рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты"Конец истории?" или новые национальные интересы

4 февраля 1965 года президент Франции де Голль собрал пресс-конференцию в Елисейском дворце, посвященную золоту. Итогом этому послужило фактический отказ де Голля использовать доллар в международных расчетах и о переходе на единый золотой стандарт.

На встрече с президентом США Джонсоном, де Голль потребовал обменять 1.5 млрд. бумажных долларов на чистое золото. По официальному курсу. Джонсон пообещал генералу (де Голлю) серьезные проблемы. Тогда де Голль вышел из НАТО и объявил об эвакуации с территории Франции 29 американских военных баз. Американцам пришлось принять условия де Голля, и за два года Форт-Нокс потерял более чем 3 тысячи тонн золота, получив взамен почти все скопленные доллары во Франции.

После де Голля, другие страны тоже решили обменять свои доллары в Форт-Ноксе. 15 августа 1971 года президент США Никсон объявил, что отныне золотое обеспечение доллара отменяется. Сказанное в лишний раз доказывает торжество национальных интересов, над идеологией которое привело к столкновению стран одного лагеря, точнее капиталистического, хотя они и являлись союзниками, против другой идеологии, но государственные интересы этих стран принуждало их действовать подобным образом, не обращая внимания в их приверженности общей идеологии. В продолжение вышесказанному можно привести и следующее; с распадом СССР доллар захватил рынки и территории бывшего соцлагеря. Но политика де Голля дало о себе знать, Европа начала объединяться экономически. 1 января 1999 года европейские страны объявили о создании новой общей валюты - евро. Фактически претендующей на роль мировой. Ее первоначальный курс был намного благоприятнее, чем курс доллара. Но тут произошло одно (возможно случайное) событие. 24 марта войска НАТО начали войну в Югославии. Американцы бомбили города и села в самом континенте, разумеется, от этого страна понесла большие потери. Но еще большой урон эта война нанесла новой зарождающейся валюте. К концу первого года евро упало до доллара, а в следующим вообще уступил ей. Для сравнения, первоначальный курс евро был в отношении доллара

1 (Е) на 1.17 (Д), а после известных событий 1 (Е) на 0.82 (Д).

Вся эпоха историческая, известная человеческому роду, основывалась на национальных (государственных) интересах. Так было и в период Римской Империи и период Тридцатилетней войны, легитимирующим национальность государств (Вестфальский мир), или в период первой мировой войны. Не из-за идеологических принципов Италия предала Германию и Австро-Венгрию, которые не могли уступить ей полуостров Истрия и Триест, Южный Тироль, принадлежавшие самой Австро-Венгрии. Так было и в период «холодной войны», когда Франция вышла из НАТО, когда было учреждено Европейское Сообщество, когда де Голль дважды отказал Великобритании вступить в Европейский союз.

Даже религиозный фактор не так силен как национальный. Примером этому могут послужить европейская Реформация, Варфоломеевская ночь, захват крестоносцами Константинополя, Анкаринское сражение и событие наших дней, пассивное отношение мусульманского мира к январским (2009) событиям в Секторе Газа (исключая Турцию).

Факт, что две мировые войны убили Европу, не может быть отвергнут. Как сказал Сулейман Демирель: «Европа уже давно умерла, и некому ее оплакивать» что и является доказательством современному однополярному состоянию мира, с господством США. Действительно не осталось никаких признаков от некогда доминирующих империй Европы. Когда-то историю мира определяли взаимоотношения и договоренности между Лондоном, Парижем, Берлином, Стамбулом, Мадридом и Москвой. Разумеется, современная Франция, Великобритания, Германия, Россия представляют собой центры силы, но не полюсы. То, что Европейский Союз претендует на мировое господство не секрет. Государства основатели этого сообщества исходили из своих интересов, а не действовали согласно идеологическим фактором. Каждое государство преследовало свои цели осуществление, которого рассматривалось посредством этого сообщества. Одновременно эта организация служит возрождению Европы. Основным конкурентом ЕС является США, также являющиеся их союзником. Но это не препятствовало Франции вести политику противоположную им (штатам).

Де Голль вел активную внешнюю политику, цель которого состояло в стремлении возродить «величие Франции» на путях независимой внешнеполитической ориентации. Полагая, что лишь обладание ядерным оружием может гарантировать величие нации, правительство де Голля приступило к созданию собственных ядерных сил. В 1960 году взорвав на военном полигоне в Сахаре свою первую атомную бомбу, Франция вошла в «клуб ядерных держав», наряду с США, СССР, и Великобританией. Франция объявила, что будет готовиться к обороне «по всем азимутам», то есть для любого теоретически мыслимого врага, не обязательно против «противника с востока». Стремясь покончить с зависимостью от США, де Голль в 1966 году объявил, что Франция сохраняя свое членство в североатлантическом пакте, выходить из его интегрированной военной организации. Американские военные базы, находившиеся на территории Франции, были ликвидированы, штаб-квартиры НАТО пришлось переместить из Франции в Бельгию. Также де Голль осудил американскую интервенцию во Вьетнаме.

Происходящие события являются отношением между странами, государственность которых придерживается принципов единой идеологии, которая уступает перед их государственными и национальными интересами. Значительно улучшилось отношения Франции и СССР и другими социалистическим странами. В 1960 году по приглашению президента де Голля Францию впервые посетил Хрущев. В 1966 году состоялся ответный визит де Голля в СССР.

Как утверждает, американский политолог, З. Бжезинский, государства нации продолжают оставаться основными звеньями в мировой системе.

Для полноты обзора идеологического фактора в истории и как противовеса «концу истории» Фукуямы, приведем прогноз известного американского социолога Иммануила Валлерстайна. В своей основе международные отношения по Валлерстайну, есть, прежде всего, отношения экономические. С точки зрения Валлерстайна, мировая система социализма была полной фикцией, поскольку определяли логику мирового экономического развития законы капиталистического рынка.

Американский социолог отмечает, что в Ялте США и СССР договорились о разделе мира на две сферы влияния. В границах своей зоны ответственности США сначала способствовали восстановлению экономику западной Европы и Японии, а затем, пользуясь своим превосходством, привязали их себе военно-политически, заключив соответствующие договоры (НАТО для западной Европы, Договор о совместной безопасности для Японии). Вопреки распространенному мнению, окончание холодной войны не означало победу США, а наоборот означало конец эпохи американской гегемонии и лидерства. Окончание холодной войны не стало «концом истории», а привело к обострению старых и появлению новых конфликтов. Валлерстайн противореча распространенному мнению, утверждает, что «холодная война» закончилось не победой, а историческим поражением либерализма. В качестве аргумента он приводит, фактическое крушение вильсонского плана самоопределения и последующего развития колониальных стран и народов.

2) Фукуяма отмечает, что с победой либеральной демократии и распространением ее принципов во всем мире наступить «конец истории», то есть состояние бесконфликтности.

Но прошедшие после окончания холодной войны годы не дают основания для того чрезмерного оптимизма, которое наблюдается в работе Фукуямы. Примером этому служат военные столкновения и войны последнего десятилетия.

Разумеется, опасность Советского Союза имела глобальный характер. Второго государства подобного по мощи ему в современный период истории не наблюдается. Но альтернативой Советскому Союзу можно представить Россию.

Современные русско-американские отношения не наполнены антагонизмом времен холодной войны, но это не означает, что его вообще не существует. Они остро выявились в ходе расширения НАТО на восток и поглощении им стран Прибалтики, и событиях вокруг Косово. Эти события можно назвать продолжением «холодной войны». В продолжение можно отметить демонстративное испытание Россией в 2008 году межконтинентальной баллистической ракеты способной преодолевать расстояние в 11.5 тысяч км.

В период с 1990 года до наших дней произошло до пятидесяти военных конфликтов. Из которых самым продолжительным и крупномасштабным оказались четыре. Это первая война в заливе, война НАТО против Югославии, война НАТО в Афганистане и вторая война в заливе. Две из этих войн продолжаются и в настоящее время. Эти страны не такие крупные, (как Советский Союз) чтобы смогли противостоять своим противникам (точнее США) в глобальном масштабе, но взамен этому возникает терроризм глобального масштаба, чтобы победить социализм, надо было способствовать распаду СССР, но чтобы уничтожить Аль-Каиду, мало оккупировать Афганистан или свергнуть режим Талибан.

Как аргумент, против бесконфликтности дальнейшего периода истории, можно привести военный блок НАТО.

Известно, что эта организация была создана против СССР и стран Организация Варшавского Договора и носила исключительно военный характер. Распад Советского Союза и прекращение деятельности ОВД должно было привести и к приостановлению деятельности НАТО, так как единственным его оппонентом была ОВД. Но это не произошло.

Отсюда вытекают два понятия: первое, существование этой (или такой) организации, бессмысленно в ситуации дальнейшей бесконфликтности, которую отмечает Фукуяма, и второе, это интересы США, которые с помощью этой организации влияют на его членов. Это доказывает, что государств членов НАТО объединяло и объединяет не идеологические факторы, а общая опасность со стороны социологического лагеря и общие национальные интересы.

В современный период истории США пользуется этой организацией в своих национальных интересах, которых защищают в Ираке и Афганистане.

В «конце истории» Фукуяма утверждает:

«следовательно, предположение, что Россия, отказавшись от экспанцианистской коммунистической идеологии, начнет опять с того, на чем остановилась перед большевистской революцией, просто курьезно».

То есть Фукуяма отмечает, что Россия после распада СССР не продолжит империалистическую политику, свойственной ей со времен Петра I (Ивана Грозного). Но, скорее сама эта мысль просто курьезна.

Аргументом против, утверждения Фукуямы, о прекращении империалистической политики России может служить геополитическая концепция, известного американского политолога, Збигнева Бжезинского.

Главную угрозу Бжезинский видит в возобновлении имперской политики России. Не веря в необратимость демократических преобразований в России, он считает неизбежным возврат к попыткам возрождения империи и такая ориентация во внешней политике опасна для интересов США, считает Бжезинский. Идея Бжезинского основана на убеждении, что главное условие возрождения «российской империи» заключается в поглощении Россией Украины.

Действительно утверждения Фукуямы, о прекращении империалистической политики России, не оправдали себя.

Первой попыткой, на этом пути, стало создание СНГ, после распада СССР. С помощью этой организации Россия старалась (и старается) держать под своим влиянием страны постсоветского региона. Последующими этапами этой политики стали война в Чечне, Таджикистане, Приднестровье, и в Нагорном Карабахе.

Для сохранения своего военного присутствия, Россия всегда организовала локальные конфликты, наподобие Карабахского, Приднестровского, Южной Осетии и, вмешиваясь во внутренние дела этих государств, создает себе или сохраняет (существовавшее со времен СССР) военное присутствие в них. Как в Таджикистане, в Молдавии, в Грузии (вмешательством в конфликт вокруг Осетии и Абхазии), в Армении (посредством Карабахского конфликта). Таким образом, Россия создает себе рычаги давления на этих государств, которых не так-то желает принять как суверенных и создает почву для дальнейшего реформирования империи.

Примером к утверждению Бжезинского, по поводу Украины, может послужить резкое похолодание отношений между Россией и Украиной, после прихода к власти Ющенко, который придерживается прозападной ориентации во внешней политике, и стремление Украины войти в НАТО и Европейский Союз. Также претензии России на Крым и на вывод черноморского флота с территории Крыма.

Следующим фактом, утверждениям Бжезинского, служит образование ОДКБ (Организация Договора Коллективной Безопасности). Под предводительством России, которая включает в себя страны постсоветского региона, кроме прибалтийских, Туркмении, Молдовы Грузии, Азербайджана и Украины. Образование этой организации можно принять, как попытки России укрепиться в этих странах в военно-политическом отношении и альтернативу ОВД.

Также можно отмечать и продолжение «холодной войны», что выступает против утверждениям Фукуямы, о его прекращении и состоянии бесконфликтности. Разумеется, антагонизм «холодной войны» времен существования СССР, не наблюдается в современности, но она продолжается. Как отметил премьер - министр России В. Путин: «еще остались не взорвавшиеся бомбы холодной войны».

Как продолжение «холодной войны» можно привести в аргументы «расширение НАТО на восток», события связанные с Косово, отношения России с Украиной и недавняя война в Грузии.

Известна, что Россия поддерживала сербов в конфликте на Косово, а страны НАТО и Запада албан. Провозглашение независимости Косово и его признание со стороны мирового сообщества означало проигрыш России в дипломатической войне Западу и сильно ударило по престижу России на международной арене. Продолжением, проигрыша в Косово, послужило война в Грузии, в ходе которого Россия раздробила ее на три части, также продолжив свою традиционные политику, разместило свои военные базы на территории южной Осетии, укрепив тем самым свое военное присутствие в южном Кавказа (до этого существовавшего в Армении и частично в Азербайджане).

Войну в Грузии можно интерпретировать, и как ответ России на «расширение НАТО на восток» и своего рода заявление странам бывшего соцлагеря (также и постсоветским) об их политике по отношении к НАТО. Не случайно, что Варшава (президент Лех Качинский) почувствовав опасность тех событий, которые произошли в Грузии, дало согласие на размещение американских систем ПРО на территории Польши.

Последующим аргументам можно отнести и размещение систем ПРО в странах восточной Европы (также США собираются разместить еще одну систему ПРО в юго-восточной части Евразии, который приводить к столкновению их интересов с интересами Китая), под предлогом защиты от Ирана, ракеты которого еще не способны долетать до тех регионов.

И размещение Россией в Калининградской области ракет типа «Искандер», способных преодолевать большие расстояния.

Также аргументами могут послужить решение киргизского парламента о выводе американской военной базы в Манасе, под покровительством России (которое предоставила ему материальную помощь в сумме 2 млрд. долларов), продажа оружия Ирану Россией и решения России разместить военные базы в Сирии, Индийском океане, Ливии и в южной Америке.

Фукуяма отмечает, что для серьезного конфликта нужны крупные государства, все еще находящиеся в рамках истории, но они-то, как раз уходят с исторической сцены. Как крупное государство, с регионального аспекта, можно представить Иранскую Исламскую Республику. Разумеется, Иран не имеет шансов и средств на глобальное соперничество с США и на глобальную гегемонию, но это государство имеет региональное господство. Одни только географические условия дают Ирану большие преимущества. Представим себе карту Персидского залива (его, также, можно назвать морем). Известно, что регион персидского залива из-за богатых запасов нефти геополитически чрезвычайно важен. Все страны у персидского залива, Ирак, Иран, Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Кувейт, Оман обладают большими запасами нефти и газа. На их долю приходится 65.3 % разведанных запасов нефти всего мира. Из двадцати крупных месторождений нефти 11 находятся в этом регионе.

Транспортировка нефти из залива осуществляется через Ормузский пролив, который почти находится под контролем Ирана. Что и дает ему большие преимущества, которые усиливают его позиции. На что и намекали высокопоставленные военные чиновники ИРИ.

К ряду этих государств можно отнести и КНДР, эта страна может представить собой глобальную угрозу, в случае если приобретет технические возможности доставки ядерного оружия или оружии массового поражения на межконтинентальном уровне.

В современных условиях для серьезного конфликта не важно чтобы были крупные государства, как отмечает Фукуяма, роль этих стран могут взять на себя и некоторые террористические организации. С все расширяющейся интеграцией государств и глобализацией мира, такие организации становятся намного опаснее, чем крупные государства, о которых отмечает Фукуяма. Трудно себе представить, что какая-то страна могла сделать то, что сделала Аль-Каида в 1998 в Кении и Танзании (взрывы у американских посольств) и 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.

Благодаря техническому и технологическому прогрессу, развитию средств коммуникации неправительственные международные организации террористического толка, к которым относится Аль-Каида, получили возможность, невиданные раньше для подобных структур. Эти организации в новых условиях способны бросить вызов даже самым сильным в экономическом и военном отношении государствам, создать прямую угрозу для их безопасности. Государства же, как выяснилась, оказались слабо подготовленными к новым вызовам и уязвимы по отношении к опасности, исходящей от противников, обладающих значительно меньшими ресурсами.

Разумеется, нельзя полностью отвергать роль идеологий в становлении и в дальнейшем развитии человеческой цивилизации, и их влияние на мировую историю. Утверждения Гегеля и Фукуямы отражают в себе некоторые реальности истории и современности. Как полагал Гегель в некий абсолютный момент история достигнет кульминации - в тот именно момент, когда побеждает окончательная, разумная форма общества и государства. Возможно, утверждения Гегеля осуществляться, если возникнет одно государство, которое сможет контролировать весь мир и сможет привить свои идеалы всем остальным государствам.

Такая возможность в современный период истории не представляется ни одному государству, но превосходящие шансы в сравнении с другими государствами имеет единственная в данный момент глобальная супердержава США. Таким образом, утверждения Гегеля и Фукуямы станут реальностями, если Соединенным Штатам (или возможно другим центрам силы) удастся осуществить свои цели связанные с мировым господством, препятствием которым послужат «центры силы», как Россия, Китай, Иран, в дальнейшем к ним могут присоединиться и Индия, также Бразилия.

И если это и произойдет, то точно не в ближайшее будущее.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.