рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыАлександр III: опыт и исторические характеристики

Александр III: опыт и исторические характеристики

30

Федеральное агентство по образованию

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

Кафедра истории России

АЛЕКСАНДР III. ОПЫТ ИСТОРИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студентки 141 группы Института истории и международных отношений

Бочкаревой Олеси Александровны

Научный руководитель:

доцент, канд. ист. Наук М. В. Зайцев

САРАТОВ 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Детство и юность Александра Александровича

Глава 2. Александр Александрович в роли цесаревича

§ 1. Характеристика Александра Александровича

§ 2. Образование Александра Александровича и начало общения с

К. П. Победоносцевым

§ 3. Семейные взаимоотношения Александра Александровича

§ 4. Влияние войны на Александра Александровича

Глава 3. Политика Александра III в годы правления (1881-1894

Заключение

Список использованных источников и исследований

ВВЕДЕНИЕ

В условиях абсолютной монархии личность императора играла чрезвычайно важную роль во всех аспектах политики государства. Веками сложившийся менталитет российского народа и как его особенность, “вера в доброго царя” остаются в умах россиян и лишь меняют свою форму, переходя из десятилетия в десятилетие. Это доказывает почитание Ленина, культ личности Сталина и широкая популярность Путина. И сегодня, после недавней смены главы государства, особенно важно проследить завершение эпохи либеральных реформ, связанную со сменой правителей на российском престоле. Ведущую роль при этом играли личные качества, неизменный опыт и взгляды Александра III на политику предшественника, то есть его отца Александра II, которые в корни отличались от взглядов и манере правления последнего. Необходимо проследить, чем это было вызвано. В этом и заключается актуальность данной темы.

Я ознакомилась со многими источниками, относящимся к этой теме. Первый источник - дневник государственного секретаря А. А. Половцова Дневник государственного секретаря. Половцова А. А. Т. I, 1883-1886. М., 1966; Т. II, 1887-1892. М., 1966., который велся им без малого пол столетия, с конца 50-х годов XIX века до его смерти в 1908 году. Особое значение эти мемуары имеют за 80-е - начало 90-х годов, когда Половцов являлся государственным секретарем и фактически управлял всеми делами в Государственном совете. Именно за этот период его дневник был наиболее полным и обстоятельным. Вращаясь в высших правительственных сферах, Половцов, будучи человеком умным и наблюдательным, сообщает много интересных фактов, характеризующих политику правительства, описывает подробно быт и нравы великосветской среды и царской фамилии. В силу особого положения, которое занимал Половцов в Государственном совете, нередко подменяя собой его председателя, он непосредственно общается с царем, ведет с ним разговоры, главным образом по существу рассматриваемых в Совете дел.

Без преувеличения можно сказать, что рассматриваемый дневник является хорошим, добротным комментарием к внутренней политике правительства и изучение ее без этого дневника было бы затруднительно. Однако Половцов рассматривает описываемые им события сквозь призму сановного бюрократа и к тому же записи его в той или иной степени носят апологетический характер. Но при всем этом с точки зрения фактических данных дневник весьма точен.

Второй источник имеет большое значение для исследуемой темы - это воспоминания Е. М. Феоктистова Феоктистов Е. М. За кулисами политики и литературы. М., 1991. , изданные в 1929 году Ю. Г. Оксманом. Феоктистов был начальником главного управления по делам печати, а в прошлом редактор «Журнала Министерства народного просвещения». Человек большого и яркого ума, Феоктистов проделал за свою жизнь сложный путь от ученика Т. Н. Грановского и друга И. С. Тургенева до подручного гр. Д. А. Толстого. Занимая, в последние годы жизни, пост руководителя цензурного ведомства и расправляясь без жалости с русской литературой, главным образом с периодической печатью. Эти воспоминания охватывают собой пол столетия, представляя большую ценность. И здесь, несмотря на полную преданность самодержавию, Феоктистов чрезвычайно ярко, верно и тонко характеризует сильных мира сего, не щадя даже самого императора.

Для характеристики отдельных государственных деятелей - Победоносцева, Манасеина, Муравьева, а также деятельности высших судебных органов, в частности Особого присутствия Правительствующего Сената, имеют большое значение интересные воспоминания А. Ф. Кони «Триумвиры» Кони А. Ф. Собр. соч. Т. 2. М., 1966. . В этих воспоминаниях, писанных автором в начале ХХ в., с присущей Кони яркостью и талантом, характеризуется состояние высших судебных органов, показывается, как на протяжении 80-х годов происходит постепенный процесс нравственного растления ряда крупных судебных деятелей - сенаторов, что особенно обнаружилось в работе Особого присутствия Сената, в частности в процессе 1 марта 1887 г.

Четвертым источником необходимо назвать также воспоминания кн. В. П. Мещерского Мещерский В. П. Мои воспоминания. Т. I-III. СПб., 1897-1912., освещающего изучаемый нами период, но они требуют к себе сверхкритического отношения. По ним можно смело сказать, что Мещерский, на самом-то деле, не так уж восхищался политикой Александра III и им самим. Он просто был хорошим актером и лицемером, готовый пойти на любые подлости, лишь бы получить «место под солнцем». Изучая его воспоминания, мы можем понять насколько Александр III был неразборчив и держал в своем окружении людей, для которых искренность и честность являются пороками.

Последним источником, имеющим наиболее важное значение для нашей темы, имеет переписка Победоносцева К. П. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записи. Т. I. Пг., 1925. . Письма эти, особенно к императору, имеют огромное значение для понимания закулисной стороны правительственной политики, а также роли Победоносцева - его влияния на Александра III. Несмотря на недостаточно научную публикацию этих писем, полное отсутствие каких-либо комментариев и примечаний, издание не имеет, бесспорно, большое значение.

Из исследований мною было изучено П. А. Зайочниковский Зайончковский П. А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М., 1970.

Российское самодержавие в конце XIX столетия и подробно рассмотрена первая глава: «Александр III и его ближайшее окружение». В ней он подробно описывает жизненный период с рождения Александра III до его становления на престол, а также подробно описывается его ближайшее окружение, к которым относятся обер-прокурор Константин Петрович Победоносцев, министр внутренних дел Д. А. Толстой, редактор «Московских ведомостей» Михаил Никифорович Катков, князь Владимир Петрович Мещерский, его братья и некоторые другие.

Начинается исследование конечно с описания детства. Благодаря Зайочниковскому мы смогли понять в какой атмосфере воспитывался маленький Александр, чем он занимался, как учился, чем интересовался, в каких отношениях находился с братьями (в особенности со старшим братом Николаем), где и кем воспитывался, каких успехов достиг и т. д.

Информация о процветании, точнее не процветании в данном случае, ученической деятельности сопровождается постоянными цитатами отчетов учителей в государственном архиве. Да и вообще все исследование содержит большое количество цитат.

Далее идет описание жизни Александра III со времени получения им статуса цесаревича. Формирование семейных отношений, брак с Марией Федоровной, мнение критиков об этой женщине, причем далеко не самое лучшее. Поочередное рождение детей и бесконечная радость Александра Александровича по этому поводу.

Описываются характер отношений с отцом. Показывается, как Александр II пренебрегал сыном, как такое отношение повлияло на дальнейшее формирование политики Александра III.

Зайочниковский очень ярко показывает проблему взаимоотношений отца и сына. Подробно и последовательно фиксируются цитаты с описанием в дневнике Александра III его негодование по отношению к политике отца. Выражены яркие антагонистические моменты взаимоотношений отца и сына, разное направление мыслей, целей, видений политических взглядов и концепций развития страны.

Также на формирование направления его политического курса оказал огромное влияние Победоносцев К. П., который являлся учителем цесаревича, а при вступлении на престол Александра III стал его личным секретарем и доверенным лицом в обсуждении и принятии политических решений, Константин Петрович был очень умным и тактичным человеком, тонким психологом, который мог повлиять на умозаключения Александра III так, что решения государь принимал, согласно мыслей Победоносцева, но считал, что это его принятие решений.

Также немаловажную роль в жизни Александра III сыграл гр. Д.А. Толстой, который являлся министром внутренних дел.

Михаил Никифорович Катков также играл немаловажную роль в жизни Александра III, оказывая влияние на него через статьи в журнале «Московские ведомости», в которых он высказывал свои политические идеи, иногда критикуя политический курс того времени , тем самым давая совет государю, меняя ход его мыслей.

Следующее мной рассмотренное исследование - это статья Чернухи В.Г. Чернуха В. Г. Александр III // Вопросы истории. 1992. № 11. С.46-63. «Александр III», напечатанная в журнале «Вопросы истории». Здесь также как и в предыдущем исследовании с потрясающе точностью и последовательностью изложена информация о жизни Александра III. Казалось бы статья небольшая, но имеет огромный смысловой объем, где четко прослеживается характеристика государя, проблемы формирования его личности на протяжении всей его жизни. Особым интересным фактом, который я не встретила в исследованиях других авторов, мне показалось описание внешности Александра III.

Автор следующего исследования - это автор статьи «Александр III» в журнале «Былое» Фирсов Н.Н Фирсов Н. Н. Александр III // Былое 1925. № 1. С. 85-108.

. Его статья интересна тем, что в ней очень точно, кратко и объективно описывается жизнь государя со времени вступления его на престол. Прослеживается описание его взаимоотношений в семье, с отцом, его вероисповедание, уровень воспитания и образования, отношение к войне, его увлечения и взаимоотношения с ближайшим окружением. Благодаря Фирсову Н.Н я ответила на волновавший меня вопрос: с чем связана миротворческая политика Александра III, причина повышения платы за обучение в университете. На оба эти вопроса я нашла ответ в этой статье, а также почерпнула интересную для себя информацию о временах правления Александра III.

И последнее исследование, которое мне довелось изучить, называется «Российские самодержцы» Российские самодержцы. М., 1993. С. 216-305.

. В нем очень подробно описывается жизнь Александра III со времени вступления на престол присутствует краткий очерк его пребывание в роли наследника престола. Благодаря этому исследованию можно почерпнуть много интересных, тайных фактов, отражающих его сущность. Даже похороны императора, и те описаны красочно и подробно.

Цель моей курсовой заключается в том, чтобы изучая жизнь Александра III, проследить, как формировался его политический курс. Для этого нужно охарактеризовать атмосферу, в которой он воспитывался, показать, кто оказывал влияние на формирование его мировоззрения. Здесь особо следует остановиться на роли Константина Петровича Победоносцева, как воспитателя и духовного наставника цесаревича. Кроме этого, надо остановиться на вопросе, как складывались отношения с отцом - Александром II, и как отчуждение между отцом и сыном повлияло на политику Александра III после прихода его к власти. Также проследить какое влияние на его политику оказала его жена, Мария Федоровна. Следует обратить внимание на консерватизм убеждений царя, на его национализм и религиозность, и на их влияние на внутреннюю политику. А изучая страхи, которые постоянно преследовали Александра III на протяжении всей его жизни, можно понять почему он вел такую миротворческую внешнюю политику. Таким образом, подробное изучение привычек, интересов, черт характера, формировавшиеся в промежутке от рождения до вступления на престол, влияние ближайшего окружения, отдельные жизненные переживания и опыт, накопленный годами, рисуют полную картину личности Александра III и тем самым дают понять, почему политика его была именно таковой.

Глава 1. Детство и юность Александра Александровича.

Александр Александрович родился в 1845 году. Будущий российский император рос в многодетной семье. Только сыновей у Александра II было шестеро: между Николаем, Александром, Владимиром и Алексеем была разница в возрасте в 1,5-2 года, несколько позднее родился Сергей и Павел. Второй из братьев, названный в честь отца, родился в феврале 1845 года и был третьим ребенком в семье наследника престола (первым была девочка Александра). В этой семье не было острой проблемы с наследником. Принцип преемственности власти по старшинству предназначал царствование старшему брату, Николаю (он родился в 1843г.), и внимание родителей сосредоточилось, прежде всего, на нем. В раннем детстве детей было сходным: все они были на попечении нянюшек- англичанок и кадровых военных.

Двух старших братьев, Николая и Александра, одновременно начали учить грамоте и военному делу. Наставница, В. Н. Стрипицына, дала им первые уроки чтения и письма, арифметики и священной истории, а военные воспитатели, руководимые генерал-майором Н. В. Зиновьевым и полковником Г. Ф. Гоголем, - фронту, маршировке, ружейным приемам, смене караула. Чернуха В. Г. Указ соч. С. 47.

Судя по отзывам его воспитателей, а также личным дневникам, будущий российский император не отличался широтой интересов, впрочем, как и другие его братья. Тупость, упрямство и в то же время усидчивость и трудолюбие - таковы качества, которые обнаруживались у него еще в раннем детстве.

Наряду с шалостями, иногда непослушанием, а также другими детскими пороками в отзывах воспитателей фиксируется старание, как одно из главных качеств великого князя. В донесениях воспитателей Зиновьева и Гогеля за июль 1855 года сообщается о том, что великий князь по чистописанию учился “очень серьезно и старательно”. Цит. по: Зайончковский П. А. Указ. соч. С. 35. Уже в пятилетнем возрасте отличают обнаруживаемое старание маленького Александра к фронтовым занятиям. Так, за сентябрь 1850 года 5 раз сообщается, что великий князь Александр Александрович маршировал старательно и прилежно. Цит. по: Зайончковский П. А. Указ. соч. С. 36.

Успех же в науках был достигнут небольшой. Абсолютной грамотностью в родном языке он так и не овладел, делая порой не столь уж несущественные ошибки. Например, слово “энергия” писал через “и”. Зайончковский П. А. Указ. соч. С.35-36

Александр был прост, ему нравились занимательное чтение и военное дело. не отличался широтой интересов. Это был мальчик не любивший учиться и предпочитающий поиграть. Для игр к великим князьям допускали детей придворных, и они играли в лошадки, охоту, войну, для чего использовалась игрушечная крепость, специально построенная в Царском Селе.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.