Затратный метод ценообразования
Международный институт рынка
Факультет заочного образования
Реферат
По курсу
«Цены и
ценообразование»
Вариант № 6.
Выполнила
Студентка группы ЗФ-26
Символокова О.В.
Проверил
Оценка
Дата
г. Самара 2005г.
Тема: Существующие методы ценообразования. Основа
затратных методов ценообразования. Их достоинства и недостатки. Разновидности
затратных методов ценообразования.
Содержание:
Введение. 3
1. Классификация
методов ценообразования. 5
2. Затратные методы
ценообразования. 7
2.1. Метод полных издержек. 7
2.2. Метод прямых затрат. 10
2.3. Метод предельных издержек. 11
2.4. Метод анализа безубыточности. 12
2.5. Метод учета рентабельности. 13
2.6. Метод надбавки к цене. 14
Заключение. 17
Использованная
литература: 18
Переходный
характер современной российской экономики и отсутствие опыта хозяйствования в условиях
рыночных отношений вызывают большие затруднения у предприятий и
предпринимателей. Одной из наиболее сложных и болезненных проблем стало
свободное ценообразование.
Ценообразование - важнейший элемент
маркетинга. Установленная цена на товар или услугу отражает, насколько
правильно была разработана и реализована программа маркетинга. В нынешних
условиях экономического кризиса руководители стоматологических фирм
рассматривают проблему ценообразования как ключевую, выделяя три основных
вопроса:
- на каком уровне следует устанавливать цены на товары и
услуги;
- каковы фактические издержки (затраты) на проведение
конкретного вида работы;
- как следует изменять цены, учитывая конъюнктуру рынка и
общую экономическую ситуацию в стране.
В
условиях рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс, подверженный
влиянию многих факторов. Выбор общего направления в ценообразовании, главных
подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые
услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения
эффективности производства и укрепления рыночных позиций фирмы обеспечивается
на основе маркетинга. Цены и ценовая политика выступают одной из главных
составляющих маркетинга фирмы. Цены находятся в тесной зависимости от других
сторон деятельности компании, от уровня цен во многом зависят достигаемые
коммерческие результаты. Выбранная ценовая политика оказывает многоплановое
воздействие на функционирование фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики
заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать
ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной
долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические
и тактические задачи. В рамках ценовой политики частные решения (взаимосвязь
цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок, варьирование
ценами, обеспечение оптимального соотношения своих цен и цен конкурентов,
формирование цен на новые товары и т.д.) увязываются в единую интегрированную
систему.
Каждая
фирма по-своему подходит к проблеме ценообразования. Но существует ряд общих
вопросов, ответы на которые вынуждены оперативно искать предприниматели. Как освоить
и эффективно использовать новейшие модели рынков и ценовой политики фирмы; как обеспечить
динамический подход к процессу ценообразования с учетом изменяющихся фаз
развития рынка и самого продаваемого продукта; как разработать эффективную ценовую
стратегию и определить; какие методы ценообразования целесообразно применять в
зависимости от рыночных условий и целей, стоящих перед фирмой, а также
определить, каковы основные характеристики и условия формирования российского
рынка с позиций выбора ценовой политики и т. п.
Цена
является одним из основных факторов, влияющих на размер получаемой прибыли, а
также на ряд других количественных и качественных показателей работы
предприятия: рентабельность, оборот, конкурентоспособность, долю рынка и т.д.
Более того, устанавливая тот или иной уровень цены, предприятие может достичь
различных целей в зависимости от сложившейся ситуации на рынке: выживаемость
фирмы, максимизация темпов роста, увеличение объемов продаж, стабилизация или
рост рыночной доли и т.д.
Решения,
принимаемые руководством фирмы в области ценообразования, относятся к наиболее
сложным и ответственным. Они способны не просто ухудшить показатели финансово-хозяйственной
деятельности, но и привести предприятие к банкротству. Кроме этого ценовые
решения могут иметь долговременные последствия для потребителей, дилеров, конкурентов,
многие из которых сложно предвидеть и, соответственно, оперативно предотвратить
нежелательные тенденции после их проявления.
Это
особенно актуально в нынешних российских условиях, когда вследствие снижения покупательской
способности и увеличивающейся конкуренции на рынке для успешной деятельности
предприятия наибольшее значение приобретает выбор эффективного метода ценообразования.
В
экономической литературе описано достаточно большое количество методов ценообразования,
применяющихся как зарубежными, так и российскими предприятиями на практике. Но
достаточно сложно представить всю совокупность методов ценообразования, классифицированных
по определенным признакам.
Все
методы ценообразования могут быть разделены на три основные группы, в зависимости
от того, на что в большей степени ориентируется фирма-производитель или продавец
при выборе того или иного метода (рис. 1):
1) на издержки
производства — затратные методы;
2) на конъюнктуру
рынка — рыночные методы;
3) на нормативы
затрат на технико-экономический параметр продукции — параметрические методы.
Рис. 1. Классификация методов
ценообразования
К
ним можно отнести следующие методы:
1) метод полных издержек;
2) метод прямых
затрат;
3) метод предельных
издержек;
4) метод на основе
анализа безубыточности;
5) метод учета
рентабельности инвестиций;
6) метод надбавки к
цене.
Метод полных издержек основан на определении
полных издержек (метод «издержки плюс»), состоит в суммировании совокупных
издержек (переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки) и прибыли,
которую фирма рассчитывает получить.
Условный
пример определения цены методом полных затрат приведен в таблице 1.
Таблица 1.
Условный пример
определения цены методом полных затрат, тыс. руб.
|