Внутренний финансовый контроль отраслей, предприятий, организаций, общественных объединений, союзов,...
Содержание. 1
Введение. 2
Понятие
внутреннего финансового контроля. 3
Формы
финансового контроля. 5
Способы
проведения финансового контроля. 7
Внутренний
финансовый контроль на предприятии. 9
Контроль
планирования. 9
Контроль
структуры капитала. 10
Контроль
инвестиций предприятия. 11
Внутренний
контроль общественных объединений. 14
Необходимость
внутреннего финансового контроля. 14
Особенности
внутреннего контроля. 15
Формирование
контрольно–ревизионного органа. 15
Контроль
расходования средств организации и соблюдения бюджета общественного объединения. 16
Заключение. 17
Список
использованной литературы.. 19
Стремление работать с максимальной
экономической отдачей заставляет сегодня многие предприятия реформировать как
свою внутреннюю организационную структуру, так и методы управления бизнесом.
Однако даже самые убежденные и последовательные «реформаторы» нередко упускают
из вида такой важный элемент, как внутренний финансовый контроль.
Главная задача такого контроля заключается в
том, чтобы обеспечить предприятию стабильное положение и аккумулировать его
ресурсы для выполнения стратегических планов. Еще одна его цель — в том, чтобы
избежать нарушений и злоупотреблений, которые почти неизбежно возникают там,
где отсутствует систематический подход к работе с финансами.
В общих чертах эта разновидность внутреннего
контроля представляет собой инструмент для анализа практики работы предприятия
в финансовой сфере. И при его внедрении удается не только обнаружить
всевозможные просчеты и ошибки, но и наметить пути для оптимизации деятельности
компании.
Ключевой показатель, свидетельствующий о
стабильном положении предприятия, — это уровень и динамика его финансовых
результатов. Хорошие результаты в данной области в частности позволяют «за
глаза» предполагать, что деятельность компании оптимизирована, капитализация
высока, а получаемая прибыль позволяет фирме развиваться дальше
и рассчитывать на положительные финансовые результаты в будущем.
Об оптимальной динамике финансовых результатов
можно судить на основании роста ряда показателей: доходности капитала,
рентабельности, собственного капитала, скорости оборота капитала.
Однако, чтобы более детально оценить
финансовое состояние и имущественное положение предприятия, требуется
детальный контроль за целым рядом дополнительных параметров. В частности в
сфере внимания контролеров должны быть технико-организационный уровень
функционирования предприятия, показатели эффективности использования
производственных ресурсов, результаты основной и финансовой деятельности, рентабельность
продукции, оборачиваемость и доходность капитала, платежеспособность.
Впрочем, для углубленного анализа этих
параметров, как правило, не хватает. Детальный финансовый контроль
предусматривает дополнительные блоки оценки: контроль финансовых результатов
деятельности предприятия, контроль имущественного и финансового состояния
предприятия, контроль деловой активности и эффективности деятельности
предприятия.
Для повышения эффективности управления
руководители хозяйствующих субъектов и других структур (в том числе и государственных)
могут посчитать целесообразным, создание в своем подчинении специализированных
подразделений для проведения финансового контроля на управляемых ими объектах.
Это так называемый внутренний финансовый контроль — независимая от внешнего
влияния деятельность хозяйствующего субъекта или органа управления по проверке
и оценке своей работы, проводимая им в собственных интересах. Внутренний
контроль подчиняется создавшему его руководителю, но он должен быть по
возможности функционально и организационно независим.
Цель внутреннего контроля — помочь руководству
хозяйствующего субъекта или органа управления (в том числе и органа государственного
управления) эффективно выполнять свои функции. Внутренние контролеры
представляют руководству данные анализа и оценки, рекомендации и другую
необходимую информацию, получаемую в результате проверок. Используя эту
информацию, руководство решает, какие меры необходимо принять для устранения
выявленных недостатков (если такие обнаружены) и на каких участках имеются
резервы для повышения эффективности.
Таким образом, внутренний контроль:
·
проводится внутри организации (или структуры
управления)
ее служащими (контролерами);
·
организуется по решению руководства организации
(или
органа управления);
·
информация внутреннего контроля, как правило,
предназначена для управленческого персонала организации;
внутренний контроль содержится на средства
организации.
В перечень обязанностей внутренних контролеров могут быть также включены:
·
проверка эффективности систем контроля;
·
оценка экономичности и эффективности действий
организации;
·
определение уровня достижения программных целей.
На внутренних контролеров могут возлагаться и
функции управленческого аудита.
Управленческий аудит — это изучение деловых
операций с целью выработки рекомендаций по экономичному и эффективному
использованию ресурсов, оптимальному достижению конечного результата и
выработке политики организации. Он должен помогать руководителям в выполнении
их функций и приводить к повышению прибыльности организации.
Еще раз обратим внимание, что организация
служб внутреннего контроля необязательна для субъектов хозяйствования или
управления. Работая в условиях жесткой конкуренции, руководство субъекта
хозяйствования или органа управления обычно заинтересовано иметь эффективный
внутренний контроль, но постоянно сопоставляет пользу от деятельности
внутренних контролеров и затраты на их содержание. Если «баланс» будет не в
пользу внутреннего контроля, то предпринимаются меры к его улучшению либо к
ликвидации.
В отечественной литературе внутренний контроль
в рамках отдельного хозяйствующего субъекта часто называют внутрихозяйственным,
внутренний контроль в рамках отдельного министерства или ведомства — внутриведомственным.
Таким образом, внутренний контроль — это
контроль, который организует орган управления с целью повысить эффективность
проводимой им финансово-хозяйственной деятельности. Информация, полученная
в результате внутреннего контроля, предназначена в первую очередь для
удовлетворения потребностей органа управления, организовавшего этот контроль.
Отметим также, что внутренний контроль — понятие относительное: он внутренний
для органа управления, его организовавшего, но для контролируемой им подструктуры
он фактически является внешним контролем.
Под формой финансового контроля понимают
конкретное выражение и организацию контрольных действий. Формы
финансового контроля можно классифицировать по различным критериям.
В зависимости от соотношения времени
проведения контроля и времени совершения проверяемых
финансово-хозяйственных операций выделяют три основные формы финансового
контроля — предварительный, текущий и последующий.
Предварительный
контроль предшествует совершению проверяемых операций. Обычно он проводится на
стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов, финансовых
планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов учреждений и
организаций, проектов законодательных актов, договорных соглашений,
учредительных документов и т.д. Предшествуя совершению хозяйственных и
финансовых операций, предварительный контроль позволяет еще на стадии
прогнозов и планов пресечь попытки нарушения действующего финансового
законодательства и нецелевого или нерационального использования средств,
выявить источники дополнительных финансовых ресурсов.
Текущий контроль,
который также называют оперативным, проводится в процессе совершения
хозяйственных и финансовых
операций, исполнения финансовых планов,
бюджетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и
бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль
позволяет отслеживать и регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные
ситуации, предупреждать потери и убытки, предотвращать совершение финансовых
правонарушений, нецелевое использование финансовых средств.
Последующему контролю подлежат итоги формирования и использования финансовых средств.
Проверяется полнота формирования финансовых ресурсов, законность и
целесообразность их расходования при исполнении бюджетов, выполнении финансовых
планов субъектов хозяйствования, смет бюджетных учреждений. В результате
анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности
совершенных финансово-хозяйственных операций, достигнутых финансовых результатов
проводится оценка финансово-хозяйственной деятельности контролируемого
субъекта. Последующий контроль отличается углубленным изучением хозяйственной и
финансовой деятельности хозяйствующего субъекта за определенный период. Его
результаты тесно связаны с результатами предварительного или текущего
контроля, что позволяет вскрыть недостатки их проведения.
По характеру материала, на основе которого
проводится, контроль подразделяется на документальный (формальный) и фактический.
Источниками информации для документального
(формального) контроля служат первичные документы, регистры бухгалтерского
учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность,
нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация.
Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по
данным их осмотра (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т.п.), а
поэтому он не может быть всеобъемлющим из-за непрерывности хозяйственных
ситуаций. Полноценность и неопровержимая доказательность первичных
документов и учетных записей при необходимости устанавливаются с помощью
специальных приемов фактического контроля. Поэтому оба вида контроля
существуют не изолированно, а дополняют друг друга.
Различают следующие способы проведения
финансового контроля: проверка, ревизия, обследование, анализ.
Проверка — это
единичное контрольное действие или исследование состояния на определенном участке
деятельности проверяемого субъекта. С точки зрения права финансовая проверка
предстает как процессуальное действие по контролю финансово-хозяйственной
деятельности. Оно выражается в сопоставлении фактических данных контроля с
данными, отраженными в документах (налоговых, отчетных, балансовых,
расходных). В процессе проверки определяются законность и, если необходимо,
эффективность использования финансовых ресурсов, выявляются нарушения
финансовой дисциплины. Как правило, проверкам подвергаются отдельные вопросы
финансово-хозяйственной деятельности. По их результатам обычно намечаются
мероприятия для устранения выявленных недостатков.
В зависимости от места проведения проверки
делятся на камеральные и выездные, это имеет отношение скорей к
налоговой внешней проверке, но в рамках классификации следует указать и их.
Камеральная проверка — это проверка органом финансового контроля представленной ему
отчетности и документов без выезда на объект. В случае установления нарушений
результаты проверки оформляются актом. Данные результатов камеральной проверки
могут быть использованы при проведении проверок иных видов.
В отличие от камеральной, выездная проверка
проводится по месту нахождения проверяемого объекта.
По полноте охвата материала различают проверки
сплошные, когда проверяются все документы организации, без пропусков и
предположений об отсутствии нарушений (а при фактическом контроле — и
материальные ценности), и частичные (выборочные), когда проверяется
только часть (определенная выборка) документов.
Сплошные проверки
чаще всего проводят в небольших организациях либо в организациях, где
необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных
документов). Частичная проверка может перерасти в сплошную в случае установления
в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть характерны для всего
массива документов организации.
По объему проверяемых вопросов проверки могут
быть комплексными, выборочными и тематическими (целевыми).
Комплексная проверка — это проверка хозяйствующего субъекта за определенный период по всем
вопросам его финансово-хозяйственной деятельности. Комплексную проверку
характеризуют: взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон
деятельности организации; участие в ее проведении специалистов, способных
квалифицированно разобраться в специфике деятельности организации; максимально
возможное сочетание различных методических приемов документального и
фактического контроля с целью выявления законности, достоверности и
экономической целесообразности хозяйственных и финансовых операций.
Выборочная проверка — это проверка отдельных областей финансово-хозяйственной
деятельности хозяйствующего субъекта. Выборочная проверка проводится или как
элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка. Соответственно ее
результаты оформляются либо отдельным актом, либо отражаются в акте
комплексной проверки.
Тематическая (целевая) проверка — это проверка определенного направления или вида
финансово-хозяйственных операций субъекта хозяйствования. Она проводится по
определенному кругу вопросов или по одной теме (вопросу) путем ознакомления на
месте с отдельными сторонами хозяйственной и финансовой деятельности.
Результаты тематических проверок используются при комплексной или выборочной
проверке и либо отражаются в актах этих проверок, либо оформляются как
приложения. Возможны и самостоятельные тематические проверки – это тоже элемент
внутреннего финансового контроля.
На основе опыта работы с рядом российских
предприятий можно уверенно говорить о том, что многие проблемы компаний
начинаются с неквалифицированно составленных бизнес-планов, бюджетов и смет.
Причем ошибки в этих бумагах могут быть как преднамеренные, то есть возникшие в
результате злоупотреблений, так и вызванные несовершенством принятого на
предприятии составления финансовых документов.
С другой стороны, компании, где системы
бюджетирования и бизнес-планирования находятся под контролем внутренних
аудиторов, получают возможность существенно повысить эффективность своей
работы. Их, как правило, отличает высокая координация в рамках управленческой
структуры, хорошая адаптивность к изменениям и высокая мотивация работы
менеджеров.
Страницы: 1, 2
|