рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыКонституция 1815 года в Царстве Польском

Центральным органом власти и управления был Государственный совет, который делился на Общее собрание и Административный совет.

В компетенцию Общего собрания Государственного совета входило:

1. обсуждение и составление проектов законов и учреждений, касающихся общего управления краем;

2. постановления о предании суду всех правительственных чиновников, назначенных Царем, по обвинению в преступлениях по должности, за исключением подлежащих Верховному Государственному Суду;

3. разрешение споров о пределах ведомства и власти;

4. ежегодное рассмотрение отчетов, представляемых каждой из главных частей управления;

5. контроль за соблюдением Конституции, борьба со злоупотреблениями.

Общее собрание государственного совета должно было заседать по повелению короля, наместника или по предложению начальника департамента согласно органическим законам. Для того чтобы постановления Общего собрания вошли в силу, они должны были представляться на утверждение короля или наместника.

В состав Административного совета входили царский наместник, пять министров, а также другие члены, назначаемые королем. Это был высший орган исполнительной власти, консультативный орган короля и наместника в делах, которые выходили за пределы полномочий, предоставленных министрам. Он же внедрял в жизнь королевские постановления и постановления наместника. После фактической ликвидации должности наместника в 1826г. Административный совет преобразовался в высший правительственный орган.

Управление страной осуществлялось пятью правительственными комиссиями, подчиненными Административному совету:

1. комиссия вероисповедания и публичного просвещения;

2. комиссия юстиции;

3. комиссия внутренних дел и полиции («полиция порядка и безопасности»);

4. военная комиссия;

5. комиссия доходов и финансов (с 1824г. - народного хозяйства).

В Петербурге находился государственный секретарь, который исполнял обязанности посредника между монаршим двором и органами власти в Королевстве.

Правительственным комиссиям были подчинены разного рода генеральные дирекции (почты, городского транспорта, лесов и государственных имуществ и т.д.). Консультативные функции и функции самоуправления исполняли советы - медицинский, строительства и др., палаты - торговая и ремесленная - в количестве четырех, а также Общий совет торговли и ремесла при Комиссии внутренних дел и полиции, благотворительные советы.

Существовала Счетная палата, которая должна была зависеть от Сената и исполнять определенные функции политического контроля, но на практике сделалась зависимой только от короля.

В административном отношении Королевство было разделено на 8 воеводств, которые в свою очередь делились на 77 поветов и 51 городскую гмину. Во главе каждого воеводства стояли правительственные воеводские комиссии и выборные воеводские советы - органы местного самоуправления.

В городах органами управления были бургомистры, а в нескольких самых больших городах - президенты и члены совета, назначаемые правительством. Органами комиссий в округах были окружные комиссары. В деревнях войтами остались землевладельцы.

Что касается сеймиков, то они состояли из дворян- собственников от каждого повета, которые должны были избрать из своей среды одного посла, двух членов совета воеводства и составить список кандидатов на административные должности. Сеймики собирались по созыву короля, который устанавливал продолжительность и предметы занятий собрания, а также назначал маршала - председателя сеймика.

В каждом гминном округе созывалось гминное собрание, которое избирало одного депутата на сейм, одного члена совета воеводства и составляло список кандидатов на административные должности. В гминные собрания входили:

1. каждый гражданин - собственник (не дворянин), уплачивающий по своему недвижимому имуществу какой бы то ни было налог;

2. фабриканты; хозяева мастерских; торговцы, владеющие лавкою;

3. все настоятели и викарии;

4. профессора/учителя;

5. особо отличившиеся художники.

При этом интересно подчеркнуть тот факт, что работа по составлению списков участников гминных собраний была довольно долгой и серьезной. Список собственников, имеющих право подавать голос, составлялся советом воеводства. Список фабрикантов, купцов и деятелей искусств, составлялся комиссией внутренних дел. Список настоятелей, викариев, и профессоров составлялся комиссией вероисповеданий и народного просвещения. Как и на сеймиках на гминных собраниях председательствовал маршал, назначаемый королем.

Конституция предусматривала создание многих новых судов, но в целом ее положения не были воплощены в жизнь, старые суды остались нетронутыми. Вместе с тем Государственный совет перестал быть кассационным судом. Гражданские споры решал суд наивысшей инстанции, а уголовные - апелляционный суд. Сенат являлся судом по важнейшим делам политического и правительственного характера. Судебная власть объявлялась «конституционно независимой», судьи не подлежали уголовной ответственности. Они либо назначались королем (в этом случаи они были несменяемы и находились в своей должности пожизненно), либо избирались на основании органического статута. Существовал разряд мировых судей, которые были свои для каждого класса населения; в их компетенцию входило разрешение споров хозяйственного характера, а также проверка и анализ дел перед отправкой в гражданский суд первой инстанции. Под гражданским судом первой инстанции понимался суд, разбирающий дела на сумму не свыше пятисот злотых. Он учреждался в каждой гмине и в каждом городе.

Для рассмотрения дел на сумму свыше пятисот злотых, учреждались несколько судов первой инстанции и суды съездовые в воеводствах. Помимо этого существовали также полицейские и коммерческие суды.

В Варшаве был учрежден высший суд Царства Польского, который рассматривал в последней инстанции все гражданские и уголовные дела, за исключением дел о государственных преступлениях. В его состав входили несколько сенаторов, поочередно заседающих в нем, и часть судей, назначаемых королем пожизненно.

Дела о государственных преступлениях и о преступных деяниях, совершенных правительственными чиновниками рассматривал Верховный суд Королевства, в составе из всех членов Сената.

Что касается армии, то важно отметить тот факт, что польская армия была преобразована по русскому образцу при сохранении польской формы одежды и польского языка командования. Вооруженные силы состояли из действительной армии, пользующейся постоянным содержанием, и временных отрядов милиции. Военная служба длилась 10 лет и являлась невероятным бременем, которое особой тяжестью ложилось на народные массы. Общая численность армии составляла около 30 тыс. человек, однако ее размер регулировался королем в зависимости от потребностей и от бюджета.

Таким образом, конституция 27 ноября 1815г. провозгласила, что Королевство Польское навсегда присоединялось к Российской империи и связывалось с ней личной унией. Российский император становился польским королем, его компетенции были невероятно велики: «правительство зиждется на особе Царя» Сергеевский Н.Д. Конституционная Хартия 1815 года и некоторые другие акты бывшего Царства Польского 1815-1881. СПб., 1907. С.44., так определяет конституция его роль. Король являлся священной и неприкосновенной особой. Все государственные акты выходили от его имени. Ему принадлежала исполнительная и административная власть, законодательную власть король осуществлял вместе с сенатом. Он имел право назначать и смещать министров, членов Государственного совета, председателей воеводских комиссий, судей, архиепископов и епископов разных вероисповеданий, прелатов и каноников. Он имел право помилования, заключения мира и объявления войны, ведения международной политики, распоряжения доходами Королевства и дарования дворянских званий. Таким образом, вся внутренняя и внешняя политика Царства Польского находилась руках короля и назначаемых им чиновников.

Однако, несмотря на то, что конституция была выдержана в умеренном тоне и ставила перед собой задачу упрочить власть российского императора в Королевстве Польском, она сохранила в себе традиции Речи Посполитой, которые нашли свое выражение в названиях государственных учреждений, в организации Сейма, в коллегиальной системе государственных органов, в прокламированности выборности администрации и судей. Конституция, равно как и связанное с ней положение о выборах в Сейм, были наиболее либеральными в Европе того времени, распространив избирательное право на значительный по тем временам избирательный корпус - свыше 100 тыс. человек, что достигалось сравнительно низким имущественным цензом. В Центральной Европе после 1815г. Польское Королевство было единственной страной, располагающим парламентом, избираемым прямыми выборами, всеми общественными классами, хотя и с незначительным участием крестьян.

Сохранило привилегии, как родовое дворянство, так и нобилитированное, пополнявшееся за счет лиц, имеющих заслуги перед страной; разбогатевших купцов, мещан; владельцев мануфактур; богатых ремесленников; солдат, дослужившихся до звания капитана; офицеров, награжденных крестом; преподавателей и профессоров Варшавского университета, а также чиновников после 10 лет службы.

В Царстве Польском сохранялся принцип равенства перед законом, однако было официально заявлено, что равенство это относится только к исповедующим христианскую религию. Евреи были лишены политических прав. Сохранился принцип личной свободы, который должен был гарантировать крестьянам право перехода из одного места в другое, то есть свободу передвижения, однако обязательные административно-политические предписания значительно ограничили ее.

Отрицательной чертой конституции была неслучайная неясность некоторых ее положений и слишком общие формулировки. «Александр I шел по стопам Наполеона, который избегал точных формулировок для положений публичного права, стесняющих правителя и правительство» Бардах Ю., Леснородский Б., Пиетрчак М. История государства и права Польши. М., 1980. С.334..

§3. Отношение к Конституции в обществе и претворение ее принципов в жизнь.

Сам факт создания Королевства Польского и его довольно прогрессивная для своего времени конституция встретили положительное отношение со стороны значительной части польской общественности.

Большинство шляхетского общества с удовлетворением приняло конституцию 1815г. Ее считали вполне отвечающей сословным интересам польского дворянства. Магнаты, играющие крупную роль в политической жизни королевства, владевшие огромными землями, возлагали на российского императора огромные надежды по закреплению их прав и привилегий, а также по отмене некоторых старых законов антифеодальной направленности. Они «хотели политических и социальных реформ, приобретения более широких прав и новых возможностей найти себе применение в государственном аппарате, в школе, суде, армии и пр.» История Польши: в 3 т. М., 1958. Т. I. С.497.. Они связали свои надежды с существованием и укреплением конституционного строя в Королевстве.

Рассматривая конституцию 1815г., как этап на пути к восстановлению Польского государства в границах 1772г., польские шляхетские политики были вполне удовлетворены положением в Королевстве. Впрочем, одно обстоятельство внушало им тревогу - это было назначение великого князя Константина главнокомандующим польской армией и назначение наместником генерала Зайончека, полностью зависимого от Константина. Самодурство Константина, покорность Зайончека и скрытая антипольская деятельность императорского комиссара при Административном совете Н.Н. Новосильцева заставляли опасаться в будущем нарушения конституции. Высшие должности в Королевстве были замещены лицами, участвовавшими в управлении Варшавского княжества (например, Матушевич (министр финансов), генерал Вельгорский (военный министр), Станислав Костка Потоцкий (министр просвещения и исповеданий) и др. Вскоре, однако, Матушевич и Вельгорский ушли в отставку, их заменили лица более послушные Константину).

В марте 1818г. собрался первый сейм, открытый многообещающей речью Александра I, содержащей намеки на введение конституции на всей территории Российской империи и на расширение Королевства Польского за счет присоединения к нему земель, находившихся прежде в составе Великого княжества Литовского. Эта речь произвела большое впечатление в Польше, в России и за границей.

В сейм было внесено несколько законопроектов: о более точном разграничении земельных владений, о создании нового уголовного кодекса, о процедуре бракосочетания и развода. Особых пререканий и фронды не было, «депутаты вели себя лояльно» Краткая история Польши с древнейших времен до наших дней. М., 1993. С.98..

Хуже обстояло дело с общественностью, началось политическое оживление народных масс, стали появляться и укореняться либеральные воззрения, создавались новые органы печати, тайные антиправительственные организации. Этого было достаточно, чтобы ввести вопреки конституции цензуру на газеты и журналы, а затем на все печатные издания.

Под впечатлением инсинуаций Константина о готовящемся якобы в Королевстве Польском восстании Александр I грозил вовсе уничтожить польскую конституцию.

Революционные события на Западе, восстания в Испании, Пьемонте и Неаполе и др., с одной стороны, и крестьянские движения на Дону, восстание Семеновского полка, многочисленные проявления деятельности дворянских революционеров - с другой, пугали царское правительство. Александр I оставил свою игру в «либерала на троне» и перешел к реакционной политике.

Именно в такой обстановке в сентябре 1820г. Александр I сухой и сдержанной речью открыл второй сейм.

Сейм ознаменовался активными действиями либерально-шляхетской оппозиции - калишской партии (название получила в связи с тем, что ее главные идеологи, братья Винцентий и Бонавентура Немоевские, были депутатами от Калишского ведомства), представлявшей взгляды состоятельных землевладельцев. Центральным пунктом программы калишской партии являлась идея незыблемости политических прав и конституционных гарантий. Как и большинство шляхты, их удовлетворяли монархический строй и уния Королевства с Российской империей, но, опасаясь наметившегося усиления реакционных тенденций в политике царизма, они всячески добивались соблюдения конституционных гарантий. Царская бюрократия, особенно Н.Н. Новосильцев, ответила на это преследованиями главы калишан Б. Немоевского и попытками убедить Александра I в необходимости отмены конституции.

На втором сейме упорное сопротивление вызвали два проекта: уголовно-процессуальный кодекс (содержал отступления от принципов буржуазного права: ограничивал гласность судебных заседаний, предоставлял чрезмерно большие права прокуратуре и отказывался от введения суда присяжных. Кодекс подвергся единодушной критике и был провален 117 голосами из 120) и «Органический статут» сената (о лишении Посольской избы права привлекать министров к судебной ответственности. Законопроект был отвергнут большинством).

В ходе сессии в президиум сейма поступали петиции с жалобами на неконституционные действия правительства. Количество петиций к концу сессии достигло 80, причем, сейм не удовлетворил ни одну из этих жалоб.

После 1820г. реакционная политика в Королевстве Польском еще более усиливается, Александр I уехал в Петербург сразу после окончания второго сейма, предоставив свободу действий Константину.

Н.Н. Новосильцев развил активную деятельность, направленную против либеральных идей и против конституции. Царская бюрократия искала повода упразднения конституции. Поднимался вопрос о целесообразности самого существования конституционного королевства. Правительство не считалось с конституцией в своей борьбе против либеральной оппозиции. Оно дважды кассировало избрание В. Немоевского в калишский воеводский совет, причем после второго избрания совет был распущен императорским указом. Под покровительством Константина и Новосильцева расцвела тайная полиция.

В такой обстановке в Царстве Польском складывалось национально-освободительное движение в форме тайных нелегальных обществ, организованных либерально-шляхетскими кругами.

В ходе подготовки следующего сейма появилась «дополнительная статья», отменяющая гласность сеймовых заседаний; Б. Немоевскому сначала запретили доступ на заседания, а затем он был арестован.

В мае 1825г., после пятилетнего перерыва, был созван третий сейм Королевства Польского. Несмотря на значительное возбуждение в стране, сеймовая шляхта и на этот раз продемонстрировала свою верность монарху, однако, все яснее становилось, что «надежды первых лет существования Королевства оказались иллюзорными для обеих сторон» Краткая история Польши с древнейших времен до наших дней. М., 1993. С.98..

Практически с момента возникновения Королевства Польского появилась, а в 20-х гг. достигла значительного уровня, нелегальная оппозиция по отношению к существующим порядкам - тайные революционные или просветительские организации, состоявшие в основном из молодежи и военнослужащих. Их главной целью было восстановление независимого Польского государства в сочетании с довольно радикальными социальными преобразованиями антифеодального характера. Сеймовую и нелегальную оппозицию, как и иные идейно-политические силы, объединяло стремление к восстановлению прежних польских границ, главным образом за счет Литвы, Белоруссии и Украины. Общность этого стремления в сочетании с неодинаковыми социально-политическими программами различных течений отразилось на характере восстания 1830-1831г.

В 1830г. собрался четвертый, последний сейм. В условиях уже начавшейся революции правительство созвало сейм для официального избрания диктатора и учреждеия Верховного Национального совета с консультативными функциями и для контроля начинаний диктатора. Еще 5 декабря Временное правительство (преобразованный Административный совет) доверило диктатуру генералу Ю. Хлопицкому, теперь же это назначение было узаконено. Фактической целью установления диктатуры было желание «достичь понимания с великим князем Константином и Петербургом на почве уважения буквы и духа Конституции 1815г.» Бардах Ю., Леснородский Б., Пиетрчак М. История государства и права Польши. М., 1980. С.342.. Однако неуступчивость Петербурга, требовавшего безусловной капитуляции, привела к тому. Что 21 декабря 1830г. было решено объявить восстание национальным, а 25 января сейм принял решение о детронизации Николая I и упразднении тех параграфов Конституции, которые касались унии с Россией. Сейм объявил себя высшей властью в стране. Начинаются острые дискуссии по вопросу о государственном устройстве, Хлопицкий в январе 1831г. уступает свой пост, руководство восстанием берет на себя Национальный совет во главе с А. Чарторыйским, фактическим диктатором становится генерал Я. Круковецкий. Преобразования шли одно за другим, военные потенциал русских также увеличивался, начинался коренной перелом в восстании. В итоге, 8 сентября 1831г. отряды И.Ф. Паскевича взяли Варшаву. Восстание было подавлено.

Это восстание поставило окончательную точку в «либеральной игре» Российского императора с поляками. В 1831г. Царство Польское лишилось автономии, а Конституция 1815г. была отменена. Царству был дарован «Органический статут», ликвидировавший сейм. Польская армия перестала существовать, и поляки стали служить в российской армии. Началась активная русификация и внедрение территориального и административного деления по русскому образцу. Начался новый этап в истории Польши.

Заключение

Подводя итог, следует отметить, что польский вопрос был долгое время серьезным камнем преткновения сразу нескольких европейских держав. Дипломатическая борьба накануне Венского конгресса и в ходе него показала, насколько важен и сложен этот вопрос. Результаты Венского конгресса были, однако, вполне ожидаемы: Россия получила значительную территорию, образовав на ней Царство Польское. Этот успех российской дипломатии объяснятся не столько ее личными заслугами, сколько статусом России на тот момент времени: русские войска были основной силой, разгромившей Наполеона, и мировая общественность должна была с этим считаться и это признать.

В 1815г., в качестве первого мероприятия Александра I в Королевстве Польском, была утверждена Конституция, ставшая попыткой «либеральных преобразований» российского императора. Объявление в Польше конституционного строя «сначала вызвало надежду на изменение в ней существующего строя и ограничение самодержавия, но дальнейшие действия царя показали несбыточность таких надежд» Орлик О.В. Россия в международных отношениях 1815-1829гг. М., 1998. С.24..

Для Александра I дарование Польше в 1815г. конституции было, прежде всего, актом дипломатическим и политическим. Российский император хотел прочнее привязать ее к России, она «должна была служить военно-стратегическим, экономическим и политическим интересам России. Эта территория необходима была и как плацдарм для быстрого военного реагирования» Орлик О.В. Там же. С.25..

Однако вскоре стало понятно, что российский император не готов на столь демократичный шаг, он ввел несколько поправок к конституции, а также такие формулировки, которые делали возможным дальнейшие автократические изменения. На практике Конституция осуществлялась с ограничениями, имея во многом декларативный характер. Она функционировала, прежде всего, в интересах центральной власти. С 20-х гг. Александром был взят курс на ужесточение внутренней политики, что давало повод для роста недовольства среди российской общественности и отдельных представителей правящей элиты. Это вызвало протесты и волнения в обществе, что привело к восстанию 1830-1831гг., окончившемуся отменой всяческих льгот и привилегий, а, главное, ликвидацией Конституции 1815г.

Список использованной литературы

1. Бардах Ю., Леснородский Б., Пиетрчак М. История государства и права Польши. М., 1980. С.330-345.

2. История Польши: в 3 т. М., 1958. Т. I. С.490-513.

3. Краткая история Польши с древнейших времен до наших дней. М., 1993. С.96-99.

4. Орлик О.В. Россия в международных отношениях 1815-1829гг. М., 1998. С.22-25.

5. Сергеевский Н.Д. Конституционная Хартия 1815 года и некоторые другие акты бывшего Царства Польского 1815-1881. СПб., 1907. С.41-63.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.