рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыАлександр Ярославович Невский – новгородский, великий киевский и великий владимирский князь

Выудив из воды орденское командование, тут же, на льду Чудского озера, князь Новгородский должен был потребовать у рыцарей… немедленного заключения мирного договора.

Это предположение основано на тонком умении Невского разбираться в психологии людей, и он, без сомнения, так и поступил -- рыцарское «железо надо было ковать», не отходя от воды, пока орденцы не опомнились от ледяной купели! И договор, обеспечивший стабильность северо-западных границ Руси на последующие триста лет, был заключен именно на Чудском озере, а все последующие события (торжественная доставка в Новгород пленных, приезд рыцарского посольства и т. д.) были всего лишь спектаклем, который новгородцы и немцы разыгрывали для... всей остальной Европы!

Если бы в Европе узнали, что грозный Ливонский орден попался в примитивную ловушку - «волчью яму», Ордену пришел бы конец! Над ним смеялась бы вся Европа, а это по тем временам было страшнее для рыцарства, чем плен или даже гибель в бою: честь рыцаря не допускала над собой смеха!

В начале ХХI века люди смеются над словами «честь, достоинство, патриотизм», но в веке ХI они были не пустым звуком для русских, немцев, шведов и даже татаро- монголов…

Русские и немецкие (орденские) летописи скрыли правду о Ледовом побоище. Еще на Чудском озере русские воины могли поцеловать крест «на молчание» о происшедшем. И произошло невероятное - тысячи самых разных по характеру людей знали государственную тайну и молчали до самой смерти ради будущего своей страны! Это был первый случай в мировой истории, когда победители умолчали о своей победе, что несоизмеримо труднее, чем молчать о своем поражении!

Потом «победители» с триумфом вернулись на Русь, гордо рассказывая то, что предложил говорить им Великий Князь Новгородский: семь верст шла (тысячетонная) «свинья» по (апрельскому) льду, но зажали ее и с Божьей помощью одолели Полемика: [об Александре Невском, 1220-1263: Ст.] // Родина. -2002. -№3. -с.37. Привезли русичи и своих погибших, чтобы похоронить их в родной земле. Это были Домаш Твердиславич и воины его «сторожи», чья гибель стала основой не имеющей аналогов в истории победы!

Ливонские (орденские) летописи также сообщают о Ледовом побоище много интересного: армия оказалась в кольце, на каждого рыцаря набросились 60 русских («озверевших и с ножами в зубах» будут добавлять позднее в подобных случаях «просвещенные» европейцы), «братья-орденцы достаточно упорно оборонялись, но их там одолели» Полемика: [об Александре Невском, 1220-1263: Ст.] // Родина. -2002. -№3. -с.37... - Орден тоже молчал, ибо боялся «потерять лицо»!

Молчала и убежавшая «чудь» (эстонцы) - хвастать было нечем, ибо, разбежавшись по домам, им довольно долго пришлось есть стоя и спать на животе, потому что князь Новгородский не был жесток к уже побежденному врагу (историки это отмечают) и вполне мог отдать приказ типа «изранить как можно больше беглецов в (известную часть тела) вместо порки! Но эстонцы кое-что о Ледовом побоище все-таки сохранили в народной памяти. Не случайно они называют русских «куратами» (черти) -- только черти могли за несколько минут утащить на дно Чудского озера могучую рыцарскую армию!

В 1256 г. состоялся поход в Емьскую землю, попавшую под власть шведов. В Копорье митрополит Кирилл благословил отряды, выступавшие в дальний путь, но даже в Новгороде не знали, куда они направляются. Проделав тяжелый переход, русское войско внезапно появилось в Финляндии и заняло целый регион. В этих и других боевых делах Александр проявил себя как расчетливый и смелый предводитель, владевший искусством войны.

Глава 3. Политика князя Александра Невского в отношениях с монголо-татарами

С годами все более грозную опасность для Русь приобретали действия ханов Золотой Орды. Ордынцы, как и во времена Батыева похода, располагали силами, по численности во много раз превосходившими местные русские ополчения. Они с успехом осаждали крепости и господствовали в полевом бою, отработав тактику стремительного наступления, окружения противника, заманивания его ложным бегством. Захватчики разоряли и грабил не только города, но и целые области. Они периодически намеренно уничтожали население, угоняли в плен заложников и мирных жителей. Характерно, что, проводя массовые репрессии, ордынцы не заключали никаких договоров с побежденными, не давая никаких гарантий, что новых нападений не будет.

По определению А. Н. Насонова, татарская политика на Руси «выражалась не в стремлении создать единое государство из политически раздробленного общества, а в стремлении всячески препятствовать консолидации, поддерживать взаимную рознь отдельных политических групп и княжеств» Кирпичников А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком [1220-1263] // Вопр. Истории. -1996. -№11/12. -с.116. Завоеватели ввели в практику раздачу ярлыков на княжение. В ставку татаро-монгольских ханов потянулись владетели русских земель для получения унизительной санкции на власть. Неугодные князья уничтожались, подобно тому, как в 1246 г. погиб великий князь Ярослав Всеволодович. Эта расправа была зловещим предзнаменованием для его сына Александра.

Историки иногда ставят Александру Невскому в вину его «протатарское» поведение а 1257-1259 годах. Однако в сложившейся тогда обстановке был единственный выбор: или вынужденное согласие на дань, или военный разгром Северной Руси, на этот раз - включая Новгород и Псков. Пришлось выбирать наименьшее зло. Дать отпор беспощадному врагу военными средствами Русь не могла. Разрозненные очаги сопротивления на севере и юго-западе страны не изменяли обстановки. Брат Александра Андрей в соперничестве за велико-княжеский владимирский стол навлек поход ордынского царевича Неврюя. Восстановленные было города Владимир и Переяславль-Залесский подверглись новому погрому.

Смерть отца, действия брата, всесилие Орды вынудили Александра приспособиться к трудным обстоятельствам. Чтобы уцелеть и избежать карательных мер, он пять раз ездил на поклон к монгольским ханам в Сарай и Каракорум. Ему пожаловали ярлыки сначала на великое княжение в Киеве и Русской земле (имеются в виду южные районы с городами Киевом, Переяславлем Русским и Черниговом), а затем в во Владимиро-Суздальской, Новгородско-Псковской и Полоцко-Витебской землях. Своей столицей Александр избрал Владимир, несмотря на то, что этот город был более уязвим для набегов ордынцев, чем, например, Новгород и Псков. Северо-Восточная Русь еще в ХII в. стала выдвигаться в качестве объединяющего общерусского ядра. «На владимирских князей в первые годы ига продолжали смотреть как на защитников не только земель Ростово-Суздальской, Новгородской и Смоленской, и земель киевского юга» Кирпичников А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком [1220-1263] // Вопр. Истории. -1996. -№11/12. -с.116. Правда, к середине ХIII в. Владимиро-Суздальское княжество было основательно разорено и обескровлено, чем и воспользовались ордынцы, но уже не в военных целях.

В 1257 г. Александр Ярославич узнал о поголовной податной переписи населения Руси. Он не смог приостановить исчисление новгородцев, более того, в 1258 г. усмирил волнения горожан, поднявшихся против ожидаемых поборов. С 1259 г. устанавливается регулярный сбор дани баскаками. Признание такой повинности далось, нелегко, но приходилось смириться перед военной угрозой. Печальный урок Неврюевой рати был еще свеж в памяти. Во Владимире и Новгороде также знали, что поначалу успешно боровшийся с ордынцами Даниил Галицкий в конце концов им подчинился и выполнил требование снести укрепления своих городов. Ценой признания дани Александр Ярославич спас от неминуемого разгрома Новгородскую землю, ослабил давление на Северо-Восточную Русь. Баскаки, следившие за выплатой поборов, расположились в крупных городах, но в Новгороде и Пскове обошлось без них. Такую уступку ордынцев русским, скорее всего, можно поставить в заслугу великому князю.

Будучи правителем Северной Руси, Александр напряженно искал выхода из создавшегося положения. Организовать оборонительную войну одновременно на «два фронта» против Запада и Золотой Орды не было сил. Александр Невский в этих условиях проявил мудрость воина на троне и стратега. В 1254 г. он заключил мирный договор с Норвегией, а в 1253 г., после набега немцев на Псков, с ними был заключен мир, подтверждавший соглашение 1242 года. Далее, в 1262 г. был подписан договор с Литвой и договор о мире и торговле с Ливонским Орденом, Любеком и Готландом. Едва ли не впервые в средневековой Европе Александр

Ярославич выдвинул идею нерушимости границ-«жити не преступающе в чужую часть» Кирпичников А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком [1220-1263] // Вопр. Истории. -1996. -№11/12. -с.117.

Смысл этой формулы своеобразно раскрыт в Молении Даниила Заточника, которое, как полагают, было посвящено Ярославу Всеволодовичу и, естественно, было известно его сыну. В Молении рисуется образ идеального, мудрого, доброго, справедливого и в то же время храброго и грозного множеством воинов князя, защитника своей земли. При этом автор Моления восклицал: «Не дай же, Господи, в полон земли нашей языком, не знающим Бога» Там же, с.117.

Сколь гибкую внутреннюю и внешнюю политику ни проводил Александр Ярославич, но в вопросах веры и относительно предложений папской курии об антиордынском союзе он выступал с твердых позиций. В 1248 г. папа Иннокентий IV призвал князя «дабы ты матерь римскую церковь признал и папе повиновался, чтобы вкусить тебе от неувядаемых плодов вечного блаженства». Направленная по этому поводу Александра грамота содержала просьбу известить братьев Тевтонского Ордена в Ливонии, если татарское войско двинется на христиан, чтобы в таком случае «мы смогли безотлагательно поразмыслить, каким образом с помощью Божией сим татаром мужественно сопротивление оказать» Там же, с.117. Князь отверг папское послание - «от вас учения не принимаем» Там же, с.117. В этом поступке сказалась не только верность «вере отцов», но и понимание сущности обещаний папы оказать некую неопределенную помощь в борьбе с Ордой. Бесполезность и даже опасность союза с католическим миром подтвердили события в Галицко-Волынской Руси. Папский престол, на словах поддержавший князя Даниила Романовича Галицкого, в момент появления в его земле большого татарского войска Бурундая никакой помощи князю не оказал.

Александр заручился поддержкой не римской, а православной церкви, чем укрепил свой авторитет. В 1250 г. оп пригласил митрополита Кирилла из Киева во Владимир. Митрополит стал его верным помощником и наставником.

Полагают, что во второй половине жизни Александр Ярославич сделал восточный выбор, чтобы заручится поддержкой орды и предотвратить наезды монгольской конницы. Думается, такой подход слишком односторонний. Политика великого князя на самом деле была евроазиатской и заключалась в балансировании между силами Запада и Востока. На Западе приходилось выступать с оружием в руках и - в благоприятный момент - с предложениями «мягкого мира» и союза, не поступаясь, однако, вопросами веры; на Востоке - действовать методами переговоров, просьб, платежами дани и, нередко, проявлять смирение.

В 1262 г. на Северо-Востоке произошло событие, которое нарушило сложившийся баланс во взаимоотношениях Руси с Ордой. Это событие совершенно не соответствует представлениям об Александре Невском как безоговорочно покорном ордынском «мирнике». В тот год горожане северо-восточных городов выступили против ордынцев - откупщиков дани. Последние были присланы императором Монгольской империи Хубилаем. а не золотоордынским Берке-ханом. Против поборов поднялись горожане, и «избави Бог от лютого томленья бесурменьского люди Ростовьския земли: вложи ярость в сердце крестьяном, не терпяща

насилия поганых, изволища вечь, и выгнаша из городов, из Ростова, из Суждаля, из Ярославля, окупахуть бо ти окаяньнии бесурмене дани, и от того велику пагубу людем творяхуть… и многы души крестьяньския роздно ведоша... егда же люди на врагы своя двигашася на бесурмены, изгнаша, иных избиша» Кирпичников А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком [1220-1263] // Вопр. Истории. -1996. -№11/12. -с.117. Одна из северных летописей перечисляет тех, против кого было направлено восстание; ими оказались татарские чиновники: «мурзы, поборщики, баскаки и ясашники» Кирпичников А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком [1220-1263] // Вопр. Истории. -1996. -№11/12. -с.118.

Обращает на себя внимание неслучайная согласованность одновременного выступления горожан. Кто же был его инициатором? Текст Устюжского летописного свода содержит прямое указание на некую грамоту, призвавшую жителей к восстанию: «И приде на Устюг грамота от великаго князя Александра Ярославича, что татар бити» Там же, с.118. Сохранившиеся в названном своде известия, особенно местного происхождения, содержат, по оценке К. Н. Сербиной «ценные, нигде больше не читавшиеся сведения» Там же, с.118. Достоверность упоминания о грамоте подтверждается рядом конкретных деталей сопутствующего рассказа: назван ясашник Буга, отмечено вече горожан. Приведенное летописное известие раскрывает важное обстоятельство: руководителем антитатарского движения в Устюге и, очевидно, в других городах Северо-Восточной Руси был сам великий князь. Он рассчитал (как установил Насонов), что невыполненный в 1262 г. приказ Монгольской империи о сборе дани в некоторых городах не вызовет карательных акций со стороны Золотой Орды, укреплявшей в то время свою независимость от метрополии Там же, с.118. Таким образом, момент выступления против грабительской политики монголов был выбран точно. То было фактически первым успешным выступлением против чужеземного ига

Тогда в волжской Орде происходило важное преобразование. Хан Берке принял ислам, который быстро распространился в его народ, тем легче, что и прежде в полчищах монголов большинство народов, им покоренных и за них воевавших, исповедывало ислам. В тоже время кочевая жизнь мало-помалу начала сменяться оседлою. На Волге строился Кипчак, обширный город, который хан украшал всем великолепием, какое только возможно было при его могуществе. Хан Берке оказался более милостив к русским, чем можно было даже ожидать. Он не только простил русским избиение басурманов, (которых погибель, как народа подвластного, не могла раздражать его в той мере, в какой подействовало бы на него избиение ханских чиновников), но по просьбе Александра освободил русских от обязанности идти на войну. Александр, однако, прожил тогда в Орде всю зиму и лето и это заставляет предполагать, что не сразу удалось ему приобрести такую милость для своих соотечественников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменательные подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным историческим лицом в нашей древней истории - от Мономаха до Донского. Знаком этой памяти и славы служит особое сказание о подвигах Александровых, дошедшее до нас вместе с летописями, написанное современником и, как видно, человеком близким к князю. Великий князь Александр Ярославович, говорит автор сказания, побеждал везде, а сам не был нигде побежден; приходил в Новгород от западных стран знаменитый рыцарь, видел Александра и, возвратясь в свою землю, рассказывал: "Прошел я много стран и народов, но нигде не видал такого ни в царях царя, ни в князьях князя"; такой же отзыв сделал об нем и хан Чарушников В. Кто же такой Александр Невский? // Москва. -2003. -№5. -с.193.

Возвращаясь от Хана Берке, по Волге больным, Александр остановился в Нижнем Новгороде, через силу продолжал путь дальше, но приехав в Городец окончательно слег, и приняв схиму скончался 14 ноября 1263 года.

Тело его было встречено народом близ Боголюбова и похоронено во Владимире в церкви Рождества Богородицы. (в XVIII веке государь Петр I вздумал перенести сии останки бессмертного князя на берега Невы, как бы посвящая ему новую свою столицу и желая тем самым утвердить ее знаменитое бытие). Говорят, что митрополит Кирилл, услышав во Владимире о смерти Александра, громко сказал: «Зашло солнце земли русской». Говорят, что тогда случилось чудо, достойное памяти. Когда святое тело Александра было положено в гроб, эконом Севастьян и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить в нее духовную грамоту. Он же сам, как живой, протянул руку и взял грамоту из рук митрополита Чарушников В. Кто же такой Александр Невский? // Москва. -2003. -№5. -с.192. Духовенство больше всего уважало и ценило этого князя. Его угодливость хану, умение ладить с ним, твердое намерение держать Русь в повиновении завоевателям и тем самым отклонять от русского народа бедствия и разорения, которые постигали бы его при всякой попытке к освобождению и независимости. Все это вполне согласовывалось с учением, всегда проповедуемым православными пастырями: считать целью нашей жизни загробный мир, безропотно терпеть всякие несправедливости и угнетения, покоряться всякой власти, хотя бы иноземной и поневоле признаваемой.

Оценивая деятельность Александра Невского, полную борьбы, смелости, риска и компромиссов, следует признать, что вряд ли другой человек на его месте в той катастрофической обстановке мог бы сделать большее. В этом отношении Руси повезло с одним из ее правителей, действовавшим в период, когда под вопрос было поставлено само выживание народа. Летописец имел право представить великого князя на фоне персонажей мировой истории. «Глас его акы труба в народе, и лице его акы лице Есифа, иже поставил его Егупетьский цесарь втораго цесаря в Егупте; сила бе его часть от силы Самсоня; дал бе ему Бог премудрость Соломоню, и храбрьство же акы цесаря Римьскаго Еуспасьяна, иже бе пленил всю Подъиюдейскую землю... Також и сий князь Олександр бе побежая, а не победим» Кирпичников А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком [1220-1263] // Вопр. Истории. -1996. -№11/12. -с.118. Александр Ярославич не смог уберечь Северную Русь от ордынской зависимости, но своими действиями наметил трудные пути грядущего освобождения страны и превращения ее в могуществе государство.

Список литературы

1.Кирпичников А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком [1220-1263] // Вопр. Истории. -1996. -№11/12. -с.115-118

2.Кошелева В. Запад против Александра Невского: 750 лет спустя // Юность. -1998. -№3. -с.50-51

3.Полемика: [об Александре Невском, 1220-1263: Ст.] // Родина. -2002. -№3. -с.35-37

4.Чарушников В. Кто же такой Александр Невский? // Москва. -2003. -№5. -с.189-197

5.Борисов Н.С. Русские полководцы ХIII - ХVI веков: Кн. Для учащихся ст.классов.-М.:Просвещение,1993.

6.Гумилев Л.Н. От Руси до России/ Л.Н.Гумилев.- Спб: Юна,1992.-247с

7.Дегтярев А.Я. Заступник Отечества/ А.Я.Дегтярев. - Л.: Худож. Лит.,1990.-365с

8.Пашуто В.Т. Александр Невский/ В.Т. Пашуто М.: «Молодая гвардия»., 1974.-659с.

9.Шаскольский И.П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в ХII - ХIII вв./ Под ред. А.Г. Манькова.- Л.:Наука, 1978.-398с.

10.Хрестоматия по древнерусской литературе: Житие Александра Невского/ Сост. М.Е. Федорова, Т.А. Сумникова. - М.:Высш.шк.,1985.-490с.

11.История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 Т., Т2.,-М; Наука 1966.-671с.

12.Аветисян С.А. История отечества в лицах/ С.А. Аветисян.-М.: Росс. нац. Библиотека, 1993.-320с.

13.Соловьев С.М. История России с древнейших времен : Т.3-М,: 1988.,с.146-155.

14.Шахматов А.А. Обозрение русских летописных сводов ХIV - ХVI вв./Отв.ред. А.С.Орлов и Б.Д. Греков.-М.; Л.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1978.-637с.

15.Насонов А.Н. История русского летописания ХI - начала ХVIII вв.:Очерки и исслед./ Отв.ред. Б.А.Рыбаков.-М.:Наука,1969.367с.

16.Карамзин Н.М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского»/ Сост. и вступ. ст. Г.П. Макогоненко; Коммент. Г.П.Макогоненко и М.В. Иванова.-М.: Правда, 1988.543с.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.