Японская модель менеджмента
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по предмету «Менеджмент»
по теме: «Японская
модель менеджмента»
Выполнил: Кондрашкин С.А
шифр № 94057
Содержание:
Введение.............................................................................................................................................................................................
I. Принципы японского управления...........................................................................................................................
II. Поведение в организации................................................................................................................................................
III. Система контроля............................................................................................................................................................
IV. Управление трудовыми ресурсами...................................................................................................................
V. Система управления качеством............................................................................................................................
VI. Профсоюзы в Японии....................................................................................................................................................
VII. Роль японской философии, исскуства.......................................................................................................
Заключение..................................................................................................................................................................................
Использованная литература........................................................................................................................................
Менеджмент в Японии, как и в любой другой
стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную
психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом
страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и
американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее
можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат
в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.
Японский менеджмент, основанный на
коллективизме, использовал все морально-психологические рычаги воздействия на
личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом, что в японском
менталитете почти тождественно чувству стыда. Учитывая то, что налоговая
система работает на усреднение доходов и материального состояния населения
своим подчеркнуто прогрессивно-фискальным механизмом, в обществе минимально
расслоение по благосостоянию, и это даёт возможность использовать чувство
коллективизма максимально эффективно.
Чем отличается японский метод управления от
методов, используемых в большинстве стран Европы и Америки? Прежде всего своей
направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые
ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий - повысить
эффективность работы предприятия в основном за счет повышения
производительности труда работников. Между тем в европейском и американском
менеджменте основной целью является максимализация прибыли, то есть получение
наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.
По мнению японского специалиста по менеджменту
Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления.
1) Гарантия
занятости и создание обстановки доверительности.
Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть
кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет
чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с
руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную
возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для
укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует
улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими,
что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности
компании. Стабильность дает возможность количественного увеличения
управленческих ресурсов, с одной стороны, и сознательного направления вектора
их активности на цели более значимые, чем поддержание дисциплины. Гарантии
занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма - явление
уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.
2) Гласность
и ценности корпорации. Когда все уровни управления
и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и
деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что
улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении
встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники
администрации, дают существенные результаты. Японская система управления
старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания
корпоративных ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг
для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и
взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и поддерживать
корпоративные ценности на всех уровнях.
3) Управление,
основанное на информации. Сбору данных и их
систематическому использованию для повышения экономической эффективности
производства и качественных характеристик продукции придается особое значение.
Во многих фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации,
при которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за
исправность того или иного узла. Таким образом выявляются не только виновные за
неисправность, но, главным образом, причины неисправности, и принимаются меры
для недопущения подобного в будущем. Руководители ежемесячно проверяют статьи
доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть,
достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть грядущие трудности на
ранних этапах их возникновения.
4) Управление,
ориентированное на качество. Президенты фирм и
управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о
необходимости контроля качества. При управлении производственным процессом их
главная забота - получение точных данных о качестве. Личная гордость
руководителя заключается в закреплении усилий по контролю за качеством и, в
итоге, в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.
5) Постоянное
присутствие руководства на производстве. Чтобы
быстро справится с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их
возникновения японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в
производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся
небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В
Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система
новаторских предложений и кружки качества.
6) Поддержание
чистоты и порядка. Одним из существенных факторов
высокого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве.
Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок, который
может служить гарантией качества продукции и способен повысить
производительность благодаря чистоте и порядку.
В целом японское управление отличает упор на
улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию,
моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения
между рабочими и управляющими.
Мы любим людей и землю.
Лозунг фирмы «Sanyo
electric»
Современные методы управления сложились в
Японии в условиях послевоенной разрухи, которая поставила перед руководителями
задачу восстановления социальной, политической и экономической жизни. Под
влиянием американской оккупационной администрации будущие японские менеджеры
познакомились с американской идеологией и методами управления бизнесом. Именно
в этот период лидеры японского бизнеса начали постигать социальную
ответственность за последствия своей деятельности.
Это не означает, что до 19945 года в Японии не
было эффективной системы управления произодством. Просто послевоенный кризис
дал стимулы для поиска модели национальной экономики, благо она уже была
готова. Ещё 5 мая 1932 года К. Мацусита, основатель компании «Мацусита Денки»,
которого в Японии называют «всесильным волшебником менеджмента» и «основателем
вероучения об управлении», произнёс перед почти двумястами своих служащих пламенную
речь. Именно в этот день он постиг предназначение производителя: «Роль
производителя в том, чтобы преодолеть бедность».
Руководители японских предприятий осуществляли
свои задачи, сначала применяя традиционные методы управления к новым условиям,
а затем с помощью усвоенных ими теории и методов американского управления. Они
пытались не только творчески применить предвоенный опыт к новым условиям, но и
извлечь полезные уроки, воспринять новые идеи и таким образом найти новый,
японский путь развития.
В результате основные черты японской системы
управления определяет ряд концепций, отсутствующих в американской модели.
Важнейшими из них являются система пожизненного найма и процесс коллективного
принятия решений.
Японское общество однородно и пронизано духом
коллективизма. Японцы всегда мыслят от имени групп. Личность осознает себя
прежде всего как члена группы, а свою индивидуальность - как индивидуальность
части целого. Руководящий принцип японского менеджмента находится в согласии с
исследованиями Э. Майо, который показал, что работа есть групповая
деятельность.
Вопрос о том, какие черты человека окажутся
достаточно прочными для того, чтобы на них можно было опереться в условиях
быстрого изменения общественной психологии и этических ценностей, для Японии,
как и для других стран, остается до сих пор открытым. Многие исследователи
считают, что даже кажущиеся наиболее современными особенности мышления и
чувствования личности и общественных групп являются порождением прошлых эпох и
по ходу развития общества исчезнут. Изменение методов управления в Японии
сегодня характеризуется возрастанием свободы выбора концепций для создания
оптимальных систем, однако при этом традиционные методы управления не
забываются. Стремление к изменениям, основанное на уважении к национальным
духовным ценностям, ярко продемонстрировано в следующем высказывании одного из
виднейших предпринимателей Японии С. Хонды:
«Тот, кто является руководителем
организации, должен прежде всего сделать свое управление всесторонне
обоснованным. Это значит, что он должен прекрасно понимать цели деятельности
своей организации, обосновывать ее политику и создавать планы по достижению
поставленных задач таким образом, чтобы его подчиненные работали с сознанием
собственного достоинства и получали от работы удовлетворение. Для того, чтобы
выработать такой образ мышления, который бы подталкивал подчиненных к
достижению поставленных целей в любых условиях, лидер должен обладать
теоретически сильной и практически применимой концепцией».
Другой немаловажной особенностью японского
менеджмента является концепция непрерывного обучения. Японцы уверены, что
непрерывное обучение приводит к постоянному совершенствованию мастерства.
Каждый человек путем непрерывного обучения может улучшить выполнение своей
работы. Это приводит к саморазвитию, а достигнутые результаты приносят
моральное удовлетворение. С другой стороны, целью обучения является подготовка к
более ответственной работе и продвижения по службе. Но, в отличие от западного
подхода к управлению, японцы придают особое значение долгу в совершенствовании
мастерства без ожидания какой-либо материальной выгоды. Японцы убеждены, что
улучшение мастерства само по себе может приносить человеку огромное
удовлетворение.
Японцы восприимчивы к новым идеям. Они любят
учится на чужих ошибках и извлекать выгоду из чужого опыта. Они внимательно
наблюдают за происходящим в мире и систематически пополняют информацию из-за
рубежа. Они заимствуют и быстро усваивают новые технологические методы и
процессы. Японские рабочие не оказывают сопротивления внедрению новинок
технического прогресса. Инновация - основа экономического роста, и японцы ей
искренне привержены.
Описанные выше представления были важны для
подготовки изменений в японской стратегии управления и стиле руководства, а
также для структурной перестройки отдельных предприятий и экономической
системы в целом. Стержнем новых концепций стало признание социальной
ответственности, лежащей на управляющих.
В 1947 году предприниматель, один из
основателей компании «Panasonic» И. Мацусита основывает творческую лабораторию «Дойкай» для
исследования новых управленческих решений. В одним из первых трудов этой
лаборатории господин Мацусита отмечает:
«Каждая компания, вне зависимости от ее
размеров, должна иметь определенные цели, отличные от получения прибыли, цели,
которые оправдывают ее существование. Она должна иметь свое собственное
призвание в этом мире. Если руководитель обладает пониманием этой миссии, он
обязан довести до сознания служащих, чего хочет достичь компания, указать ее
идеалы. И если его подчиненные осознают, что работают не только за хлеб
насущный, они получат стимул к более напряженной совместной работе во имя
достижения общей цели».
Эта же идея выражена в документе,
опубликованном в 1956 году:
«Действия управляющего в современной
корпорации выходят далеко за рамки извлечения прибыли. Как с нравственной, так
и с практической точки зрения жизненно необходимо, чтобы управляющие стремились
к производству продукции наивысшего качества при наименьших ценах посредством
использования производственного потенциала в соответствии с общими интересами
экономики и в целях повышения благосостояния всего общества. Несомненно, что
ответственность управляющего перед обществом является важным рычагом,
развивающим систему управления в направлении поставленных целей».
Таким образом, современное японское управление
приобрело дух открытости, который позволил подчинить технологическое развитие
решению выдвигаемых самой жизнью проблем. Японскую систему управления можно
рассматривать как синтез импортированных идей и культурных традиций. Поэтому,
чтобы понять природу современной управленческой мысли Японии, необходимо
коснуться некоторых черт традиционной культуры этой страны.
Как отмечалось, японская система управления
сформировалась к настоящему времени как органический сплав национальных
традиций и передового опыта менеджмента. Что касается национальных традиций, то
их очень существенная (в контексте данной работы) черта состоит в том, что
японцы предпочитают не придерживаться писаных правил; а их языку в силу
иероглифического характера письменности несвойственна четкая однозначность
определений, характерная для европейских языков, в частности, немецкого. Сами
японцы пишут: «...в традиционном японском обществе отсутствовали как
всеобщий этический кодекс, так и категорические религиозные предписания. Не
существовало даже четкой системы представлений о грехе...» (М. Йосино).
Страницы: 1, 2, 3
|