Виды проектного анализа
Содержание
Введение
3
1. Понятие и
классификация инвестиционных проектов 4
2.
Сущность проектного анализа 5
3. Виды
проектного анализа 7
3.1.
Анализ коммерческой выполнимости проекта 7
3.2.
Технический анализ 9
3.3.
Финансовый анализ
11
3.4.
Экономический анализ
13
3.5.
Институциональный анализ
13
3.6.
Анализ риска
15
Заключение
16
Список
использованной литературы
17
Введение
Условием развития и устойчивой
жизнедеятельности любой организации является эффективность вложения инвестиций
в определенные инвестиционные проекты. Проблема принятия решения об
инвестициях состоит в оценке плана предполагаемого развития событий с точки
зрения того, насколько содержание плана и вероятные последствия его осуществления
соответствуют ожидаемому результату.
Само понятие инвестиции (от лат. investio – одеваю)
означает вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей. Инвестиции – это то, что “откладывают” на завтрашний день, чтобы иметь
возможность больше потреблять в будущем. Одна часть инвестиций – это потребительские
блага, которые не используются в текущем периоде, а откладываются в запас
(инвестиции на увеличение запасов). Другая часть инвестиций – это ресурсы,
которые направляются на расширение производства (вложения в здания, машины и
сооружения).
Значение проектного
анализа для планирования и осуществления инвестиционной деятельности трудно
переоценить. При этом особую важность имеет предварительный анализ, который
проводится на стадии разработки инвестиционных проектов и способствует принятию
разумных и обоснованных управленческих решений.
Главным направлением предварительного анализа является
определение показателей возможной экономической эффективности инвестиций, т.е.
отдачи от капитальных вложений, которые предусмотрены по проекту. Как правило,
в расчетах принимается во внимание временной аспект стоимости денег.
Подробное всестороннее рассмотрение видов проектного
анализа необходимо для эффективной деятельности предприятия, способного
функционировать основываясь на принципах рыночной экономики.
1. Понятие и классификация
инвестиционных проектов
Инвестиционный проект (investment project)
— план или программа вложения инвестиций для достижения поставленных целей.
Иногда под инвестиционным проектом понимают систему организационно-правовых,
аналитических, инженерно-технических, экономических и расчетно-финансовых
документов, необходимых для обоснования и проведения соответствующих работ по
реализации проекта.
Понятие «инвестиционный проект» употребляется
в двух смыслах:
- как, дело, деятельность, мероприятие,
предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих
достижение определенных целей (получение определенных результатов). Близким по
смыслу в этом случае являются термины «хозяйственное мероприятие», «работа
(комплекс работ)», «проект»;
- как система организационно-правовых и
расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий
или описывающих такие действия.
Множество разнообразных инвестиционных
проектов, реализуемых на практике, может быть классифицировано в зависимости
от различных признаков. С точки зрения общего подхода к классификации инвестиционных
проектов можно выделить следующие признаки:
• тип проекта — в зависимости от сферы
деятельности, в которой осуществляется реализация проекта (организационная,
технологическая, экономическая, социальная, смешанная);
• масштаб проекта — монопроект, мультипроект,
мегапроект (монопроект — проект различного типа и вида, мультипроект —
комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов, мегапроект — программа
развития регионов, отраслей, включающий в свой состав ряд моно- и
мультипроектов);
• вид проекта — по характеру предметной
области проекта (инновационные, учебно-образовательные, смешанные и др.);
• длительность проекта — по продолжительности
периода реализации цикла проекта (краткосрочные — до 1 года, среднесрочные — 1
— 3 года, долгосрочные — свыше 3 лет).[1]
В зависимости от типа проекты можно классифицировать
следующим образом:
• социально-технические, направленные на
повышение производительности труда работающих и улучшение условий на рабочих
местах;
• организационно-управленческие,
способствующие совершенствованию организации производства и повышению
производительности труда управленческого персонала;
• информационные, связанные с совершенствованием
информационных потоков и их автоматизацией;
• интегрированные, состоящие из отдельных элементов
предыдущих типов проектов;
• другие, отражающие проекты, не вошедшие в
приведенный перечень.
По масштабу реализации проекты могут внедряться
как на уровне всей организации, так и на уровне отдельных цехов, участков и
отдельных рабочих местах.
По длительности цикла проекты могут быть, как
и в общем случае, краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (до 3 лет),
долгосрочными (более 3 лет).
Все множество разнообразных инвестиционных
проектов может быть классифицировано в зависимости от других признаков, в
отличие от тех, которые были рассмотрены.
2. Сущность проектного анализа
Практика проектного анализа позволяет обобщить опыт разработки проектов и
перечислить типовые проекты. Основные типы инвестиционных проектов, которые
встречаются, сводятся к следующим.
1.
Замена устаревшего
оборудования, как естественный процесс продолжения существующего бизнеса в
неизменных масштабах. Обычно подобного рода проекты не требуют очень длительных
и многосложных процедур обоснования и принятия решений. Многоальтернативность
может появляться в случае, когда существует несколько типов подобного
оборудования, и необходимо обосновать преимущества одного из них.
2.
Замена оборудования с
целью снижения текущих производственных затрат. Целью подобных проектов
является использование более совершенного оборудования взамен работающего, но
сравнительно менее эффективного оборудования, которое в последнее время
подверглось моральному старению. Этот тип проектов предполагает очень детальный
анализ выгодности каждого отдельного проекта, т.к. более совершенное в
техническом смысле оборудование еще не однозначно более выгодно с финансовой
точки зрения.
3.
Увеличение выпуска
продукции и/или расширение рынка услуг. Данный тип проектов требует очень
ответственного решения, которое обычно принимается верхним уровнем управления
предприятия. Наиболее детально необходимо анализировать коммерческую
выполнимость проекта с аккуратным обоснованием расширения рыночной ниши, а
также финансовую эффективность проекта, выясняя, приведет ли увеличение объема
реализации к соответствующему росту прибыли.
4.
Расширение предприятия с
целью выпуска новых продуктов. Этот тип проектов является результатом новых
стратегических решений и может затрагивать изменение сущности бизнеса. Все
стадии анализа в одинаковой степени важны для проектов данного типа. Особенно
следует подчеркнуть, что ошибка, сделанная в ходе проектов данного типа,
приводит к наиболее драматическим последствиям для предприятия.
5.
Проекты, имеющие
экологическую нагрузку. В ходе инвестиционного проектирования экологический
анализ является необходимым элементом. Проекты, имеющие экологическую нагрузку,
по своей природе всегда связаны с загрязнением окружающей среды, и
потому эта часть анализа является критичной. Основная дилемма, которую
необходимо решить и обосновать с помощью финансовых критериев — какому из
вариантов проекта следовать: (1) использовать более совершенное и дорогостоящее
оборудование, увеличивая капитальные издержки, или (2) приобрести менее дорогое
оборудование и увеличить текущие издержки.[2]
6.
Другие типы проектов,
значимость которых в смысле ответственности за принятие решений менее важна.
Проекты подобного типа касаются строительства нового офиса, покупки нового
автомобиля и т. д.
Предварительная стадия разработки и анализа проекта
После
формулировки бизнес идеи будущего инвестиционного проекта естественным образом
возникает вопрос, способно ли предприятие реализовать эту идею в принципе. Для
ответа на этот вопрос необходимо проанализировать состояние отрасли экономики,
к которой принадлежит предприятие, и сравнительное положение предприятия в
рамках отрасли. Данный анализ и составляет содержание предварительной стадии
разработки и анализа инвестиционного проекта. В практике западного проектного
анализа принято использовать следующие два критерия: зрелость отрасли,
конкурентоспособность предприятия (его положения на рынке). Стадия
предварительного анализа не должна быть продолжительной по времени, и выводы,
которые делаются на предварительном этапе преимущественно, базируются на качественных
оценках. Тем не менее, эта стадия необходима, по крайней мере, по следующим
двум причинам: при дальнейшем общении со стратегическим инвестором вопросы
зрелости отрасли и конкурентного положения предприятия обязательно будут
подниматься и к этому необходимо быть готовым заранее, если менеджеры
предприятия не позаботятся об этом анализе, то стратегический инвестор сделает
это сам и его выводы могут быть не столь благоприятными.
Общая
последовательность разработки и анализа проекта
Несмотря на разнообразие проектов их анализ обычно следует некоторой общей
схеме, которая включает специальные разделы, оценивающие коммерческую,
техническую, финансовую, экономическую и институциональную выполнимость
проекта. Добропорядочный, с точки зрения стратегического инвестора, проект
должен оканчиваться анализом риска. На рис. 1 представлена общая
последовательность анализа проекта. Следует отметить, что используемая на схеме
резолюция "Проект отклоняется" носит условный характер. Проект
действительно должен быть отклонен в своем исходном виде. В то же время проект
может быть видоизменен по причине, например, его технической невыполнимости и
анализ модифицированного проекта должен начаться с самого начала.
3.
Виды проектного анализа
3.1. Анализ коммерческой выполнимости проекта
Принципиально
суть маркетингового анализа заключается в ответе на два простых вопроса:
1.
Сможем ли мы продать
продукт, являющийся результатом реализации проекта?
2.
Сможем ли мы получить от
этого достаточный объем прибыли, оправдывающий инвестиционный проект?
По
статистике последних лет степень разорения фирм в нашей стране около 80%.
Основная причина банкротств — недостаточный маркетинг.
Базовые
вопросы маркетингового анализа состоят в следующем.
1.
На какой рынок
сфокусирован проект? На международный или внутренний?
2.
Предполагает ли проект
баланс между международным и внутренним рынком?
3.
Если проект нацелен на
международный рынок, совпадает ли его цель с принципиальными политическими
решениями государства?
4.
Если проект сфокусирован
на внутренний рынок, отвечают ли его цели внутренней государственной политике?
5.
Если проект несовместим с
политикой государства, стоит ли его рассматривать дальше?
Так как проекты осуществляются при уже существующих
рынках, в проекте должна быть приведена их характеристика. Маркетинговый анализ
должен также включать анализ потребителей и конкурентов.[3] Анализ потребителей должен
определить потребительские запросы, потенциальные сегменты рынка и характер
процесса покупки. Для этого разработчик проекта должен провести детальное
исследование рынка. Кроме того, необходимо провести анализ основных конкурентов
в рамках рыночной структуры и институциональных ограничений, на нее влияющих.
На основе результатов маркетингового анализа разрабатывается маркетинговый
план. В нем должны быть определены стратегии разработки продукта,
ценообразования, продвижения товара на рынок и сбыта. Эти элементы
маркетинговой смеси должны быть объединены в единое целое, которое должно
обеспечить продукту наиболее выгодное конкурентное положение на рынке.
Рис.
1 Общая последовательность анализа проекта
Маркетинговый план должен также учитывать наличие других продуктов в
ассортиментном наборе фирмы, а также организационные, финансовые,
производственные и снабженческие аспекты ее деятельности. В рамках
маркетингового плана желательно спрогнозировать реакцию конкурентов и ее
последующее влияние на возможность выполнения маркетингового плана. В
заключение отметим, что маркетинговый раздел имеет определяющее значение при
анализе проектов, так как позволяет получить рыночную информацию, необходимую
для оценки жизнеспособности проекта. Очень часто случается, что фирма расходует
значительные средства и усилия на осуществление все разрастающихся
снабженческих и сбытовых операций только ради того, чтобы никогда не получить
ожидаемую выгоду, упущенную из-за плохого маркетингового анализа.
Страницы: 1, 2
|