Задача аудита систем менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001. Раздел 6. Менеджмент ресурсов
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО по
ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное
учреждение
высшего профессионального
образования
«Мордовский государственный
университет им. Н.П. Огарева»
Экономический
факультет
Контрольная
работа
по
дисциплине
«Аудит
качества»
на
тему:
«Задача
аудита систем менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001.
Раздел 6. Менеджмент
ресурсов »
Выполнила:
студентка 506 группы
заочного
отделения специальности
«Управление
качеством»
И.С.
Лысякова
Проверила:
Н.П. Плетнева к.т.н., доцент
Саранск
2009
Содержание:
Введение. 3
1 Обеспечение ресурсами. 5
2 Человеческие ресурсы.. 6
2.1 Вовлечение
работников. 6
2.2 Компетентность,
осведомленность и подготовка. 7
3 Инфраструктура. 10
4 Производственная среда. 11
5 Информация. 11
6 Поставщики и партнеры.. 12
7 Природные ресурсы.. 13
8 Финансовые ресурсы.. 13
Вывод. 15
Список использованных источников. 17
Система менеджмента
качества, разработанная строго в соответствии с требованиями
стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001, дает возможность получения своевременной
информации о реальном положении дел. Такая информация, в первую
очередь о несоответствии процессов, поступает сразу из нескольких источников,
чем подтверждается ее достоверность. Полученная информация ложится на стол
руководителя, требуя разработки срочных корректирующих и предупреждающих
мероприятий, необходимых для устранения несоответствий. Но нередко реакция
руководства сводится к тому, что «работать надо, нет времени разбираться
с бумагами!»
Ученый Деминг,
разработавший всемирно известную программу, направленную на повышение
качества труда и управления, утверждал, что решение любой проблемы, возникающей
на производстве, в 98% случаев приведет в кабинет руководителя. При этом
если сам руководитель не заинтересован в эффективной работе системы
управления качеством (иными словами — системы, функционирующей в
соответствии с положениями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001),
количество системных сбоев тоже достигнет 98%. Главное при разработке системы
менеджмента качества — это не только правильность составления
документации, но прежде всего готовность всего коллектива, и в первую
очередь высшего руководства, работать по правилам, установленным стандартом
ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Система менеджмента, соответствующая требованиям
данного стандарта, может быть эффективной только в том случае, если она
вписывается в общую деятельность предприятия. Только после этого возникает
необходимость разработки наиболее рационального перечня документации
и выделения ресурсов для повышения результативности системы управления
качеством. При этом руководитель, принимая всю ответственность на себя,
отнюдь не должен сам тянуть весь «воз проблем». Он распределяет ответственность
на руководителей служб и подразделений, делегируя им соответствующие
полномочия.
Эффективное развитие
предприятия невозможно без полного понимания руководителем острой необходимости
внедрения и сертификации СМК и мотивации персонала на повышение
культуры производства.
Для достижения целей в
области качества и, как следствие намеченных целей в бизнесе, организация
должна определить и удовлетворить потребность в ресурсах. Эти ресурсы,
необходимы для функционирования и улучшения работы системы управления качеством
и всего предприятия в целом, а также достаточные для наиболее полного
удовлетворения потребителей и других заинтересованных лиц.
Задача аудитора
определить наличие ресурсов, необходимых для осуществления стратегии и достижения
целей организации. Они включают ресурсы для работы и улучшения системы
менеджмента качества, а также удовлетворения потребителей и других
заинтересованных сторон. К ресурсам можно отнести работников, инфраструктуру,
производственную среду, информацию, поставщиков и партнеров, природные и
финансовые ресурсы.
Для улучшения
деятельности организации необходимо уделить внимание таким ресурсам, как:
·
результативные, эффективные и своевременно
обеспеченные ресурсы с учетом возможностей и ограничений;
·
материальные ресурсы, такие, как
усовершенствованные производственные и вспомогательные средства;
·
нематериальные ресурсы, такие, как
интеллектуальная собственность;
·
ресурсы и механизмы, содействующие инновационным
постоянным улучшениям;
·
организационные структуры, включая службы,
удовлетворяющие потребности менеджмента проекта и матрицы;
·
менеджмент информации и технологии;
·
повышение компетенции посредством
целенаправленной подготовки, образования и обучения;
·
развитие навыков и профилей лидерства для
будущих менеджеров организации;
·
применение природных ресурсов и их воздействие
на окружающую среду;
·
планирование потребностей в ресурсах на будущее.
Основу менеджмента
составляет человеческий фактор, заключенный в звании субъектом управления
своего дела, в умении организовывать собственный труд и работу коллектива, в
заинтересованности, к саморазвитию и творческой деятельности. Основной
человеческий фактор является личность: психологический облик человека, как
дееспособного члена общества, сознающего свою роль в обществе.
Улучшить
результативность и эффективность организации, в том числе систему менеджмента
качества, можно через вовлечение работников и их поддержку.
В качестве помощи в
достижении целей улучшения своей деятельности организации необходимо поощрять
вовлечение и повышение квалификации своих работников посредством:
·
планирования обеспечения постоянной подготовки
и карьеры;
·
определения ответственности и полномочий
персонала;
·
разработки личных и коллективных целей,
менеджмента процесса улучшения и оценивания результатов;
·
содействия вовлечению работников при постановке
целей и принятии решений;
·
признания и вознаграждения;
·
содействия открытому, двустороннему обмену
информацией;
·
постоянного анализа потребностей своих
работников;
·
создания условий, поощряющих нововведения;
·
обеспечения эффективной коллективной работы;
·
информирования о предложениях и мнениях;
·
использования измерений степени
удовлетворенности работников;
·
расследования причин прихода работников в
организацию и их увольнения.
Персонал,
выполняющий работу, влияющую на качество продукции, должен быть компетентным в
соответствии с полученным образованием, подготовкой, навыками и опытом.
Наличии компетентности,
требующейся для результативной и эффективной работы организации, достигается на
основе анализа фактических и ожидаемых потребностей в компетентности в
сравнении с уже имеющейся компетентностью работников организации.
В основе соображений по
поводу потребностей в компетентности лежат:
·
будущие требования, связанные со
стратегическими и оперативными планами и целями;
·
ожидаемый менеджмент и потребность
последовательного применения рабочей силы;
·
изменения в процессах организации, средствах и
оборудовании;
·
оценивание компетенции отдельных работников
выполнять определенные виды деятельности;
·
законодательные и регламентирующие требования и
стандарты, влияющие на организацию и ее заинтересованные стороны.
При планировании
потребностей в обучении и подготовке необходимо учитывать изменения, вызванные
характером процессов организации, степенью подготовленности работников и
культурой организации.
Вооружение работников
знаниями, приобретение ими навыков и опыта преследует цель улучшения их
компетентности. В ходе обучения и подготовки подчеркивается важность выполнения
требований, потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных
сторон. Подготовка также включает осознание последствий для организации и ее
работников невыполнения требований.
Для оказания поддержки
достижению целей организации и повышению квалификации ее работников при
планировании обучения и подготовки учитываются:
·
опыт работников;
·
подразумеваемые и очевидные знания;
·
навыки лидерства и менеджмента;
·
средства планирования и улучшения;
·
коллективная работа;
·
решение проблем;
·
навыки общения;
·
культура и социальное поведение;
·
знания рынков, потребностей и ожиданий
потребителей и других заинтересованных сторон;
·
творчество и новаторство.
Для содействия
вовлечению работников обучение и подготовка также включают:
·
прогноз будущего организации;
·
политику и цели организации;
·
организационные изменения и развитие;
·
инициирование и внедрение процессов улучшения;
·
выгоду от творческой работы и нововведений;
·
воздействие организации на общество;
·
вводный курс для новых работников;
·
периодические программы повышения квалификации
для уже подготовленных работников.
В планы подготовки
следует включать:
·
цели;
·
программы и методы;
·
необходимые ресурсы;
·
определение необходимой внутренней поддержки;
·
оценивание повышения компетентности работников;
Страницы: 1, 2
|