Восприятие транзитной рекламы: достоинства и недостатки
Омский
Государственный Технический Университет
Кафедра:
"Дизайн, реклама и Технологии полиграфического производства"
Реферат
по
дисциплине "Психология рекламной деятельности"
на
тему: "Восприятие транзитной рекламы: достоинства и недостатки"
Выполнил: студ. гр. РЕ -420,
Еременко
А. А.
Проверил:
ассистент кафедры "ДР И ТПП"
Костылева
Т. А.
Омск
-2003
Введение
Часть 1
1.1.
Введение
За
последние десять лет количество автомобилей на дорогах возросло на 20 % . По
данным мониторинговых служб в ближайшие десять лет ожидается увеличение этой
цифры еще на 40 %. Дорожное строительство не успевает за ростом числа машин и
нагрузка на транспортные магистрали возрастает. Это, в свою очередь, приводит к
тому, что на дорогах возникает все больше «пробок», следовательно, средняя
скорость автомобилей сокращается. Это, среди прочего, наводит на мысль, что
потенциальная аудитория наружной рекламы значительно расширяется: сидящие в
автомобилях водители и пассажиры, прохожие имеют больше времени для
рассматривания наружных рекламоносителей (в том числе рекламы на транспорте).
Различными видами транспорта в любом городе пользуются до 90 % населения. В
крупных городах к ним добавляется количество приезжих. С увеличением
численности в городах увеличивается и количество используемого транспорта. А
это значит, что реклама на транспорте становится все более востребованной на
рынке рекламы. С развитием новых технологий наложения изображения, при
изготовлении рекламы на транспорте, качество транзитной рекламы намного
улучшилось. А это значит, что реклама на транспорте стала более понятной и
читабельной для потребителя.
Целью
данной работы является показать как влияет транзитная реклама на
потребителя, выявить ее достоинства и недостатки. Для достижения этой цели
используются следующие задачи:
-
выявить достоинства и недостатки восприятия транзитной рекламы
-
рассмотреть правила рекламы на транспорте
-
проведение метода семантического
дифференциала Ч.
ОСГУДА
-
выявление особенностей восприятия Омской
транзитной рекламы
Реферат
содержит две части: теоретическую и практическую. В теоретической части
включено следующее: восприятие и его свойства,
В
подготовки реферата использована следующая литература:
-
Бове, Кортлэнд Л., Аренс, Уилльям Ф.
«Современная реклама»
В книге освещены следующие проблемы: мотивация потребителя;
методика исследования; разработка и создание рекламной компании; формы
рекламного воздействия на потребителя и общество; психологические
закономерности восприятия рекламы;
-
Лебедев - Любимов А. Н. «Психология рекламы»
Книга
рассказывает о различных видах рекламной деятельности с очки зрения
психологии; о механизмах воздействия рекламы на человека и о степени
эффективности; о положительном и отрицательном влиянии рекламы на культуру; о
потенциальной возможности рекламы принимать форму взаиморазвивающегося диалога.
В книге излагается концепция, с точки зрения которой человек является не только
объектом воздействия рекламы, но и сам оказывается «рекламистом», рекламируя
купленные товары или себя самого в общении с другими людьми.
- Р.
И. Мокшанцев «Психология рекламы» В книге обобщен теоретический,
методологический и практический материал, ориентированный на применение в
сфере учебной деятельности и рекламном бизнесе. Особое внимание уделено процессам
восприятия, переработки рекламной информации и формирования покупательского
поведения под влиянием рекламной кампании.
- Ф.
Г. Панкратов «Рекламная деятельность»
В
этой книге подробно освещаются: социально – психологические основы рекламы;
теория маркетинговых коммуникаций и ее применение в рекламе; правовое
регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации; классификация
рекламных средств, их характеристика, эффективность применения.
- статья «Реклама на транспорте», журнал «Маркетинг в России и
за рубежом»
В
этой статье рассмотрена реклама на транспорте ее психологическое восприятие,
рассчитана на примере коммуникативная эффективность рекламы на транспорте.
-
О. А. Саркисян «Транзитная реклама»
Издание
полностью посвящено транзитной рекламе и включает весь спектр тем, касающихся
специфики транзитной рекламы, многочисленных рекламных средств, их создания,
производства и размещения.
Глава 1
1.1. Восприятие и его свойства.
Важным для эффективной рекламной деятельности психическим
процессом является восприятие. Восприятие дает человеку информацию об объектах
в целом при их непосредственном воздействии на анализаторы. С
помощью восприятия человек узнает и различает объекты, относит их к
определенной категории, классифицирует и пр. В результате восприятия возникают
субъективные образы предметов – представления. Типы восприятий выделяют, по
сенсорным признакам (зрительные, слуховые, обоняния, прикосновения, вкуса и
др.). При восприятии человеком чего-либо могут возникать так называемые иллюзии
восприятия. В рекламе, особенно наружной, эти иллюзии широко используются и
дают дополнительный психологический эффект воздействия.
Основные свойства восприятия:
þ
избирательность
þ
предметность
þ
целостность
þ
структурность
þ
константность
Избирательность
восприятия определяется потребностями человека, его мотивацией. Предметность
определяется возможностью соотнесения знаний о предметах с самими
воспринимаемыми предметами. Здесь большую роль играют психологические
установки. Окружающие человека объекты воспринимаются целостно. Это означает,
что отсутствие некоторых деталей, элементов такого объекта не мешает его
восприятию и узнаванию. При этом объект «с недостатками» может привлекать
внимание своей необычностью, вызывает особый интерес, что часто используется в
рекламе, например в логотипах. Константность восприятия определяется тем, что
форма, цвет, размеры объекта воспринимаются стереотипно, независимо от того,
как объект представлен восприятию. Большую роль при изучении восприятия играют
понятия «фигуры и фона». Быстро просматривая рекламу, они стремятся выделить
то, что может их заинтересовать. С психологической точки зрения рекламные
материалы считаются более эффективными, если они выполнены таким образом, что
потенциальный потребитель может быстро понять суть рекламного предложения и
получить всю необходимую информацию для покупки того или иного товара.
Считается, что чем быстрее и полнее человек воспринимает рекламное объявление,
тем оно психологически более эффективно. Особенно актуальными такие
исследования оказываются в наружной рекламе, так как она представлена
потребителю в достаточно специфических для восприятия условиях.
Психологические
исследования показывают, что наиболее важным элементом наружной рекламы,
обеспечивающим быстрое считывание и понимание информации, являются графические
образы (цветные фотографии, рисунки). Рекламное сообщение должно быть доступно
не только по своему объему, но и по своему внешнему виду: оно должно быть
удобно и легко читаемо. Характер и форма шрифта имеют здесь большое значение,
ибо трудночитаемый шрифт в большинстве случаев вообще отталкивает от себя
зрителя, не желающего трудиться его разбирать. Большое значение имеет выбор
типов шрифтов, которыми оформляются рекламные тексты. Смысл выбора
«рукописного» шрифта состоит в том, чтобы «уменьшить психологическую дистанцию
между рекламодателем и потребителем», сделать их как бы «психологически ближе
друг другу», создать доверительное отношение. Как показывают исследования,
использование рукописного шрифта следует считать малоэффективным. Читающий
сталкивается со следующей проблемой: отсутствие промежутков между буквами
приводит к резкому снижению чтения рукописного, особенно незнакомого текста.
Проводя исследования по наилучшему восприятию букв на расстоянии, психологи
рекламы пытались определить устойчивые зависимости между буквами, их элементами
и расстояниями. Психологи установили, что буквы определенных шрифтов хорошо
читаются с расстояния 20 метров, они должны быть по высоте не менее 3 см, а для
расстояния в 50 метров, они должны быть по высоте не менее 5 см.
Дизайнеры и
психологи указывают, что для наилучшего восприятия и быстрого прочтения
рекламного текста необходимо соблюдать ряд правил:
-
расстояние от наблюдателя до рекламы, выраженное в метрах,
определяется формулой, обозначающей высоту буквы (кегль), выраженную в
сантиметрах и умноженную на коэффициент 2,5.
-
Расстояние между отдельными буквами должно быть равно одному
штриху (штрих – термин, который обозначает ширину вертикального элемента
буквы).
Важная психологическая
проблема рекламы на транспорте является проблема выбора пропорций соотношения
объема графики и текста.
-
если длинный рекламный текст заменить фотографией, то информация
на щите будет восприниматься намного быстрее
-
люди, читающие один и тот же текст, «визуализируют» его
по-разному. Фотографию они чаще воспринимают одинаково.
Процесс
психологического воздействия рекламы с помощью графики оказывается более
управляемым, более прогнозируемым и, следовательно – более эффективным.
Большое значение
для рекламы на транспорте, которая обладает соответствующими динамическими
характеристиками, играет фактор, обеспечивающий ее быстрое прочитывание,
понимание, запоминание.
В сознании может
содержаться представление о шести объектах одновременно.
Легче
всего воспринимаются большие, заглавные буквы; затем малые, которые выходят
за строчку вниз «у, р»; на последнем месте – буквы, состоящие из
элементарных штрихов «н, о».
1.2.
Понятие транзитной рекламы
В
специализированной литературе и устной речи различают три термина связанные с
рекламой на транспорте: это транзитная реклама, реклама на транспорте,
транспортная реклама. Выделяют следующие формулировки этого вида рекламы:
-транзитная
реклама – общий термин для всех видов рекламы, так или иначе использующих в
качестве носителя транспортные средства;
-реклама
на транспорте – реклама, относящаяся ко всем видам городского наземного
транспорта (троллейбус, автобус, трамвай, корпоративный транспорт) и пригородным
поездам;
-реклама
в метро, или метрореклама - вся реклама, размещаемая в
метро (щиты, наклейки и т. д.).
1.3.Типы
транзитной рекламы
Транзитная
реклама зависит от миллионов людей, пользующихся платным общественным
транспортом, а также о пешеходов и водителей. Транзитная реклама фактически
включает в себя три различные формы: внутренние рекламные наклейки, внешние
плакаты и щиты, размещаемые на остановках, платформах и конечных станциях.
Наклейки:
стандартным размером наклеек, размещаемых в салоне общественного транспортного
средства выше оконных рам, является размер 11 дюймов на 28 дюймов (1 дюйм =
2, 5 см). Имеется четыре дополнительных формата (11х21, 11х42, 11х56, 11х84)
Наружные
плакаты: обычно размещаются на боковых панелях автобуса
(размеры 30х144, 30х88, 21х44), в пространстве между задними фонарями (размеры
21х72), между блокфарами (17х21, 21х44).
Плакаты на остановках платформах и конечных станциях: на
многих автобусных остановках, платформах трамваев и поездов рекламное
пространство продается под плакаты из одного, двух или трех листов.
1.4. Восприятие рекламы на транспорте
Средняя продолжительность проезда в общественном транспорте
составляет 30 минут.
Число читателей внутрисалонных планшетов превышает число читателей
газет. Круг читателей внутрисалонных планшетов составляет примерно 25% от
взрослого населения.
Транспортная реклама рассчитана на специфические аудитории -
рабочих - мужчин и женщин, переезжающих из дома на работу и обратно, домашних
хозяек, отправляющихся днем за покупками, школьников и студентов.
Более75
% населения Российской Федерации проживает в городах. Поскольку частные машины
доступны далеко не всем, городской общественный транспорт исключительно важен
для населения. Его много, он заметен, количество его маршрутов увеличивается с
ростом городов.
Приведены
некоторые цифры, касающиеся пользования транспортом.
Автобусы
ходят почти в 1300 городах и населенных пунктах России. А более чем в 100
городах имеются троллейбусы и трамваи. По некоторым оценкам, услугами
общественного транспорта пользуются 36 миллиардов пассажиров в год.
Из
рис. 1 видно, насколько часто горожане пользуются общественным транспортом. Но
даже те 3,5 %, которые вообще не пользуются городским транспортом, все равно
увидят рекламу, размещенную на нем, как только выйдут из дома, - это касается и
пешеходов, и владельцев личных авто.
никогда несколько раз не чаще 1 раза несколько раз каждый день
3% в месяц 15 % в мес. 18 % в неделю 23 % 41%
Рис. 1 Как часто мы пользуемся общественным транспортом
На
рис. 2 показаны основные цели поездок и, соответственно, процент людей,
пользующихся общественным транспортом в зависимости от этого. На работу около
60 % россиян ездят на общественном транспорте, около 40 % ходят пешком или
ездят на личных автомобилях или маршрутных такси. Отправляясь за покупками,
транспортом пользуются примерно 40 % граждан, остальные идут в магазин и на
рынки пешком или едут на своих автомобилях. Приблизительно 55 % желающих
развлечься и отдохнуть тоже предпочитают добираться до места отдыха на
общественном транспорте.
|