рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Холдинг компании и финансово-промышленные группы в России и за рубежом

Появляется тенденция к формированию так называемых холдингов-рантье, которые, управляя пакетами акций промышленных предприятий, не занимаются производственными вопросами, а специализируются на организации залоговых аукционов. Эти компании прилагают усилия для захвата контрольного пакета, а потом значительная доля этого пакета распродается на залоговых аукционах по заниженным ценам. Такие холдинги создаются не без участия государственного капитала, но в то же время не всегда приносят государственному бюджету реальную пользу.

Холдинг может контролировать значительное число компаний, различных по сфере деятельности и отраслевой принадлежности, суммарный капитал которых значительно превышает активы материнской компании.

Высшим органом управления холдинговой компании является общее собрание акционеров, а ее исполнительным органом – правление. Как правило, правление, состоящее из директоров дочерних компаний, направляет политику и контролирует деятельность холдинговой системы в целом в соответствии с теми пакетами акций, которыми оно владеет. Советы директоров дочерних предприятий назначаются руководством холдинга и действуют в качестве их доверенных лиц. В ведении головной компании холдинга находятся вопросы выработка стратегии, формулировка целей развития, осуществление координационных и коммуникационных связей между субъектами холдинговой системы, единое финансовое руководство в целях оптимального распределения и использования ресурсов и привлечения капитала, подбор и утверждение высшего управленческого персонала, аудиторская деятельность, управление всеми видами ресурсов. Тактические вопросы деятельности компании, находятся в ведении ее дочерних обществ, имеющих самостоятельность в принятии решений, касающихся их оперативной деятельности на рынке.

Холдинговые компании осуществляют общее стратегическое руководство, вырабатывают рекомендации, распоряжения и директивы, используют своих представителей, учавствующих в наблюдательных советах дочерних обществ, для реализации своей стратегической линии, обладают правом вето, используют различные экономические и финансово-кредитные рычаги воздействия на дочерние фирмы.

К преимуществам холдинга относятся:

1.   холдинг является более простым с юридической точки зрения и менее дорогостоящим способ обретения контроля над другой фирмой, чем слияние, поглощение или покупка активов другой фирмы.

2.   при создании холдинга материнская компания учитывает добровольность и мнение дочернего общества.

3.   создание дочерних обществ, контролируемых холдингом, позволяет корпорации получить юридические основания для проникновения на рынки стран, где деятельность корпоративных структур ограничена.

 Функционирование холдинговых компаний может принести максимальную для экономии отдачу в следующих случаях:

·     в отраслях промышленности с высоким уровнем концентрации производства (например, в черной и цветной металлургии);

·     в отраслях, являющимися естественными монополиями (газовая промышленность, энергетика);

·     в тех отраслях, где происходит конгломератная интеграция предприятий, объединенных общей экономической цепочкой (например, нефтедобыча и нефтепереработка);

·     в случае, когда происходит неконтролируемая скупка контрольных пакетов акций предприятий криминальными коммерческими структурами (здесь необходима передача контрольных пакетов акций государственным холдинговым компаниям).

Дифференцированный подход государства и образованию и поддержке холдинговых компаний позволяет повысить эффективность подобных структур. Холдинговая компания должна быть зарегистрирована в законодательном порядке. С момента регистрации она приобретает все права юридического лица. Холдинги от своего имени могут заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права. Доходы холдинговых компаний формируются за счет дивидендов по акциям и процентов по иным ценным бумагам, находящимся в их портфеле, а так же за счет предпринимательской деятельности (для смешанных холдингов) и той части прибыли дочерних обществ, которая перечисляется на счет холдинговой компании.

В современных условиях получил значительное распространение такой метод, как взаимное холдинговое владение акциями, практикуемое между различными компаниями одной страны или разных стран. Интернационализация деятельности холдингов проявляется так же в том, что большинство крупных компаний стремятся открывать филиалы, представительства, дочерние общества в различных странах и регионах. При этом региональные подразделения управляются соответствующими региональными субхолдингами (чистыми или оперативными), подконтрольными головной компании холдинга. Как свидетельствует мировой опыт, холдинговые компании столь активно развиваются, что можно говорить о формировании сети холдингов, контролирующие крупнейшие корпорации. Характерно, что вопрос о месте размещения субхолдингов решается головной холдинговой компанией на основе учета комплекса факторов, где помимо чисто практических задач производственного и коммерческого характера немалое место занимает сравнительная характеристика уровней налогообложения в различных странах.

Холдинговая компания называется диверсифицированной, если ее дочерние общества не имеют между собой функциональных и технологических связей и относятся к разнообразным отраслям экономики. Такая холдинговая компания осуществляет исключительно финансовое управление деятельностью дочерних обществ, а все управленческие вопросы решаются управленческим персоналом каждого дочернего общества самостоятельно.

По формам собственности холдинги могут подразделяться на государственные, частные и смешанные государственно-частные структуры. Государственные холдинги обеспечивают выполнение разнообразных задач, ставящихся государством перед хозяйствующими субъектами, входящими в холдинг, в соответствии с национальными интересами (содействие реорганизации отраслевой промышленности, модернизация производства, инновационной деятельности, завоеванию рынков сбыта и т.д.) государственные холдинги осуществляют свою деятельность в различных отраслях через субхолдинги, управляющие акционерными компаниями отдельных отраслей. В современных условиях на передний край выдвигаются частные холдинговые компании или смешанные частно-государственные структуры.







 Нормативное регулирование деятельности ФПГ



Финансово-Промышленные Группы – активно растущая форма организации взаимодействия финансовых и промышленных организаций не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Согласно российскому законодательству, ФПГ – это “ совокупность юридических лиц, действующих как основные и дочерние общества, либо полностью, либо частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.”

Участниками финансово-промышленной группы признаются  юридические лица, подписавшие договор о  создании  финансово-промышленной  группы,  и учрежденная  ими  центральная  компания   финансово-промышленной   группы, либо  основное  и  дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные,  за  исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается. Среди  участников  финансово-промышленной   группы   обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг,  а также банков или иных кредитных организаций.

Дочерние хозяйственные общества и  предприятия  могут  входить  в состав финансово-промышленной группы  только  вместе  со  своим  основным обществом (унитарным предприятием-учредителем).

В состав участников финансово-промышленной группы  могут  входить инвестиционные институты,  негосударственные  пенсионные  и  иные  фонды,

страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе.

Финансово-промышленные группы, среди участников  которых  имеются юридические лица, находящиеся под  юрисдикцией  государств  -  участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения  на территории указанных государств  либо  осуществляющие  на  их  территории капитальные    вложения,     регистрируются     как     транснациональные финансово-промышленные группы.

В случае создания транснациональной финансово-промышленной группы на  основе  межправительственного  соглашения  ей  присваивается   статус межгосударственной   (международной)    финансово-промышленной    группы.

Для участников межгосударственной  финансово-промышленной  группы национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями  на основе взаимности.

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет    управляющих    финансово-промышленной     группы,     включающий представителей всех ее участников.

Направление    участником    финансово-промышленной     группы представителя в состав совета управляющих  финансово-промышленной  группы осуществляется  решением  компетентного   органа   управления   участника финансово-промышленной группы.

Компетенция  совета  управляющих  финансово-промышленной  группы устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.

Центральная  компания  финансово-промышленной  группы   является юридическим лицом, учрежденным  всеми  участниками  договора  о  создании финансово-промышленной группы или являющимся по отношению к ним  основным обществом и уполномоченным в силу закона  или  договора  на  ведение  дел финансово-промышленной группы.

Центральная компания финансово-промышленной группы,  как  правило, является  инвестиционным  институтом.  Допускается  создание  центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза.

Центральная компания  финансово-промышленной  группы  в  случаях, установленных законом или учредительным договором группы:

·     выступает  от  имени  участников  финансово-промышленной  группы   в отношениях, связанных с созданием и деятельностью  финансово-промышленной группы;

·     ведет  сводные  (консолидированные)  учет,   отчетность   и   баланс финансово-промышленной группы;

·     готовит  ежегодный  отчет  о   деятельности   финансово-промышленной группы;

·     выполняет  в  интересах  участников  финансово-промышленной  группы отдельные  банковские  операции  в   соответствии   с    Законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.

     Иные виды деятельности центральной  компании  финансово-промышленной группы по ведению дел финансово-промышленной  группы  устанавливаются  ее уставом, договором о создании финансово-промышленной группы.

В случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах, договором о создании финансово-промышленной  группы, участники финансово-промышленной группы,  занятые  в  сфере  производства товаров,   услуг,   могут   быть   признаны   консолидированной   группой налогоплательщиков, а также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы.

По  обязательствам   центральной   компании   финансово-промышленной группы,    возникшим    в    результате    участия     в     деятельности финансово-промышленной группы,  участники  финансово-промышленной  группы несут солидарную ответственность.

     Особенности  исполнения   солидарной   обязанности   устанавливаются договором о создании финансово-промышленной группы.

Мерами      государственной      поддержки      деятельности финансово-промышленных групп, устанавливаемыми по  решению  Правительства Российской Федерации, являются:

·     зачет задолженности участника финансово-промышленной  группы,  акции которого  реализуются  на  инвестиционных  конкурсах  (торгах),  в  объем предусмотренных условиями инвестиционных  конкурсов  (торгов)  инвестиций для покупателя  -  центральной  компании  той  же  финансово-промышленной группы;

·     предоставление  участникам   финансово-промышленной   группы   права самостоятельно определять сроки  амортизации  оборудования  и  накопления амортизационных  отчислений  с   направлением   полученных   средств   на деятельность финансово-промышленной группы;

·     передача   в   доверительное   управление    центральной    компании финансово-промышленной  группы  временно  закрепленных  за   государством пакетов акций участников этой финансово-промышленной группы;

·     предоставление государственных гарантий для  привлечения  различного рода инвестиций;

·     предоставление инвестиционных кредитов и иной  финансовой   поддержки для реализации проектов финансово-промышленной группы.

Центральным банком Российской Федерации могут быть  предоставлены банкам - участникам финансово-промышленной группы,  осуществляющим  в  ней инвестиционную  деятельность,  льготы,  предусматривающие  снижение  норм обязательного  резервирования,  изменение  других  нормативов   в   целях повышения их инвестиционной активности.

Не позднее 90 дней после окончания финансового  года  центральная компания  финансово-промышленной  группы  представляет  всем   участникам финансово-промышленной группы, полномочному государственному органу отчет о деятельности финансово-промышленной группы  по  форме,  устанавливаемой Правительством Российской Федерации, а также публикует указанный отчет. Отчет  составляется   по   результатам   проверки   деятельности финансово-промышленной группы независимым аудитором. Аудиторская  проверка  проводится  за  счет  средств  центральной компании финансово-промышленной группы.

 Проблемы функционирования ФПГ

Несмотря на определенные результаты, достигнутые финансово-промышленными группами, и проведенную соответствующую законодательную работу, их становле­ние сталкивается с серьезными проблемами и трудностями.

Среди существующих проблем становления и функционирования ФПГ можно выделить: общеэкономические, законодательные, организационные, финансовые.

Трудности общеэкономического характера очевидны. Они касаются сложного финансово-экономического состояния большинства производителей, падения инве­стиционной активности, отсутствия государственной поддержки, негибкости нало­говой политики.

Скорейшего законодательного решения требуют многие юридические вопросы. Необходима четкая регламентация правовой сущности ФПГ. Главная роль при обра­зовании группы возлагается на договор о ее создании, юридический статус которого не ясен. Некоторые специалисты подводят этот договор под договор простого това­рищества, точно определенный в Гражданском кодексе. По этому договору совокуп­ность лиц обязуется соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли и/или иной законной цели. А в законе о ФПГ договорные отношения четко увязываются с образованием нового юридичес­кого лица (центральной компании).

Нуждается в уточнении и процедура подготовки документов на регистрацию ФПГ: выходить ли участникам группы на подписание договора с уже зарегистриро­ванной центральной компанией или сначала подписать договор, а потом создавать центральную компанию в рамках реализации договора.

Закон о ФПГ предписывает заключение договора о создании ФПГ во всех слу­чаях, кроме образования группы по холдинговому принципу.

Недостаточно решен вопрос о механизме принятия управленческих решений в ФПГ. Функции управления ФПГ выполняют Совет управляющих и созданная для текущего управления деятельностью ФПГ центральная компания. Способы принятия решения каждым из этих органов различны. В случае, если центральная компания создается в форме акционерного общества и следовательно подчинена действию закона «Об акционерных обществах», решения принимаются Общим собранием акционеров центральной компании. В Совете управляющих решения принимаются по принципу: один член Совета - один голос, на Общем собрании центральной ком­пании - голосование идет пакетами обыкновенных акций.

Что касается правовой базы государственной поддержки, то набор стимулов создания и деятельности ФПГ представлен пока главным образом на бумаге (прежде всего, в статье 15 Закона о ФПГ) и мало связан с существующими особенностями механизма управления единой корпоративной деятельностью.

Проблемы организационного характера вызваны, в первую очередь, неразрабо­танностью организационных структур управления ФПГ; отсутствием нормативно установленных полномочий центральной компании; высокой долей издержек, свя­занных с внутренним оборотом группы.

Среди финансовых трудностей функционирования ФПГ следует, прежде всего, назвать низкий потенциал российских коммерческих банков, оцененный по их соб­ственному капиталу, что не дает им возможность инвестировать в промышленность значительные суммы. Даже при благоприятных для развития этого процесса эконо­мической и политической ситуациях, российские банки не смогут удовлетворить инвестиционную потребность производства более, чем на 10%. Отсюда необходи­мость привлечения иностранных инвестиций, что не может быть сделано без госу­дарственных гарантий.

Для успешного развития созданных и возникновения новых работоспособных ФПГ необходимы совместные усилия законодательной и исполнительной власти, заинтересованных научных центров и специалистов корпораций по решению выше­перечисленных проблем.

           




Литература:

1.    Мильнер Б.З.  Теория организации: Уч. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2004.—648с.

2.    Экономика предприятия: Уч./ под ред. А.Е.Карлика. – М.: ИНФРА-М, 2004г. – 432с.

3.   Псарева   Холдинговые отношения: теор. И методич. Аспекты. – М.: Высшее образование и Наука, 2003г. – 304с.


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.