4. Отсутствует средне- и
долгосрочное планирование, в том числе при подготовке проекта федерального
бюджета, состава и объема государственного долга, а также графиков его
погашения. Без подобного прогноза, хотя бы на двух - трехгодичный период,
невозможно проводить перспективный анализ ситуации.
5. Рынок российских
государственных ценных бумаг станет цивилизованным только при увеличении числа
инструментов и доли долгосрочных бумаг (со сроками обращения 5-30 лет), что
произойдет не ранее, чем через два-три года. Управление государственными
пассивами на первом этапе требует обеспечения единообразного подхода к
отражению в бюджете операций с долговыми обязательствами государства.
6. Понятия внутреннего и
внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании
такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных
в валюте. С одной стороны, наблюдается массовый приток средств нерезидентов на
рынок ГКО-ОФЗ (инструмента внутренних заимствований), с другой - происходит
смешение понятий - "внутренний валютный долг", существующий в форме
"вэбовок". С допуском нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ изменились основные
агрегаты платежного баланса РФ, в частности, по оценкам Центрального банка РФ,
сальдо по счету текущих операций уменьшилось в 1996 г. на 7 млрд. долл. по
сравнению с предыдущим годом. Сегодня Центральный банк фактически вынужден
брать на себя не свойственные ему функции гаранта по сделкам нерезидентов с
ГКО. Такие дополнительные риски не способствуют решению главной задачи,
возложенной на ЦБР, - поддержания устойчивости российской денежно-кредитной
системы. Присоединение Российской Федерации к статье 8 Устава МВФ и переход к
конвертируемости рубля по текущим операциям ускорят процесс
"срастания" двух видов государственного долга. С выпуском
еврооблигаций и их размещением среди как нерезидентов, так и резидентов
совершенно иной характер приобретает задача маневрирования рублевыми и
валютными пассивами.
Рассмотрю основные
проблемы, связанные с нынешним состоянием государственного внешнего долга.
1. Принципиально разные
правовые и экономические подходы практикуются в отношении внешнего долга
бывшего СССР, принятого на себя Российской Федерацией, и вновь возникающего
долга Российской Федерации. Если правовой режим первого задан спецификой
заключенных международных договоров, то использование особых экономических
подходов и порядка отражения второго в бюджетной отчетности вряд ли оправданно.
2. Серьезная проблема,
связанная с долгом бывшего СССР, обусловлена той ролью, которую исторически
играл Внешэкономбанк в расчетах с иностранными кредиторами. Как показали
проверки, проведенные Счетной палатой РФ, Внешэкономбанк - агент правительства
Российской Федерации по обслуживанию внешнего долга и управлению долговыми
активами бывшего СССР и агент правительства по обслуживанию внутреннего
валютного займа РФ в течение 1992-1996 гг. до сих пор функционирует вне пределов
правового поля и крайне посредственно справляется с возложенными на него
функциями. Статус Внешэкономбанка можно привести в соответствие со сложностью и
значимостью решаемых им задач только путем внесения изменений в федеральное
законодательство.
3. Операции правительства
по размещению еврооблигаций, а также реализуемые Центральным банком РФ
механизмы допуска нерезидентов на рынок внешних заимствований (ГКО-ОФЗ) еще не
получили должной экономической и правовой оценки. Влияние данных кредитных
потоков на платежный баланс России остается не изученным.
Необходимо отметить, что информация о
мероприятиях, проводимых правительством и его агентами по урегулированию
вопросов, связанных с российскими внешними долгами и активами, необоснованно
закрывается и практически недоступна даже для аудиторов Счетной палаты РФ. Это
крайне затрудняет финансовый мониторинг, усложняет контроль за подобными
операциями, стимулирует злоупотребления.
Приложения
Таблица 1
Структура и объем государственного
внешнего долга (млрд. долл. США)
Код
|
|
1.01.96
|
1.01.97
|
1.01.98
|
010
|
Внешний долг бывшего СССР,
принятый на себя РФ, в том числе по кредитам, полученным от:
|
103
|
102,3
|
103,2
|
011
|
правительств иностранных
государств
|
62,6
|
62,2
|
62,3
|
012
|
иностранных коммерческих
банков и фирм
|
40,4
|
62,1
|
40,9
|
020
|
Внешний долг РФ, в том
числе по кредитам, полученным от:
|
17,4
|
25,1
|
33
|
021
|
международных финансовых
организаций
|
11,4
|
15,8
|
20,5
|
022
|
правительств иностранных
государств
|
6
|
9
|
10,9
|
023
|
иностранных коммерческих
банков и фирм
|
0
|
0,3
|
1,6
|
Таблица 2
Структура и объем государственного
внутреннего долга (млрд. руб.)
Код
|
|
1.01.96
|
1.01.97
|
1.01.98
|
001
|
Целевой заем 1990 г.
|
650
|
2300
|
1000
|
002
|
Целевые вклады и чеки на автомобили
|
150
|
3000
|
2800
|
006
|
Дефицит республиканского бюджета, образовавшийся в 1991 г.
|
63
|
63
|
|
007
|
Государственный республиканский внутренний заем 1991 г.
|
80
|
79
|
79
|
010
|
Внутренний долг ЦБ РФ, принятый от бывшего СССР
|
335
|
335
|
335
|
011
|
Государственный заем 1992 г.
|
322
|
55
|
70
|
012
|
Задолженность правительства РФ по кредитам, полученным от
ЦБ РФ на покрытие бюджетного дефицита 1991 - 1994 гг., включая задолженность
по процентам
|
61025
|
59650
|
64811
|
013
|
государственные казначейские обязательства
|
7348
|
12
|
|
014
|
Золотые сертификаты
|
1000
|
|
|
016
|
Задолженность по АПК, переоформленная в казначейский
вексель
|
5040
|
4480
|
3920
|
017
|
Задолженность по централизованным кредитам и начисленным
процентам организаций АПК и организаций, осуществляющих завоз продукции в
районы Крайнего Севера, переоформленная в казначейский вексель
|
25000
|
25000
|
25000
|
018
|
Государственные казначейские обязательства
|
65677
|
203600
|
266000
|
019
|
Государственные гарантии
|
9200
|
18000
|
80000
|
020
|
Задолженность по АО «КамАЗ», переоформленная в векселя
Минфина РФ
|
|
1745
|
|
021
|
Задолженность предприятий текстильной промышленности
Ивановской области по неуплаченным процентам за пользование централизованными
кредитами
|
|
560
|
560
|
022
|
Задолженность по финансированию затрат на оформление
мобилизационного резерва, переоформленная в вексель Минфина РФ
|
1941
|
2189
|
1993
|
023
|
Облигации федеральных займов
|
10913
|
33500
|
72000
|
024
|
Государственный сберегательный заем
|
3000
|
8000
|
12000
|
025
|
государственный внутренний заем РФ для погашения товарных
обязательств
|
|
|
25000
|
026
|
ОФЗ с постоянным купонным доходом
|
|
10000
|
100000
|
027
|
Индексация вкладов
|
|
|
100000
|
028
|
Задолженность по техническим кредитам, предоставленным ЦБ
РФ странам СНГ
|
|
|
2407
|
029
|
Задолженность Пенсионному Фонду по возмещению расходов по
выплате госпенсий и пособий
|
5000
|
|
7799
|
030
|
Задолженность предприятий ТЭК и других отраслей по
предоставленным коммерческими банками кредитам в 1993-1994 гг.
|
|
|
12000
|
|
Итого объем государственного внутреннего долга
|
196745
|
372570
|
687776
|
|
Государственный внутренний валютный заем
|
35352
|
61777
|
69000
|
Таблица 4
График платежей по обслуживанию
внешнего долга по состоянию на 01.10 96 (млрд. долл. США)
Код
|
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
|
основная сумма долга
|
2,73
|
1,42
|
3,00
|
6,06
|
4,88
|
3,75
|
010
|
Внешний долг бывшего СССР
|
1,15
|
0,12
|
0,20
|
1,56
|
1,59
|
1,30
|
020
|
Внешний долг РФ
|
1,58
|
1,30
|
2,80
|
4,50
|
3,29
|
2,45
|
|
Процентные платежи
|
5,44
|
6,09
|
6,03
|
6,16
|
6,19
|
6,59
|
010
|
Внешний долг бывшего СССР
|
4,52
|
5,07
|
5,08
|
5,40
|
5,64
|
6,15
|
020
|
Внешний долг РФ
|
0,92
|
1,02
|
0,95
|
0,76
|
0,55
|
0,44
|
Список использованной литературы
1.Борисов С. М. «Внешние долги России»,
«Деньги и кредит» №2, 1997
2.Буткевич В. «Долги растут , а
погасить их нечем», «Экономика и Жизнь» №44, 1997
3.Дадашев В. Финансовая система России.
М.: Инфра-М, 1997
4.Курьеров А. «Общие тенденции», «ЭКО»
№10, 1997
5.Петров П. А. «Неплатежи как зеркало
больной экономики», «Финансы» №4, 1998
6.Попов В. «Как разорвать долговую
петлю», «Экономика и Жизнь» №7, 1997
7.Романенко Л. М. «Еще раз о
неплатежах», «Финансы» №4, 1998
8.Титков В. «Стабилизация и управление
государственным долгом России», «Вопросы экономики» №12, 1997
9.Шмелев Н. «Неплатежи - проблема № 1
российской экономики», «Вопросы экономики» №4, 1997
[1] К этому приводят: во-первых, различия, существующие
между российской методикой расчета дефицита бюджета и методикой, используемой
МВФ; во-вторых накопление текущей бюджетной задолженности в процессе исполнения
бюджета.
[2] Сегодня очевидно, что эту сумму необходимо увеличить
как минимум на 60 трлн. руб., поскольку объем ГКО, уже находящихся в обращении,
на 40 трлн. руб. превысил утвержденные показатели 1996 г., а объем выданных
гарантий оказался на 10 трлн. руб. больше запланированного. Государственный
внутренний долг разбит на две категории: долговые обязательства правительства
(530 трлн. руб.) и целевые долговые обязательства в размере 30 млрд. долговых
рублей (100 трлн. руб., см. табл. 2, код 027)
Страницы: 1, 2
|