рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыБерлинский университет имени Гумбольдта

В январе 1946 года университет вновь открыл свои двери. Занятия велись только на семи факультетах в частично разрушенных войной зданиях, затем открылись экономический и педагогический факультеты. В 1948 году в Западном Берлине возник Свободный университет Берлина, в котором учились студенты Берлинского университета, недовольные советским режимом.

В 1949 году Берлинский университет стал носить имя Берлинский университет имени Гумбольдта. В этом самом большом университете ГДР обучалось до 1990 года почти 150 тысяч студентов. В нём преподавали всемирно известные учёные.

После объединения Германии в Берлине существовало 4 университета. Была проведена реформа и переориентация университета.

С 1994 года в университете существует одиннадцать факультетов и несколько междисциплинарных центров и институтов. Обучение в университете стало престижным, так, например, в зимнем семестре количество абитуриентов составило 25 750 человек на 3 455 учебных мест. Учебные корпуса находятся в центре Берлина, в Адлерсгофе и в северной части Берлина. 14 % студентов составляют иностранные студенты из более чем 100 стран. Стоимость обучения в зимнем семестре 2008--2009 года составила 242,68 евро, включая проездной билет.

С 2006 года университет начал он-лайновый приём аппликационных форм на обучение.

Университет поддерживает партнерские отношения с более 170 научными заведениями по всему миру.

Знаменитые люди университета

В историю Гумбольдтского университета вписано много известных ученых. В 1901 году, год присуждения первой Нобелевской премии, одна из вожделенных премий отправилась в Берлинский университет нидерландскому химику Якобу Энрику Вант-Гоффу. Годом позже Нобелевской премией по литературе был отмечен Теодор Моммзен, профессор истории древнего мира. Нобелевскую премию по физике получали многие ученые, чья научная деятельность была связана с университетом. Среди 29 лауреатов были Альберт Эйнштейн и Макс Планк. За достижения в химии премию получили Эмиль Фишер, Вальтер Нернст и Отто Ган, в медицине Роберт Кох и Отто Генрих Варбург.

Но не только нобелевские лауреаты прославляли и прославляют Берлинский университет. Это и Генрих Гейне, Адельберт фон Шамиссо, Людвиг Фейербах, Отто фон Бисмарк, Карл Маркс, Франц Меринг, Вильгельм Либкнехт и Карл Либкнехт, Альфред Вегенер, Алиса Саломон и Курт Тухольский. Первый синтез амфетамина был проведен в стенах университета в 1887 году химиком Лазарем Эделеану.

Знаменитые профессора и студенты

· Адикес, Эрих

· Амелунг, Вальтер Оскар Эрнст (проделал для института огромную работу в Ватикане и Риме).

· Базаров, Владимир Александрович

· Бергманн, Эрнст фон

· Вильденов, Карл Людвиг

· Гартунг, Фриц

· Дедекинд, Юлиус Вильгельм Рихард

· Джафароглу, Ахмед

· Зееберг, Рейнгольд

· Зейгарник, Блюма Вульфовна

· Квинке, Генрих Иренеус

· Кон, Герман Людвиг

· Краузе Федор -- немецкий хирург, один из основоположников нейрохирургии

· Ландау, Эдмунд Георг Герман

· Левин, Курт

· Мендельсон, Феликс

· Миллер, Лукиан Адамович (1836--1898) -- немецкий классический филолог, грамматик

· Мюлленгоф, Карл Виктор (1818--1884) -- профессор немецкой филологии

· Прейсс, Гуго

· Ранке, Леопольд фон

· Риман, Бернхард

· Роузентал, Франц

· Фробениус, Фердинанд Георг

· Якоби, Карл Густав Якоб

Берлинский университет

Им. Гумбольдта, один из крупнейших университетов в ГДР. Основан в 1809 (формально открытие состоялось в 1810). Непосредственно руководил университетом в первые годы его существования Вильгельм фон Гумбольдт.

В 1816 прусским королём Фридрихом Вильгельмом III был утвержден статут университета. В год основания в БУ Обучалось 247 студентов, работало 58 преподавателей. Вскоре БУ Стал одним из ведущих университетов в Германии. В его состав входило 7 факультетов: философский, юридический, теологический, медицинский, фармацевтический, зубоврачебный и с.-х. К университету был присоединён ряд крупных научно-исследовательских институтов, астрономическая обсерватория в Потсдаме и др. Большой известностью пользовалось открытое в 1887 отделение восточных языков. С БУ Связана деятельность выдающихся учёных: филологов братьев Я. и В. Гримм, языковеда-санскритолога Ф. Боппа, философов Г. Гегеля, И. Фихте, историков Т. Моммзена, Б. Нибура, патологоанатома Р. Вирхова, физиков Г. Гельмгольца и Г. Кирхгофа и др. В 1836--41 в БУ Учился К. Маркс. После 1841 лекции в БУ Посещал Ф. Энгельс. В конце 19 -- начале20 вв. БУ. Был одним из ведущих центров науки, большое развитие в нём получили естественные и точные науки. В БУ Работали выдающиеся физики А. Эйнштейн, Э. Шрёдингер, М. Планк, В. Нернст. С приходом к власти фашистов многие профессора покинули БУ, эмигрировали из Германии.

В 1946 университету было присвоено имя А. и В. Гумбольдтов. В 1968/69 учебном г. В БУ Было 9 факультетов; философский, естественно-математический, юридический, экономический, педагогический, теологический, медицинский, ветеринарный, сельского хозяйства и садоводства; в университете обучалось свыше 14 тыс. Студентов, работало 1900 преподавателей. Библиотека университета (основана 1831) насчитывала (1969) свыше 1900 тыс. Тт.

Известные люди

Вильгельм фон Гуммбольдт (нем. Friedrich Wilhelm Christian Karl Ferdinand Freiherr von Humboldt; 22 июня 1767 -- 8 апреля 1835, дворец Тегель, Берлин) -- немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат. Старший брат учёного Александра фон Гумбольдта.

Сочетая в себе, в традициях своего времени и наследуя великим деятелям Возрождения, -- разнонаправленные таланты, осуществил реформу гимназического образования в Пруссии, основал в 1809 г. университет в Берлине, был другом Гёте и Шиллера.

Один из основоположников лингвистики как науки. Развил учение о языке как непрерывном творческом процессе и о «внутренней форме языка» как выражения индивидуального миросозерцания народа. Во многом определил путь и направление развития немецкой (и -- шире -- европейской) гуманитарной мысли своей эпохи.

Происхождение

По отцовской линии братья Гумбольдты происходили из померанской буржуазии. Их дедушка служил офицером в прусской армии и в 1738 был произведён в дворянское сословие благодаря личным заслугам и поданной просьбе. Его сын Александр Георг также состоял на воинской службе. После выхода со службы в 1766 Александр Георг сочетался браком с состоятельной вдовой гугенотского происхождения Елизаветой фон Гольвед, урождённой Коломб, и благодаря этому стал владельцем дворца Тегель и прилегающих земель.

Биография

5 марок 1967 г. -- памятная монета ФРГ, посвящённая братьям Александру и Вильгельму фон Гумбольдт

Вильгельм фон Гумбольдт родился 22 июня в Потсдаме.[1] На образование сыновей Вильгельма и Александра родители средств не жалели. Во Франкфуртском (на Одере) и Геттингенском университетах Вильгельм основательно изучил право, политику и историю. Преданный науке, он вместе с тем с напряженным вниманием следил за движением в сферах политической, общественной и литературной.

В 1789 г. он вместе со своим учителем, известным Кампе, ездил в Париж, «чтобы присутствовать при похоронах французского деспотизма». Несколько позже он отозвался на поставленный тогда историей вопрос о взаимных отношениях между государством и личностью в сочинении «Мысли о попытке определить границы действий государства» (Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staats zu bestimmen). Он является здесь борцом за полную свободу личности и ограничивает роль государства заботой о внешней безопасности. Это сочинение настолько расходилось с традиционными понятиями, что цензура не допустила его опубликования, и оно появилось в печати только в 1851 г.

Еще более, чем политические вопросы, интересовали его новые направления в литературе и философии. Уже в 1790 г. в Веймаре он завязал прочные, никогда не порывавшиеся связи с Шиллером, а позже установились дружеские отношения между ним и Гете. И с тем, и с другим Гумбольдт состоял в деятельной переписке, которая издана под заглавиями: «Briefwechsel zwischen Schiller und W. v. H.» (Штутгарт, 1876) и «Goethes Briefwechsel mit den Gebrьdern von H., 1795--1832» (Лпц., 1876). Рано приобретённая им репутация универсально образованного человека сделала его видным членом всех литературных салонов того времени. Он появляется то в Берлине, в кружке Генриетты Герц, Рахили Левин и др., то в Эрфурте и Веймаре, то в Иене (1794-97), в постоянном общении с кружком Шиллера. С тех пор, как он женился (1791) на Каролине фон Дахерёден, его дом сделался одним из самых блестящих салонов, куда стекалось все, что было в Европе умного, талантливого и знаменитого. Жена Гумбольдта была одной из просвещеннейших и умнейших женщин своего времени и оказывала мужу величайшую помощь даже в его ученых работах.

Ученый скончался 8 апреля 1835 г. в Тегеле близ Берлина.

Идеи Гумбольдта как историка и философа

Вильгельм Гумбольдт стремился конкретизировать и развивать философское учение Канта на материале общественной истории, но по ряду вопросов он отклонялся в сторону объективного идеализма. Гумбольдт считал, что история как наука в некотором смысле может совпадать с эстетикой, и выработал свою теорию исторического познания. Согласно ей, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая не может быть понята с причинной точки зрения. Проявляет себя эта духовная сила через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов, вытекающие из природной необходимости или из потребности. Таким образом, историческая жизнь общества есть результат свободы и необходимости жизни индивидов и жизни целого. На этих идеях Гумбольдта коренится понимание термина «Духовная культура», выработанного в дальнейшем в культурологии. Гумбольдт понимал под духовной культурой религиозно-нравственные представления, которые приводят к совершенствованию личности человека и, вместе с тем, -- к улучшению общественной жизни.

Политические идеи Гумбольдта

Одновременно со Шлейермахером, Гумбольдт сформулировал учение об индивидуальности. Он говорил: «Всякая человеческая индивидуальность есть коренящаяся в явлении идея. В некоторых случаях, это до того ярко бросается в глаза, точно идея лишь затем приняла форму индивида, чтобы в ней совершить свое откровение». Гумбольдт считал, что в индивидуальности кроется тайна всякого существования и первым выразил мысль о необходимости разнообразия. Вильгельм писал свои работы о деятельности государства в конце 18го столетия, когда государственное начало было очень сильно. Государство, по Гумбольдту, должно ограничиваться исключительно установлением внешней и внутренней безопасности. Любое содействие благосостоянию граждан со стороны государства невозможно без вмешательства его во все отрасли человеческой жизни. А подобное вмешательство, как боялся Гумбольдт, ограничит личную свободу, и помешает своеобразному развитию индивидуума. Высшую цель, которая должна определять границы деятельности государства, Вильгельм видел в универсальном развитии индивидуальности.

Иомганн Гомтлиб Фимхте (нем. Johann Gottlieb Fichte, 19 мая 1762, Бишофсверда -- 27 января 1814, Берлин) -- немецкий философ. Один из основателей группы направлений в философии известной как субъективный идеализм -- группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.

Представителями классической формы субъективного идеализма являются Беркли, Фихте, Юм, схожие идеи также развивал Кант. Среди философских течений XX века к субъективному идеализму иногда относят различные школы позитивизма (махизм, операционализм, логический эмпиризм, лингвистическую философию и т. п.), прагматизм, философию жизни (Ницше, Шпенглер, Бергсон) и выросший из неё экзистенциализм (Сартр, Хайдеггер, Ясперс и др.), которая развилась из теоретических и этических работ Иммануила Канта. Фихте часто воспринимается как фигура, чьи философские идеи послужили мостом между идеями Канта и германского идеалиста Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. В последнее время Фихте получил признание благодаря его оригинальной способности проникновения в суть природы самосознания и самоанализа. Так же как у Декарта и у Канта, проблема объективности и сознания служила мотивом его философских размышлений. Фихте также писал работы по политической философии и из-за этого он воспринимается некоторыми философами как отец Немецкого национализма.[1]

Фримдрих Даниэмль Эрнст Шлемйермахер (нем. Friedrich Daniel Ernst Schleiermacher; 21 ноября 1768, Бреслау -- 12 февраля 1834, Берлин) -- знаменитый немецкий философ, теолог и проповедник.

Сын реформатского пастора. Воспитывался в братской общине гернгутеров (в Ниески и Барби), религиозный дух которой произвел на юного Шлеймахера глубокое и неизгладимое впечатление. Но наряду с религиозностью эта же община своей полной отчужденностью от науки и жизненных интересов породила в Шлеймахере никогда не угасавший протест против узкой и нетерпимой ортодоксии.

19-ти лет покинул Шлейермахер ставшую для него духовной тюрьмой семинарию и, напутствуемый укорами отца, направился в университета в Галле. Здесь Шлейермахер с напряженным рвением отдался изучению философии под руководством вольфианца Эбергарда. Происходившая в то время борьба между критицизмом Канта и Лейбницевской философией повергла и его в конфликт старых философских взглядов и новых веяний. Из этого конфликта он вышел, не подчиняясь в полной мере ни тому, ни другому влиянию. Кант привлекал его критической трезвостью своей теории познания, но его метод обоснования метафизических идей на почве морали Шлейермахер решительно отвергает уже в своем первом юношеском произведении: «Ueber das hцchste Gut».

Выдержав, по настоянию отца и дяди, теологический экзамен, Шлейермахер некоторое время был домашним учителем и воспитателем в семействе графа Дона в Шлобиттене. Здесь же он начал свою проповедническую деятельность. Затем Шлейермахер занимал должность церковного проповедника, сначала в Ландсберге, а затем в Берлине. Проповедничество было призванием Шлейермахера, одаренного от природы ораторским талантом. Деятельность эта не стояла в противоречии и с его отрицанием церковной догматики. Его проповеди состояли главным образом в моральном и психологическом истолковании религиозных идей. С этим содержанием вполне гармонировало его собственное благочестивое настроение.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.