рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Жан Батист Сэй

Жан Батист Сэй

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

 
















КРАСНОЯРСК 2004

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение                                                                                             4

1.     Наследие Ж.Б. Сэя                                                                         5

2.     Учения Сэя                                                                                              7

3.     Ошибочность взглядов, и критика работ Ж.Б.Сея                      24

4.     Значение его работы                                                                     27

Заключение                                                                                              30

Список используемой литературы                                                         31


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    «Нет сомнений, что в общественной жизни есть много недостатков,

которые связаны с самой природой вещей и от которых невозможно

совершенно освободиться, но есть много и таких, которые не только

                         возможно, но и легко устранить». Ж.Б. Сэй


Во многих развитых странах Европы и в США на всём протяжении XIX века вплоть до смены классической политической экономии маржинализмом учение Смита было основополагающим для дальнейшего развития идей и  концептуальных положений «классической школы» и главным образом тех из них, которые абсолютизировали политику экономического либерализма. В этом смысле последовательным и значительным продолжателем творческого наследия А.Смита в первой трети XIX  столетия во Франции явился Ж.Б. Сэй.

Знаменитый французский экономист родился в Лионе 5 января 1767 г. Семейство принадлежало к протестантской церкви. Отец занимался торговлей, но его коммерческие неудачи заставили сына прервать учебу.  Ж.Б. Сэй решил заняться самообразованием, особенно изучением политической экономии. Жан-Батист начинает работать в торговой конторе, затем вместе с братом уезжает в Англию, где ему удается продолжить образование и собственными глазами наблюдать промышленный переворот, расцвет предпринимательской инициативы. Знакомство с трудами А. Смита оказало решающее влияние на творческую жизнь молодого француза сложившиеся связи в литературных и журналистских кругах, Сэй становится редактором журнала, публиковавшего философские, политические и литературные статьи. Постепенно Жан-Батист превращается в руководителя кружка республиканцев, где обсуждаются произведения экономического содержания, преимущественно привозимые из Англии. Сэй становится известной фигурой не только в обществе, но и в правительственных кругах. Его назначают членом Комитета финансов (1799 г.). Жизненный путь Ж.Б. Сэя как учёного – экономиста сложился под влиянием политических событий, произошедших во Франции в конце XVIII-XIX веках, и отчасти под впечатлением от поездки в Англию. 

Наследие Ж.Б. Сэя


В 1803 г. вышел в свет знаменитый "Трактат по политической экономии». Это его основное произведение. В 1828 - 1829 годах вышла его работа «Полный курс практической политической экономии», которая стала итогом всей жизни. Долго держалось мнение, что знание политической экономии должно составлять достояние лишь небольшого круга людей, призванных к управлению государственными делами. В стране, пользующейся представительным правлением, каждый гражданин обязан изучать политическую экономию уже потому, что там каждый призван к участию в обсуждении государственных дел. Частные люди должны быть так же хорошо знакомы с принципами политической экономии, как и государственные деятели. Им следует изучать ее не только в интересах общественного блага, но и ради собственных выгод. Истинное понимание сущности ценностей и их движения доставляет и им огромные средства для того, чтобы составить себе правильный взгляд на предприятия, в которых они заинтересованы хотя бы как акционеры; оно дает им возможность предвидеть нужды этих предприятий и их результаты, изыскивать средства для их процветания, умело пользоваться своими правами, находить наиболее солидное помещение для капиталов, предвидеть исход займов и других мер, своевременно заботиться об улучшении своих земель, сохранять равновесие между затратами на предприятие и ожидаемыми от него доходами, понимать общие нужды общества, распознавать признаки его процветания или упадка и т.п. Почти все экономисты до Смита считали своим главным призванием давать советы власти.

Бонапарт заметил, что сочинения ученых призваны оправдать его начинания в необходимости соответствующих правительственных мер. Но Сэй не пожелал отречься от самого себя: превратить "Трактат" в пособие, признающее справедливой политику властелина Франции, - и отказался от участия в разработке финансовой политики. Последовало исключение его из Комитета финансов, а переиздание быстро разошедшегося "Трактата" было запрещено.

Оставив на время литературное поприще, Жан-Батист Сэй решил заняться предпринимательством. Сферой новой деятельности была избрана хлопчатобумажная промышленность.

Через восемь лет, в 1813 г., Сэй возвращается в Париж и вновь обращается к науке, к литературной работе. Управление мануфактурой заметно обогатило его экономические представления, особенно в части отношений предпринимателя с рабочими и  потребителями. В то же время на его глазах происходил упадок империи, обусловленный чрезмерным вмешательством государства в частную жизнь, несостоятельностью налоговой системы. Наступившая затем Реставрация дала Сэю возможность переиздать запрещенный Наполеоном "Трактат по политической экономии".

Поездка в Англию: по поручению правительства Сэй предпринимает поездку в Англию с целью изучения опыта организации промышленности. Результатом поездки явилась изданная в 1816 г. книга "Об Англии и англичанах». С 1815 г. Сэй читает в Париже курс лекций по политической экономии, пользующийся неизменным успехом у слушателей, а в 1817 г. в свет выходит "Катехизис политической экономии" - концентрированное изложение его лекционного курса. Занятия политической экономией профессор Сэй сочетает с исследованиями проблем нравственности, публикует свои взгляды на людей и общество. Быстрое распространение второго издания "Трактата", накопление новых сведений, преобразование экономической системы Франции стимулировали подготовку третьего, четвертого и пятого изданий (1819-1826 гг.).

Одновременно Сэй ведет активную переписку с Мальтусом, опубликовавшим в 1820 г. свои "Начала политической экономии", а также с Рикардо и Сисмонди. Во Франции возникают проекты учреждения кафедр политической экономии. В 1830 г. кафедра политической экономии была учреждена во Французском колледже, и ее возглавил Ж.-Б. Сэй. К этому времени прославленный ученый завершает работу над новым крупным сочинением - "Полным курсом политической экономии", в котором значительное место уделено практическим выводам. Нервные перегрузки, внезапная смерть жены подорвали здоровье Сэя. Он умер от удара 15 ноября 1832 г.

Учения Сэя

 

Учение Сэя о трёх факторах производства. Сэй считал, что трём факторам производства – труду, капиталу и природе (земле) соответствуют три основных дохода: труд создаёт заработную плату, капитал – процент, земля – ренту. Сумма этих трёх доходов определяет величину стоимости продукта, каждый из владельцев того или иного фактора производства получает вознаграждение или доход, созданный соответствующим фактором производства, как определённую долю стоимости продукта.  

Люди пользуются известными благами, которые природа доставляет им даром, как, например, воздухом, водой, светом солнца; но это не те блага, которые обыкновенно принято называть богатством. Это название дается только тем предметам, которые имеют собственную, им присущую ценность и которые сделались исключительной собственностью своих владельцев, как, например, земли, металлы, монеты, хлеб, ткани и вообще товары всякого рода. Если же это название дается также процентным бумагам, векселям и т.п., то это, очевидно, лишь потому, что они представляют собой обязательства, по которым владельцы их могут получить вещи, имеющие ценность сами по себе.

Богатство всегда пропорционально этой ценности: оно велико, если велика сумма составляющих его ценностей; оно мало, если мала сумма входящих в его состав ценностей.

Теория стоимости Сэя. Сэй утверждал, что “производить предметы, имеющие какую-нибудь полезность, значит, производить богатство, так как полезность предметов составляет первое основание их ценности, а ценность есть богатство” Таким образом, Сэй считал полезность основанием стоимости. Сэй также полагал, что “цена предмета есть мерило его ценности, а ценность есть мерило его полезности”; что “меновая ценность, или цена предмета, служит только верным указателем полезности, которую люди признают в предмете". Сэй определял стоимость товара “издержками производства” – капиталом, землёй и трудом. А эти издержки он определял спросом и предложением. Сэй отвергал внутреннюю присущую товарам стоимость и считал, что стоимость товара возникает в процессе приравнивания двух товаров.

Ценность каждого предмета, пока она не установлена, совершенно произвольна и неопределенна. К числу предметов, которые могут быть отдаваемы в обмен на предмет, который желают приобрести, относится монета.

Знание истинной природы богатства, как оно сейчас объяснено, знание всех трудностей, которые приходится преодолевать для его приобретения, знание того, как оно распределяется в обществе, как можно пользоваться им, а также всех последствий этих разнообразных фактов составляет науку, которую принято теперь называть политической экономией. Товар и есть деньги.

В другом месте Ж.Б.Сэй доказывает, что деньги не суть только простой знак, но что они должны иметь свою внутреннюю ценность, равную тому, что покупается на них, и выводить отсюда, что монета должна быть сделана из драгоценного металла. Есть два одинаково важных свойства, вследствие которых вообще предпочитают монету, имеющую обращение в стране, всякому другому товару. Вот эти свойства:

1. Монета как освященный обычаем и разрешенный законом посредник в обмене продуктов годится всякому, кому надо произвести обмен или купить что-нибудь для своего потребления, т. е. всем. Всякий хорошо знает, что, предлагая монету, он предлагает такой товар, который годится всем, и уверен поэтому, что он и сам может приобрести на нее посредством операции, называемой куплей, все предметы, какие ему могут понадобиться. Тогда как если бы он запасся каким-нибудь другим продуктом, то не был бы уверен, что он действительно годится владельцу того продукта, какой ему хочется приобрести. Для этого он должен совершить два обмена - сначала куплю, а затем продажу, предполагая при этом, что ценность обмениваемых продуктов совершенно одинакова.

2. Второе свойство, дающее предпочтение монете, состоит в ее способности дробиться на такие части, из которых каждая равна как раз ценности покупаемого предмета. Так что ее принимает всякий, кому надо купить, какова бы ни была ценность покупаемого предмета. Вот почему стараются обыкновенно обменять продукт, оказывающийся излишним (а такими всегда бывают продукты, остающиеся от собственного производства), именно на монету, потому что кроме приведенного сейчас мотива здесь действует еще и уверенность всякого в том, что на ценность проданного продукта можно всегда приобрести какой-нибудь другой продукт, ценность которого будет равняться только части проданного или в несколько раз превышать ценность его, и что на деньги можно по желанию покупать в несколько приемов или в разных местах предметы, какие желательно получить в обмен на продаваемые. Всякий закон, всякое правило хороши только тогда, когда они истекают из существа дела, к которому относятся. Такова, по моему мнению, и сущность денег.

Теория реализации Сэя. Сэй утверждал, что, сообщая ценность своим продуктам, производитель надеется, что его товар будет оценен и продан тем людям, которые обладают средствами для его купли. Эти средства состоят из других ценностей, из других продуктов, плодов промышленности, из их капиталов, земель.

Ценность, которую человек придает какому-нибудь предмету, имеет свое первое основание в том употреблении, какое он может из него иметь. Одни предметы служат нам пищей, другие - одеждой, третьи защищают нас от суровых влияний климата, как, например, наши дома, четвертые, как, например, украшения, обстановка этих домов, удовлетворяют вкусу, составляющему также своего рода потребность. Всегда же, несомненно, то, что если люди признают за предметом определенную ценность, то лишь в отношении его употребления: что ни на что не годится, тому и не дают никакой цены.

Эту способность известных предметов удовлетворять разным потребностям человека я позволю себе назвать полезностью (потребительной ценностью). Производить предметы, имеющие какую-нибудь полезность, значит, производить богатство, так как полезность предметов составляет первое основание их ценности, а ценность есть богатство.

Но создавать предметы нельзя: масса материалов, из которых состоит мир, не может быть ни уменьшена, ни увеличена. Все, что мы можем делать, - это воспроизводить эти материалы в той форме, в которой они становятся пригодны для нашего употребления и которой они раньше не имели, или в той форме, в которой может увеличиться их полезность. Следовательно, тут есть создание, но не материи, а полезности, и так как эта полезность сообщает предметам ценность, то является производством богатства.

Вот в каком смысле надо понимать слово производство в политической экономии, и в каком оно будет употребляться в этом сочинении. Производство не создает материи, но создает полезность. Оно не может быть измерено ни в длину, ни в объеме, ни в весе продукта, но только соответственно полезности, сообщенной предмету.  А из этого следует, полагает Сэй, что “сбыт для продуктов создаётся самим производством”.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.