Тем не менее, хотя Delphi использует
визуальное программирование, и сам язык Object
Pascal с введенными в него
специальными средствами уменьшают вероятность ошибки в программе, полностью их
все‑таки не устраняет, поэтому этап отладки остается непременным этапом
создания программы.
Ошибки в программе можно разделить на три
категории:
-синтаксические, возникающие в результате
нарушения правил языка;
-семантические, связанные с недопустимыми
значениями параметров;
-логические, связанные с неправильной
логикой программы.
Семантические и логические ошибки, в отличии
от синтаксических, выявить намного труднее, и для их выявления служат средства
интегрированного отладчика Delphi, которые позволяют проще локализовать эти
ошибки.
С помощью интегрированного отладчика можно
выполнять следующие отладочные операции:
-запускать программу;
-получать значения любых параметров
программы;
-модифицировать значения программы;
-останавливать выполнение программы в той
или иной ее точке;
-осуществлять трассировку программы
(выполнение программы по шагам).
Для запуска программы используется команда
главного меню Run/Run (F9). Если перед запуском программы были
изменены какие-то файлы проекта, предварительно осуществляется перекомпиляция
соответствующих файлов. Если в программе не установлено никаких точек останова
и ее выполнение не будет прервано командой, программа отработает до конца.
Запущенную программу можно остановить в любой момент командой главного меню Run/Program Pause.
Чтобы временно остановить вычислительный
процесс в программе, можно задать точки останова – отмеченные в тексте места
программы, при достижение которых она приостанавливает работу. Остановиться
можно в любом месте программы, соответствующем исполняемым операторам.
Минимальный шаг таких остановок – одна строка текста, поэтому не целесообразно
в тесте программы писать на одной строке несколько операторов. Чтобы задать
точку останова в программе, можно воспользоваться следующими приемами:
поместить курсор мыши в начало строки, где надо задать точку останова, и нажать
левую клавишу; поместить курсор текстового редактора в требуемую строку,
вызвать локальное меню редактора и выбрать команду Toggle Breakpoint (F5) – переключить точку останова. Таким образом, задаются
безусловные точки останова, для которых остановка выполнения программы будет
происходить в случае, если компьютером выполняется первая команда,
соответствующая строке текста с точкой останова. Помимо безусловных точек
останова можно использовать и так называемые условные точки останова, для
которых помимо указанной выше информации задаются также условия останова и
(или) число проходов до останова.
Интегрированный отладчик предполагает
возможность пошагового выполнения программы (трассировки), когда программа
выполняется построчно с остановом после операторов каждой очередной строки
текста программы, содержащей исполняемые операторы. Трассировка возможна тремя
способами: с заходом в выполняемые программы, без захода в них и до ближайшего
исполняемого оператора. При трассировке программы возможно сочетать все эти три
варианта. В начале отладки, когда подпрограммы еще не отлажены, следует в них
заходить, т.е. использовать трассировку с заходом в подпрограммы. Когда же
подпрограммы будут полностью отлажены, контроль выполнения ими своих операций
можно пропускать.
Для проведения тщательной отладки и
устранения выявленных ошибок следует подготовить программу к практическому
использованию, сделав более эффективной с точки зрения быстродействия и объема
занимаемой памяти. Как правило, когда оптимизируется программа по
быстродействию, увеличивается ее оборот и наоборот. Однако имеются приемы, когда
можно улучшить сразу эти две характеристики или хотя бы не в ущерб другой (или
с минимальным ущербом).
Прежде всего, следует устранить отладочную
информацию, помещенную в программу на первом этапе ее создания. Далее следует
устранить информацию, контролирующую ряд ошибок времени выполнения. Что
касается проверки операций ввода / вывода, то, как правило, нельзя
гарантировать, что даже в отлаженной программе не возникнет во время операции
такая ошибка, т.к. она зависит не только от самой программы, но и от ее
окружения. Поэтому контроль ввода / вывода следует оставить и отключать в
программе только по мере необходимости.
Так как программу
’Валютная касса’ придется использовать достаточно часто, то целесообразно было
сделать доступ к ней по возможности легким. С этой целью программе был присвоен
ярлык (Shortcut) – особый вид пиктограммы, который можно
поместить в рабочей области Windows 95.
Программа ’Валютная
касса’ была тщательно отлажена, однако даже после тщательной отладки
практически не возможно гарантировать, что все ошибки устранены. Надо быть
всегда готовым к тому, что при каком-то особом стечение обстоятельств ошибки
все таки могут появиться. Очень хорошо, если удастся точно зафиксировать эти
обстоятельства, т.к. они позволят выявить и причину возникновения таких ошибок.
Текст программы дан
в приложении 3.
2.7.3 АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ
С
КЛИЕНТАМИ
Дальнейшая работа работа кассира происходит
следующим образом: из перечня производимых обменным пунктом операций выбирается
нужная клиенту; номер и серия справки строгой отчетности для каждого клиента
автоматически появляется на экране ( в соответствии с данными, введенными в
подменю ’Справки строгой отчетности’ при подготовке системы к работе). В строку
’Выдано’ вносится фамилия, имя, отчество клиента. В строку ’Предъявлен’ из
предлагаемого списка выбирается нужный документ, удостоверяющий лич ность
клиента (это может быть паспорт РФ, загранпаспорт, военный билет и другие
удостоверения. Серия и номер документа могут быть заполнены или нет по желанию
кассира. В левом верхнем углу экрана есть запись ’Резидент: да, нет’. Ввод
информации о том, с резидентом или нет проводится операция, требуется для
точного оформления отчетной документации, т.е. для составления реестра
проведенных операций
После занесения вышеперечисленной информации
в рабочее окно, кассир приступает непосредственно к проведению нужной операции.
Так, в случае покупки валюты производится следующее:
-в верхнем правом углу окна выбирается
операция ’Покупка’;
-в поле ’Принято от клиента’ заполняются
строки:
’Код ценности’ – это двухзначный код ценности
по следующему классификатору: 10 – банкноты и казначейские билеты; 11 – монеты;
23 – аккредитивы и др. (обменные пункты мытищинского
филиала Уникомбанка работают только с банкнотами и казначейскими билетами, и
монетами)
’Код валюты’ – это трехзначный код по
следующему классификатору: 840 – доллар США, 280 – немецкая марка, 810 – рубль.
В данном случае указывается любой код иностранной валюты (если банк производит
операции с этой валютой), за исключением рубля.
-’сумма прописью’, ’сумма цифрами’ – соответственно
вносится информация о сумме иностранной валюты, которую клиент желает продать.
После этого в верхнем правом углу экрана в
строке ’Курс’ появляется курс, по которому будет осуществляться данная
операция.
В поле ’Получено клиентом’ автоматически
заполняются стоки ’Код ценности’ – 10,11 и ’Код валюты’ – 810.
Нажав клавишей мышки на строку ’Вычисление’
получаем результат проведения данной операции: количество рублей. которое
необходимо выдать клиенту (строка ’Сумма цифрами’). В случае, если клиентом были
получены рубли, выраженные в старой и новой нарицательных стоимостях – это
должно быть отражено в строке ’В том числе старыми’.
Для занесения результатов данной операции в
отчетную документацию необходимо (при помощи мышки) нажать клавишу ’Сохранить’,
для того, чтобы вывести на печать данную информацию следует нажать (при помощи
мышки) клавишу ’Печать’. В случае прекращения операции следует нажать клавишу
’Отказ’. Перед началом работы со следующим клиентом следует нажать клавишу
’Новый’ (происходит очищение рабочего поля).
При продаже банком валюты должны быть
произведены следующие действия:
-в верхнем правом углу рабочего окна
выбирается операция ’Продажа’;
-в поле ’Получено клиентом’ заносится код
валюты, которую желает получить клиент (за исключением кода рубля 810), код
ценности (10) и сумма необходимой валюты цифрами и прописью.
После этого автоматически заполняется строка
’Курс’ по которой будет производиться операция продажи валюты, в поле ’Принято
от клиента’ заполняются строки ’Код валюты’ (810) и ’Код ценности’ (10,11).
После нажатия на клавишу ’Вычисления’
появляются результаты проведения операции: сумма в рублях (без учета налога),
которую необходимо взять с клиента, указывается в поле ’Принято от клиента’
строка ’Сумма цифрами’, при этом если от клиента приняты рубли в старой
нарицательной стоимости эта информация должна быть отмечена в строке ’В том
числе старыми’.
Окончательный результат операции в строке
’Итого’ (с учетом налога на покупку валюты)
Дальнейшие действия кассира идентичны действиям
при осуществлении операций по покупки валюты.
После окончания рабочего дня кассира в отдел
внешнеэкономической деятельности должны быть представлены отчетные формы
обменного пункта: ’Справка об остатках наличной иностранной валюты и наличных
рублей в обменном пункте на конец операционного дня’, ’Реестр покупки
иностранной валюты’ и ’Реестр продажи иностранной валюты’. Это требование
обеспечивает последний элемент главного меню ’Отчет’, при входе в который
предлагается подменю, состоящее из названий вышеперечисленных документов.
Выбрав необходимый документ и ’щелкнув’ по строке ’Печать’, данный документ выводится
на печать. Структурная схема автоматизированной технологии работы обменного
пункта показана на рис.2.3.Рабочие окна (меню) представлены в приложении 2.
Рис.2.3 ’Структурная схема автоматизированной технологии работы обменного
пункта’
|
3 ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЯЕМОГО АРМа ’ВАЛЮТНЫЙ КАССИР’
3.1 ВЫБОР И
ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
Внедрение мероприятий по совершенствованию
учета в обменном пункте на основе его автоматизации связано со значительными
материальными затратами на разработку и функционирование системы. Поэтому
важнейшей задачей является анализ экономической эффективности внедряемой
системы. Ее своевременное решение дает возможность сравнивать различные
варианты автоматизации и установить оптимальный вариант, оценить его влияние на
изменение показателей деятельности организации.
Эффективность внедрения автоматизированной
системы обуславливается действием ряда факторов организационного,
информационного и экономического характера.
Организационный эффект проявляется в
освобождение работников от рутинных операций по систематизации и группировке
учетных данных, многочисленных расчетов и записей в реестры и другую
документацию, сверки показателей, увеличив тем самым время для проведения
анализа и оценки эффективности принимаемых управленческих решений.
Информационный фактор эффективности
выражается в повышение уровня информированности персонала.
Экономический фактор проявляется в том, что
учетная информация, имеющая целью полное и своевременное отражение и состояние
объекта и причин, влияющих на его развитие, в конечном счете направлена на
улучшение использование производственных ресурсов.
Опыт эксплуатации комплексов задач показал,
что в процессе автоматизации учетно‑вычислительных работ достигается
снижение трудоемкости отдельных операций, рост производительности и улучшений
условий труда отдельных работников, повышение оперативности достоверности,
включая подготовку отчетности при постоянно растущем объеме первичной
документации без увеличения численности персонала и т.д.
Итак, экономическая эффективность
складывается из двух основных компонентов:
-совершенствование производственной,
хозяйственной и финансовой деятельности обменного пункта;
-сокращение затрат на проведение
вычислительных операций.
Базой для оценки экономической эффективности
автоматизированной системы может служить время, затрачиваемое на одного клиента
в обменном пункте.
3.2 РАСЧЕТ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБАТЫВАЕМОГО ПРОЕКТА
К основным обобщающим показателям
экономической эффективности относятся:
-годовой экономический эффект от разработки
и внедрения автоматизированной системы;
-срок окупаемости автоматизированной
системы;
-расчетный коэффициент эффективности
капитальных затрат.
Приведем формулы вышеперечисленных
показателей.
Годовой экономический эффект определяется
как разность между годовой экономией (или годовым приростом) и нормативной
прибылью.
Э = П – К * Ен , где
Э ‑ годовой экономический эффект (руб.);
П ‑ годовая экономия (или годовой прирост)
(руб.);
К ‑ единовременные затраты (руб.);
Ен ‑ нормативный коэффициент эффективности
капитальных вложений (Ен ‑ представляет
собой минимальную норму эффективности капитальных вложений, ниже которой они не
целесообразны. Значение Ен
принимается равным 0.2)
Произведение К * Ен следует рассматривать как нормативную прибыль,
которая должна быть получена от внедрения системы.
Коэффициент эффективности капитальных затрат
– представляет собой отношение годовой экономии (годового прироста прибыли) к
капитальным затратам на разработку и внедрение автоматизированной системы.
Ер = П / К, где
Ер ‑ коэффициент эффективности капитальных
затрат.
Срок окупаемости затрат на внедрение
модернизируемого проекта машинной обработки информации представляет собой
отношение капитальных затрат на разработку и внедрение автоматизированной
системы к годовой экономии (годовому приросту прибыли).
Т = К / П, где
Т ‑ срок окупаемости капитальных затрат на
внедрение автоматизированной системы (мес.).
Расчет вышеперечисленных обобщающих
показателей предполагает предварительное вычисление частных показателей,
характеризующих создаваемую автоматизированную систему.
1. единовременные
затраты ( К, руб.)
таблица 3.1
’Единовременные затраты
|