С другой стороны,
для увеличения государственных инвестиций в экономику необходимо привязывать объемы золотовалютных
резервов к одному из
макроэкономических показателей и излишки инвалюты передавать из валютного резерва Национального
Банка в государственный бюджет.
Необходимость такой меры диктуется
задачей, поставленной Главой
государства о создании Инвестиционного
фонда для обеспечения приоритетного
использования финансовых ресурсов
страны на развитие реального сектора экономики. Кроме того, требуется повысить эффективность
использования средств инвалютных
резервов страны. В то время, когда миллиардные ресурсы Национальный
Банк размещает за рубежом под низкие проценты,
субъекты экономики привлекают из
других стран значительно больше средств
в виде кредитов под высокие проценты.
В результате, ежегодные
потери национальной экономики только oт разницы в
процентах составляют сотни
миллионов долларов, которые неуклонно
растут и здесь надо пересмотреть налоговую политику в части завышения ставок
налогообложения.
Во избежание этого инвалютные средства Национального фонда и резервов
Национального Банка используются для кредитования отечественной экономики и для кредитования международных расчетов
резидентов страны, исключая обратное их попадание в экономический оборот
и последующее влияние на курс тенге.
Как было отмечено, стабильный рост при изменениях мировой
конъюнктуры может быть обеспечен через
обменный курс валюты.
Требуется разработать такой
механизм, который обеспечит необходимый
общий уровень отечественных цен по отношению к мировым,
а также
- широкое внедрение передовых технологий и
оборудования для производства
высокотехнологичной продукции
казахстанскими товаропроизводителями.
В нашей стране не выработаны
меры по рациональному использованию выручки от
ожидаемого расширения экспорта нефти, которому дополнительно могут способствовать дальнейшее увеличение объемов иностранных
инвестиций и сохранение
благоприятной конъюнктуры мирового рынка на энергоресурсы и металлы.
В Национальный Фонд поступает часть средств госбюджета, но этого
недостаточно для регулирования всего объема
иностранной валюты в экономике. Поэтому широко используются инструменты
денежно-кредитной политики. Валютная
интервенция Национального Банка в
условиях резкого увеличения объемов иностранной валюты, сопровождается изъятием значительной ее части из экономического оборота в
обмен на тенге по текущему курсу.
По законодательству,
изымаемая из оборота иностранная валюта оседает в резервах Национального
Банка. Это нерационально, т.к. экономика
всегда испытывает острую нехватку инвестиций для реализации важных проектов.
В настоящее время
доходы нерезидентов (иностранных компаний) от капиталов (кредитов и инвестиций в казахстанскую
экономику, казахстанских ценных бумаг, размещенных за рубежом) в нашей стране в виде процентов, дивидендов и прочих
доходов, ежегодно составляют миллиарды долларов. Причем темпы роста этих выплат очень высоки. Например, в
соответствии с Платежным балансом Казахстана с 1999 по 2004 годы доходы нерезидентов только от инвестиций увеличились
с 258 млн до 1,4 млрд долларов.
Безусловно, в
современных условиях для реализации крупных проектов не обойтись без иностранных инвестиций. Но в то
же время целесообразно эффективно использовать и свои
активы.
Отсюда вытекает необходимость инвестирования в национальную экономику дополнительных объемов иностранной валюты, поступающих в валютный резерв с опережением темпов экономического роста.
Для этого нужно
разработать механизм, который обеспечит поступление в госбюджет
до 80-90 % прироста международного
валютного резерва Национального
Банка.
Данную задачу можно
реализовать по-разному. Один из вариантов следующий. Объем золотовалютного резерва Национального банка
законодательно привязать к
макроэкономическому показателю, например, в размере 10-12 % к ВВП или внешнеторговому обороту, что позволит
излишки инвалюты, которые будут возникать
при этом - передавать из валютного резерва Национального банка в госбюджет (Инвестиционный фонд) для импорта производственного оборудования.
Принятие таких мер
увеличит долю казахстанских средств в общем объеме инвестиций, в результате чего для
государства и национальной экономики снизятся потери от
предоставления иностранцам налоговых льгот и уменьшатся суммы вознаграждений за иностранные инвестиции. Объемы передаваемых средств, т.е. размеры инвестиций
из госбюджета в экономику могут составить
до 15-20% к ВВП.
Иностранная валюта,
которая будет поступать из валютного резерва в госбюджет,
может быть использована как для кредитования
отечественных товаропроизводителей всех форм собственности,
так и для непосредственного финансирования важных проектов через государственные предприятия и
национальные компании. Появится возможность для ежегодного государственного инвестирования значительных средств (миллиардов долларов) в отечественную экономику и создания транснациональных компаний. Создание отечественных ТНК
является одним из необходимых условий для реализации стратегического
плана.
Однако, реализация
этих мер сама по себе не даст никакого эффекта, если не будут соблюдены еще некоторые условия. Если
изъятая иностранная валюта будет расходоваться
стихийно, обратно попадая в экономический оборот внутри страны, то она
повлияет на обменный курс национальной валюты
и принимаемые меры потеряют весь смысл.
Государство должно
осуществлять валютные расходы в соответствующем объеме, для импорта производственного
оборудования, обучения кадров за рубежом, реализации важных
международных проектов и обязательств и т.д.,
накапливая излишки в специальном
фонде.
Предложенный механизм
использования иностранной валюты включает следующие основные положения.
Национальный Банк на фондовом рынке страны
закупает часть дополнительных объемов иностранной валюты в размере, достаточном для обеспечения
требуемой конкурентоспособности национальной экономики, ограничивая усиление или ослабляя национальную валюту на
заданную величину.
В международных
валютных резервах остается требуемый уровень запасов и весь избыток иностранной валюты передается
в бюджет как доходы государства. Далее Правительство использует эту валюту на импорт передовых производственных
технологий, реализацию международных проектов и пополнение специального фонда.
Для реализации перечисленных
мер необходимо законодательно обязать НБ - передавать
излишки иностранной валюты в государственный
бюджет при достижении ЗВР установленной
величины (в процентах к ВВП или
внешнеторговому обороту) внеся
изменение в Закон "О Национальном
Банке Республики Казахстан".
Обязать Правительство - излишки
иностранной валюты, которые оно будет получать от НБ, расходовать на импорт
передовых технологий и реализацию важных международных проектов (через
банки второго уровня, в т.ч. и Банк
Развития) и международных
обязательств, внесением соответствующих
дополнений в Закон "О бюджетной системе".
При этом фактически всем дополнительным объемом иностранной валюты будет распоряжаться Правительство, а
Национальный Банк будет осуществлять оперативное регулирование соотношений отечественных и мировых цен.
Золотовалютные резервы
Национального Банка будут расти пропорционально росту
ВВП, а излишки иностранной валюты будут инвестированы в
отечественную экономику.
Таким образом, представляется
целесообразным золотовалютный резерв
привязать к ВВП с передачей излишков инвалюты в госбюджет для импорта производственного оборудования, а при изменениях мировой конъюнктуры требуемые общие соотношения отечественных и мировых цен
поддерживать через курс тенге.
Предполагается, что принятие
перечисленных мер обеспечит не
только высокий рост и стабильную
занятость при ухудшениях мировой конъюнктуры, но и эффективное использование иностранной валюты, значительное увеличение доходов госбюджета, а также ускоренное развитие производства за счет увеличения государственных инвестиций в экономику.
Не менее важной перспективной проблемой валютного рынка Казахстана
является определение будущего национальной валюты – казахстанского тенге - с точки
зрения возможного перехода к единой наличной валюте стран Евразийского
Экономического Сообщества до 2011г. Реализация данной программы означает
добровольный отказ Казахстана, России, Беларуси и Таджикистана от собственных
национальных валют. Данное предложение строится на опыте образования
Европейского Экономического и Валютного Союза («еврозоны»), так как «одной из
главных функций Европейского Экономического Сообщества является задача
экономического регулирования». Но не все положительно в программе введения
единой европейской валюты «евро». Это уже очевидно и сейчас, и было заметно в
2002 году, когда евро была введена в наличной форме. Во-первых, недовольство
населения многих европейских стран, вошедших в «еврозону», когда исчезли их
исконно старинные национальные валюты. Во-вторых, снижение макроэкономических
показателей ведущих стран «еврозоны» - Германии, Франции за счет проведения
вынужденной общей экономической и финансовой политики других 10 стран
«еврозоны», во многом уступающих по своему экономическому развитию и даже
сегодня не соответствующих критериям конвергенции, разработанными Маастрихстким
соглашением в 1991г. (Греция, Люксембург и др.). В-третьих, предпочтение
лидирующих позиций в «еврозоне» той или иной стране (Германии или Франции),
что вызвало определенные внутренние противоречия. В-четвертых, предложение
Великобритании о продлении срока и возможно даже отказ в будущем вступления в
«еврозону». Есть еще ряд других аспектов, негативно отражающих современное
положение ЕЭВС. Возможно, такие же негативные последствия ждут и страны
ЕврАзЭС, которые даже не имеют такой же длительный опыт разработки и создания
европейской интеграции и которые шли к этим процессам порядка 40 лет (с 1959 по
1999 гг.).
Казахстану, по моему
мнению, добившемуся в последние годы относительной стабильности и устойчивости
своей национальной валюты, необходимо тщательно продумать данные предложения о
введении единой валюты, которые чреваты теми же последствиями, что и в странах
«еврозоны». Для определения возможности введения единой валюты стран ЕврАзЭС
следует сначала, развивая их интеграцию, завершить создание зоны свободной
торговли, таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП).
Потребность в единой валюте может возникнуть только в том случае, если страна
переходит к свободному передвижению капиталов, чем не может похвастаться ни
одно государство ЕЭП. С другой стороны, необходимо четко определить членство в
ЕврАзЭС и разработать реальные критерии конвергенции, те страны, которые дали согласия
на вступление в ЕЭП, по многим макроэкономическим показателям намного отстают
от Казахстана и России. И, наконец, надо последовать примеру таких европейских
стран, как Швеция и Дания, правительства которых провели народный референдум
для решения проблемы о вступлении в «еврозону» и принятия единой европейской
валюты, которые расставили все по местам.
Я не отрицаю
возможности в перспективе вступления Казахстана в интеграцию с единой валютой,
но 2011 год – это слишком рано.
Резюмируя
все выше изложенное, я считаю, целесообразна следующая модель развития
валютного рынка РК, включающая следующие основные механизмы:
1) Национальному Банку
поддерживая режим плавающего валютного курса, проводить
политику на стабилизацию реального курса национальной валюты. Осуществлять
интервенции на валютном рынке только с целью устранения
краткосрочных колебаний валютного курса и закрепления долговременных тенденций в его развитии;
2) Национальному Банку
наряду с продолжением проведения политики плавающего обменного курса тенге,
отражающего соотношение спроса и предложения на внутреннем валютном рынке спот,
начать регулярное установление срочных валютных котировок для создания срочного
валютного рынка в Казахстане.
3) В этой связи в республике необходимо продолжить работу по
отработке законодательной и нормативной базы в области валютного регулирования
и контроля для создания срочного валютного рынка.
4)
Необходимым так же явились бы шаги по дальнейшему развитию рынка
драгоценных металлов в Казахстане, который мог бы стать со временем не только
частью национального финансового рынка, но
и стать местом совершения сделок для операторов из соседних с Казахстаном государств.
5) Формирование предложений для крупнейших коммерческих банков Казахстана стать «маркет-мейкерами» по валютным операциям с казахстанским тенге для увеличения ликвидности валютного рынка.
6) Широко применять зарубежный опыт страхования валютных рисков банками для минимизации возможных убытков.
Валютный рынок необходимо развивать
в направлении углубления межбанковского рынка в части расширения форвардных валютных сделок, а также валютных
свопов.
7) Значительное внимание уделить
совершенствованию
технической базы, применяемой для осуществления валютных
операций, в частности специализированных дилинговых
систем
«Рейтер».
8) Рекомендовать интенсивное обучение
банковского персонала
международному опыту валютных операций с целью
формирования в
Казахстане развитого валютного рынка,
обладающего характеристиками,
способными удовлетворить клиентов банков.
9) Пересмотреть позиции и сроки вступления Казахстана в
интеграции с единой валютой.
Все предложенные меры могли бы помочь валютному
рынку Казахстана приблизиться к мировым
стандартам, а экономике Казахстана в целом достичь стабилизации и роста
экономики. Конечно, нельзя отождествлять рост экономики с наличием развитого
валютного рынка, но можно предполагать, что он будет играть не последнюю роль при принятии решения иностранными инвесторами о
прямых и портфельных инвестициях в
казахстанскую экономику.
Для решения всех выше обозначенных проблем валютного рынка
Казахстана Национальным банком предложены несколько программ, которые, с одной
стороны, являются своевременными, но, с другой стороны, несколько противоречивы
и преждевременны. Мною сделана попытка дать объективную оценку данным
программам и выработать определенные рекомендации по улучшению состояния
валютного рынка РК.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие казахстанского
валютного рынка обусловлено действием двух основных факторов – во-первых,
либерализацией валютных операций и возрастанием степени открытости национальных
рынков, во-вторых, внедрением новых валютных и финансовых инструментов и
современных технологий в операции на валютном рынке. Валютные рынки развивающихся
стран и стран с переходной рыночной экономикой в настоящее время находятся на
этапе либерализации, который представляет большие возможности для дальнейшего
усиления роли национальных хозяйств в процессе их интегрирования в мировой
финансовый и валютный рынок.
В условиях развивающегося
валютного рынка Казахстана чрезвычайно интересно было пронаблюдать специфику
валютных взаимоотношений, особенности практики проведения конкретных валютных
операций. При этом также необходимо было сравнить накопленный опыт валютной
системы РК с международной практикой и сформировать предложения по оптимизации
валютного рынка республики в целом, с учетом существенных изменений на мировом
валютном рынке.
Анализ формирования и
развития казахстанского валютного рынка с учетом влияния глобальных процессов
мирового валютного рынка позволил мне сделать следующие выводы:
1. Рассматривая валютный курс как
индикатор макроэкономической стабильности, я из всего разнообразия
рассмотренных и исследованных концепций и теорий предлагаю определенную модель
валютного курса с точки зрения его влияния на внешнеторговую деятельность
Республики Казахстан.
2. С другой стороны, рассматривая
валютный курс на основе макроэкономического равновесия, подчеркиваю влияние на
него разнообразных факторов, требующих систематизации и научного исследования,
что и проделала в своей работе, при этом предложив в наиболее доступной форме
классификацию факторов, влияющих на состояние валютного курса.
3. При разработке стратегии развития
мирового валютного рынка целесообразно выделить его ведущую и связующую роль на
мировом финансовом рынке с другими его сегментами. При увеличении объема и
числа сделок на мировом валютном рынке в условиях либерализации его
регулирования, появление и интенсивное развитие новых валютных и финансовых
инструментов требует специального внимания в части его «прозрачности» и
избежания рефлексивности движения динамики валютных курсов.
4. Анализ процесса формирования
казахстанского валютного рынка показал, что в процессе либерализации
внешнеэкономической деятельности не были концептуально разработаны проблемы
функционирования валютного рынка и валютной политики, которые только сейчас
решаются с помощью различных программ, но не все они имеют своевременный и
конкретный характер, и в которых допущены определенные неточности.
5. В интересах дедолларизации
экономики на основе укрепления курса казахстанского тенге необходимо
регулировать операции населения с наличной иностранной валютой и проводить
активное вытеснение доллара из внутреннего денежного оборота.
6.
Представляется, что меры валютного контроля, осуществляемые казахстанскими
денежными властями, не должны препятствовать проведению эффективной
внешнеэкономической политики, напротив, валютное регулирование и валютный
контроль должны носить адресный характер по отношению к тем участникам
внешнеэкономической деятельности, которые нарушают казахстанское
законодательство. Основанием для ограничения валютной операции должен быть не
сам ее факт, а та деятельность, которая противоречит казахстанскому
законодательству. Существующие меры по контролю за валютными операциями,
связанными с движением капитала должны быть нацелены не только на борьбу с
утечкой капитала, но и создавать привлекательные условия для возврата капитала
из зарубежа. В их число, возможно, включить налоговые льготы (налоговые
каникулы), гарантии от конфискации. Необходим комплексный подход к
использованию мер валютного контроля в сочетании с валютным регулированием,
который предполагает их адекватность экономической ситуации в Казахстане и
возможность смягчения и отмены при изменении макроэкономических характеристик
экономики, достижении экономической и политической стабильности.
В целом анализ формирования
и тенденции развития казахстанского валютного рынка, как пример интегрирования
национального рынка в мировой, позволяет сделать заключение, что в основном
сформировалась достаточно эффективная стратегия развития этого важного сегмента
финансового рынка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1. Наговицин А.Г. Валютная политика. М., 2000,
265 с.
2 Зейнельгабдин А.Б. Финансовая система:
экономическое содержание и
механизм использования. Алматы,
Каржы-Каражат, 1995, 10 с.
3 Смыслов Д.В. Мировые деньги в
прошлом, настоящем и будущем // Деньги и кредит, 2002, №5, 58 с.
4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
т.23. 154с.
5 Бондаренко А. Какие
современные мировые валюты можно считать мировыми? // Мировая экономика и
международные отношения, 2003, №9, 48 с.
6 Монтес М.Ф. Азиатский вирус
или голландская болезнь? М., 2000.
7 Нурланова Н.К. Формирование и
использование инвестиций в экономике Казахстана: стратегия и
механизм. Алматы, Гылым, 1998, 85 с.
8 Стивен Муди. Еще раз о
Бреттон-Вудсе: Причины повышения курса тенге относительно доллара//
Банки Казахстана, 2003, №7, 31 с.
9 Там же, 35
10 Деловая Неделя, №33(611), 27
августа 2006г.
11 Международные
валютно-кредитные и финансовые отношения. Под редакцией
Л.Н.Красавиной, М., Финансы и статистика,2001, 381 с.
12 Михайлов Д.М. Мировой
финансовый рынок: тенденции и инструменты. М., Экзамен, 2000,14
с.
13 Киреев А. Международная
экономика. М., Международные отношения, 1999, ч.2, 158 с.
14 Михайлов Д.М. Мировой
финансовый рынок: тенденции и инструменты. М., Экзамен, 2000, 57
с.
15 Роберт У.Колб. Финансовые
деривативы. М., Филинъ, 1997, с.210- 211.
16 Соколов В. Российский рынок
деривативов: взгляд из Санкт- Петербурга. // Рынок ценных бумаг, 2005,
№1-2, 29 с.
17 Буклемишев О.В. Рынок
еврооблигаций. М., Дело,1999, 17 с.
18 Федоров Б.Г.Современные
валютно-кредитные рынки. М., 1989, 5 с.
19 Доронин И.Г. Новые технологии
на валютном рынке.// Деньги и кредит, 2000, №11, 63 с.
20 Бертаева К.Ж. Валютный рынок
и валютные операции. Алматы, Экономика, 2000, 18 с.
21 Бертаева К.Ж. Казахстанский
валютный рынок: этапы формирования и тенденции развития в условиях глобализации
мирового валютного рынка. Алматы. Ценные бумаги, 2005
22 Федоров Б.Г.Современные
валютно-кредитные рынки. М.,1989, 31 с.
23 Дж. Мэнвилл Хэррис.
Международные финансы. М., Филинъ, 1996, 132 с.
24 Красавина Л.Н. Современный
валютный кризис. М., Финансы, 1975, 11с.
25 Мировая экономика/ Под ред.
Булатова А.С., М., Юристъ, 2000, 203с.
26 Сейткасимов Г.С.,
Формирование фондового рынка. Алматы, Экономика,1996, 43 с.
27 Навой А.В. Валютные кризисы:
сущность, причины, последствия// Деньги и кредит, 2003, №2, 61 с.
28 Аникин А.В. История
финансовых потрясений. От Джона Ло до Сергея Кириенко. М., ЗАО
«Олимп-Бизнес», 2000, с.277-288.
29 Монтес М.Ф., Попов В.В.
Азиатский вирус или «голландская болезнь»? М., Дело, 1999.
30 Закон «О Национальном Банке
Республики Казахстан». //Вестник Нацбанка, №16(16), 29.12.1995, 1-22 с.
31 Закон «О банках и банковской
деятельности в Республике Казахстан»// Вестник Национального банка, 1995, №10
1-24 с.
32 Постановление Национального
банка от 23.05.1997г. «Правила проведения валютных операций»,
п.5.10
33 Байманова Ж.К. Валютный
рынок: история и современное состояние, перспективы развития.//
Банки Казахстана, 2003, №1, 16 с.
34 Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании»,
24.12.96.// Бюллетень бухгалтера, №3, январь 1997
35 Закон
Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг».// Казахстанская правда, 12.03.1997
36 Закон Республики Казахстан
«Об иностранных инвестициях». /Советы Казахстана, 20.01.1995
37 Постановление Национального
банка от 23.05.1997г. «Правила проведения валютных операций»
38 Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании»,
24.12.96. Бюллетень бухгалтера, №3, январь 1997
39 Положение НБ РК «О порядке
лицензирования деятельности, связанной с использованием иностранной валюты» от
24.09.97г. №130. Бюллетень бухгалтера, №26, июнь 1997г.
40 Правила регистрации
валютных операций, связанных с движением капитала. Постановление Правления НБ
РК от 27.10.98, №204. Нормативная база НБ РК, 16с.
41 Сагадиев К.А. Экономика
Казахстана: очерки актуальных проблем, Алматы, 2004, 51 с.
42 Инструкция «Об организации
обменных операций с наличной иностранной валютой в РК». Постановление НБ РК от
25.07.97г. №295. Нормативная база РК, 34 с.
43 Инструкции «Об организации
экспортно-импортного валютного контроля РК» НБ РК от 5.12.98г.№271, «Об
организации экспортно-импортного валютного контроля в РК» НБ РК №484 от
26.12.2003г.
45 Правила о порядке уплаты и
ставке сбора за покупку физическими лицами наличной иностранной валюты.
Постановление НБ РК от 2.04.99г. №358. Бюллетень бухгалтера №17, апрель 1999г.
46 Правила проведения
конвертации тенговых депозитов физических и юридических лиц в банках второго
уровня в связи с переходом к режиму свободно плавающего валютного курса тенге.
Постановление НБ РК от 5.04.99г. №69, Нормативная база НБ РК
47 Инструкция «Об обязательной
продаже выручки в иностранной валюте от экспорта товаров (работ, услуг)».
Постановление НБ РК от 28.03.99 №54, 37 с.
48 Постановление Правления НБ
РК «О введении обязательной продажи выручки в иностранной валюте от экспорта
товаров (работ, услуг) » от 28.03.99г. №55. Бюллетень бухгалтера, №16, апрель
1999г.
49 Приказ/постановление Министерства
финансов Республики Казахстан совместно с Национальным Банком
Республики Казахстан "Об установлении порядка определения
рыночного курса обмена валют" от 23.12.02 г. № 512.
50 Г.Марченко. «От вопроса
«кто виноват?» надо переходить к вопросу «что делать»», // Казахстанская
правда, 10 декабря 2004г.
51 Сводный
отчет о выполнении банками второго уровня минимальных резервных требований на
26.05.2004г.
52 Сагадиев К.А. Реформы:
аналитический взгляд, Алматы, Гылым, 1998, 126 с.
53 Утебаев М. Валютный курс
тенге и его воздействие на переходную экономику Казахстана.
Алматы, 1996, 29 с.
54 Стивен Муди. Еще раз о
Бреттон-Вудсе: Причины повышения курса тенге относительно
доллара.// Банки Казахстана, 2003, №7, 34 с.
55 Буренин А.И. Рынки
производных финансовых инструментов. М., Инфра-М, 1996, 16 с.
56 О стратегии
индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы./
САПП, 2003, №23-24.
57 Буржуазные теоретики денег
и кредита о мировом кризисе. М., 1933, 31с.
58 Матюхин Г.Г. Доллар США и
валютные отношения Запада. М.,
Наука, 1989, 66 с.
59 Указ Президента РК от 27
декабря 1993 года «О неотложных мерах по формированию валютных резервов
государства и упорядочению валютных расходов»
60 Положение «О порядке
формирования и использования золотовалютных резервов Национального Банка РК»,
утвержденного Постановлением Президента РК от 8 июля 1994 года
61 Мельников В.Д., Ильясов
К.К. Финансы, Алматы, 2001, 379 с.
62 Утебаев М. Валютный курс
тенге и его воздействие на переходную экономику Казахстана, Алматы, 1996, 37
с.
63 Деловая неделя, 2004,
№29(607), 30 июля, 4 с.
64 Закон Республики Казахстан
«О внешнем заимствовании и управлении внешним долгом»/ Ведомости, 1997, №7
65 Моисеев С.Р. Международные
валютно-кредитные отношения. М., Дело и сервис, 2003, 257 с.
66 Нурсеит Н. Исследование
уровня долларизации экономики Казахстана. // Аль-Пари, 2002,
№4-5, с.24-25
67 Конурбаева Б. Правила
монетарной политики: инструментальные правила и правила таргетирования.
Вестник Национального банка РК, 2003, январь, 10 с.
68 Деловая неделя, 2006,
№28(606), 23 июля, 4 с.
69 Постановление Правительства
Республики Казахстан от 29 января 2003 №103 «Об утверждении Программы
либерализации валютного режима в Республике Казахстан на 2003-2004 годы», СААП
РК, 2003,№4, 6 с.
70 Концепция развития
финансового рынка Республики Казахстан
71 Налоговый кодекс Республики
Казахстан. Астана, 2003.
72 Назарбаев Н.А.Рынок и
социально-экономическое развитие, М., Экономика, 1994, 63 с.
73 Кожин К. Обзор срочного
валютного рынка России.// Рынок ценных
бумаг, 2004, №3(258), 50 с.
74 Положение об Агентстве РК по
регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
75 Шиликбаев С. О механизме
эффективного использования валютных ресурсов. // Транзитная экономика, 2003,
№1, 8 с.
76 Цель ЕврАзЭС – интеграция,
бизнес, прогресс: Форум Евразийского Экономического сообщества с участием
Президента РК Н.А.Назарбаева / Казахстанская правда, 20.02.2003
77 Капустин М.Г. Евро и его
влияние на мировые финансовые рынки. М., Дека, 2001, 50,51 с.
78 Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном
контроле»// Казахстанская правда, 17.06.2005
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|