рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Выработка конкурентоспособных стратегических решений на основе подходов к менеджменту

Выработка конкурентоспособных стратегических решений на основе подходов к менеджменту

4. ВЫРАБОТКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДХОДОВ К МЕНЕДЖМЕНТУ

Ибрагимова Ксения Равильевна

Стратегия — программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности. Разработка качественных, комплексно обоснованных и обеспеченных ресурсами стратегий является одним, из главных условий устойчивого и эффективного функционирования любых систем.

Стратегии могут быть обоснованными только в случае применения к их разработке научных подходов, методов системного анализа, прогнозирования и оптимизации. Для выработки конкурентоспособных стратегических решений следует к процессу его разработки применять все научные подходы, доступные на момент разработки стратегии.

Однако в настоящее время к разработке стратегий применяются только отдельные подходы и методы, вследствие чего они утверждаются к реализации недостаточно обоснованными, что приводит к неэффективному использованию ресурсов.

Качество и эффективность стратегического менеджмента являются основным фактором рационального использования ресурсов и повышения качества товаров.

4.1. Системный подход

Системный подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь.

Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Существуют два основных вида систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей системы.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Такая система не является само обеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающий извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира.

Сейчас широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха организации, которые предопределяют - какое из средств арсенала управления может оказаться успешным.

Модель организации как открытой системы. На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж и т.п.

4.2. Маркетинговый подход

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы системы стратегического менеджмента при решении любых задач на потребителя. Например, выбор стратегии фирмы должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде товара или услуг, стратегической сегментации рынка прогнозировании жизненных циклов будущих товаров, анализе конкурентоспособности своих товаров и товаров конкурентов, прогнозировании их конкурентных преимуществ, прогнозирования механизма действия закона конкуренции. Выполнение перечисленных функций стратегического маркетинга является наисложнейшей проблемой стратегического менеджмента. Маркетинговый подход следует применять при решении любой задачи в любом подразделении фирмы.

При применении маркетингового подхода приоритетами выбора критериев менеджмента будут следующие:

1.   повышение качества объекта (выхода системы) в соответствии с нуждами потребителей;

2.    экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества объекта;

3.   экономия ресурсов в производстве объекта за счет реализации фактора масштаба, научно-технического процесса, совершенствования системы менеджмента.

4.3. Функциональный подход

Сущность функционального подхода к стратегическому менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта. Цепочка развития объекта: потребности —> функции —>показатели будущего объекта —> изменение структуры системы. В настоящее время к управлению применяется в основном предметный подход, при котором совершенствуется существующий объект. Например, техническая система совершенствуется путем доработки существующей системы по результатам маркетинговых исследований, анализа научно-технического прогресса в заданной области, замечаниям и предложениям потребителей. Поэтому на практике перед конструкторами ставится задача достигнуть по важнейшим показателям качества объекта мирового уровня. В чем недостатки такого подхода? Во-первых, сами конструкторы не заинтересованы в проведении широкого и глубокого анализа мирового рынка, в установлении для себя трудных задач. Мировой уровень потребностей к моменту внедрения объекта у потребителя объективно могут спрогнозировать не конструкторы, а маркетологи. Во-вторых, допустим, конструкторы очень постарались и нашли лучший мировой образец. Однако этот образец проектировался вчера и несет в себе технические идеи вчерашнего дня. Технический прогресс не стоит на месте. Поскольку еще нужно время на разработку, освоение и производство нового образца и за этот период мировые достижения в данной области уйдут далеко вперед. Применяя предметный подход, инвесторы и менеджеры всегда будут только догонять вчерашний день и никогда не выйдут на мировой уровень. При применении предметного подхода к развитию социально-экономических систем менеджеры идут по пути совершенствования существующих систем. И на практике менеджеры часто сталкиваются с проблемой поиска работы для существующих коллективов или работников. При применении функционального подхода идут от обратного, от потребностей, от требований "выхода" системы, возможностей на ее "входе" (рис. 1).

Рис. 1. Схема применения функционального и предметного подходов к совершенствованию объекта.

При применении функционального подхода абстрагируются от существующих объектов, выполняющих подобные функции. Создатели новых объектов, удовлетворяющих требованиям потребителей, ищут совершенно новые технические решения для выполнения существующих или будущих (потенциальных) потребностей. Этот подход должен применяться в совокупности с другими подходами, прежде всего с системным, воспроизводственным маркетинговым.

Ведущие фирмы мира, применяя функциональный подход, создают совершенно новые оригинальные изделия, максимально удовлетворяющие новые потребности. Например, компания "Тойота" переходит на массовое производство легковых автомобилей с двойной системой энергоснабжения: бензин и электричество. Конструкция обеспечивает свободный переход на тот или иной вид энергоснабжения — на трассе на бензине, с подзарядкой аккумуляторов от бензинового двигателя, в городе — на электричестве. За подобным решением одной из главных экологических проблем планеты Земля большое будущее.

Широкое внедрение в практику конструирования функционального подхода способствует введению во многих странах национальных стандартов по функционально-стоимостному анализу. Например, стандарт США по ФСА имеет объем около 130 страниц.

4.4. Нормативный подход

Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы стратегического менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам:

а) целевой подсистемы (нормативы качества и ресурсоемкости объекта, параметры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей природной среды);

б) обеспечивающей подсистемы (нормативы эффективности использования ресурсов, обеспеченности работников всем необходимым и др.);

в) функциональной подсистемы (нормативы по функциям управления);

г) управляющей подсистемы (нормативы по психологии и социологии менеджмента, разработке и принятию стратегического управленческого решения).

Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности применения по масштабу и во времени.

Нормативами функционирования компонентов внешней среды системы стратегического менеджмента фирма не управляет, но она должна иметь банк этих нормативов, строго соблюдать (особенно правовые и экологические нормативы) и принимать участие в развитии системы нормативов внешней среды фирмы.

Чем больше удельный вес обоснованных и количественно выраженных нормативов по стратегическому менеджменту, тем выше будет его организованность, уровень автоматизации стратегического планирования и регулирования на всех уровнях управления

Нормирование — это процесс анализа использования оборотных средств (ОС), разработки, согласования и утверждения нормативов и норм расхода элементов ОС или других объектов.

Нормативы — это поэлементные составляющие норм, характеризующие:

·     удельный расход элемента нормирования на единицу массы площади, объема, производительности, мощности, численности и т.п. при выполнении производственных процессов;

·     размеры технологических отходов и потерь по видам производственных процессов;

·     размеры отчислений от прибыли — экономические нормативы;

·     состав и структуру социальных потребностей работающих — социальные нормативы.

Нормативы могут быть только индивидуальными.

Если нормы и нормативы обоснованы недостаточно, то при любом уровне качества планирования и работ по реализации планов конечные результаты системы менеджмента и эффективности использования этих результатов нельзя будет спрогнозировать достаточной точностью. В системе менеджмента должна быть обеспечена пропорциональность уровня качества принимаемого решения от первой (планирование) до последней (регулирование) функции управления любым процессом. Уровень качества управления в целом определяется уровнем качества наименее отработанной функции управления.

Особенно важно повышать обоснованность норм и нормативов в условиях ограниченности ресурсов. Нормы и нормативы нужны для управления использованием ресурсов, управления качеством продукции, научно-техническим развитием производства процессом производства, управления социальным развитием производственного коллектива и т. д.

Одним из основных направлений повышения обоснованности норм и нормативов является методическое обеспечение их разработки. В методиках по нормированию отдельных видов сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, оборудования должны быть освещены вопросы, характеризующие условия применения ресурса, особенности расчета потребности и нормы расхода, анализа использования ресурсов, основные направления Повышения эффективности использования ресурса и, главное, они Должны иметь нормативы потребности для характерных условий Использования ресурса.

Безусловно, трудно прогнозировать изменение различных факторов, влияющих на величину норм и нормативов. Однако методически неверно считать норму по отчетным значениям факторов. Поэтому нужно совершенствовать методы прогнозирования изменения частных показателей, характеризующих параметры нормируемого ресурса, объекта, где он будет применяться, и организационно-технического уровня производства.

4.5. Комплексный подход

При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет полностью решена. К сожалению, на практике не всегда соблюдается это требование. Например, при строительстве новых предприятий социальные вопросы иногда откладываются "на потом", из-за чего объект либо совсем не вводится, либо используется частично. При проектировании новых орудий труда показателям экологичности и эргономичности иногда уделяется второстепенное внимание, поэтому они сразу становятся неконкурентоспособными. При формировании новых или реорганизации старых структур не всегда учитываются социальные и психологические аспекты. Эффективность инвестиционных проектов будет мизерной либо отрицательной, если при блестящем решении, например, технических проблем будут упущены другие аспекты менеджмента.

Схема применения к менеджменту комплексного подхода показана на рис. 2.

Рис. 2. Схема применения к менеджменту комплексного похода.

Для координации и увязки в пространстве параметров сложных проблем рекомендуется строить трехмерные модели в раз личных сочетаниях. Например, X - компоненты целевой подсистемы системы менеджмента, Y - компоненты обеспечивающей под системы, Z - компоненты функциональной подсистемы (рис. 3) Другие сочетания: цели, функции, исполнители; требования рынка, собственные возможности, потребители и др.

Рис. 3. Модель координации выполнения целей фирмы.

Условные обозначения:

1.1.             повышение качества;

1.2.             ресурсосбережения;

1.3.             расширение рынка;

1.4.             развитие фирмы;

2.1. методическое обеспечение;

2.2. ресурсное

2.3. информационное;

3.1. стратегический маркетинг;

3.2. разработка стратегий;

3.3. реализация стратегий.

На основе размеров координат определяем количество маленьких кубиков (задач), подлежащих решению для достижения глобальной цели фирмы. Количество кубиков в данной модели будет равна 4 (количество подцелей) х 4 (количество компонентов обеспечения) х 3 (количество основных функций) 48. Значит, последовательно надо решить 48 задач для достижения цели.

Рассмотрим подробнее эти задачи.

Первая задача - методическое обеспечение (компонента 2.1. обеспечивающей подсистемы системы менеджмента) стратегического маркетинга (компонента 3.1 функциональной подсистемы по повышению качества выпускаемых товаров (компонента 1.1. целевой подсистемы). Обозначим эту задачу 1.1 - 2.1 - 3.1. Для наглядности эту задачу можно показать на рис. 1.6, отложив от точки "О" по одному делению по координатам X, Y, Z. Будет маленький кубик.

Вторая задача - ресурсное обеспечение (2.2) стратегического маркетинга (3.1) по повышению качества (1.1): 1.1 - 2.2 - 3.1. Третья задача: 1.1 - 2.3 - 3.1, четвертая: 1.1 - 2.4 - 3.1, пятая: 1.1 - 2.1 - 3.2, шестая: 1.1 - 2.1 - 3.3. Таким образом, для разработки и реализации стратегии повышения качества выпускаемых фирмой товаров нужно решить 6 крупных задач (подцелей). Эти задачи на следующем этапе детализируются по видам товаров и рынкам.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.