рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыБлаготворительность Рябушинских

П.М. Рябушинского с сыновьями. С 1902 года стал совладельцем банкирского дома «Братья Рябушинские», реорганизованного впоследствии в акционерный Московский банк, занимавший 13-е место среди ведущих коммерческих банков России.

Наряду с широкой предпринимательской деятельностью Рябушинского (сфера интересов в льняной, стекольной, бумажной, полиграфической, автомобильной промышленности); занимает руководящие должности в крупнейших организациях: Московском биржевом комитете, председательствует в Обществе хлопчатобумажных фабрикантов, Военно-промышленном комитете, становиться членом Государственноно совета по выборам от промышленности, председатель всероссийского союза.

С 1905 года был известен своей политической активностью, войдя в ЦК «Союза 17 октября», не приняв политику А.И. Гучкова, в 1906 году вошел в умеренно-либеральную партию мирного обновления, не принимавшую ни революционного насилия, ни правительственного произвола. В 1912 году стал одним из инициаторов создания партии прогрессистов, считая необходимым установление конституционного строя и перехода реальной власти в руки торгово-промышленной буржуазии. Активно участвовал в движении за права старообрядцев.

В издаваемых Рябушинским газазетах «Утро», «Утро России» высказывались взгляды противоправительственного направления. После Февральской революции 1917года призывал к единству социальных сил («Еще не настал момент думать, что мы можем все изменить, отняв все у одних и передав другим, это является мечтою, которая лишь многое разрушит и приведет к серьезным затруднениям. Россия в этом смысле не подготовлена, поэтому мы должны еще пройти через путь развития частной инициативы» [3]), убеждал Временное правительство в недопустимости двоевластия и необходимости идти на разрыв с диктатурой Советов. Доказывая вред введенной правительством 25 марта хлебной монополии, разрушившей торговый аппарат, и предрекая крах экономики после отстранения торгово-промышленного класса. Потеряв надежду на установление конституционного строя, поддержал Л.Г. Корнилова, а после его поражения отошел от политической деятельности.

Находясь в Крыму на лечении, был арестован, но вскоре был освобожден А.Ф. Керенским. После Октябрьского переворота Рябушинский вошел в антибольшевистский Совет государственного объединения России (СГОР), созданный по инициативе П.Н. Милюкова. В 1919 году выехал в Париж, безуспешно пытаясь возродить деятельность объединения предпринимателей, надеясь на экономический крах большевиков. В 1921 году в связи с началом НЕПа посчитал, что коммунистическое правление изжило себя, и готовился к возвращению для участия в возрождении России. Но в 1924 году он умирает в городе Камбо-ле-Бэн, во Франции.

2.2 Владимир Павлович Рябушинский (1873 - 1955)

Родился 29 июня 1873 году в Москве в семье известных промышленников, имевших старообрядческие корни. Представитель знаменитой династии старообрядцев - поповцев. Учился в Практической академии коммерческих наук в Москве, а затем в Гейдельбергском университете в Германии. После смерти отца быстро занял лидирующие позиции в банковском и промышленном делах, имел необходимые для предпринимателя личностные качества.

С 1905 года он активно принимается общественной деятельность и на первых же порах занимает в ней выдающиеся место, становиться членом ЦК «Союза 17 октября», затем членом партии прогрессистов. Являлся одним из учредителей Торгово-промышленной палаты.

С начала Первой мировой войны добровольно отправился на фронт, принимал участие в боях. Был произведен в офицеры и награжден орденом святого Георгия четвертой степени, затем принимал участие в Гражданской войне. Участвовал в Ясском совещании организаторов Белого движения. Эмигрировал из Крыма в Константинополь, затем переехал во Францию. На чужбине ему не удается продолжить фамильное дело.

Становиться основателем общества «Икона» в Париже, просуществовавшего с 1927 по 1951 года. С 1951 по 1955 года Владимир Павлович становится почетным председателем общества. Принимает активное участие в кружке имени Андрея Рублева, ставившего своей целью ознакомление французов с русским искусством и с иконописью. Посвятил иконописи многие работы, выдержки из которых печатались, в частности, в рижском старообрядческом журнале «Родная старина». К концу жизни потерял зрение. Скончался 7 октября 1955 году в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

2.3 Степан Павлович Рябушинский (1874 - 1942)

Родился к купеческой старообрядческой семье династии Рябушинских. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Управлял торговой частью семейной фирмы -- Товарищества П.М. Рябушинского с сыновьями. Был одним из совладельцев банкирского дома братьев Рябушинских, с 1912 года членом совета созданного на его основе Московского банка, в 1916 году становиться одним из учредителей Товарищества Московского автомобильного завода (АМО).

Наибольшую известность Степану Павловичу принесла не предпринимательская деятельность, а коллекционирование икон. Будучи старообрядцем, после указа от 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости» Рябушинский мог открыто собирать иконы «старого письма». Он начал покупать их большими партиями по всей России, лучшие оставлял себе, другие жертвуя старообрядческим храмам. К 1914 году Степан Павлович владеет одной из лучших коллекций икон в Москве (наряду с собраниями И.С. Остроухова и А.В. Морозова).

Также он занимается коллекционированием других культовых предметов и различной церковной утвари. Иконы Рябушинского размещались в молельне его городской усадьбы на Малой Никитской улице (ныне здания музеев М. Горького и А.Н. Толстого), построенной в 1900 - 1902 годах архитектором

Ф.О. Шехтелем.

Одним из первых Рябушинский при участии иконника-реставратора

А.В. Тюлина начал реставрировать иконы в устроенных у себя мастерских, при этом были открыты многие шедевры древнерусского искусства. Во многом именно благодаря Степану Павловичу началось планомерное научное изучение икон, были открыты многие шедевры иконописи, произошло так называемое «открытие иконы» в начале XX века.

Рябушинский экспонировал иконы на выставке «Древнерусская иконопись и художественная старина» (Петербург, 1911 - 1912 годы). Был инициатором проведения юбилейной выставки в Москве в «Деловом дворе», участвовал в создании её экспозиции и подготовке печатного каталога («Выставка древнерусского искусства, устроенная в 1913 году в ознаменование чествования 300-летия царствования Дома Романовых»).

Рябушинский занимался научным исследованием икон, в журнале «Церковь» в 1908 он опубликовал статьи «Изображение Воскресения Христова», «О реставрации и сохранении древних святых икон». Степан Павлович был избран почётным членом Московского археологического института.

После 1917 года Рябушинский эмигрирует в Милан. Его коллекция в 1918 -1919 годы поступкет в Государственный музейный фонд, в 1924 - 1928 года лучшие иконы были переданы в Третьяковскую галерею (ныне там находятся 54 иконы из его собрания), ГИМ, Оружейную палату, часть в Пермский и Кубанский музеи, некоторые распроданы. В 1924 году Степан Павлович Рябушинский умирает в Милане.

2.4 Николай Павлович Рябушинский (1877 - 1951)

Родился в 1877 году в Москве в семье миллионеров - предпринимателей Рябушинских. Николай Павлович не имел никакой склонности к торгово-промышленным делам, в исторической науке он известен как коллекционер русской и западноевропейской живописи, антиквар. После смерти отца он вышел из состава «Товарищества мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями» и, получив свою наследственную долю родительского богатства, с головой погрузился в мир Московском богемы.

Рябушинский связал свою меценатскую деятельность с отечественным изобразительным искусством, с тем его направлением, которое ориентировалось на модные тогда идеи символизма. Он стремился стать организующим центром этого нового направления, поднять его значение и авторитет в художественно - культурной жизни Москвы. Перед глазами у него был пример Сергея Павловича Дягилева, и Рябушинский решил выступить в роли преемника петербургского мецената и продолжить традицию «Мира искусства» Дягилева, способствуя консолидации молодых художественных сил и популяризации их творчества.

Прежде всего, был организован новый художественный журнал - «Золотое руно». Название было не только красивым, но и символичным: все участники издания должны были сплотиться вокруг общего дела, как отважные аргонавты из древнегреческого мифа. Участвовать в этом проекте Рябушинский пригласил: Сомова, Лансере, Остроумову, Бакста, Бенуа. Кроме них Николая Павловича окружали: Павел Кузнецов, Сергей Судейкин, Петр Уткин, Николая Сапунов, Николай Крымов и Николай Милиоти, Анатолий Арапов, Мартирос Сарьян, Артур Фонвизин. Все они были выпускниками Московского училища живописи, ваяния и зодчества, сблтизившимися ещё в студенческие годы. Дебютом этой группы стала выставка «Алая роза», состоявшаяся в апреле - июне 1904 года в Саратове.

Взявшись за издание журнала «Золотое руно», Рябушинский по своему обыкновению не жалел средств. Редакция размещалась в снятом им доме на Новинском бульваре, близ особняка Шаляпина. «Золотое руно» имело огромный формат, печаталось золотым шрифтом в две колонки - на русском и французском языках. Журнал блистал качеством иллюстраций. Это было дорогое издание, годовая подписка стоила 15 рублей. Однако расходы на выпуск журнала не окупались, и Николаю Павловичу приходилось большую часть возмещать из собственных средств. К концу 1906 года доход от продажи «Золотого руна» составил 12 тысяч рублей, расходы превысили 80 тысяч.

Вышедший в январе 1906 года первый номер «художественного, литературного и критического журнала» «Золотое руно» был почти целиком посвящен Борисову-Мусатову и Врубелю - двум мастерам, творчеством которых, по словам Рябушинского, определялось кредо издания. В журнале сотрудничали видные деятели литературы и искусства Вячеслав Белый, Мережковский, Гиппиус, Белый, Бальмонт, Философов, Максимилиан Волошин, Михаил Кузьмин, Сомов, Бакст, Сологуб, Минский.

Многие осуждали издание Рябушинского за претенциозную роскошь. В 1907 году оформление журнала изменилось: меньше стал формат, исчез перевод на французский язык, сократилось число иллюстраций. Разочаровались в Рябушинском и некоторые близкие к журналу авторы. Еще в 1906 году испытал разочарование в «Золотом руне» Бенуа. А в 1907 году с журналом порвал и Андрей Белый, вслед за ним ушел Валерий Брюсов. Уход нескольких именитых сотрудников не смутил Николая Павловича, на смену им в «Золотое руно» пришли Георгий Чулков, Борис Зайцев, Сергей Городецкий, Иван Бунин. С апреля 1907 года по ноябрь 1908 года критическое обозрение текущей литературы в журнале вел Александр Блок.

Подражая Дягилеву, Рябушинский старался следовать по его стопам не только в издании журнала, но и в организации и устройстве художественных выставок. Первым его опытом на этом поприще была вошедшая в историю русского искусства серебряного века выставка «Голубая роза». Выставка открылась 18 марта 1907 года, была организована целиком на средства Рябушинского, принимавшего активное участие в ее устройстве и оформлении и даже экспонировавшего на ней несколько собственных живописных панно. Эта выставка стала сенсацией в московском мире искусства. В выставке участвовали шестнадцать художников: Кузнецов, Уткин, Судейкин, Сапунов, Сарьян, Н. и В. Милиоти, Крымов, Арапов, Феоктистов, Фонвизин, Дриттенпрейс, Кнабе, Рябушинский, скульпторы Матвеев и Бромирский.

К концу 1909 года издатель «Золотого руна» разорился. Несомненно, не окупающиеся расходы, связанные с журналом, с выставками, подорвали его состояние. Но главная причина была не в этом. Отчаянный картежник, Николай Павлович однажды проигрался в пух и прах. После этого Рябушинский по-прежнему вращался в кругах творческой интеллигенции, по-прежнему был причастен ко многим художественным выставкам, но уже не в роли мецената, а в качестве рядового участника экспозиции.

В 1922 году Николай Рябушинский эмигрировал во Францию. Умер он в 1951 году в больнице после операции. Похоронен на Восточном кладбище в Ницце.

Заключение

Над большинством людей нашего поколения довлеет стереотип купеческого сословия, как ограниченного человека, самодура. На самом же деле купеческие семьи давали начало целым династиям успешнейших промышленников, талантливых финансистов, дальновидных политиков, которые оказали значительное влияние на развитие отечественной культуры, многократно усилили её авторитет, а порой и износа открывали для зарубежных граждан.

Семейство Рябушинских не было исключением, заработав своим собственным талантом, умением найти в себе предпринимательскую жилку, интуицией, целеустремленностью, экономической активностью, быстрой реакции на экономическо - хозяйственные катаклизмы, инициативностью и новаторством в хозяйственном процессе, творческому, но в то же время жесткому подходу к достижению своей неизменной цели, они оставили свой след в истории Российского предпринимательства как успешные, добросовестные представители купеческого сословия.

Начиная с Михаила Яковлевича Рябушинского, в детях семьи это рода неизменно воспитывали трудолюбие, выносливость, честность, приучали к работе с самого раннего возраста, стимулировали развитие производительной деятельности в сыновьях, прививали любовь к искусству и культуре.

Естественно не все представители семейства Рябушинских занимались предпринимательской деятельность, многие посвятили своя жизнь научной деятельности, добившись на этом поприще немалых успехов и принесшие немалый вклад в отечественную науку, так например, Дмитрий Павлович, Федор Павлович. Степан Павлович, Дмитрий Павлович оставили свой след в истории как деятели культуры и искусства, оказавшие значительное влияние на развитие и процветание русского коллекционного дела, способствовавшие активной творческой деятельности не имеющих на это средств талантливой молодежи.

Хотя семейство Рябушинских не самые известные с меценатской стезе предприниматели, как, например, Дягилев, Морозовы, Мамонтовы, Строгановы, Щукины, но и их вклад в национальную культуру нельзя недооценивать и обходить стороной их благотворительную деятельность, поскольку нуждающуюся в поддержке национальная культура, получая материальную помощь, имеет возможность продуктивно развиваться, процветать и прославлять Российскую культуру далеко за пределами нашей необъятной Родины.

Список использованных источников

1. Аронов, А. А. Золотой век русского меценатства / А. А. Аронов. - М. : Моск. гос. ун - т, 1995. - 115 с.

2. Борисов, В. П. Дмитрий Павлович Рябушинский / В. П. Борисов // Природа. - 2000. - № 8. - С. 61 - 68.

3. Иванов, В. Предприниматели России Рябушинские. Зачем человеку деньги… Хроника жизни купеческой семьи Рябушинских / В. Иванов. - М. : ТЕРРА - TERRA, 1996. - 447 с.

4. Пакраван, М. Династия в изгнании: семья Рябушинских: история и судьбы / М. Пакраван // Новое время. - 2006. - № 42. - С. 32 - 35.

5. Петров, Ю. А. Династия Рябушинских / Ю. А. Петров. - М. : Русская книга, 1997. - 361 с. - ( России известные имена).

6. Петров Ю. А. Политические деятели России 1917 : библиограф. словарь / Ю. А. Петров. - М. : Русская книга, 1993. - 635 с.

7. Российская государственная библиотека [электронный ресурс]. - Режим доступа : http: // www. krugosvet. ru. / Literature. htm.

8. 1000 лет Русского предпринимательства: из истории купеческих родов / сост. О. Платокова, Ю. Банишлова. - М. : Современник, 1995. - 479 с. - ( Энциклопедия купеческих родов).

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.