяются как:
Расходы, необходимые для осуществления снабжения производства сырьем и
материалами, зависят от частоты поступления заказываемых материалов за
определенный период времени:
Таким образом, выражение для определения общих расходов для
материально-технического снабжения производства сырьем и материалами имеет вид:
Оптимальное количество заказов получают посредством определения
значения q из этого выражения после приравнивания к нулю значения K:(2)
1.3. Выбор
предприятий - поставщиков сырья и материалов
В условиях рыночной экономики одной из основных задач предпринимателя
является оптимальный выбор из большого числа предприятий - поставщиков,
предлагающих свою продукции, которая подходит для данного предприятия,
достойных поставщиков сырья и полуфабрикатов, вспомогательных материалов,
комплектующих изделий и пр. продукции.
Высшей мерой при выборе предприятия - поставщика сырья и материалов
являются следующие факторы:
- предприятие-заказчик должно пойти на договорные отношения с
различными предприятиями-поставщиками сырья и материалов. Таким образом,
обеспечивается возможность избежать односторонней зависимости.
- у предприятия-заказчика должны быть договорные отношения с
предприятиями-поставщиками, ограниченными необозримым количеством поставок
(скидки за оптовое количество поставки сырья и материалов).
- количество поставщиков следует оптимизировать.
Определение методов и форм снабжения зависит от сложности выпускаемой
продукции, состава комплектующих изделий и материалов.
Рассмотрим наиболее часто используемые методы и формы:
1. Закупка товара (материальных ресурсов) одной
партией.
Предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые
закупки на товарно-сырьевых биржах, аукционах, у поставщиков и др.). Преимущества:
простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные
торговые скидки.
Недостатки: большая потребность в складских помещениях,
замедление оборачиваемости капитала.
2. Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае
покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему
партиями в течение определенного периода. Основные преимущества:
ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере
поступления отдельных партий; достигается экономия складских помещений и затрат
на содержание излишних запасов. Недостатки: вероятность заказа
избыточного количества товара; необходимость оплаты всего количества товара,
определенного в заказе.
3. Ежемесячные закупки по котировочным ведомостям. Используются для
закупки дешевых и быстро используемых товаров. Преимущества: снижение
затрат на складирование и хранение; ускорение оборачиваемости капитала;
своевременность поставок.
4. Получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на
регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:
- количество товара строго не устанавливается, а определяется
приблизительно;
- оплачивается только поставленное количество товара;
- по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и
оплачивать товары, которые должны быть поставлены.
Преимущества: отсутствие строгих обязательств по закупке
определенного количества товаров; ускорение оборота капитала; минимум работы по
оформлению документов.(3)
Процедура получения и оценки предложений от потенциальных поставщиков
может быть организована по-разному. Наиболее распространенными и эффективными
являются следующие:
1. Конкурентные торги (тендоры) - проводятся в
случае, если предполагается закупить сырье, материалы на большую сумму или по
соображениям формирования долгосрочных связей между поставщиком и потребителем.
2. Письменные переговоры между
поставщиком и потребителем могут быть организованы двумя способами:
- инициатива вступления в переговоры исходит от поставщика товара;
- инициатива исходит от покупателя.
Независимо от выбираемого способа оценка предложений,
поступивших к потенциальному потребителю, может вестись различными способами.
Это может быть строго регламентированный процесс, как в случае конкурентных
торгов, или более свободная процедура. Чаще всего основными критериями
выбора поставщика являются:
- стоимость приобретения товара или услуг;
- качество обслуживания.
Стоимость приобретения включает в себя цену товара или услуг и не
имеющую точного и прямого денежного выражения прочую стоимость (изменение
имиджа организации, социальную значимость сферы деятельности предприятия,
перспективы роста и развития производства и т. д.).
Страницы: 1, 2
|