1.2. Фонд социального страхования
Российской Федерации
Фонд социального страхования РФ
создан с 1 января 1991 года в соответствии с постановлением Совета министров РФ
от 25.12.90 № 600 “О совершенствовании управления и порядка финансирования
расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР”. В настоящее время Фонд
социального страхования РФ является самостоятельным государственным
финансово-кредитным учреждением. Денежные средства фонда не входят в состав
бюджетов РФ, других фондов и изъятию не подлежат. Управление Фондом социального
страхования РФ осуществляется Правительством РФ.
В настоящее время Фонд
социального страхования РФ осуществляет свою деятельность на основании
Положения о фонде социального страхования РФ, утвержденного Постановлением
Правительства РФ от 12.02.94 № 101, и состоит из:
- региональных
отделений;
- центральных
отраслевых отделений;
- филиалов отделений.
Для обеспечения деятельности ФСС
создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях - аппараты
органов ФСС. При ФСС образуется Правление, при региональных отделениях -
координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его
Председателем, который назначается Правительством РФ.
Цели
и функции Фонда социального страхования
Основными задачами Фонда социального
страхования являются:
- выплату пособий
по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на
учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до
достижения им возраста 1,5 лет, а также социального пособия на погребение;
- оплату
дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с
детства до достижения им возраста 18 лет;
- санаторно-курортное
лечение и оздоровление работников и членов их семей, в т.ч. расходы на лечебное
питание;
- частичное
содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев,
имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на
питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое
обслуживание);
- частичную
оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на
территории РФ, для детей работающих граждан;
- частичное
содержание детско-юношеских спортивных школ;
- оплату проезда
к месту лечения и обратно;
- создание
резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;
- обеспечение
текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;
- проведение
научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования и охраны
труда;
- осуществление
иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.
Средства фонда используются только на
целевое финансирование мероприятий, указанных выше. Не допускается зачисление
средств социального страхования на личные счета застрахованных.
В настоящий момент в России введено
(с 01.01.2002г.) обязательное страхование граждан от несчастных случаев на
производстве. Страховые взносы в этом случае начисляются на заработную плату по
соответствующим тарифам. Тарифные ставки у каждого предприятия разные.
Соответственно, они тем выше, чем выше степень риска работы на данном
предприятии.
Источники
формирования Фонда социального страхования
· страховых взносов
работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой
деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и
имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию
(примерно 92% от общей суммы доходов);
· доходов от инвестирования
части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные
бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на
соответствующий период;
· добровольных взносов
физических и юридических лиц;
· ассигнований из бюджета РФ на
покрытие расходов, связанных с доставлением льгот и компенсаций лицам, пострадавшим
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или радиационных аварий на других
атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий;
· прочих доходов (возмещаемые
страхователем расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов, не
принятые к зачету расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности
вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимки по
обязательным платежам, суммы штрафов и иных санкций, предусмотренные
законодательством; уплаченные в установленном порядке суммы за путевки,
приобретенные страхователем за счет средств Фонда, возмещаемые
Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и др.).
Сроки
уплаты и порядок
Тариф страховых взносов установлен по
отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. В настоящий момент
тариф составляет 2,9% от суммы всех доходов физического лица. Страховые взносы
в ФСС регулируются постановлением Правительства РФ и уплачиваются ежемесячно
одновременно с получением (перечислением) в банках или иных кредитных
организациях средств на выплату заработной платы работникам за
истекший месяц. Указанные средства перечисляются на единый текущий счет
Фонда и его исполнительных органов.
Законодательство
РФ предусматривает применение к работодателям и другим плательщикам страховых
взносов финансовых санкций в виде взыскания всей сокрытой или заниженной при
начислении страховых взносов в ФСС суммы оплаты труда и штрафа в размере той же
суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере. По истечении
установленных сроков уплаты страховых взносов в ФСС РФ неуплаченная
сумма считается недоимкой и взыскивается с плательщиков страховых взносов
с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности,
выявленная при проверке плательщика страховых взносов, в том числе при
сдаче расчетных ведомостей. Пени начисляются на сумму недоимки за каждый день
просрочки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального
банка РФ, действующей на начало финансового года.
За
несвоевременное зачисление или перечисление по вине банков и иных кредитных
организаций страховых взносов, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций
на счета исполнительных органов ФСС РФ соответствующий исполнительный орган ФСС
РФ взыскивает с банков и иных кредитных организаций пени за каждый день
просрочки в размере 1% этих сумм.
1.3. Фонд обязательного
медицинского страхования Российской Федерации
ФОМС создан в соответствии с Законом
РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 и предназначен для аккумулирования финансовых
средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского
страхования. Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений
страхователей на обязательное медицинское страхование.
Для реализации государственной
политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и
территориальный фонды обязательного медицинского страхования как
самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения в соответствии с
постановление Верховного Совета РФ "О порядке обязательного медицинского
страхования граждан" (от 24.02.93г. № 4543-1). Территориальные Фонды
обязательного медицинского страхования создаются местными органами власти и
действуют на основании Положения «О территориальном фонде обязательного
медицинского страхования». Федеральный и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования не наделены правом издания каких-либо нормативных
документов, обязательных для плательщиков страховых взносов на обязательное
медицинское страхование.
Фонды обязательного медицинского
страхования являются самостоятельными государственными некоммерческими
финансово-кредитными учреждениями и предназначены для аккумулирования средств
на обязательное медицинское страхование. Средства фондов находятся в
государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и
изъятию не подлежат.
Цели и функции
Фонда обязательного медицинского страхования
Обязательное
медицинское страхование - составная часть государственного социального
страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении
медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского
страхования.
Основными задачами Федерального и территориальных фондов в системе
обязательного медицинского страхования являются:
·
обеспечение реализации Закона РФ "Об
обязательном медицинском страховании граждан РФ";
·
обеспечение предусмотренных законодательством РФ
прав граждан;
·
достижение социальной справедливости и равенства
всех граждан;
·
участие в разработке и осуществлении
государственной финансовой политики;
·
обеспечение ее финансовой устойчивости.
Для
выполнения этих задач в области финансовой политики и финансирования
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:
·
осуществляет выравнивание условий деятельности
территориальных фонда по обеспечению финансирования программ обязательного
медицинского страхования;
·
проводит финансирование целевых программ в
рамках обязательного медицинского страхования;
·
организует разработки нормативно-методических
документов, обеспечивающих реализацию вышеупомянутого закона;
·
вносит в установленном порядке предложения о
страховом тарифе на обязательное медицинское страхование;
·
осуществляет набор и анализ информации о
финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;
·
участвует в создании территориальных фондов
обязательного медицинского страхования;
·
осуществляет контроль над использованием
финансовых средств системы;
·
аккумулирует финансовые средства Федерального
фонда.
Территориальные
фонды обязательного медицинского страхования в области финансово-кредитной
деятельности и контроля над рациональным использованием финансовых средств в
системе обязательного медицинского страхования осуществляют следующие основные
функции:
·
аккумулируют финансовые средства территориальных
фондов;
·
осуществляют финансирование обязательного медицинского
обслуживания, проводимого страховыми медицинскими учреждениями;
·
проводят финансово-кредитную деятельность по
обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
·
выравнивают финансовые ресурсы городов и
районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
·
совместно с органами государственной налоговой
службы РФ осуществляют контроль за своевременным и полным поступление в
территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным использованием
поступивших финансовых средств;
·
согласовывают совместно с органами
исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию
стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного
медицинского страхования населения, вносят предложения о финансовых ресурсах,
необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по
обязательному медицинскому страхованию.
Источники
финансирования Фонда обязательного медицинского страхования
В соответствии с нормативными
документами для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих
субъектов независимо от форм собственности страховой тариф взносов на
обязательное медицинское страхование установлен в размере 3,1 % по отношению к
начисленной оплате труда по всем основаниям в следующем соотношении:
- в федеральный фонд обязательного
медицинского страхования - в размере 1,1%;
- в территориальные фонды
обязательного медицинского страхования - 2%.
Финансовые
средства федерального и территориального фондов обязательного медицинского
страхования образуются за счет некоторых общих и ряда собственных источников
для каждого фонда. Важнейшие из них:
·
часть страховых взносов предприятий и иных
хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное
медицинское страхование в размерах, устанавливаемых законодательством РФ;
·
взносы территориальных фондов на реализацию
совместных программ, выполняемых на договорных началах;
·
ассигнования из федерального бюджета на
выполнение программ обязательного медицинского страхования;
·
добровольные взносы;
·
доходы от использования временно свободных
финансовых средств;
·
нормированные страховые запасы финансовых
средств федерального и территориальных фондов;
·
средства, предусматриваемые органами
исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское
страхование неработающего населения.
Порядок
уплаты
Контроль
за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в эти фонды
возложен на Государственную налоговую службу.
В соответствии с п.4 Положения страховые
взносы в Фонды обязательного медицинского страхования производятся
плательщиками в установленных законодательством РФ размерах по отношению к
начисленной оплате труда по всем основаниям, в том числе по договорам подряда и
поручения, из которой в соответствии с законодательством РФ осуществляются
отчисления на обязательное медицинское страхование. Не начисляются страховые
взносы на выплаты, не являющиеся оплатой труда, в частности, на материальную
помощь, дивиденды по акциям, ссуды работникам и т.п.
ГЛАВА
II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ
ФОНДЫ
2.1.
Иные федеральные внебюджетные фонды
В настоящий момент в Российской
Федерации существуют различные экономические внебюджетные фонды. Помимо
рассмотренных выше наиболее значимых федеральных внебюджетных фондов существуют:
-
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства;
- Государственный фонд конверсии;
- Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
-
Дорожный фонд.
Эти фонды были образованы различными
правовыми актами. Например, Государственный фонд конверсии и Федеральный фонд
поддержки малого предпринимательства были образованы соответствующими законами
и поэтому в большей или меньшей мере аккумулируют бюджетные средства. Их
отличие от предыдущих трех социальных фондов в том, что они не имеют столь
надежной доходной базы в виде налогоподобных платежей, как предыдущие. Два
других
фонда созданы соответственно Указом Президента РФ и Постановлением
Правительства РФ. Так, Правительство Российской Федерации создало Фонд
содействия
развитию малых форм предприятий в целях государственной поддержки развития
инновационной деятельности в научно-технической сфере и начиная с 1996 г.
Министерство науки и технической политики РФ направляет ежегодно этому Фонду
средства в размере 1% ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на
финансирование науки. Помимо бюджетных средств перечисленные внебюджетные фонды
аккумулируют различные другие средства, не запрещенные законодательством. В
своей курсовой работе я охарактеризую только два фонда.
Страницы: 1, 2, 3
|