МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В. Леонтьева
В отличие от многих кабинетных
экономистов-теоретиков Василий Леонтьев видит свою главную цель в том, чтобы
его теоретические и методологические разработки служили экономической практике,
открывая перед ней все новые возможности прогресса. Разработанная им
методология межотраслевого анализа на основе принципа "затраты -
выпуск" послужила основой составления межотраслевых балансов для многих
стран, в том числе и для Советского Союза.
Леонтьевские принципы разработки
межотраслевых балансов на основе широкого применения математики и ЭВМ вызвали
большой интерес со стороны советских экономистов и политиков. Первый
межотраслевой баланс был разработан ЦСУ СССР в 1959 г. С этого времени резко
активизировались работы по их составлению на всех уровнях. В 1966 г.
межотраслевые балансы появились во всех союзных республиках. Заметно выросло и
количество научных исследований в области народнохозяйственного планирования и
прогнозирования.
Советские экономисты, творчески используя
леонтьевскую методологию анализа межотраслевых связей, внесли существенный
вклад в разработку межотраслевых балансов, теорию и практику управления
структурными сдвигами в экономике.
К большому сожалению, эйфория рынка,
которая имела место в первые годы реформ, привела к потере управляемости
экономикой и практически к полному уничтожению планирования. Именно это многие
отечественные и зарубежные специалисты считают главной и самой страшной ошибкой
реформаторов.
Мировая экономическая наука и
практика давно доказали, что современная экономика находится на таком этапе
развития, когда рынок не в состоянии обеспечить ее равновесие и
пропорциональность. С другой стороны чисто плановая модель неизбежно приведет к
коррупции, увеличению налогового бремени, и как следствие к регресу экономики и
к инфляции. Важнейшим рычагом регулирования основных макропропорций,
обеспечения структурной и инвестиционной политики служит государство. Учитывая
фундаментальное значение дилеммы "план-рынок", Василий Леонтьев
уделяет ей важное внимание. Хорошо известно его образное сравнение экономики
с кораблем. Частная инициатива, рожденная рынком, - это ветер в парусах. А
планирование - это руль, который направляет движение экономики для достижения
поставленной цели. План и рынок - это не антиподы, а добрые
союзники, партнеры, которые, помогая друг другу, успешнее достигают
поставленной цели.
Роль и значение планирования
(текущего, оперативного, стратегического) особенно возрастают в наше время.
Современная экономика, представляя собой открытую систему, построенную на
прямых и обратных горизонтальных и вертикальных связях, может успешно
развиваться только при наличии эффективного управления этими связями как на
макро-, так и на микроуровне.
Кстати сказать, Леонтьев с
пониманием и глубоким удовлетворением воспринял рыночные реформы в России, о
чем он писал в своих статьях и говорил в многочисленных интервью.
Проблема создания рациональной и
высокоэффективной межотраслевой экономики чрезвычайно важна и многогранна.
Так, он показал несостоятельность
утверждения о том, что в американском экспорте преобладают капиталоемкие
товары, а в импорте - трудоемкие. На основе межотраслевого анализа он сделал
вывод: в действительности США экспортируют трудоемкие товары, а импортируют
капиталоемкие. Данный вывод вошел во все западные учебники по экономике как
"парадокс Леонтьева".
Большой научный и практический
интерес представляет межотраслевой анализ военных расходов. Известно, что
конверсия - одно из важнейших направлений рыночных реформ в России. Пока она
идет медленно, трудно, с большими издержками.
Что касается проблемы влияния автоматизации на
занятость то она сегодня - одна из самых острых и животрепещущих.
Нередко научно-технический прогресс,
который ведет к интенсивному высвобождению человека из непосредственного
процесса производства, считают главной причиной безработицы, лишения человека
естественного права на труд, который для большинства людей является основным
источником средств существования.
Позиция Леонтьева состоит в том, что
НТП, заменяя живой труд людей высокопроизводительными машинами, играет важную
прогрессивную роль, так как он стимулирует рост квалификации работников,
повышение производительности труда, а следовательно, нормы и массы прибыли. НТП
сокращает рабочее время и увеличивает свободное время, которое является
необходимым условием духовного и интеллектуального развития людей.
Автоматизация, резко усиливая
технологическую, структурную безработицу, вместе с тем заставляет и вынуждает
общество коренным образом перестраивать всю систему образования и
переподготовки кадров.
Особое внимание Леонтьев уделяет развитию
компьютерного образования.
Несмотря на то что наша экономика
сильно отстает от американской по уровню автоматизации и компьютеризации, мы не
можем игнорировать и недооценивать поставленную Василием Леонтьевым проблему
"техника - человек", которая по своей важности и значимости относится
к разряду глобальных.
Вот историческая иллюстрация равенства
доходов и производства. Рабочие в Северной Америке, Европе и Японии производят
в среднем приблизительно в пять раз больше продукции на душу населения, чем их
предшественники 50 лет назад. И доход на душу населения, рассчитанный с
поправкой на инфляцию, - то, что экономисты называют реальным доходом, -- сегодня
тоже примерно в пять раз выше.
Объем выпуска продукции в
расчете на одного работника служит причиной различий в заработках работников
разных стран. Например, средний рабочий в Соединенных Штатах лучше обучен,
применяет более производительные машины и пользуется преимуществами более
эффективной экономической организации общества, чем такой же рабочий в Индии
или Китае. В результате этого, средний американский рабочий производит
продукции примерно в 20 раз больше. Не будь этого, его заработки были бы не
выше, чем в других странах.
ПРЕПЯТСТВИЯ ТОРГОВЛЕ ВРЕДЯТ
Торговля продуктивна, она облегчает сотрудничество
людей и увеличивает производство нужных им товаров. Однако торговый обмен не
бесплатен. Затраты времени, сил и прочих ресурсов, необходимых для поиска
партнеров, ведения переговоров и заключения сделок, называются издержками
торговли. Они ограничивают реализацию преимуществ взаимовыгодной торговли.
Издержки торговли могут быть следствием естественных
преград -- океанов, гор, рек и болот. В этих случаях издержки могут быть
сокращены путем инвестирования в строительство дорог, развитие транспорта и
связи.
Однако во многих других случаях высокие издержки
торговли порождаются самим обществом -- существованием налогов, лицензий,
тарифов, квот, государственного регулирования и ценового контроля.
Кем бы они ни были созданы --
природой или людьми -- высокие издержки торговли снижают ее преимущества.
Очень важную роль в экономике играют посредники,
способствующие заключению сделок и предоставляющие сторонам этого процесса
информацию и другие услуги: агенты по недвижимости, фондовые брокеры,
автомобильные дилеры, рекламные агенты, продавцы магазинов и широкий круг
других профессий сферы бизнеса.
Широко распространено мнение, что посредники не
нужны: они ничего не производят, а лишь увеличивают цену товаров. Однако,
ошибочность подобных взглядов очевидна. Наглядный пример -- посреднические
услуги торговца продовольственными товарами, который делает общение
производителей и потребителей продовольствия более дешевым и удобным и для тех,
и для других. Можно представить себе, сколько времени и усилий понадобилось бы
для приготовления даже одного кулинарного блюда, если бы покупателям пришлось
напрямую иметь дело с фермерами, чтобы купить у них овощей, фруктов, молока,
масла, сыра; отправляться к рыбакам, чтобы договориться о поставках рыбы, а к
владельцу ранчо -- чтобы купить говядину.
Посредники осуществляют все эти контакты вместо
потребителей, доставляя и продавая товары в специально приспособленном для этой
цели месте. Услуги посредников сокращают издержки торговли, позволяя
потенциальным покупателям и продавцам извлекать из торговли еще большую выгоду.
Они увеличивают объем торговли, способствуя тем самым экономическому росту.
РЫНОК КАПИТАЛА: чтобы рационально
использовать свои ресурсы, страна должна иметь механизм направления капитала в
эффективные производства
Потребление является целью любого производства.
Однако чаще всего мы можем увеличивать выпуск потребительских товаров, вначале
используя ресурсы для производства машин, тяжелого оборудования и зданий, а уже
затем применяя этот капитал в производстве желаемых потребительских товаров.
Следовательно, вложение средств в создание и развитие ресурсов длительного
пользования, позволяющих производить еще больше в будущем, являются важным
потенциальным источником экономического роста.
Ресурсы, направляемые на инвестиции, не могут быть
непосредственно использованы в производстве потребительских товаров.
Следовательно, инвестирование требует сбережения отказа от сегодняшнего
потребления. Кто-то -- либо инвестор, либо тот, кто желает предоставить ему
свои средства, -- должен обладать сбережениями, чтобы финансировать капитальные
вложения.
Не все инвестиционные проекты являются прибыльными.
Проект увеличит богатство страны, если прирост продукции, полученный в
результате инвестирования, превысит стоимость самих инвестиций, если нет -- он
неэффективен. Если страна желает реализовать свой потенциал, она должна иметь в
своем распоряжении механизм, способный привлекать сбережения и направлять их в
инвестиционные проекты, преумножающие ее богатство. В рыночной экономике эту
функцию осуществляет рынок капитала.
Этот многообразный по своим формам рынок включает в
себя фондовый рынок, рынки недвижимости и заемных средств. Финансовые
институты, такие как банки, страховые компании, фонды и инвестиционные компании
играют на этом рынке важную роль. Рынок капиталов координирует действия
владельцев сбережений, которые предоставляют свои средства для реализации, с
действиями инвесторов, занятых поисками средств для финансирования различных
видов деятельности. Частные инвесторы должны тщательно оценивать проекты и
искать среди них наиболее прибыльные. Инвесторы -- от акционеров крупных
компаний до владельцев мелких фирм -- отбирают для реализации выгодные проекты,
поскольку такого рода инвестиции увеличивают их личное благосостояние. Доходы,
получаемые сверх вложенной в дело суммы, являются свидетельством того, что
результат инвестирования оценивается обществом выше, чем затраченные на него
ресурсы. Таким образом, прибыльные вложения увеличивают не только богатство
инвестора, но и богатство нации в целом.
Разумеется, частные инвесторы могут совершать и
ошибочные действия; иногда они инвестируют в проекты, которые оказываются
неприбыльными. Но если бы инвесторы отказывались идти на такого рода риск,
многие новые идеи так и остались бы неопробованными, а выгодные, но слишком
смелые проекты, -- оказались бы неосуществленными. Ошибочные инвестиции
являются той ценой, которую необходимо платить за плодотворные новшества в виде
новых технологий и продуктов. Однако, те проекты, которые себя не оправдали, должны
быть своевременно прекращены, гарантией чего как раз и служит рынок капитала.
Частные инвесторы не станут тратить свои средства на дальнейшую поддержку
убыточных проектов.
Без частного рынка капиталов практически невозможно
привлечь свободные средства и последовательно направлять их в проекты,
увеличивающие богатство. Если инвестиционные ресурсы распределяются
правительством, а не рынком, в игру вступает совершенно иной набор критериев.
Политические соображения заменяют ожидаемую прибыль от инвестирования в
качестве обоснования для вложения средств. Инвестиционные ресурсы в этом случае
зачастую направляются политическим партнерам, либо в проекты, которые приносят
выгоду отдельным людям и их политическим объединениям.
Когда политика заменяет рынок, инвестиционные проекты
чаще сокращают богатство, а отнюдь не преумножают его. Иллюстрацией этого
положения служит опыт Восточной Европы и бывшего Советского Союза. В течение
четырех десятилетий (1950 -- 1990 гг.) масштабы инвестирования в этих странах
были одними из самых высоких в мире. Центральные плановые органы направляли на
инвестирование примерно одну треть национального продукта. Однако даже столь
высокие масштабы инвестирования принесли немного пользы для дела повышения
жизненного уровня, поскольку именно политические, а отнюдь не экономические
соображения определяли, какие именно проекты следовало финансировать. По
прихоти важных политических деятелей ресурсы зачастую тратились на политическую
бессмыслицу и показуху.
Иногда правительства фиксируют ставку процента и тем
самым блокируют способность рынка направлять личные сбережения в проекты,
обещающие увеличение богатства. Еще хуже, когда потолок процентной ставки
сочетается с инфляционной денежной политикой: в этой ситуации ставка процента с
поправкой на инфляцию -- то, что экономисты называют "реальной процентной
ставкой" -- часто становится отрицательной! Если установленная
правительством процентная ставка ниже темпов инфляции, реальные сбережения
сокращаются.
Навряд ли такое положение дел будет способствовать
сохранению стимулов к накоплению и размещению средств внутри страны. Скорее,
это приведет к "утечке капитала", поскольку свои инвесторы будут
стремиться к извлечению прибыли за пределами своей страны, а чужие -- за версту
ее обходить. Такая политика разрушает внутренний рынок капитала. В условиях
недостатка финансового капитала и отсутствия механизма, направляющего
инвестиции в прибыльные проекты, эффективное инвестирование уже не происходит.
Национальный доход перестает расти или, хуже того, начинает падать.
Табл.1 показывает, что именно такого курс
придерживались на протяжении 80-х годов Аргентина, Замбия, Сомали, Уганда,
Сьерра-Леоне, Эквадор, Гана и Танзания. Все эти страны, зафиксировав процентные
ставки, проводили инфляционную денежную политику. В результате ставка процента,
скорректированная на темпы инфляции, в частности, реальный доход по
сберегательным депозитам во всех этих странах был отрицательным в течение почти
целого десятилетия! Такими же были и темпы экономического роста.
ТАБЛИЦА 1.
Рынок капитала, реальные процентные ставки и рост валового внутреннего продукта
(ВВП) на душу населения в развивающихся странах
|