рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Внутренний и внешний государственный долг РФ

4. Отсутствует средне- и долгосрочное планирование, в том числе при подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного долга, а также графиков его погашения. Без подобного прогноза, хотя бы на двух - трехгодичный период, невозможно проводить перспективный анализ ситуации.

5. Рынок российских государственных ценных бумаг станет цивилизованным только при увеличении числа инструментов и доли долгосрочных бумаг (со сроками обращения 5-30 лет), что произойдет не ранее, чем через два-три года. Управление государственными пассивами на первом этапе требует обеспечения единообразного подхода к отражению в бюджете операций с долговыми обязательствами государства.

6. Понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте. С одной стороны, наблюдается массовый приток средств нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ (инструмента внутренних заимствований), с другой - происходит смешение понятий - "внутренний валютный долг", существующий в форме "вэбовок". С допуском нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ изменились основные агрегаты платежного баланса РФ, в частности, по оценкам Центрального банка РФ, сальдо по счету текущих операций уменьшилось в 1996 г. на 7 млрд. долл. по сравнению с предыдущим годом. Сегодня Центральный банк фактически вынужден брать на себя не свойственные ему функции гаранта по сделкам нерезидентов с ГКО. Такие дополнительные риски не способствуют решению главной задачи, возложенной на ЦБР, - поддержания устойчивости российской денежно-кредитной системы. Присоединение Российской Федерации к статье 8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущим операциям ускорят процесс "срастания" двух видов государственного долга. С выпуском еврооблигаций и их размещением среди как нерезидентов, так и резидентов совершенно иной характер приобретает задача маневрирования рублевыми и валютными пассивами.

Рассмотрю основные проблемы, связанные с нынешним состоянием государственного внешнего долга.

1. Принципиально разные правовые и экономические подходы практикуются в отношении внешнего долга бывшего СССР, принятого на себя Российской Федерацией, и вновь возникающего долга Российской Федерации. Если правовой режим первого задан спецификой заключенных международных договоров, то использование особых экономических подходов и порядка отражения второго в бюджетной отчетности вряд ли оправданно.

2. Серьезная проблема, связанная с долгом бывшего СССР, обусловлена той ролью, которую исторически играл Внешэкономбанк в расчетах с иностранными кредиторами. Как показали проверки, проведенные Счетной палатой РФ, Внешэкономбанк - агент правительства Российской Федерации по обслуживанию внешнего долга и управлению долговыми активами бывшего СССР и агент правительства по обслуживанию внутреннего валютного займа РФ в течение 1992-1996 гг. до сих пор функционирует вне пределов правового поля и крайне посредственно справляется с возложенными на него функциями. Статус Внешэкономбанка можно привести в соответствие со сложностью и значимостью решаемых им задач только путем внесения изменений в федеральное законодательство.

3. Операции правительства по размещению еврооблигаций, а также реализуемые Центральным банком РФ механизмы допуска нерезидентов на рынок внешних заимствований (ГКО-ОФЗ) еще не получили должной экономической и правовой оценки. Влияние данных кредитных потоков на платежный баланс России остается не изученным.

Необходимо отметить, что информация о мероприятиях, проводимых правительством и его агентами по урегулированию вопросов, связанных с российскими внешними долгами и активами, необоснованно закрывается и практически недоступна даже для аудиторов Счетной палаты РФ. Это крайне затрудняет финансовый мониторинг, усложняет контроль за подобными операциями, стимулирует злоупотребления.


Приложения

Таблица 1

Структура и объем государственного внешнего долга (млрд. долл. США)

Код


1.01.96

1.01.97

1.01.98

010

Внешний долг бывшего СССР, принятый на себя РФ, в том числе по кредитам, полученным от:

103

102,3

103,2

011

правительств иностранных государств

62,6

62,2

62,3

012

иностранных коммерческих банков и фирм

40,4

62,1

40,9

020

Внешний долг РФ, в том числе по кредитам, полученным от:

17,4

25,1

33

021

международных финансовых организаций

11,4

15,8

20,5

022

правительств иностранных государств

6

9

10,9

023

иностранных коммерческих банков и фирм

0

0,3

1,6

Таблица 2

Структура и объем государственного внутреннего долга (млрд. руб.)

Код


1.01.96

1.01.97

1.01.98

001

Целевой заем 1990 г.

650

2300

1000

002

Целевые вклады и чеки на автомобили

150

3000

2800

006

Дефицит республиканского бюджета, образовавшийся в 1991 г.

63

63


007

Государственный республиканский внутренний заем 1991 г.

80

79

79

010

Внутренний долг ЦБ РФ, принятый от бывшего СССР

335

335

335

011

Государственный заем 1992 г.

322

55

70

012

Задолженность правительства РФ по кредитам, полученным от ЦБ РФ на покрытие бюджетного дефицита 1991 - 1994 гг., включая задолженность по процентам

61025

59650

64811

013

государственные казначейские обязательства

7348

12


014

Золотые сертификаты

1000



016

Задолженность по АПК, переоформленная в казначейский вексель

5040

4480

3920

017

Задолженность по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций АПК и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера, переоформленная в казначейский вексель

25000

25000

25000

018

Государственные казначейские обязательства

65677

203600

266000

019

Государственные гарантии

9200

18000

80000

020

Задолженность по АО «КамАЗ», переоформленная в векселя Минфина РФ


1745


021

Задолженность предприятий текстильной промышленности Ивановской области по неуплаченным процентам за пользование централизованными кредитами


560

560

022

Задолженность по финансированию затрат на оформление мобилизационного резерва, переоформленная в вексель Минфина РФ

1941

2189

1993

023

Облигации федеральных займов

10913

33500

72000

024

Государственный сберегательный заем

3000

8000

12000

025

государственный внутренний заем РФ для погашения товарных обязательств



25000

026

ОФЗ с постоянным купонным доходом


10000

100000

027

Индексация вкладов



100000

028

Задолженность по техническим кредитам, предоставленным ЦБ РФ странам СНГ



2407

029

Задолженность Пенсионному Фонду по возмещению расходов по выплате госпенсий и пособий

5000


7799

030

Задолженность предприятий ТЭК и других отраслей по предоставленным коммерческими банками кредитам в 1993-1994 гг.



12000


Итого объем государственного внутреннего долга

196745

372570

687776


Государственный внутренний валютный заем

35352

61777

69000

Таблица 4

График платежей по обслуживанию внешнего долга по состоянию на 01.10 96 (млрд. долл. США)

Код


1996

1997

1998

1999

2000

2001


основная сумма долга

2,73

1,42

3,00

6,06

4,88

3,75

010

Внешний долг бывшего СССР

1,15

0,12

0,20

1,56

1,59

1,30

020

Внешний долг РФ

1,58

1,30

2,80

4,50

3,29

2,45


Процентные платежи

5,44

6,09

6,03

6,16

6,19

6,59

010

Внешний долг бывшего СССР

4,52

5,07

5,08

5,40

5,64

6,15

020

Внешний долг РФ

0,92

1,02

0,95

0,76

0,55

0,44



Список использованной литературы

1.Борисов С. М. «Внешние долги России», «Деньги и кредит» №2, 1997

2.Буткевич В. «Долги растут , а погасить их нечем», «Экономика и Жизнь» №44, 1997

3.Дадашев В. Финансовая система России. М.: Инфра-М, 1997

4.Курьеров А. «Общие тенденции», «ЭКО» №10, 1997

5.Петров П. А. «Неплатежи как зеркало больной экономики», «Финансы» №4, 1998

6.Попов В. «Как разорвать долговую петлю», «Экономика и Жизнь» №7, 1997

7.Романенко Л. М. «Еще раз о неплатежах», «Финансы» №4, 1998

8.Титков В. «Стабилизация и управление государственным долгом России», «Вопросы экономики» №12, 1997

9.Шмелев Н. «Неплатежи - проблема № 1 российской экономики», «Вопросы экономики» №4, 1997


[1] К этому приводят: во-первых, различия, существующие между российской методикой расчета дефицита бюджета и методикой, используемой МВФ; во-вторых накопление текущей бюджетной задолженности в процессе исполнения бюджета.

[2] Сегодня очевидно, что эту сумму необходимо увеличить как минимум на 60 трлн. руб., поскольку объем ГКО, уже находящихся в обращении, на 40 трлн. руб. превысил утвержденные показатели 1996 г., а объем выданных гарантий оказался на 10 трлн. руб. больше запланированного. Государственный внутренний долг разбит на две категории: долговые обязательства правительства (530 трлн. руб.) и целевые долговые обязательства в размере 30 млрд. долговых рублей (100 трлн. руб., см. табл. 2, код 027)


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.