рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Характеристика плана счетов в кредитных организациях

Характеристика плана счетов в кредитных организациях

Введение.

План счетов предназначен для правильного ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях.

          План счетов – это приложение к положению Банка России «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».

          План счетов это нормативный документ, без которого работа в банке не может осуществляться. Без этого документа, как и без уставного капитала или учетной политики кредитная организация не может существовать.

          В плане счетов огромное количество счетов предназначенных для учета материальных ценностей своих клиентов и для проведения операций с их счетами.

          Например, счет 40702 предназначен для учета денежных средств коммерческих организаций наших клиентов, для проведения операций с этим счетом.

В Плане свыше 1000 синтетических счетов. Также в плане счетов есть счета для учета драгоценных металлов, ценных бумаг, основных средств, амортизации, кредитов, депозитов и т.д.

В курсовой работе я даю краткую характеристику бухгалтерского учета в банках и счетов содержащихся в плане счетов.

Глава 1. Предмет, задачи, принципы и особенности бухучета, баланс и операции банков

1.1. Бухгалтерский учет в банке, его объекты, предмет и основные задачи

Бухгалтерский учет в банках представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении: об имуществе3 обязательствах кредитных организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций.

Под предметом бухучета в банках понимаются объекты бухгалтерского учета в виде активов и пассивов. Это имущество кредитных организаций, их обязательства и операции, осуществляемые банками в процессе их деятельности.

Активы — средства, на основе которых осуществляется ведение хозяйственной (уставной) деятельности банка; пассивы — источники, за счет которых формируются эти средства, и осуществляется деятельность банка. К примеру, банк привлекает депозиты в пассивы и за счет этих депозитов осуществляет кредитные активные операции (кредиты в активе).

Основными задачами бухгалтерского учета в банке являются:

1        формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам организации, а также внешним — инвесторам-кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

2        ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учета всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования кредитной организацией материальных и финансовых ресурсов;

3        выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости кредитной организации, предотвращения отрицательных результатов ее деятельности;

4        использование бухгалтерского учета для принятия управленческих решений.

Законодательство Российской Федерации о бухучете состоит из Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухучета в России, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Основной методологический центр банковского учета — Банк России. Основной документ банковского учета — «Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» ЦБ РФ от 5.12.2002г. № 205-П (далее по тексту — Правила).

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухучете являются:

1. обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

2. составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.







1.2. Принципы бухучета в банке

План счетов бухгалтерского учета и Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, основаны на следующих принципах бухгалтерского учета:

1        непрерывность деятельности — предполагается, что кредитная организация будет непрерывно осуществлять свою деятельность в будущем;

2        постоянство правил бухгалтерского учета — кредитная организация должна постоянно руководствоваться одними и теми же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев существенных перемен в своей деятельности или правовом механизме. В противном случае должна быть обеспечена сопоставимость с отчетами предыдущего периода;

3        осторожность — активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены в учете разумно, с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению кредитной организации риски на следующие периоды;

4        отражение доходов и расходов по кассовому методу — доходы и расходы относятся на счета по их учету после фактического получения доходов и совершения расходов, за исключением случаев, установленных в Правилах;

5        своевременность отражения операций — операции отражаются в бухгалтерском учете в день их совершения (поступления документов), если иное не предусмотрено нормативными актами Банка России;

6        раздельное отражение активов и пассивов — счета активов и пассивов оцениваются отдельно и отражаются в развернутом виде;

7        преемственность входящего баланса —= остатки на балансовых и внебалансовых счетах на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего периода;

8        приоритет содержания над формой — операции отражаются в соответствии с их экономической сущностью, а не с их юридической формой;

9        открытость — отчеты должны достоверно отражать операции кредитной организации, быть понятными информированному пользователю и избегать двусмысленности в отражении позиции кредитной организации.

Кредитная организация должна составлять сводный баланс и отчетность в целом по кредитной организации. Используемые в работе кредитной организации ежедневные бухгалтерские балансы составляются по счетам второго порядка.

Активы и пассивы учитываются по их первоначальной стоимости на момент приобретения или возникновения. Первоначальная стоимость не изменяется до момента их списания, реализации или выкупа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России. Однако активы и обязательства в иностранной валюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни должны переоцениваться по мере изменения валютного курса и цены металла в соответствии с нормативными актами Банка России.

Ценности и документы, отраженные в учете по балансовым и внебалансовый счетам, не отражаются, кроме случаев, предусмотренных Правшами и нормативными актами Банка России.




1.3. Метод бухучета и его элементы

Методом бухучета называется совокупность способов и приемов, используемых для организации и ведения бухучета. В его состав включаются как элементы документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс и отчетность.

Документ — письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухучета.

С документации начинается движение учетной информации. Документация обеспечивает бухучету сплошное и непрерывное отражение деятельности банка. К учету принимаются только правильно оформленные документы, в которых заполнены все обязательные показатели — реквизиты. Это наименование банка, название документа, его номер,  дата составления, краткое содержание банковской операции, ее количественное и денежное выражение; подписи лиц, отвечающих за эту операцию (ответисполнитель, контролер, для кассовой операции еще и кассир).

Основные требования к документам — своевременность и полнота их заполнения, представление их на проверку и обработку, обеспечивающих возможность предварительного и текущего контроля за уставной деятельностью банка и активного воздействия на результаты его работы.

Инвентаризация — это проверка и документальное подтверждение наличия, состояния и оценка имущества и обязательств.

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем банка, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно,

Проведение инвентаризации обязательно:

1        при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже; +   перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);

2        при смене материально ответственных лиц;

3        при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

4        в случае стихийного бедствия, пожара и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

5        при реорганизации или ликвидации организации;

6        в других случаях, предусмотренных законодательством России.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухучета отражаются на счетах бухучета в следующем порядке:

7        излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты;

8        недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на расходы банка, сверх норм — за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты.

Счета бухучета предназначены для группировки и текущего учета однородных банковских операций. На каждый вид средств и их источников открывается отдельный балансовый счет. Имеется два вида счетов: активные и пассивные, названные от частей баланса и отражающие их содержание.

Так, активные счета используются для учета средств банка по их составу и размещению его расходов; пассивные — для учета источников образования (ресурсов), в том числе любого вида кредиторской задолженности, доходов банка.

Сумма каждой банковской операции отражается по дебету 1 одного и кредиту другого счета независимо от их ввода, что является двойной записью.

Двойной записью обеспечивается взаимосвязанное отражение в учете деятельности банка. Применение двойной записи имеет контрольное значение, так как требуется обязательная сбалансированность (равенство) итогов оборотов по счетам. Это осуществляется по окончании каждого операционного дня, когда подсчитываются суммы оборотов по дебету и кредиту всех счетов. Неравенство сумм по дебету и кредиту свидетельствует об ошибке, допущенной бухгалтером при записи операции по счетам. Сейчас, когда банковский учет полностью компьютеризирован, такую ошибку допустить нельзя, поэтому вышеизложенное представляет интерес только в историческом аспекте.

Двойная запись оформляется указанием дебетуемого и кредитуемого лицевых счетов на сумму банковской операции, что чаще всего называется бухгалтерской проводкой, иногда — корреспонденцией счетов, редко — счетной формулой или изысканно и модно — контировкой.

Отчетность широко освещает деятельность кредитного учрёждения и включает кроме баланса целый ряд таблиц, характеризующих состав расходов и доходов банка (отчет о прибылях и убытках), его инвалютных средств, фондов, резервов и других аспектов банковской работы.

Формы отчетности должны полностью удовлетворять требованиям, предъявляемым к бухучету по обеспечению информацией управления, проведения анализа и контроля над деятельностью банка со стороны как руководства банка, так и внешних пользователей отчетности (учредители, клиенты, налоговые службы, ДБ РФ).






1.4. Баланс банка и принципы его построения

Последний элемент метода бухгалтерского учета — баланс.

Баланс — это сгруппированная по счетам таблица о средствах банка (актив) и его ресурсах (пассив).

Баланс означает равенство актива и пассива. Таблица баланса состоит из двух частей: актив характеризует состояние (остаток — сумма) и размещение (вложение) средств банка; пассив — состояние (остаток на счетах) ресурсов (источников) тех же средств на определенную дату (ежедневно, на первое число месяца, квартала, года). Следовательно, денежной сумме источников должно соответствовать денежное вложение средств. То есть при заполнении (сведении) баланса необходимо обязательно добиваться равенства актива и пассива — это и будет балансом, равновесием.

Балансом с остатками средств предпочитают пользоваться руководители банка, а бухгалтеры — так называемой оборотно-сальдовой ведомостью. Это разновидность баланса, где видны не только остатки (сальдо) по балансовым счетам, но и обороты по ним.

Счета в балансе располагаются в порядке возрастания их номеров: первый раздел, второй и т.д.

Приведем сокращенную, укрупненную схема баланса по балансовым счетам.

Основные активы банка (актив баланса):

1        наличные деньги и драгметаллы;

2        корсчета в банках;

3        кредиты предоставленные;

4        »   прочие активы;

5        расходы;

6        убыток.

Итого активов — баланс.

Основные пассивы банка (пассив баланса):

собственныё средства:

1        *   уставный капитал; »   добавочный капитал; »   прочие фонды;

привлеченные средства:

2        средства клиентов на счетах;

3        кредиты и полученные в основном межбанковские;

4        депозиты привлеченные;

5        выпущенные банком облигации, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты;

6        кредиторская задолженность;

7        прочие пассивы;

8        доходы;

9        прибыль.

Итого пассивов — баланс.

Балансом (или валютой баланса) называется также сумма активов или пассивов банка,

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.