рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыАнализ эволюции политико-религиозных отношений в Турции

(2) Попытки разорвать традиционное мусульманское понимание о государстве обречены на провал; тем не менее стремление к созданию умеренного типа исламизма свидетельствует [помимо тренда временных уступок] о реформистских тенденциях в нём.

(3) Попытки заменить ислам этатизмом обречены на провал, о чём свидетельствует то, что подъёмы исламизма характерны для экономических, политических и социальных кризисов.

(4) Противостояние двух "полюсов" - светско-военного и исламистского продолжится в дальнейшем, однако, теперь стоит говорить о том, что второй "полюс" постепенно начинает преобладать над первым.

(5) Между светским истеблишментом и исламистской оппозицией на данном этапе установлен компромисс; равновесие обусловлено особенностями цивилизационного развития Турции, а также демократической дилеммой, стоящей перед западниками.

(6) Разнородность, партийность и классовость, а как следствие и неоднородность и разрозненность турецкого общества, как и столетие назад не преодолены, а даже, пожалуй, больше усугублены.

(7) Несмотря на всё Турция является наиболее спокойным регионом мусульманской цивилизации в плане исламского фундаментализма.

Первый период, период традиционного исламского государства характеризуется следующим:

· Оттоманская империя - военно-теократическо-аристократическая деспотия

· Господствующее течение - суннизм ханифитского толка

· Ислам - господствующая идеология

· Верховный муфтий Порты - шейх-уль-ислам - занимает место наравне с великим везиром, а духовенство - наравне с военной аристократией

· Шариат - основа права

Системный кризис Османской империи, начавшийся, как считается, ещё после смерти Сулеймана Кануни [конец XVI в.], привёл к изменению роли религии в государстве. С одной стороны, она оставалась источником социальной и индивидуальной психологии населения, с другой стала фактором консервативным. В 70-х гг. реформаторский потенциал "сверху" был исчерпан, и ислам руками Абдул Хамида II стал одной из основ зулюма.

Второй период, период панисламизма, характеризуется следующим:

· Сохраняется идеологическое влияние ислама, его внутриполитическая роль

· Акцент с относительной веротерпимости прошлых веков смещается на религиозный фанатизм

· Панисламизм направлен прежде всего на стабилизацию внутриполитической ситуации, нежели на желание создать исламское государство с центром в Стамбуле

· Существование двух разновидностей панисламизма: абдулхамидовского и младотурецкого, на который повлиял один из основоположников панисламистского мировоззрения - Аль-Афгани

· Появление первых идей о секуляризации

При этом важно отметить, что среди младотурок и, тем более, их предшественников - новых османов, не было единства по вопросу об исламе. Намык Кемаль, Ахмед Риза и другие рассматривали ислам прежде всего как реформирующий фактор, постоянно утверждая, что европейцы ошибаются в вопросе о консерватизме ислама. Итогом этого периода стала жёсткая реакция духовенства руками младотурок, которые после переворота 1908 г. уже через год начали панисламистскую, а перед первой мировой войной ещё и пантюркистскую реакцию.

После поражения в первой мировой войне в Турции началась гражданская война, а империя распалась. К власти приходит военная верхушка во главе с Мустафой Кемалем.

В первой половине 20-х гг. XX в. происходит смена цивилизационной парадигмы Турецкого государства: из типично мусульманской цивилизации Турция превращается в цивилизацию евроазиатскую, или евромусульманскую. Кемаль упраздняет сначала султанат, а затем и халифат. Более того, религия конституционно отделяется от государства, а с 1928 г. ислам теряет и своё положение как государственной религии. Тем не менее, ислам не теряет своего общественного значения, особенно в небольших городах и в сельской местности.

Со смертью Ататюрка темпы вестернизации снижаются, а после второй мировой войны начинается постепенный отход от одного из 6 главных принципов [республиканизм, национализм, народность, этатизм, лаицизм и революционность] Ататюрка - лаицизма. С 1950 г. и вплоть до настоящего времени политико-религиозные отношения развиваются по волновому принципу:

1950 - 27 мая 1960 гг.: Появление первых происламских партий, рост количества духовных школ имамов-хатибов, период завершается майским военным переворотом под руководством Джемаля Гюрселя. Период реакции фактически завершается в 1962 г. с принятием третьей конституции Турции и возобновлением парламентаризма.

1962 - 12 марта 1971 гг.: Новый подъём исламизма, завершается мягким мартовским военным переворотом. Вновь кратковременный период реакции, который сменяет новый рост исламизма

1971 - 12 сентября 1980 гг.: Начало исламского ренессанса в мусульманской цивилизации. Очередной системный кризис - как политический, так и экономический. Сентябрьский военный переворот 1980 г. под руководством Ахмета Кенана Эврена.

Как образно выразился российский исследователь Данилов, сентябрьский военный переворот "продемонстрировал желание военного руководства в очередной раз спасти "свихнувшуюся" турецкую демократию от гибели"

В 1982 г. принимается ныне действующая конституция Турции, в которой стабильности ради в жертву приносилась демократия участия и парламентарный плюрализм, однако на протяжении 80-х гг. происходит отход от этих принципов, естественно встречаемый ростом исламизма.

Завершением этого макропериода становится микропериод 1995 - 2001 гг., когда у власти постоянно находятся исламисты: Рефах [Партия Благополучия 1995-1998] и Фазилет [Партия Добродетели 1998 - 2001]. Обе эти партии были запрещены Конституционным судом, однако их электорат и партийная верхушка неизменно составляли основу нового партийного исламистского объединения. Растёт и роль террористической ветви исламизма. Свои отделения в Турции имеют Аль-Каида и Хезболлах, не говоря уже о собственно турецких организациях. Существуют данные о планировавшемся уничтожении 11 сентября 2001 г. мавзолея Ататюрка под руководством Метина Каплана, главного, пожалуй, экстремиста из всех турецких исламистов.

Члены запрещённой Фазилет создали в 2001 г. две партии - Саадет [Счастье, лидер - Кутан] и Адалет ве Калкынма [Справедливость и Развитие, лидер - Реджип Эрдоан]. Последняя партия, иначе называемая АК Парти, пришла к власти в 2002 г. и несмотря на противодействие со стороны военных [неудавшийся военный переворот 2008 г.] и конституционного суда [процесс против ПСР] продолжает у неё находиться до настоящего времени, создав успешный образ исламской демократии, который на данном этапе удовлетворяет большинство населения Турции, часть исламистов и - в особенности - США.

Список основных сокращений

АД - Адиль дюзен [см. СЭП]

ВНСТ - Великое национальное собрание Турции

Д-8 - Исламская "восьмёрка" - Исламская организация Сотрудничество и Развитие

ДЛП - Демократическая левая партия

ДП - Демократическая партия

ЕЭС - Европейское экономическое сообщество [прообраз ЕС]

КД - Кёлеси дюзен [см. РЭП]

КК - Копенгагенские критерии; или Копенгагенская конституция [сделанная на основе Копенгагенских критериев]

КНЕ - Комитет национального единства

КС - Конституционный суд

МЮСИАД - Общество независимых предпринимателей

НРП - Народная республиканская партия

ОИК - Организация исламская конференция

ПБ - Партия благополучия [Рефах]

ПВП - Партия верного пути

ПД - Партия добродетели [Фазилет]

ПНДв-I, ПНДв-II - Партия Националистического движения

ПНП - Партия национального порядка

ПНС - Партия национального спасения

ПО - Партия отечества

ПСР - Партия справедливости и развития

РЭП - Рабский экономический порядок

СДНП - Социал-демократическая народная партия

СНБ - Совет национальной безопасности

СЭП - Справедливый экономический порядок

ТЮСИАД - Общество турецких промышленников и деловых людей

Список использованных источников и литературы

Источники:

(1) В Турции арестованы бывшие генералы [Электрон. ресурс] URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid_7486000/7486073.stm

(2) В Турции судят подозреваемых в попытке переворота [Электрон. ресурс] URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid_7679000/7679956.stm

(3) Конституция Турции 1982 г. [Электрон. ресурс] URL: http://www.constitution.garant.ru/DOC_3864905.htm

(4) Независимая газета. 17.06.1997.

(5) Отложенный переворот [Электрон. ресурс] URL: http://www.i-r-p.ru/page/stream-event/index-21093.html

(6) По подозрению в подготовке переворота в Турции арестованы 24 человека [Электрон. ресурс] URL: http://www.i-r-p.ru/page/stream-event/index-20572.html

(7) Правящая партия Турции отделалась штрафом [Электрон. ресурс] URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid_7533000/7533713.stm

(8) Программа ПСР [Электрон. ресурс] URL: http://web.akparti.org.tr

(9) Хрестоматия по новой истории. Второй период. М., 1993

(10) Хрестоматия по новейшей истории. Т. 3. 1945-1961. Ч. 1. М., 1961

(11) Хрестоматия по новой истории. Т. 2. 1815-1870. М., 1965

Литература:

(12) Алиев С.М. Современное исламское возрождение и его особенности на примере Ирана и Турции // Ислам и политика. М., 2001. С. 21-45.

(13) Арабаджян А.З. Относительно т.н. неотделимости ислама от политики // Ислам и политика. М., 2001. С. 143-154.

(14) Бадерхан Ф. Суфийские ордена в Турции // Ислам и политика. М., 2001. С. 135-143.

(15) Баширова А.Г. Исламский фактор в процессе интеграции Турции в ЕС // Ислам на современном Востоке. М., 2004. С. 303-312.

(16) Белокреницкий В. Исламский мир и Россия // Азия и Африка сегодня. 2007. № 5. С. 33-35.

(17) Вертяев К.В. Исламский фактор в политической жизни Турции // Ислам на современном Востоке. М., 2004. С. 81-88.

(18) Весела З. Ислам в Турции в конце 70-х - начале 80-х гг. // Мусульманские страны. Религия и политика (70-90-е гг.) М., 1991. С. 137-158.

(19) Гасратян М.А., С.Ф. Орешкова, Ю.А. Петросян. Очерки истории Турции. М., 1983.

(20) Данилов В.И. Религия и политика в мусульманском обществе. Опыт Турции // Ислам и политика. М., 2001. С. 166-173

(21) Данилов В.И. Турция после Второй мировой войны: демократический эксперимент продолжается // Восток. 1998. №4. С. 52-68.

(22) Дружиловский С.Б. О теории и практике исламского правления в странах Среднего Востока (Иран, Афганистан, Турция) // Ислам и политика. М., 2001. С. 60-70.

(23) Дулина Н.А. Реформы танзимата и шариат // Ислам в истории народов Востока. М., 1981. С. 177-181.

(24) Иванова И.И. "Исламский фактор" в политике турецкого руководства после военного переворота 1980 г. // Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1986. С. 127-139.

(25) Иванова И.И. Ислам в политической жизни Турции (1950-1980) // Зарубежный Восток: Религиозная традиция и современность. М., 1983. С. 130-139.

(26) Игнатенко А.А. Самоопределение исламского мира // Ислам и политика. М., 2001. С. 7-21.

(27) Источниковедение. М., 2004.

(28) Каддафи М. Турция, Европа и бен Ладены // Азия и Африка сегодня. №4. 2003. С. 33.

(29) Кардини Ф. Европа и ислам. История непонимания. СПб, 2007.

(30) Касаткин Д. Ислам в современном мире // Азия и Африка сегодня. 2006. № 5. С. 76-77.

(31) Кондакчян Р.П. Усиление исламского фактора и политика военных властей Турции в вопросах религии после военного переворота 1980 г. // Ислам в политической жизни стран современного Ближнего и Среднего Востока. Ереван, 1986. С. 177-209

(32) Киреев Н.Г. К оценке религиозной ситуации в Турции в 90-е гг. // Ислам и политика. М., 2001. С. 154-166.

(33) Киреев Н.Г. Метаморфозы политического ислама // Азия и Африка сегодня. 2003. №6. С.17-23.

(34) Киреев Н.Г. Новая глава в истории Турции: "Мягкий ислам" у власти. // Ислам на современном Востоке. М., 2004 г. С. 38-56.

(35) Киреев Н.Г. Что в багаже у партии власти "умеренного ислама" // Азия и Африка сегодня. 2004. №4. С. 12-19.

(36) Кондакчян Р.П. Усиление исламского фактора и политика военных властей Турции в вопросах религии после военного переворота 1980 г. // Ислам в политической жизни стран современного Ближнего и Среднего Востока. Ереван, 1986. С. 177-209

(37) Корицкий А. Турция: новый президент, новый парламент, новое правительство // Азия и Африка сегодня. 2007. №11. С. 3-10.

(38) Кудряшова И.В. Исламская цивилизационная доминанта и современное развитие мусульманских политий // Политическая наука. 2003. №2. С. 87-117.

(39) Кудряшова И.В. Фундаментализм в пространстве современного мира // Полис. 2002. №1. С. 66-77.

(40) Куртынова Л.Г. Исламистские и националистические элементы в идеологии и деятельности Партии Националистического Движения Турции // Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1986. С. 115-126

(41) Лаптева М.П. Теория и методология истории. Пермь, 2006.

(42) Ли Ю.А. Государственная политика Турции в сфере религиозного образования // Ислам и политика. М., 2001. С. 340-351.

(43) Луис Б. Ислам и Запад. М., 2003.

(44) Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламистский проект. М., 2006.

(45) Миллер А.Ф. Краткая история Турции. М., 1948.

(46) Миллер А.Ф. 50-летие младотурецкой революции. М., 1958.

(47) Миллер А.Ф. Турция: актуальные проблемы новой и новейшей истории. М., 1983.

(48) Мирский Г.И. "Политический ислам" и западное общество // Полис. 2002. №1. С. 78-86.

(49) Оган С. Правящая партия и турецко-российские отношения // Азия и Африка сегодня. 2008. № 12. С. 44-49.

(50) Парфёнов И.Д. Методология исторической науки. Саратов, 2001.

(51) Петросян Ю.А. Младотурецкое движение. М., 1971.

(52) Петросян Ю.А. Османская империя: могущество и гибель. Исторические очерки. М., 1990.

(53) Поцхверия Б.М. Эволюция исламизма в республиканской Турции // Ислам на современном Востоке. М., 2004. С. 56-71.

(54) Розалиев Ю.Н. Мустафа Кемаль Ататюрк // Вопросы истории. 1995. №8. С. 57-77.

(55) Рустамов Ю.И. Ислам и общественная мысль современной Турции. Баку, 1980.

(56) Старченков Г. Турция: 200 лет модернизации // Азия и Африка сегодня. 2000. №6. С. 25-31.

(57) Ульченко Н.Ю. Ислам, современное государство и современная цивилизация // Восток. 2003. №3. С. 145-151.

(58) Ульченко Н.Ю. МЮСИАД и ТЮСИАД. "Мусульманский" и "светский" варианты развития экономики: Чья возьмёт? // Азия и Африка сегодня. 2006. №9. С. 23-28.

(59) Уразова Е.И. Экономические взгляды и практика исламистов в Турции // Ислам и политика. М., 2001. С. 372-385.

(60) Фадеева И.Л. Ислам в общественно-политической жизни современной Турции // Турция: история, экономика, политика. М., 1984. С. 63-77.

(61) Фадеева И.Л. Ислам и тенденции национализма в идеологии османского общества второй половины XIX в. // Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1986. С. 127-139.

(62) Фадеева И.Л. Оппозиция в странах Ближнего и Среднего Востока. Статус и цели // Ислам и политика. М., 2001. С. 45-60

(63) Фадеева И.Л. Официальные доктрины в идеологии и политике Османской империи (Османизм-панисламизм). XIX - нач. XX вв. М., 1980.

(64) Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2006.

(65) Ягудин Б.Б. Ислам в политических процессах и правовых актах Турции XX в. // Ислам на современном Востоке. М., 2004. С. 71-81.

Приложения

Приложение 1

Реформы Мустафы Кемаля Ататюрка, связанные с разрушением цивилизационной парадигмы Турецкого государства. По данным Ягудин Б.М. Ислам в политическом процессе и правительственных актах Турции XX в. // Ислам на современном Востоке. М., 2004. С. 74-75; кроме отмеченных особо.

1 ноября 1922 - Упразднение монархии

29 октября 1923 - Учреждение республики

3 марта 1923 - Упразднение халифата, шейх-уль-ислама и вакуфов.

3 марта 1923 - Закон об образовании [против влияния мусульманского духовенства в образовательной сфере]. Все органы образования объединялись под единым руководством.

8 апреля 1924 - Упразднение судов, основанных на шариате

20 апреля 1924 - Закон об основах организации [новая Конституция]. В статье 2 ислам объявлялся государственной религией.

25 ноября 1925 - Закон о запрещении ношения фески и об обязательном ношении европейских головных уборов.

30 ноября 1925 - Закон о ликвидации дервишских орденов.

26 декабря 1925 - Закон о введении европейских лето- и времяисчислений.

1925 - Закрытие завийе [религиозных обителей] и тюрбе [усыпальницы султанов и шейх-уль-исламов]. Запрещение тарикатов [мистических орденов] и наиболее влиятельных сект.

1926 - Эмансипация женщин [в соответствии с ГК].

9 апреля 1928 - Поправки в конституции, связанные с исключением статьи об исламе как о государственной религии и религиозных формул присяги.

1 ноября 1928 - Реформа алфавита [перевод с арабского на латиницу].

Также введены в эксплуатацию ряд европеизированных кодексов [уголовный, уголовно-процессуальный, гражданский, гражданско-процессуальный, торговый и морской]

21 июня 1934 года - Закон о фамилиях [Турки-османы не имели фамилий]

26 ноября 1934 года - Закон об отмене приставок к именам в виде прозвищ и званий.

Приложение 2

Динамика увеличения числа религиозных организаций в период после Второй мировой войны и правления Демократической партии [1950-1960]. По данным Поцхверия Б.М. Эволюция исламизма в республиканской Турции // Ислам на современном Востоке. М., 2004. С. 58.

Год

Количество

Увеличение, % от предыдущего значения

1946

11

-

1951

251

2282

1960

5104

2033

Приложение 3

Динамика роста ассигнаций управлению по делам религии при совете министров в период после Второй мировой войны и правления Демократической партии [1950-1960]. По данным Кондакчян Р.П. Усиление исламского фактора и политика военных властей Турции в вопросах религии после военного переворота 1980 г.// Ислам в политической жизни стран современного Ближнего и Среднего Востока. Ереван, 1986. С. 182-183.

Год

Млн. турецких лир

Увеличение, % от предыдущего значения

1946

1,5

-

1949

2,8

19

1951

7,8

28

1959

39,3

504

Приложение 4

Динамика роста количества религиозных школ и численности студентов и преподавателей в период с 1963 до 1978 гг. По данным Весела З.. Ислам в Турции в конце 70-х-начале 80-х гг. // Мусульманские страны. Религия и политика (70-80-е гг.). М., 1991. С. 144.

Год

Количество школ

Увеличение, % от предыдущего значения

Численность студентов

Увеличение, % от предыдущего значения

Численность преподавательского состава

Увеличение, % от предыдущего значения

1963

45

-

9284

-

484

-

1973

143

318

36378

392

1564

323

1975

173

121

48900

134

2152

138

1977

320

185

111741

229

3852

179

1978

437

137

134486

120

4922

128

Приложение 5

Численность уволенных офицером в период с августа 1996 по декабрь 1997. По данным Киреев Н.Г.. К оценке религиозной ситуации в Турции в 90-е годы // Ислам и политика. М., 2001. С. 155-156/

Год, месяц

Уволено офицеров, чел.

По обвинению в исламизме, чел.

1996, август

29

13

1996, декабрь

69

59

1997, май

171

150

1997, декабрь

62

6655

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.