Без проблем одолеем
27
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Каменская средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов
имени Героя Советского Союза В.П. Захарченко
Каменского муниципального района
И.А. Суязова
Без проблем одолеем
ЧАСТЬ В
В помощь выпускникам для подготовки к ЕГЭ
и новой форме итоговой аттестации
(теоретический материал)
Каменка 2007
Предлагаемое пособие представляет собой справочник по русскому языку, который позволит учащимся выпускных классов хорошо выполнить тестовые задания ЕГЭ (часть В) в XI классе.
Пособие предназначено для учителей русского языка, учащихся общеобразовательных учреждений и может быть использовано для самостоятельной подготовки учащихся.
Оглавление
№ п/п
|
Название
|
№ таблицы
|
Страница
|
|
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
|
1.
|
Фонетика: звуки, буквы.
|
№1
|
4
|
|
2.
|
Лексика. Характеристика русской лексики
Образно-выразительные средства языка
|
№2
|
5-9
|
|
3.
|
Морфология. Имя существительное.
|
№3
|
10
|
|
4.
|
Глагол. Совершенный и несовершенный вид. Возвратность. Переходность. Наклонение.
|
№4
|
11
|
|
5.
|
Разряды причастий. Деепричастие.
|
№5
|
12
|
|
6.
|
Разряды прилагательных
|
№6
|
13
|
|
7.
|
Разряды местоимений
|
№7
|
14
|
|
8.
|
Разряды числительных
|
№8
|
14
|
|
9.
|
Разряды наречий.
|
№9
|
15
|
|
10.
|
Слова состояния (= категория состояния)
|
№10
|
15
|
|
11.
|
Степени сравнения прилагательных, наречий, категории состояния
|
№11
|
16
|
|
12.
|
Предлоги.
|
№12
|
17
|
|
13.
|
Союзы.
|
№13
|
17
|
|
14.
|
Частицы.
|
№14
|
18
|
|
15.
|
Междометия, звукоподражательные слова
Морфемика. Формообразовательные суффиксы.
|
№15
№ 16
|
19
19
|
|
16.
|
Способы словообразования
|
№17
|
20
|
|
17
|
Синтаксис. Виды связи слов в словосочетаниях.
|
№18
|
21
|
|
18
|
Подлежащее. Способы выражения.
|
№19
|
22
|
|
19
|
Сказуемое. Виды сказуемых, способы выражения.
|
№20
|
23-24
|
|
20.
|
Определение. Виды определений. Приложение. Дополнение
|
№21
|
25
|
|
21.
|
Обстоятельство. Виды обстоятельств
|
№22
|
25
|
|
22.
|
Односоставные предложения.
|
№23
|
26-27
|
|
23.
|
Виды предложений. Простые предложения
|
№24
|
28
|
|
24.
|
Виды придаточных предложений
|
№ 25
|
28
|
|
25.
|
Виды обстоятельственных придаточных предложений.
|
№26
|
29
|
|
26.
|
Союзы и союзные слова.
|
№27
|
30
|
|
27.
|
Виды подчинения придаточных предложений
|
№28
|
31
|
|
28.
|
Разграничение союзов и союзных слов
|
№29
|
31
|
|
|
Таблица № 1
(Фонетика)
Звуки
Гласные
|
Согласные
|
|
Ударные
|
Безударные
|
глухие или звонкие
|
мягкие или твердые
|
|
10 букв: а о у ы э
я ё ю и е
|
Всегда звонкие: [р], [л], [м], [н], [й]
|
|
6 звуков: [а], [о], [у], [ы], [э], [и]
|
Всегда глухие: [ц], [ч], [щ], [х]
|
|
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:
|
Всегда мягкие: [й,], [ч,], [щ,]
|
|
1) в начале слова: яма [й , а]
2) после гласной: маяк [й , а]
3) после ь и ъ: вьюга [й , у]
В остальных случаях эти буквы смягчают предшествующий согласный: мяч [м, а ч,]
Внимание:
1) Буквы Ь и Ъ отдельных звуков не обозначают. В некоторых словах могут встречаться так называемые «непроизносимые» согласные: солнце, местность
2) В других словах, наоборот, могут произноситься звуки, которые не имеют буквенного обозначения: бульон, соловьи
|
Всегда твердые: [ц], [ж], [ш]
ОБРАЗЕЦ ФОНЕТИЧЕСКОГО
РАЗБОРА:
РЕКА - 2 слога
Р [р,] - согласный, звонкий, мягкий, непарный;
Е [и] - гласный, безударный;
К [к]- согласный, глухой, твердый, парный;
А [а] - гласный, ударный
4 б., 4 зв.
|
|
|
Таблица № 2
Характеристика русской лексики
Слова с точки зрения количества значений
|
|
|
однозначные
метеорит, парабола, разогнуть, ртуть, сумбурный, экватор
|
многозначные
стол, рука, разрешить, хлеб, цирк, учить первозданный,
|
|
|
прямое значение
первичное значение; предмет называется словом непосредственно, прямо: письменный стол, чистая аудитория, вкусное яблоко, костер горит
|
переносное значение
вторичное значение, возникшее на основе прямого; предмет называется словом опосредованно
|
|
|
По сходству - метафора: глазное яблоко, лампочка горит, хвост поезда
|
По смежности -
метонимия:
внимательная
аудитория, праздничный стол, съел три тарелки, читаю Есенина
|
Часть называется
по целому или целое по его части - синекдоха: Студент нынче не тот пошёл. Москва французу отдана.
|
|
|
Лексика с точки зрения происхождения
|
|
|
Исконно русская
мать, видеть, дерево, вдруг, ласковый, бойкий, вчера
|
Заимствованная
квартира, барабан, фрукт, суффикс, кекс, грамматика
|
|
|
Лексика с точки зрения употребления
|
|
|
Общеупотребительная
слова, использование которых свободно, ничем не ограничено: наблюдать, история, знать веселый, всерьез, лес, дом
|
Ограниченная в употреблении
|
|
|
людьми, живущими в определённой местности (чаще сельской) - диалектизмы: курень, кочет, гутарить, инда (=даже)
|
социальными группами лиц -жаргонизмы:
предки (=родители), прошвырнуться, ящик (=телевизор)
|
Людьми определённых профессий - профессионализмы:
пленэр, кегль, плеоназм, коррозия
|
|
|
Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса
лексика активного запаса -
повседневно используемые слова, значение которых понятно всем говорящим на русском языке
|
лексика пассивного запаса -
слова, которые либо устарели, либо в силу своей новизны еще не стали достаточно известными; не всегда понятны носителям языка
|
|
|
устаревшая лексика
|
новая лексика (неологизмы)
|
|
историзмы
вышли из употребления, как обозначаемые ими предметы и явления: камзол, боярин, рекрут
|
Архаизмы
заменились более современными
синонимами:
длань=ладонь
очи=глаза
|
Общеязыковые появились для обозначения новых понятий:
лунит, СМИ, диск (компьютерный)
|
Индивидуальные (авторские:
Глаза звездились
(К.Федин)
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|