Виртуальная фирма: причины появления, отличительные особенности, перспективы развития
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И
ФИНАНСОВ
Кафедра ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
РЕФЕРАТ
ПО ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
ВИРТУАЛЬНАЯ ФИРМА: ПРИЧИНЫ
ПОЯВЛЕНИЯ,
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ,
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Выполнил: студентка Юшкина Светлана
Валентиновна, группа №160
Научный руководитель:
Плотников Владимир Александрович
Санкт-Петербург
2003 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................................................................... 3
Глава I. Виртуальное предприятие .............................................................. 5
§1. Понятие
«виртуального предприятия» и причины его появления........ 5
§2. Особенности и признаки виртуального предприятия. Достоинства и
недостатки 8
Глава II. Подходы виртуальных компаний к
использованию Internet....... 13
§1. Особенности подхода «предприятие –
предприятие»......................... 13
§2. Особенности подхода «предприятие – потребитель»......................... 15
§3. Коротко о других подходах................................................................. 16
Глава III. Торговля и услуги в Internet........................................................ 18
§ 1. Взгляд в будущее................................................................................. 18
§2. Российский опыт: www.Dostavka.ru...................................................... 20
Заключение................................................................................................. 23
Список литературы..................................................................................... 24
ВВЕДЕНИЕ
XXI век – это информационный век, т.
е. век господства автоматизированных информационных технологий во всех сферах
деятельности человека. Информационная технология представляет собой технологию,
в которой предметом труда является информационный продукт, а орудием труда –
средства электронно-вычислительной техники и связи.
Бизнес является одним из наиболее
перспективных направлений использования современных технологий. На конференции,
организованной Институтом экономической стратегии в апреле 1999 года в Вашингтоне,
председатель совета директоров фирмы Intel Энди Гроув так охарактеризовал будущее бизнеса: «Лет через пять каждая
компания превратиться в Internet-компанию (виртуальную
компанию) либо прекратит свое существование, перестанет быть компанией вообще»[1].
До 1992 года Internet с точки зрения пользователя
представлял собой мешанину из разнотипных файлов, для передачи которых
использовались сложные команды. И только после рубежа, означенного появлением
«Всемирной паутины» - World Wide Web, маркетинговым отделам многих
компаний удалось доказать необходимость подключения к Internet.
В результате появления новых
сетевых возможностей изменился характер деятельности организаций. Больше нет
необходимости собирать людей в одном месте или даже в одной компании для
решения задач, связанных с их совместной деятельностью. Новые инструменты и
сети дают возможность предоставления информации по мере необходимости, а
прикладные системы коллективного пользования дают возможность продуктивно
работать пользователям, распределенным в географическом отношении.
В то же время компании изменяют свою структуру
информационных технологий, распространяя свои линии связи за пределы компаний
во внешние сети. Возрастающая взаимозависимость современного мира экономики и
потребность в немедленном доступе к информации порождают необходимость
установления связи с поставщиками, заказчиками и партнерами компании в реальном
масштабе времени, а также наличия межсетевого интерфейса связи, информационных
услуг и включения в глобальную сеть Internet. Эта тенденция к осуществлению
важнейших коммерческих операций через линии связи часто называют «электронной
коммерцией» - и она изменяет образ многих предприятий на рынке.
Эти новые режимы работы, связанные с распределенной системой
расчетов и взаимодействием между предприятиями, привели к возрастанию спроса на
глобальные сети, как в плане полосы пропускания, так и возможности связи с
любым объектом. Если бы эти виды связи осуществлялись через специально
выделенные каналы, они стали бы непозволительно дорогими.
В результате к связи
предъявляется подход как к виртуальному предприятию - этот термин отражает как
эволюцию модели бизнеса, так и упор на логическую соединимость. В сети
виртуального предприятия пользователи получают доступ к необходимым им
ресурсам, а сеть обеспечивает канал соединения и выделение необходимой полосы
пропускания. Очевидно, что созрели условия для создания новой сетевой
инфраструктуры, оптимизированной для объединения в сеть виртуального
предприятия.
В ряде европейских источников
существует несколько определений понятия Internet-экономики, которые суммарно сводятся к следующему: «Среда, в
которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической
системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой
компанией или индивидом с целью совместной работы: торговли, обмены идеями или
просто для удовольствия».
ГЛАВА I
ВИРТУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
§1. Понятие «виртуального предприятия» и причины его
появления.
Виртуальные предприятия
являются одной из новых организационных форм предприятий. На развитие новых
форм организации и управления предприятием в большей степени повлияли такие
тенденции развития современных рынков, как глобализация (универсальный процесс,
охватывающий весь земной шар и состоящий из новых
интеллектуально-информационных технологий, активно действующих на мировом рынке
по укреплению связей денежного капитала с инновациями) рынков, растущее
значение качества товара, его цены и степени удовлетворения потребителей,
повышение важности устойчивых отношений с потребителями (индивидуальными
заказчиками), а также растущее значение степени применения новых информационных
и коммуникационных технологий.
Термин «виртуальное
предприятие» используется в двояком смысле. В более абстрактном контексте
виртуальное предприятие означает наиболее передовую и эффективную форму
организации предприятия, которая является наилучшей с точки зрения имеющихся
технических и экономических условий. В более конкретном смысле, виртуальное
предприятие подразумевает сетевую, компьютерно-посредованную организационную
структуру, состоящую из неоднородных компонентов, расположенных в различных
местах. Тогда прилагательное «виртуальное» может интерпретироваться как
«искусственно образованное», или как «мнимое, не существующее в реальном
физическом пространстве», или как «расширенное за счет совместных ресурсов».
В некоторых работах
виртуальные предприятие обозначают и другими терминами: «сетевые предприятия»[2], «безграничные предприятия»[3], «расширенные предприятия»[4]. Как правило, речь идет о сети
партнеров (предприятий, организаций, отдельных коллективах и людей),
совместно осуществляющих деятельность по разработке, производству и сбыту
определенной продукции.
Виртуальное предприятие
создается путем отбора требующихся организационно-технологических ресурсов с
различных предприятий и их интеграции с использованием компьютерной сети. Это
приводит к формированию гибкой и динамичной организационной системы, наиболее
приспособленной для скорейшего выпуска новой продукции и ее оперативной
поставки на рынок.
Следует подчеркнуть
метафорический характер понятия «виртуального предприятия». Полностью
виртуального, т.е. не имеющего базовых структур в реальном физическом
пространстве, предприятия, конечно, быть не может. Здесь речь идет об
интенсивном взаимодействии реально существующих специалистов и подразделений
различных предприятий в виртуальном пространстве, реализованным на основе
новейших информационных и коммуникационных технологий. Такое взаимодействие
призвано повысить уровень кооперации и координации предприятий, а в конечном
итоге конкурентоспособность производимой ими продукции и, соответственно,
прибыль.
В то же время
виртуальное предприятие полностью ориентировано на заказчика, поскольку его
основные характеристики — это быстрота выполнения заказа (minimal
time-to-market) и полнота удовлетворения требований клиента. С включением
заказчиков и исполнителей в единую открытую организационную структуру границы
между взаимодействующими предприятиями становятся довольно нечеткими,
прозрачными и подвижными. Уровень партнерских отношений между поставщиками и
клиентами возрастает: преуспевание одних есть необходимое условие преуспевания
других. Предприятие имеет больше шансов остаться довольными своими
поставщиками, если они будут активно участвовать в начальной разработке новых
продуктов, услуг и даже стратегий предприятия. Так, в частности,
производственная функция может смещаться на более ранние стадии и выполняться
одним из поставщиков. Например, ныне изготовители интегральных схем выполняют
ряд функций, ранее присущих разработчикам компьютеров.
C практической точки
зрения, виртуальное предприятие есть сеть свободно взаимодействующих агентов,
находящихся в различных местах. Эти агенты разрабатывают совместный проект (или
ряд взаимосвязанных проектов), находясь между собой в отношениях партнерства,
кооперации, сотрудничества, координации и т.п. Многоагентные системы являются
одной из наиболее быстро развивающихся областей искусственного интеллекта.
Pазработка виртуального предприятия связана с интеллектуальным моделированием
взаимодействия сложных, неоднородных, отстоящих друг от друга агентов.
Построение многоуровневых дружественных интерфейсов между агентами играет
первостепенную роль. Поэтому в первую очередь требуется построить модели
взаимоотношений производителя с заказчиком, поставщиком, подрядчиком и пр.,
отработка которых позволяет достигнуть большей гибкости и реактивности
предприятия. Здесь важное место должны занимать модели организации партнерских
отношений в виртуальных предприятиях на основе многозначных логик
взаимодействия отдельных предприятий и их подразделений (например, трехзначная
логика — кооперация, конкуренция, безразличие), строящихся в зависимости от
таких параметров, как совместимость целей предприятий, взаимное доверие и
ответственность партнеров при выполнении их обязательств, необходимость
объединения ресурсов и недостаток производственного опыта отдельного
предприятия.
Виртуальное предприятие
может рассматриваться как метапредприятие (своего рода предприятие над
предприятиями), объединяющее цели, ресурсы, традиции и опыт нескольких
предприятий при разработке сложных инновационных проектов или при производстве
продукции мирового уровня. Создание виртуального предприятия означает
интеграцию уникального опыта, производственных возможностей и передовых
технологий ряда предприятий — партнеров вокруг некоторого проекта, который не
может быть выполнен каждым из них в отдельности. В частности, образование
виртуального предприятия из разнородных предприятий обеспечивает взаимную
компенсацию их недостатков и усиление преимуществ. Так, например, можно
объединить достоинства больших предприятий (мощных, но обладающих сильной
инерционностью и медленно реагирующих на изменения рынка) и малых предприятий
(испытывающих недостаток в ресурсах, но способных быстро перестраиваться).
Виртуальное предприятие не ведает отраслевых или ведомственных границ.
Страницы: 1, 2, 3
|