рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыАнализ истории развития демократии в Римской республике

Анализ истории развития демократии в Римской республике

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Отдел образования администрации Центрального района

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Диалог»

с углубленным изучением английского языка

Секция истории

Научно-исследовательская работа

по теме «Анализ истории развития демократии в Римской республике»

Самойлова Христофора Константиновича,

учащегося 10 класса МОУ СОШ «Диалог»

Центрального района г. Новосибирска

Руководитель: Аристов Юрий Сергеевич,

учитель истории

первой квалификационной категории

МОУ СОШ «Диалог»

Новосибирск 2008

Оглавление

Введение

Римская республика: от рождения до кризиса

Заключение

Список литературы

«Демократический строй - такой строй, при котором верховная власть находится в руках свободнорождённых».

Аристотель. «Политика».

ВВЕДЕНИЕ

Прежде всего, хотелось бы обозначить причину, по которой будет идти данное исследование. Изучая историю Древнего Рима, я столкнулся с таким интересным, на мой взгляд, фактором, как переход от республиканской формы правления в государстве к монархической. Не менее любопытным я считаю тот факт, что в самом начале Древнем Риме существовала царская власть, которая , пройдя через эпоху демократического строя, вновь вернулась к управлению государством на рубеже Новой эры. Таким образом, в Древнем Риме стало заметно, так называемое, чередование форм государственного устройства. Нашей главной задачей, в таком случае, становится выяснить, почему демократия не смогла быть полностью построена в римском обществе, и почему в конечном итоге она вновь перешла монархию. Определим некоторые узловые понятия.

Demos - с греческого переводится, как «народ». Республика есть политическое оформление демократического правления или народовластия (буквальный перевод слова демократия). Res publica - по латыни означает «общественное дело». Вот как определяет это «общественное дело» древнегреческий философ Аристотель в своём труде «Политика»:

«Начать следует, прежде всего, с установления того принципа, который служит точкой отправления при настоящем рассуждении, а именно: неизбежно, чтобы все граждане принимали участие либо во всём касающемся жизни государства, либо ни в чём, либо в одних делах принимали участие, в других - нет».

Аристотель. «Политика».

Очевидно, что Аристотель говорит именно о демократии, иначе следующие его слова просто бессмысленны:

«Равенство, гласит основной закон демократии, состоит в том, что ни неимущие, ни состоятельные не имеют ни в чём каких-либо преимуществ; верховная власть не сосредоточена в руках тех или других, но и те и другие равны. А так как народ представляет в демократии большинство, постановления же большинства имеют решающее значение, то такого рода государственный строй и является демократическим».

Аристотель. «Политика».

Из философских мыслей Аристотеля следует выделить главное: неимущие и имущие должны быть равны в своих правах, а верховная власть должна быть у народа, составляющего большинство.

Именно этого и добивался Солон, это хотел воплотить в жизнь Сервий Туллий. Но в таком случае перед нами встаёт вопрос: по каким причинам в государствах античности, а именно в Римской республике, не смогла быть полностью построена демократия.

…Итак, определившись с понятиями «демократия» и «республика», мы наконец можем приступить к подробному рассмотрению демократии в Римской республике.

Родиной демократии считается Древняя Греция. Именно там в 621 г до н. э. были приняты первые законы демократии. В 594 г до н. э. архонт Солон отменил долги и уничтожил долговое рабство. Специальным законом он также ограничивал размеры частных земельных владений, распределил права и обязанности граждан сообразно их имущественному положению и создал суд присяжных. Вместо наследственной власти племенных вождей (царей) был введён принцип выборности верховного правителя (архонта), его отчётности перед советом глав народов (ареопагом). Таким образом, обычные жители демократических полисов Греции, ремесленники, уравнялись в правах с торговцами, и это ослабило позиции родовой знати. Это расширило базис властных структур в государстве, то есть теперь власть могла опираться не только на олигархов, но и на простых граждан.

Но тем не менее всю свою историю в древнегреческих полисах, таких, как Афины, демократический строй периодически сменялся тиранией, то есть насильственным, незаконным захватом власти, так как, очевидно власть над государством, людьми, над обществом привлекала отдельных личностей. Первым из них был Писистрат. Ещё при жизни Солона ему удалось захватить власть в Афинах. Солон был объявлен приближёнными тирана сумасшедшим, на что реформатор ответил: «Точно ли я сумасшедший, покажет недолгое время: выступит правда на свет, сколько её не топи». Спустя много лет греки причислили Солона к «семи мудрецам» - так называли нескольких его современников, активно, как и он, участвовавших в разработке и создании основ государственного строя греческого полиса. Но греческая демократия всё равно не смогла просуществовать долго. После распада Державы Александра Македонского она стала медленно, но верно идти к своему закату, так как политические режимы в государстве истощили друг друга в бесконечных войнах между полисами Греции, и все они были вынуждены прервать своё существование под гнётом царского режима державы Александра Македонского.

Иная же ситуация сложилась в Риме. Первоначально в Древнеримском государстве сформировалась царская власть. Появилось представление о высшей неделимой власти - «империй», когда государством правит диктатор, и его власть, его политика, как сложилось в Римском царстве, направлялась против родовой знати, заседавшей в сенате (senex - с лат. «старик»). Уже тогда в римском обществе существовали две тенденции распределения власти в государстве - царская власть в лице монарха и родовая знать в лице сената. На мой взгляд, существование сената ещё при царе являлось зачатком демократии в римском обществе. Ситуация для сената ещё более ухудшилась, когда к власти пришёл шестой царь Сервий Туллий, который, применяя политику, схожую с той, что была у Солона, пытался ограничить власть правящих домов Рима, предоставив некоторые политические права плебеям. Это не устроило патрициев, они составили против Сервия Туллия заговор, и царь был убит.

В истории кроме монархического правления существовала также тирания. Несмотря на их схожесть, историки выделяют некоторые отличия. Вот как определяет различия между монархией и тиранией Аристотель:

«Монархическое правление, имеющее в виду общую пользу, мы обыкновенно называем царской властью…»

«Тирания - монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя».

Аристотель. «Политика».

При последнем, седьмом царе в Риме установилась жестокая тирания. Звали его Тарквиний Гордый.

«Заносчивость Тарквиния Гордого и непомерная гордыня его сына, Тарквиния Секста, в которой он превзошёл даже отца, в конце концов, настроила против них всех могущественных людей Рима. Но не только психология - особенности Тарквиния определили дальнейшие события: он отменил законы Сервия Туллия и пытался подорвать власть сената, казнив некоторых сенаторов». (Айзек Азимов. «Римская республика».)

В конце концов, в городе вспыхнул мятеж. …Когда Тарквиний добрался до Рима, было уже поздно. Город закрыл перед ним ворота, и ему пришлось отправляться в ссылку.

…Шёл 509 г до н. э. (244 г AUC), когда последний царь Рима отправился в ссылку. Закончился почти трёхсотлетний период правления семи царей в Риме. Начиналась новая эпоха в истории Рима, продолжавшаяся 500 лет, и имя ей - Римская республика.

РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО КРИЗИСА

Конечно, и во времена республики римлянами должен был кто-то управлять. Но чтобы правитель не забрал себе слишком много власти, его избирали на один год - у него просто не было времени набрать силу. То есть если правитель проявлял себя на этом посту благоприятно для общества, его переизбирали на второй год, что давало возможность выбирать на место главы государства человека наиболее подходящего. Более того, римляне решили избирать двух правителей и постановили, что приниматься будут только те постановления, которые одобрены ими обоими. Таким образом, если один из правителей придумает какой-нибудь способ усилить свою власть, другой из зависти просто не даст ему этого сделать. Когда же речь шла о делах первостепенной важности, оба правителя должны были подчиняться решению сената. Так, например, при вопросах объявления мира или войны последнее слово было за сенатом.

Поначалу, избранные народом Рима правители назывались преторами, от слова «показывать дорогу», но так как их было двое, их стали называть консулами, что означает «партнёры. Иными словами, это были люди, которым следовало «проконсультироваться» друг с другом, и достичь согласия, прежде чем что-либо предпринять. История запомнила правителей Рима под именем консулов, а преторами со временем стали называть чиновников, служивших под их руководством.

Консулам подчинялась римская армия, и у них была обязанность руководить ею во время войны. Избирались также чиновники более низкого ранга, называемые квесторами («выясняющими почему»). Они выполняли обязанности судей и надзирали за уголовным судопроизводством. В более поздние времена их функции изменились, и квесторы стали чиновниками финансового ведомства, ответственные за казну города.

Основной проблемой царского режима в истории Рима было ущемление прав главного, что есть в государстве - народа, в чьи руки планировалось передать верховную власть.

За альтернативным взглядом на эту проблему мы обратимся к итальянскому мыслителю эпохи Возрождения Николло Макиавелли. Вот что он говорит в своих рассуждениях о Римской республике:

«Итак, желая рассмотреть, каков был политический строй города Рима, и какие события привели его к совершенству, я отмечу, что некоторые авторы, писавшие о республиках, утверждали, будто существует три вида государственного устройства, именуемые ими:

«Самодержавие (консулы), аристократия (сенат) и народное правление (плебеи)».

Н. Макиавелли. «Государь».

Из суждения Макиавелли можно понять, что все три ветви власти в Римской республике должны быть равны, и равенство этих трёх социальных групп было достигнуто упорной социальной борьбой в обществе. Однако, в истории это равенство было достигнуто не сразу…

Чтобы продолжать дальнейшее рассмотрение политического устройства Римской республики, вновь обратимся к Аристотелю, который пишет, что: «Олигархия - это такой строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство».

В реальной истории конец царской власти привёл к тому, что Римом стали править никто иные, как олигархи в лице патрициев Патриции - предки основателей города Рима (“patres” - отцы).. Только они могли становиться сенаторами, только они могли быть консулами, преторами и квесторами.

Патриции полагали, что лишь их можно считать настоящими римлянами.

И патриции также полагали, что к плебеям Плебеи - пришлое население, члены других племён., работавшим на полях и служившим в войске, нужно относиться как к людям второго сорта, которым нельзя доверить управление городом.

После окончания войн с этрусками и латинами наступили тяжёлые времена, и жизнь плебеев стала поистине невыносимой. Их дома были разрушены, поля разорены, еды не хватало, бедняки стонали под бременем долгов, а патриции жили припеваючи и вовсе не стремились облегчить участь плебеев. Да и зачем? Если плебей залезал в долги, закон требовал, чтобы он продавал себя и свою семью в рабство, чтобы заплатить долг. А брал он деньги у своего землевладельца и к нему же попадал в рабство.

Неравенство в правах патрициев и плебеев противоречило основному закону демократии. Патриции владели основной властью в стране, в то время как плебс принимал минимальное участие в решении государственных задач и практически был лишён этой возможности.

В конце концов, плебеи дошли до такого состояния, что перестали чувствовать себя хозяевами города, где они родились, и в 494 г до н. э. решили покинуть город. Много людей оставили город, и патриции, которые не могли допустить, чтобы население города так сильно сократилось, пошли на переговоры с плебеями.

Было достигнуто соглашение, по которому плебеи получали право назначать своих должностных лиц; эти чиновники выбирались только плебеями и были их представителями. Они получили название трибунов (раньше так назывался вождь племени).

В их задачу входило защищать интересы плебеев и следить, чтобы патриции не принимали законов, нарушавших права простого народа. В конце концов, трибуны стали так сильны, что могли воспрепятствовать принятию закона, который они не одобряли простым криком “Veto! («Я запрещаю!»). И вся власть консулов и сената была бессильна перед вето трибуна. Естественно, что трибуны никогда не пользовались расположением патрициев, и поэтому было решено, что никто не должен причинять трибуну никакого вреда. С помощью трибунов плебс хотел потеснить патрициев и получить равные с ним права в политике. У трибунов были также помощники, называвшиеся эдилами, и выполнявшие функции современной полиции.

В 451 - 450 гг. до н. э. под давлением плебса происходит первая кодификация права. Для составления законов создаётся комиссия «10 мужей» (децимвиров). Почти все её члены были патрициями. Законы регулировали правила судопроизводства, долговое право, отношения внутри семьи, права собственности и сделки купли-продажи. Они также устанавливали наказания за различные преступления (колдовство, убийство, воровство, членовредительство, государственную измену). Запись законов было важным элементом перехода от родового общества к классовому и становления римского полиса.

В целом кодификация была успехом плебеев, на место произвола магистратов, то есть городской власти, становился закон. Важной уступкой стало признание права осуждённого на казнь апеллировать к комициям (собранию народа для решения вопросов путём голосования), что было равно праву на провокацию. Тем не менее ряд законов был направлен против плебса: долговое право было крайне жёстким, а браки между патрициями и плебеями запрещались.

445 год до н. э. ознаменовался новой победой плебеев. Закон Капулея разрешил браки между патрициями и плебеями. Закон стал первым шагом на пути образования новой патрицианско-плебейской знати. Тогда же впервые встал вопрос о допуске плебеев к консульству.

Начиная с 444 г. до н. э. в Риме устанавливается практика, по которой вместо двух консулов могли избираться так называемые трибуны с консулярной властью числом от трёх до восьми. Эта магистратура была доступна плебеям. Вопрос о том, кто будет избираться в данном году, консулы или трибуны, решал сенат.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.