рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыАнализ процесса создания империи, а также систем реформ и нововведений при династии Цинь

Анализ процесса создания империи, а также систем реформ и нововведений при династии Цинь

Содержание

Введение

1 Экономическая, социальная и политическая обстановка в Китае в V-III вв. до н.э.

1.1 Условия для объединения страны

1.2 Уничтожение остатков самостоятельности покоренных царств

2 Методы управления и реформы Шихуанди в империи Цинь

2.1 Система административно - государственного управления

2.2 Территориальное деление

2.3 Управление в судебной и идеологической системе

2.4 Унификация письменности

2.5 Аграрная реформа

2.6 Финансовая реформа, унификация единиц измерения

2.7 Другие методы укрепления государственной и деспотической власти

3 Причины быстрого падения династии Цинь

4 Роль правления династии Цинь в истории древнекитайского государства

Заключение

Список источников и литературы

Введение

Данная работа посвящена методам управления империей династией Цинь в Древнем Китае, что представляет особый интерес резким противостоянием 2-х идеологических направлений в государственности - конфуцианства и легизма. В столкновении конфуцианства и легизма вырисовывается проблема государственности (одна из первых и в наше время) - роль стихийного, традиционного и рассудочного в строительстве государства и права.

Объект исследования: социальная история Китая.

Предмет исследования: процесс создания империи, а также систем реформ и нововведений при династии Цинь.

Территориальные рамки исследования: царства Вэй, Чжао, Хань, Цинь, Ци, Янь и Чу.

Хронологические рамки:

Термин «Чжаньго» («Сражающиеся царства») впервые упоминается в памятниках V-III в.в. Тогда им обозначали семь сильнейших царств: Чжао, Хань, Вэй, Ци, Янь, Цинь и Чу, внешняя и внутренняя политика которых активно влияла на ход исторических событий. После того как царство Цинь, возвысившись, уничтожило шесть своих соперников и было создано первое в истории Китая централизованное государство, этот политико-географический термин постепенно трансформировался в название исторического периода (453-221 гг. до н.э.) [14, 199].

Первостепенными и важнейшими источниками по истории этого периода являются письменные источники. Прежде всего, это первая сводная всеобщая история Китая «Ши Цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня.

Это -- по выражению Ю.Л.Кроля, «первая Всеобщая история Китая» [15, 8], созданная величайшим историком Сыма Цянем, при дворе ханьского императора У-ди. О деятельности Цинь Шихуана можно судить по главе 6 «Основные записи о деяниях Цинь Шихуана» [19, 178]. Сам автор для себя считал главным не просто изложить и описать события, а постараться объяснить их внутреннюю логику, причинность и закономерность их развития.

В III веке до н.э. была написана «Шанцзюньшу» («Книга правителя области Шан»). Ее авторство приписывается государственному деятелю царства Цинь Гуньсун Яну (Шан Яну). В «Шанцюньшу» содержится богатый фактический материал о жизни различных классов и слоев населения в царстве Цинь.

«Шанцзюньшу» - один из наиболее ценных источников для изучения сущности и содержания реформ Шан Яна [19 ,170].

Истоки древнекитайского законодательства описаны Бань Гу в 23 главе «Обозрение законов» («Ханьшу») [19, 185].

Еще один немаловажный источник - «Чжаньгоцэ» («Планы Сражающихся царств») - единственный дошедший до нас исторический труд, специально посвященный от начала до конца событиям и деятелям времени Чжаньго. В нем представлены речи, беседы, послания, имеющие сведения о самых разных сторонах жизни китайского общества и государства.

Отдельную группу письменных источников по истории Китая V-III вв. составляют военные трактаты.

Важнейшими из них считались «Сунь-Цзы» и «У-Цзы». Оба труда помогают расширить, уточнить знания о военно-политических коллизиях, потрясавших страну в V-III вв. до н.э., о военной мысли и практике, различных событиях гражданской истории [14, 200].

Также в сочинениях философов и мыслителей того времени есть немало сведений об обстановке, нравах и событиях этого периода.

Целью данной работы является рассмотрение процессов, которые привели к созданию единого государства и причин, сделавших царство Цинь центром объединения.

Для достижения данной цели предусматривается решение следующих задач: выявить условия и предпосылки для создания централизованного государства, для этого проанализировать социально-экономическую обстановку в Древнем Китае; рассмотреть и проанализировать реформы Цинь Шихуанди; сделать выводы о методах правления и роли династии Цинь в истории древнекитайского государства.

1 Экономическая, социальная и политическая обстановка в Китае в V-III вв. до н.э.

К V-III вв. до н.э борьба, которая велась в период Восточного Чжоу за поглощение соседних территорий, продолжала нарастать. В 403 г. до н.э. три знатных дома наследственных сановников Хань, Чжао и Вэй в княжестве Цзинь провозгласили себя правителями. Так начался этап самой ожесточенной борьбы - период «Сражающихся царств» - Чжаньго. Если в период Восточного Чжоу некоторую роль в политической жизни страны еще играла царская династия наследственных аристократов, выступавшая в качестве родоначальника и всеобщего владыки Поднебесной, то к началу периода Чжаньго эта династия уже утратила свое значение. Ее власть распространялась лишь на небольшую территорию (в 249г. до н.э. Цинь окончательно уничтожило и это небольшое государство Чжоу) [7, 277].

В 246 г. до н. э., когда на престол вступил Цинь Ши-хуан,. земли государства Цинь уже включали области Ба, Шу, Хань-чжун, Юань, Ин, Шанцзюнь, Хэдун (юго-западная часть провинции Шаньси), Тайюань и Шандан. За горным проходом Ханьгу лежали область Инъян и старые земли государства Чжоу. С точки зрения территории и границ Цинь обладало большими преимуществами над другими царствами.

Жители шести восточных царств стали подданными Цинь. Для них это означало не просто смену властелина, но и во многом перемену всего образа их жизни. Основной идеологией в Цинь, в отличие от других царств, где распространилось конфуцианство, было учение фацзя или легизм. Вопреки взглядам конфуцианцев легисты считали, что процветание государства зависит не от добродетелей государя, а от строгого и неуклонного исполнения законов [17, 23]. Политическая деятельность Шихуанди и его сановников основывалась только на логике закона. В связи с этим всякое отступление от закона по мотивам доброты или гуманности считалось недозволенной слабостью. Суровая справедливость отождествлялась с волей Неба, и служение ей, по понятиям Шихуанди, составляло главную добродетель государя. Он имел железную волю и не терпел никакого сопротивления. Вскоре все население Поднебесной почувствовало жесткую руку нового императора. Сыма Цянь так характеризует порядки, установившиеся в империи Цинь: «Преобладали твердость, решительность и крайняя суровость, все дела решались на основании законов; считалось, что только жестокость и угнетение без проявления человеколюбия, милосердия, доброты и справедливости могут соответствовать пяти добродетельным силам. До крайности усердствовали в применении законов и долго никого не миловали» [10, 452].

На территории Цинь имелись два крупных хозяйственных района -- области Ба и Шу, богатые медью, железом и лесом -- и скотоводческие районы северо-запада, населенные племенами жун и ди. Обладая огромными материальными ресурсами, Цинь могло вести длительные войны. В «Шицзи» говорится: «Земли в районе Гуаньчжун занимали приблизительно треть Поднебесной, население не превышало трех десятых населения Поднебесной, а богатство составляло шесть десятых богатств Поднебесной» [5, 187]. Это соотношение вряд ли точно соответствует действительности, однако по своей экономической мощи Цинь наверняка занимало преимущественное положение.

Чжаньго - период серьезных изменений в экономической, социальной и политической жизни Китая. Развитие экономики, прежде всего, связано с распространением железных орудий труда. Если в Период Восточного Чжоу железо считали грубым металлом, пригодным лишь для изготовления сельскохозяйственных орудий, то в период Чжаньго оно нашло широкое применение. Такие сельскохозяйственные орудия, как соха, серп, коса, мотыга и др., изготовлялись из железа. Из него же делали плотничьи инструменты (топоры, пилы, сверла, долота), орудия женского труда (шилья, иголки). Кроме сельскохозяйственных и ремесленных изделий, из железа стали изготовлять предметы военного обихода, например, кольчуги, булавы, пики. В некоторых районах уже умели плавить сталь. Раньше всего сталь начали плавить в царствах У и Юэ. Впоследствии улучшенный метод выплавки распространился по всему царству Чу. В царстве Хань изготовляли главным образом дорогие мечи. Наиболее известными в этом отношении были Елучэн и Тансицунь [20, 301]. Однако железо еще не могло вытеснить бронзу в области изготовления оружия. Но несомненно, что железо добывалось в гораздо большем количестве и находило более широкое применение, чем медь. В V-IV вв. до н.э. появились плавильные горны, в которых можно было поддерживать температуре, достаточно высокую для получения жидкого металла. Древнекитайские металлурги открыли способы придания чугуну большей пластичности и получения так называемого «ковкого чугуна». Наличие в период Чжаньго знаний о добыче руды в достаточной мере свидетельствует о быстрых темпах развития горного дела [6, 217].

Достижения древнекитайских металлургов и кузнецов периода Чжаньго, которые впервые начали в широких масштабах изготовлять железные орудия труда, оказали непосредственное влияние на развитие сельскохозяйственного производства. Железные лемехи, найденные как на севере, так и в центральном районе служат наиболее ранними бесспорными свидетельствами распространения пашенного земледелия. Однако, из-за того, что лишь ограниченное число крестьянских хозяйств располагало необходимой тягловой силой, пахота с помощью плуга, движимого воловьей упряжкой, очевидно, не могла в V-III вв. до н.э. стать ведущей системой земледелия. Обработка земли по-прежнему в значительной мере основывалось на ручном труде. Но и в этой области применение железные сельскохозяйственных орудий привело к значительному повышению производительности труда [6, 219].

Параллельно этому происходили изменения в составе культивировавшихся растений. В большинстве центральных районов с началом Чжаньго посевы обыкновенного проса начали сокращаться, и место ведущих культур заняли бобовые и чумиза. Распространение бобовых было связано с появлением в древнем Китае первых ростков плодосменной системы земледелия. В условиях характерного для того времени роста народонаселения в центрально-китайских царствах земледельцам приходилось отказываться от паровой системы и искать методы более рационального использования земельных угодий. Для восстановления плодородия почвы они начинают прибегать к определенному чередованию культур, в состав которых входили и бобовые. Это было связано также с улучшением обработки земли и применением удобрений. Рост агротехнического мастерства привел к тому, что в некоторых районах земледельцы стали многократно собирать урожай в течение одного сельскохозяйственного года. В это время значительно шире, чем в предыдущий период, начинает возделываться рис [6, 208].

На начало второй половины I тысячелетия до н.э. падает активная деятельность по созданию системных гидротехнических сооружений в бассейнах Хуанхэ и верховьев Янцзы. С ирригацией повсюду был связан переход к интенсивной системе земледелия. После осуществления царством Цинь в конце IV - середине III в. до х.э. водохозяйственных мероприятий в бассейнах рек Вэйхэ (притока Хуанхэ) и Миньцзян (притока Янцзы) орошаемое земледелие становится основой экономики циньского государства и залогом его хозяйственного подъема [20, 302]. Большие ирригационные работы производились в этот период и в других сильнейших царствах, расширивших свои территории до пределов речных долин.

Однако не согласованные между собой локальные гидротехнические предприятия отдельных царств часто были чреваты губительными последствиями. Так, возведение береговых дамб на Хуанхэ царством Ци привело к страшным наводнениям в царстве Вэй, расположенном выше по течению реки. Тем не менее, достигнутые в этот период успехи в борьбе с разливами Хуанхэ в нижнем и среднем ее течении привели к быстрому росту населения в этих регионах. Проведение комплекса необходимых ирригационно-мелиоративных работ и строительство многопрофильных оросительных систем наряду с усовершенствованием сельскохозяйственной технологии (введение пахоты на волах, более эффективных методов удобрения, изобретение водоподъемных механизмов) позволило значительно повысить общую продуктивность земледельческого производства, что отвечало насущным потребностям древнекитайской экономики. Именно с этого времени развитие культуры поливного земледелия становится важнейшим фактором прогресса китайской цивилизации [12, 284].

Расширение и интенсификация сельскохозяйственного производства, строительство обширных ирригационных систем намного, по сравнению с предыдущим периодом, увеличили потребности сельского населения и администрации царств в ремесленной продукции. Земледелие и царские работы во всевозрастающих количествах поглощали железные орудия труда новых и усовершенствованных форм, изготовление которых требовало высокой степени дифференциации металлургического и кузнечного ремесел. Только достаточно развитое городское специализированное производство могло в больших масштабах удовлетворять эти требования [17, 116].

Действительно, из сообщений источников и результатов археологических раскопок известно, что в период Чжаньго города переживали период расцвета, выражавшегося в увеличении их числа, их размеров, в стремительном росте городского населения. В «Планах Сражающихся царств» сказано, что в древние времена «число жителей даже больших городов не превышало трех тысяч семей», а в V-III вв. до н.э. «города с десятью тысячами семей стали столь многочисленны, что смотрели друг на друга» [9, 205].

В период Восточного Чжоу царства Ли и Ци славились своим ремеслом. В период Чжаньго во всех царствах, расположенных к востоку от гор Тайхан, наблюдался дальнейший подъем ремесла. Мастера по дереву делились на семь категорий, мастера по металлу - на шесть, кожевники и рисовальщики - на пять, шлифовальщики и ювелиры - на пять, гончары - на две категории [6, 220]. Эти сведения позволяют говорить о дифференциации ремесла. Все ремесла были казенными.

Войны, происходившие в период Чжаньго, достигали колоссальных размеров, в отдельных войнах с обеих сторон участвовало до миллиона солдат. Для производства оружия и военных припасов требовалось большое количество рабочих рук (рабов-ремесленников). Поэтому казна была вынуждена разрешить простым ремесленникам из народа свободно производить и обменивать изделия широкого потребления. Уже в конце периода Восточного Чжоу существовали ремесленники из народа, которых называли «сто ремесленников, живущих в рядах» или «люди ремесленных рядов». К периоду Чжаньго их становилось все больше и больше. Земледельцы и ремесленники ведут оживленный обмен. Все это привело к расцвету частной торговли. Во всех городах среднего размера имелись рынки, и поэтому эти города назывались «поселениями с рынками» [14, 202].

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.