рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыБез исторической памяти нет будущего

Без исторической памяти нет будущего

И. КАРИМОВ.

БЕЗ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НЕТ БУДУЩЕГО.

После достижения независимости возрастает интерес нашего народа к познанию своей Родины, ее языка, культуры, ценностей, истории. Это -- естественное явление. Каждому человеку присуще желание знать свою родословную, кто были его предки, историю кишлака, города, где он родился и вырос, одним словом, историю Родины.

Сегодня весь мир признает, что край, называемый Узбекистаном, то есть наша Родина, является одной из колыбелей не только восточной, но и мировой цивилизации. Эта древняя и священная земля взрастила великих ученых, мыслителей, политиков, полководцев. На этой земле закладывались и развивались основы религиозных и светских наук. Построенные еще до нашей эры и позже сложные гидросооружения, памятники старины, не потерявшие своей красоты и величественности, свидетельствуют о том, что здесь с древнейших времен были высоко развиты земледелие, ремесла, культура, зодчество и искусство градостроительства. Уцелевшие в безжалостных испытаниях времени надписи и рисунки на камнях и сегодня хранящиеся в библиотеках более 20 тысяч рукописей, в которых запечатлены десятки тысяч научных трудов по истории, литературе, искусству, этике, философии, медицине, математике, физике, химии, астрономии, архитектуре, земледелию, -- это поистине бесценное духовное богатство и гордость наша. Мало найдется в мире народов, обладающих таким большим наследием. И потому-то я смело могу сказать, что немногие страны мира могут сравниться с нами в этом отношении.

Настала пора серьезного изучения этих уникальных рукописей, отразивших жизненный опыт, что накапливался веками нашими предками, их религиозные, нравственные, научные взгляды. Ибо, как вам известно, в советский период стремление к познанию исторической правды не поощрялось. Источники, не служившие интересам господствующей идеологии, укрывались как можно дальше от глаз народа.

Наши ученые создают труды о различных периодах истории, писатели пишут крупные прозаические, поэтические и драматургические произведения на историческую тему. Заслуживает внимания и тот факт, что средства массовой информации широко пропагандируют наши духовные ценности, в беседах, дискуссиях появляется разнообразие мнений. Меня особенно радует то, что наше молодое поколение, ощущая себя лично ответственным за дальнейшую судьбу нации, Родины, участвует в полемике с чувством причастности к этому.

Есть пословица -- “Чумчук сойса хам кассоб сойсин”1. Я не историк. И совершенно далек от мысли поучать специалистов в этом отношении. Однако возникает естественный вопрос: в пору вступления нашей государственности в период резкого поворота нужно ли нам четко определить свое место во времени и пространстве, знать свое генеалогическое древо, знать, кто мы есть? Нужно или нет, чтобы активно работающие в нашей стране уважаемые академики, писатели, издатели, ученые, и прежде всего историки, вместе ответили на эти вопросы?..

На мой взгляд, когда речь заходит об историческом прошлом узбекского народа, о его самобытности и духовности, у нас не хватает анализа, опирающегося на глубокую научную основу, четкого подхода в определенных вопросах. Говоря научным языком, нет целостной концепции. Самосознание начинается со знания истории. Эту истину, не требующую доказательств, необходимо поднять на уровень государственной политики.

Есть особая ответственность говорить с высокой трибуны о нации, стране. Не будем забывать о том, что когда выражается отношение к какому-либо событию или личности, это может быть лишь точкой зрения одного человека или людей определенной категории. Хуже всего, что субъективное мнение бывает заразительным. Одностороннее мнение, не основанное на глубоком анализе, на логике, сбивает с толку людей, и прежде всего преподавателей истории. Приняв услышанное за истину, они доводят ее до учащихся. Правильный путь нам могут указать только те выводы, которые родились в результате спора, дискуссии, анализа. Это во-первых.

Второе заключается в том, что мы объявили воспитание гармонично развитого человека приоритетным направлением государственной политики. Когда мы говорим о гармонично развитом человеке, то подразумеваем, прежде всего, эрудированных, образованных, просвещенных людей с высоким сознанием, способных самостоятельно мыслить, являющихся примером для других. Сознательного, образованного человека нельзя обмануть сбивчивыми, сомнительными разглагольствованиями. Он все взвешивает на весах разума, логики. Зрелым человеком считается тот, кто свои мысли, мнение, выводы соотносит с логикой.

Мы строим свободное демократическое общество. Для нас вообще не существует закрытых тем. У нас есть общенародная трибуна -- телевидение, радио, печать. Для людей с добрыми помыслами границы всегда открыты. Из-за рубежа к нам едут гости, и мы выезжаем в иностранные государства. Часто у нас проводятся международные форумы. Нам нужны знающие, умные, образованные люди, которые на этих форумах свободно смогут вести полемику с ведущими учеными в любой сфере -- будь то экономика, политика, история, культура.

Почему я часто повторяю слово “просветительство”, делаю на нем особое ударение? Просвещение -- это основа развития общества, это единственная сила, способная спасти его от неизбежной катастрофы. Вспомните события, развернувшиеся в Туркестане в начале нашего века. Почему в этом крае в те годы как никогда усилилось движение просветительства? Да потому что пробудить край, подпавший под иго царской России, ставший перед лицом регресса, раскрыть глаза народу можно было лишь путем просветительства. Просветительство и сегодня не потеряло и не потеряет впредь для нас своего значения. Добиться поставленных перед собой целей мы можем только тогда, когда сумеем воспитать умных, образованных, высоконравственных людей, только тогда воцарится в стране благоденствие и прогресс. Если не сможем решить этой проблемы, то все наши призывы и упования окажутся напрасными: не видать нам тогда ни прогресса, ни светлого будущего, ни благоденствия!

Именно поэтому мы в свое время организовали республиканский центр “Маърифат ва маънавият”. Открылись областные и районные отделения центра. И речь сейчас не о том, что были выделены крупные суммы из бюджета республики. Если нужно, поможем еще. Но как можно понять, что работа в этой сфере отстает от требуемого уровня, что организация допускает формализм в своей деятельности? При виде такого положения дел невольно хочется воскликнуть: дорогой мой, ты же не работник дома политпросвещения советских времен, у тебя ведь совершенно другие задачи. Мы создали эту организацию не только для того, чтобы получали там зарплату. Ведь по сути нравственное воспитание, пропаганда знаний является делом совести каждого интеллигента. Просветитель должен быть самоотверженным человеком. Понимаем, и они должны иметь хлеб насущный, кормить семью и детей. Поэтому мы и назначили им зарплату. Однако я еще раз повторяю: просветитель должен быть прежде всего самоотверженным человеком, фанатиком своего дела.

Я говорил о движении просветительства в начале двадцатого века. Разве представители этого движения выступили на арену борьбы ради богатства, ради славы? Разве кто-то выдавал зарплату Махмудходже Бехбуди, Мунаввару Кори, Фитрату, Тавалло за то, что они открывали школы, призывали народ отстаивать свои права? Кто-то платил им за это? Конечно, нет! Они заведомо знали, что играют с огнем, что будут жестоко наказаны за свою борьбу с колониализмом. Зная об этом, они сознательно шли по этому пути. Ибо к этому их призывала совесть, убеждения.

Давайте теперь перейдем к основной теме. Итак, какое место занимает история в нашей духовности? Можно ли достичь высокой духовности, не зная истории? Конечно, нельзя!

Для восстановления духовности, чтобы ощущать себя не ниже других в стране, в которой родился и вырос, ходить с гордо поднятой головой, человеку, конечно, необходима историческая память.

Естественно, каждый человек, являясь сыном своей нации, задается вопросами, а кто были мои предки, где истоки моей нации, как происходил процесс ее становления, возрождения и формирования? Почему уровень развития нации, давшей миру таких великих людей, как Ахмад аль-Фаргони, Мухаммад Хоразми, Ибн Сино, Абу Райхон Беруни, Имам аль-Бухари, Амир Темур, Улугбек, Алишер Навои, Бобур, к XVII--XIX векам стал ниже прежнего, достигнутого до той поры? Почему в течение трех столетий мы не сумели преодолеть отсталость? Не стала ли эта отсталость, несмотря на сильное сопротивление наших предков, причиной относительно легкого покорения царской Россией нашего края?

Человек, исследующий корни истории, конечно же в один прекрасный день столкнется с этими вопросами, и, я уверен, сделает правильные выводы. Человек, у которого есть историческая память, -- это стойкий человек. Я повторяю, стойкий человек.

Если каждый член общества независимо от того, кем он является, будет хорошо знать свое прошлое, то такого человека трудно сбить с толку, подвергнуть влиянию различных догм. Уроки истории учат человека бдительности, укрепляют его волю.

Из вышеприведенных рассуждений, естественно, возникает такой вопрос: создана ли правдивая история Узбекистана, узбекского народа, которую стоит довести сегодня до широких масс? Историю, написанную в советское время, я не считаю историей. Я совершенно против того, чтобы преподавать историю, написанную чужестранцами. Когда колонизаторы высказывали объективное, справедливое мнение о народе, который подчинили себе? Они тратили все силы на то, чтобы умалить прошлое Туркестана, лишить нас своей истории. Вы, видимо, хорошо понимаете, что значит лишиться истории. Лишиться истории для человека все равно, что лишиться жизни.

История Хорезмского государства, как мы знаем, насчитывает 2700 лет. Но попробуйте спросить у какого-либо известного российского историка, прошлого или нынешнего, признает ли он это? Не признает, не знает и не желает знать. А причина этого упрямства одна: если он признает этот факт, то его исторические выводы будут сведены на нет, и станет очевидным, что он пошел в науке ложным путем. Вот уже исполнилось три тысячи лет со времени создания нашей священной древней рукописи “Авеста”. Эта уникальная книга является духовным, историческим наследием, оставленным грядущим поколениям от наших предков, живших 30 веков назад на этой прекрасной земле между двух рек. “Авеста” -- это исторический документ, свидетельствующий также и о том, что в этом древнем крае существовало великое государство, великая духовность, великая культура. И этот факт никто не может отрицать. Однако, как было сказано, я не знаю, чтобы какой-либо иностранный журналист или вообще западный писатель упоминал об “Авесте”. Отсюда можно сделать вывод, что большинство суждений, высказываемых в дальних странах, о прошлом нашего народа, страны, являются ложными, антинаучными.

Я говорю то, что знаю, я вынужден сделать такой вывод. Достойно сожаления то, что когда речь идет о нашей истории, мы до сих пор опираемся на исследования русских ученых, цитируем их: “Бартольд сказал так... Гумилев сказал эдак...” и т. д. Я не хочу умалять труд русских ученых. Но до каких пор мы будем оценивать свою историю чужими мерками? Почему не проводятся исследования, в которых дается всесторонний анализ политико-социальной, экономической, культурной жизни, развития государственности в стране в такой великий период? Есть же у нас институты востоковедения, археологии, истории и другие. Чем заняты специалисты, куда они смотрят? Когда возникла узбекская государственность? Оказывается, в 20-х годах ХХ века, а точнее, в 1924 году Узбекистан получил статус государства. И нужно верить этому? Как человек, стоящий во главе вновь формируемой узбекской государственности, имею право сказать -- и это не хвастовство -- готов отдать за это свою жизнь. Потому что в этом заключается смысл моей жизни. Однако не только я, весь народ желает знать: в каком веке возникла узбекская государственность? Какие исторические этапы она прошла? Может быть, специалисты объяснят, может, у них есть точный ответ? Может быть, ученые, ведущие пропагандистскую работу, уже давно пришли к единому мнению? Однако до сих пор я ни в печати, ни в учебниках не смог найти ответ на эти вопросы.

Еще раз скажу, я не смею ни критиковать, ни обвинять работающих в этой сфере ученых. Я также хорошо знаю, в какую эпоху формировались научное мышление, взгляды многих ученых. Работающих в области исторической науки я знаю как своих соратников-патриотов. И поэтому могу требовать от них: когда для наших детей подготовите точную, научно обоснованную, правдивую историю нашей страны?

Государственность в настоящее время является важным политическим вопросом. Ибо еще существуют силы, которые через третьи лица ведут пропаганду, что в Узбекистане не было государственности, пытаются внедрить эту мысль в наше сознание и даже уверить в этом международную общественность. И вы думаете, что среди таких подстрекателей нет людей, которые мечтают любым путем вернуть нас в бывший СССР? Основная задача узбекских историков сегодня состоит в том, чтобы доказать необоснованность таких утверждений, создать историю нашей государственности, основанную на научной точке зрения.

Если в нашей печати появляется статья, касающаяся нашего прошлого, я знакомлюсь с ней, независимо от того, какого она плана -- научного или художественного. Человек, считающий себя политиком, деятелем, если у него есть совесть, обязан знать историческое прошлое своего народа.

Мы родились и выросли на этой земле. Все мы считаем себя узбеками. Гордимся этим. Недавно я прочитал одно стихотворение Мухаммада Юсуфа. Он пишет о том, что необходимо знать для осмысления понятия “узбек”. Хорошее стихотворение! Вот если бы еще наши ученые дали научное толкование таких больших идей.

Например, оседлая или кочевая культура составляла основу жизни наших древних предков? Какие племена повлияли на формирование узбекского народа? Знаю, это трудные вопросы. Однако нам необходимо найти на них ответы.

У представителей соседних государств и наций тоже, подобно нам, заметно желание заново, глубже изучить свою историю. Это, наверно, правильно. У каждого народа есть своя национальная гордость. Издаются различные книги, проводятся большие форумы. С целью изучения священного наследия нашего предка Ахмада Яссави проводятся встречи и в Туркестане, и в Стамбуле, и в Измире. И было бы хорошо, если бы на этих встречах, конференциях представители Узбекистана, опираясь на научно-исторические основы, глубокие исследования, не предаваясь отдельным домыслам, вооружились правдивыми свидетельствами и доказательствами.

Вновь хочу повторить: раз мы считаем себя нацией, мы должны обладать конкретным представлением, характеризующим узбеков. Есть тюркоязычный народ, есть турецкий народ. Разницу между этими понятиями должен знать каждый гражданин, прежде всего наши дети. Почему же, когда касаемся этих вопросов, наши историки упорно молчат, как будто набрали в рот воды?

Недавно по телевидению транслировали передачу о государстве хунов, об Аттиле, который когда-то правил этим государством. Аттила, захватив волжские территории, астраханские степи, дошел до Восточной Европы, затем, завоевав Западную Европу, дошел до Римской империи и разделил ее на две части -- Рим и Византию.

В русских и западных источниках, литературе хунов называют “гуннами”. Гунны во главе с Аттилой вторглись в Рим и полностью разрушили его. Эти события произошли приблизительно в конце IV -- первой половине V века. Ведущий передачи, ученый, полностью донес до зрителя подробности о том, кого взял в жены Аттила, по чьему указанию и кем он был отравлен. Даже назвал точную дату рождения Аттилы. Бог знает, смог бы правильно ответить этот ученый на вопрос о дате рождения Беруни? Самое интересное впереди. Гунны якобы отвратили римлян от пристрастия к спиртным напиткам и, ассимилировавшись с ними, оздоровили нацию и этим продлили им жизнь. Оказывается, и культуру в Рим тоже принесли они...

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.