Внешнеторговые операции: классификация, организация, техника
Содержание
Введение.
1
Классификация
внешнеторговых операций
2
Организация работы
внешнеторговой фирмы
3
Выбор партнеров на мировом
рынке
4
Подготовка и проведение
переговоров с зарубежными партнерами
5
Основы делового протокола
6
Виды и назначение
внешнеторговой документации
7
Основные условия заключения
внешнеторговых контрактов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Внешняя торговля товарами является частью
международной торговли и представляет собой специфическую форму обмена товарами
между продавцами и покупателями разных стран.
Под
торговлей понимается приобретение хозяйственных благ с целью получения прибыли
от их последующей продажи. В системе общественного разделения труда торговля
занимает самостоятельное место. Она является неотъемлемым звеном в цепи
хозяйственных отношений общества, построенных на принципах разделения труда и
товарного обмена.
Экономическую
сущность торговли можно определить, во-первых, как передачу продуктов
человеческого труда из одной стадии производства в другую и, во-вторых, как
передачу этих продуктов от производителей к потребителям, без чего невозможен
процесс расширенного производства.
По принципу
территориальности торговля делится на внутреннюю и внешнюю.
Исторически внешняя
торговля возникла как торговля между приморскими государствами. Сухопутная же
торговля развивалась более медленно в силу значительных затрат на ее
организацию и опасностей, которые во много раз больше, чем перевозка товаров
морем.
Внешняя
торговля способствует расширению производства, созданию и улучшению путей
сообщения как внутри страны, так и между государствами, возникновению
ростовщичества, а затем и торгового капитала, развитию международного
кредитования и страхования.
Внешняя
торговля делится на экспортную и импортную. Превышение экспорта над импортом
означает наличие у государства активного торгового баланса. Превышение импорта
над экспортом означает пассивный торговый баланс.
Активный
торговый баланс является показателем благоприятного экономического развития
государства. Поэтому стимулирование экспорта часто возводится в основной
принцип экономической политики государства.
Внешняя
торговля характеризуется тремя показателями: объемом внешнеторгового
товарооборота, товарной и географической структурой.
1 Классификация
внешнеторговых операций
Внешнеторговые операции классифицируются:
1. По
направлениям торговли:
1)
основные операции представляют собой договорные операции по купле-продаже
товаров или по обмену товарами (бартер), т.е. эти операции зафиксированы во
внешнеторговых договорах;
2) вспомогательные операции обеспечивают надлежащее выполнение основных
операций. Они включают операции по транспортировке и экспедированию грузов,
страхованию грузов, финансированию внешнеторговых операций, расчетам между
экспортерами и импортерами, гарантированию их взаимных обязательств, а также
таможенные и другие операции, в том числе агентские соглашения с посредниками,
поставщиками экспортных и заказчиками импортных товаров, с рекламными агентами
и организациями, исследующими конъюнктуру рынков (кредитные, расчетно-платежные,
рекламные, страховые, таможенные, валютные, транспортные (транзитные, бондовые,
погрузочно-разгрузочные, агентирование).
2. По предмету сделки:
1)
товары и продукция;
2)
сырье;
3)
результаты интеллектуальной деятельности, работы и
услуги.
3. По
степени самостоятельности:
1)
прямые обменные (купля-продажа);
2)
посреднические (комиссионные, агентские,
консигнационные, брокерские).
В
зависимости от сложности основной операции импортеры и экспортеры совершают как
самостоятельно, так и с привлечением других фирм и организаций на одну основную
до 10 и более вспомогательных операций.
Расчеты между контрагентами внешнеторговых сделок обычно производятся
как собственными, так и заемными денежными средствами. С целью сокращения
валютных затрат на импорт крупных партий оборудования предприятиями в
международной практике широко применяются компенсационные сделки, по условиям
которых кредиты, предоставляемые крупными иностранными фирмами, погашаются
поставками продукции. Возможно также и частичное денежное погашение.
На
сокращение валютных затрат большое внимание оказывают бартерные
(товарообменные) сделки, при которых один товар обменивается на другой без
непосредственного участия денег как средства платежа в количественных
пропорциях, определяющихся условиями мирового рынка.
Проникновение
товаров на рынки других стран возможно как с территории своей страны, так и
путем организации производства товаров за рубежом с использованием различных
форм международной кооперации, участия на долевой основе в капитале иностранных
фирм, а также посредством создания за рубежом собственных предприятий.
Экспортно-импортные
операции обычно осуществляются в комплексе мероприятий, обеспечивающих
транспортировку, экспедирование, хранение, подработку и переработку товаров, их
страхование, платежи и другое. При своем движении из страны в страну товары
могут неоднократно менять владельца, пока не дойдут до конечного потребителя.
Необходимость
сокращения издержек на перечисленные операции способствовало выделению этих
функций в самостоятельные виды предпринимательской деятельности, которыми
занимается специализированные категории посреднических организаций (различные
внешнеэкономические ассоциации, торговые дома, Торгово-промышленная палата и
другие).
Для
внешнеторговых операций важное значение имеют обычаи делового оборота.
Обычаи
делового оборота – это международное обыкновение, которое в отличие от
юридически обязательных международно-правовых обычаев регулирует
внешнеэкономический оборот, если участники последнего договорились о таком
регулировании. Другими словами, обычай делового оборота применяется к
внешнеторговому контракту, если стороны договорились об этом при заключении
договора.
В 1980 г. в Вене была принята Конвенция ООН о контрактах международной купли-продажи, известная под
названием Венской конвенции, которая вступила в силу для РФ с 1991г.
Статья
9 данной Конвенции предусматривает следующее:
- стороны связаны
любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой,
которую они установили в своих взаимных отношениях;
- при отсутствии
договоренности об ином считается, что стороны подразумевали применение к
договору или его заключению обычая, о котором они знали или должны были
знать и который в международной торговле широко известен и постоянно
соблюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующей области
торговли.
2 Организация работы внешнеторговой фирмы
Этапы
подготовки и проведения внешнеторговой сделки:
1.
маркетинговые исследования внешнего рынка;
2.
поиск зарубежного партнера;
3.
установление контактов с иностранной фирмой;
4. анализ и проработка конкурентоспособных материалов, расчет экспортных
цен;
5.
подготовка условий платежа и поставки;
6.
подготовка проекта контракта;
7.
проведение переговоров и согласование проекта
контракта
8.
подписание контракта;
9. исполнение контрактных обязательств: поставка товаров, расчетно-платежные
операции;
10. контроль
за выполнением контрактных обязательств;
11. рассмотрение
возможных претензий.
Маркетинговая
служба осуществляет:
1.
Изучение возможностей и рынков сбыта, обеспечение
рекламы и продвижение товара: подготовка материалов для формирования базисных
усилий контракта.
2.
Прогнозирование конъюнктуры товаров рынков и
динамики цен, участие в обосновании контрактных цен: обеспечение необходимой
информации о состоянии рынка.
3.
Методы обеспечения работ по изучению внешних рынков
и требований к качеству продукции.
Оперативно-коммерческая
служба осуществляет:
1.
Оценка соответствия качества экспортируемой
продукции мировым стандартам.
2.
Согласование ассортимента продукции по импорту.
3.
Ведение переговоров.
4.
Курирование работы экспертов-оперативников
3 Выбор
партнеров на мировом рынке
Выбор
партнера (контрагента) начинается обычно с выбора страны. Предпочтения отдаются
той стране, с которой уже есть норм деловые отношения, освоена правовая база,
отсутствует дискриминация по отношению к другим странам.
При выборе
фирмы партнера изучают ее характеристики:
1. Технологические
2. Научно-технические
3. Организационные
4. Экономические
5. Правовые
По полученным
оценкам определяют:
1. Стратегию солидарности потенциального партнера
(методы деятельности, платежеспособность, кредитоспособность, степень доверия к
нему со стороны банков)
2. Деловую репутацию (деловое резюме, наличие
опыта в бизнесе, пунктуальность в выполнении обязательств, опыт прошлых сделок)
Предпочтение
отдается тем контрагентам, которые занимаются экспортно-импортными операциями.
Источники информации
при выборе партнера:
· Справочники
· Годовые отчеты фирм
· Общеэкономические и отраслевые газеты и
журналы
Информационная
база должна постоянно обновляется; из нее формируется досье фирм, которые
включают 3 раздела:
1. Карта фирмы.
2. Сведение о переговорах с фирмой.
3. Сведения о дополнительных отношениях.
Карта фирмы
представляет собой анкету со следующими вопросами:
1. Страна, почтовый адрес, телефон, факс фирмы и
ее филиалов.
2. Год основания фирмы и ее филиалов.
3. Предметы торговли, производства с указанием
основных технических характеристик.
4. Производственные мощности, число работников,
торговый оборот и другие данные по годам.
5. Данные о финансовом положении.
6. Характеристика филиалов, дочерних предприятий,
связей фирмы.
7. Важнейшие конкуренты и их характеристика.
8. Владельцы, руководители фирмы, ведущие
специалисты по внешним связям.
9. Оборот (всего и по разным рынкам).
10. Отрицательные моменты (невыполненные обязательства,
рекламации, арбитражные и судебные иски).
Сведения о
переговорах с фирмой заполняют после завершения каждого раунда переговоров:
1. Предмет переговоров
2. Результат переговоров
3. Характеристика переговоров
4. Поведение фирмы во время переговоров
5. Деловые отношения с другими Российскими
организациями
Сведения о
деловых отношениях составляются 1 раз в год и отображают опыт работы с фирмой в
течение года: выполнение условий контракта, заинтересованность в работе,
деловые качества фирмы и ее работников.
Досье на
фирму дополняется систематически. При этом основными формами отчетности,
используемыми для анализа, являются:
1. Баланс
2. Счет прибылей и убытков
3. Счет поступлений и расходований средств
Из этих
документов берутся данные для заполнения след 4-х разделов:
1. Экономический потенциал фирмы: сведения об
активах, объемах продаж, размере прибыли, основном и оборотном капитале, капитальных
вложений, собственном и заемном капитале, производственных мощностях,
научно-исследовательской базе и расходах на НИОКР, объем числа занятых и др.
2. Показатели эффективности деятельности фирмы:
объем продаж, размер прибыли, объем продаж к активам, прибыль и себестоимость и
т.д.
3. Конкурентоспособность фирмы: возможность
удовлетворить спрос потребителей по сравнению с конкурентами, динамика продаж в
стоимостном и количественном выражении, коэффициент спроса, отношение объема
продаж к стоимости нереализованной продукции, отношение объема продаж к сумме
дебиторской задолженности, загрузка производственных мощностей, портфель
заказов, объем, направление и динамика капитальных вложений.
4. Финансовое положение фирмы определяется
критериями: финансовой зависимости, платежеспособности, кредитоспособности.
По каждому
из критериев рассчитывают собственные коэффициенты. Важными факторами при
выборе партнера являются:
1. Репутация фирмы и ее продукции
2. Надежность финансового положения
3. Достаточный производственный и
научно-технический потенциал.
4 Подготовка
и проведение переговоров с зарубежными партнерами
1
Телефонные переговоры. Устная форма переговоров.
Партнеры согласуют лишь такие условия как цена, количество, товары и срок
поставки. Затем оформляется это контрактом.
Недостатки: дороговизна международных переговоров, требует подготовки.
Достоинства:
оперативный и быстрый способ продажи или закупки
товаров, является основным способом при биржевой торговли, возможность уточнения
уже согласованных пунктов.
2
Личная встреча с партнерами. Необходимость: когда сторонам
трудно согласовать конечные условия оферты, трудно согласовать запросы другим
способом. Используется: для установления деловых контактов с контрагентами на
выставках, ярмарках; при заключении кредитных и сплошных контрактов; при согласовании
условий кооперации и т.д.
Страницы: 1, 2
|