рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыПолитические представления древних греков

Усложнение социальной структуры, формирование общественных слоев с различными, противоречивыми интересами порождали напряженность в обществе, которая в ряде полисов перерастала в кровопролитные столкновениям, приводила к убийствам, изгнанию, конфискации имущества. Т.е. выражаясь марксистко-ленинскими терминами, назревала революционная ситуация.

Для наведения порядка и недопущения хаоса требовалось ввести общепринятые правила общежития различных слоев общества. Естественно, такие правила продиктованные временем должны были быть достаточно жесткими, чтобы исполняться. Законодательство Драконта 621 г. до н.э. (почему-то называемое драконовским, наверно по ассоциации с ужасным чудовищем) отменяло древнее право кровной мести, вводило новые правила судопроизводства, причем устанавливалось различие между предумышленным и непредумышленным убийством. Законы формировали право частной собственности, причем вводилась высшая мера наказания - смерть за посягательство на права собственника, будь то кража овощей с огорода или присвоение земельного участка. Суровая даже жесткая охрана частной собственности должна была защитить этот новый институт от коллективистских обычаев родового строя. В целом это отвечало интересам рядовых граждан и ограничивало привилегии знати.

На рубеже VII-VI вв. до н.э. в Афинах началась смута. Народ больше не хотел страдать от тяжести долгов и мириться с долговым рабством. В разгар смуты в 594 г. до н.э. архонтом-примирителем был выбран прославившийся мудростью и справедливостью Солон. Он разбил граждан на четыре разряда, в зависимости от имущественного ценза. Между ними Солон постарался справедливо поделить власть.

Высшим органом, избиравшим должностных лиц и издававшим законы, стало народное собрание (экклесия). Быть избранными на государственные посты могли либо представители первого и второго разрядов, служившие в коннице, либо тяжеловооруженные пехотинцы-зевгиты. Новый государственный орган - гелия (суд присяжных, куда избирались все граждане, включая фетов) контролировала должностных лиц и разбирала

конфликты среди афинян. Солон установил также законы, стимулирующие ремесленно-торговую деятельность, что способствовало обогащению простого населения. Реформы Солона подорвали всесилие аристократии и включили широкие слои населения в управление государством. После реформ Солона в Афинах сложились три группировки: паралии, педиеи и диактрии, отражавшие интересы аристократии, торгово-ремесленных кругов и крестьянства.

Понятно, что аристократы не желали просто так отдавать власть. Ситуация была накалена. Для утверждения основ демократии (совсем как в России в 1991-1993 годах) требовалась «жесткая рука». Таким человеком стал один из руководителей диактриев Писистрат. Воспользовавшись напряженностью в обществе, он в 561 г. до н.э. установил тиранию в Афинах. Чтобы удержаться у власти, проводил активную политику в интересах широких слоев демоса. Политику Писистрата продолжили его сыновья - Гиппий и Гиппарх. Однако тирания вызывала все большее недовольство в Афинах. Гиппарх пал жертвой заговора, а Гиппий в 510 г. до н.э. вынужден был бежать в Персию.

Окончательно демократия утвердилась только после реформ Клисфена (508-500 гг. до н.э.). Законы Клисфена завершили формирование общества и государства в Аттике в виде демократического полиса, которое началось в VIII в до н.э.

Если говорить о Греции классического периода, то невозможно упоминание об Афинах без Спарты. Создается впечатление, что эти два греческих полиса-государства были созданы творцом специально для изучения и в назидание человечеству.

Первым государством, возникшем на территории Греции, была Спарта (область Лакония), основанная завоевателями-дорийцами. Центр государства составили 5 объединившихся селений с общими святынями и органами управления. Необходимость сохранения господства 9 тыс. полноправных граждан над покоренным населением соседней области (около 150 тыс. чел.) привела к возникновению того строя, благодаря которому государство сохранилось в анналах истории.

Законы по которым жили спартанцы, установил в VIII в до н.э. полулегендарный царь Ликург. В их основе лежал принцип сохранения «общины равных» доблестных воинов. Всеми делами в государстве ведала герусия (совет старейшин), состоявшая из 28 чел., избиравшихся по достижении ими 60 лет пожизненно. В герусию входили также два царя - от дорийского и ахейского родов для командования войском. Герусия определяла политику государства, выполняла судебные функции и готовила законы.

Окончательное решение по каждому вопросу выносило народное собрание - апелла. Последняя могла только принимать или отвергать предложенные герусией законы или должностных лиц. Степень одобрения выражалась силой крика.

Для контроля за соблюдением законов Ликурга была создана коллегия из 5 ежегодно переизбирающихся эфоров. Они следили за поведением полноправных граждан, включая царя, а также осуществляли надзор за илотами - порабощенным населением Спарты. Основой законодательства Ликурга стало уничтожение самой большой опасности для любого государства - богатства и бедности. Для этого он объявил государственной всю землю. Каждый из 9 тыс. спартанцев получил в пожизненное владение равный участок земли (около 15 га), который позволял существовать без излишеств, но и без нужды.

Царь Ликург запретил также хождение золотых и серебряных монет, оставив только железные оболы, для которых в случае какой-либо покупки требовалась телега. Спартанцы носили также украшения из железа. Благодаря этому запрету исчезла роскошь, а вслед за ней и многие преступления: воровство и взятки. Для укрепления воинской дружбы Ликург учредил также совместные трапезы - сесситии, во время которых спартанцы ели простые кушания, предписанные законом.

Жили спартанцы единым военным лагерем. Их полис не имел крепостных сооружений, так как считалось, что самая надежная защита - граждане. Лакедемоняне считались лучшими воинами Древней Греции, ибо они с утра до вечера совершенствовали боевое мастерство. Дома они только ночевали, проводя все время среди товарищей в военном отряде. Для совместных трапез каждый приносил продукты со своего участка. За стол со скудной и однообразной пищей (в основном овощи и рыба) садились человек по 15.

Все спартанцы были одеты одинаково: в рубашку без рукавов - хитон и прямоугольный плащ. Единообразие выдерживалось даже в форме бороды и усов. Гражданам запрещалось покидать полис и путешествовать, чтобы они не стали подражать чужим нравам и образу жизни. По законам Ликурга, дети принадлежали не родителям, а государству, которое контролировало их воспитание. При рождении в живых оставляли лишь здоровых детей. До 7 лет мальчики росли в семье, а затем их воспитанием занималось государство. Зимой и летом юные спартиаты бегали босыми и спали на земле на тонкой подстилке из тростника.

Юноши постоянно упражнялись в беге, прыжках, борьбе, метании диска и копья, вырабатывая силу и ловкость.

Ежегодно юношей секли розгами перед алтарем Артемиды в присутствии старейшин и родителей. Порой некоторые умирали, предпочитая смерть позору быть осмеянным в слабости духа. Спартиаты считали, что такой воин никогда не выдаст тайн отечества.

Самое кровавое испытание, которое должен был пройти спартиат, - криптии, узаконенные убийства самых сильных илотов. Только сдавший такой «экзамен» мог, достигнув 20 лет, стать воином.

Не сильно отличалось и воспитание девочек. Они должны были бегать, бороться, метать диск, копье, заниматься гимнастическими упражнениями. Спартиаты считали, что только у сильных и крепких супругов появятся здоровые дети. Выйдя замуж, девушки получали большую власть над мужьями. Одна иностранка позавидовала Горго, жене царя Леонида, считая, что спартанкам разрешено делать все со своими мужьями. На это царица ответила: «Но ведь одни мы и рожаем мужей».

Царь Агид говорил, что лакедемоняне о врагах спрашивают не сколько их, а где они.

Во время войны спартанцы носили одежды красного цвета, считая этот цвет мужественным и нагоняющим ужас на врагов. Кроме этого, если спартанец будет ранен, то враги не смогут увидеть его крови.

Если образно сравнивать два великих государства Древней Греции Афины и Спарту, то можно дать такое определение. Это два однокашника (такие встречаются в студенчестве и в армии), находящиеся в постоянном соперничестве. Первый, интеллектуал, романтик, утонченная личность, но не смотря на свою стройность и худощавость он достаточно ловок и может постоять за себя. Он любимец женщин, играет на гитаре и рояле, любит поэзию и театр. Вместе с тем обожает свободу не прочь покутить в кругу друзей. Другой, этакий «качек - Шварценеггер» любитель единоборств, замкнутый в своем мирке и с презрением смотрящий на «хлюпиков». Самое важное для него - это достижение определенных спортивных успехов. Жилище его уставлено спортивными снарядами, обклеено вырезками из спортивных журналов и плакатами выдающихся спортсменов. Любитель изящности постоянно подтрунивает над косностью качка и отношения между ними очень напряжены и готовы перейти в свалку. Вместе с тем видя, что интеллектуала мутузят недруги, качек всегда встревает в драку и вместе они одерживают блестящую победу. Все это может длиться как угодно долго и совместное сосуществование продолжается, пока, наконец интересы обоих не пересекутся до такой степени, что драка между ними становится неминуемой. И здесь вопрос: «Что победит? Ум и ловкость или грубая сила?». Такой аллегорией представляются отношения двух великих греческих государств Греции. Но что невозможно отнять у народов обоих государств, так это огромнейшее чувство гражданской ответственности, безумная любой к своей родине и верность долгу. Так свободнорожденный афинянин в день своего восемнадцатилетия торжественно включался в списки граждан; при этом он произносил клятву: «Я не посрамлю священного оружия и не оставлю товарища в битве, буду защищать и один и со многими все священное и заветное, не уменьшу силы и славы отечества, но увеличу их; буду разумно повиноваться существующему правительству и законам, установленным и имеющим быть принятыми; а если кто будет стараться уничтожить законы или не повиноваться им, я не допущу этого и буду бороться с этим против него и один со всеми; буду также чтить отечественные святыни. В этом да будут мне свидетели боги». Еще во времена Солона граждан уклонявшихся от общественной жизни, участия в собраниях лишали гражданства и переводили насильственно в метеки. Уходившему на бой спартанцу мать говорила: «Со щитом или на щите», что означало: «победа или смерть», но не позорное бегство. Сколько великих имен для подражания подарила Греция того времени миру. Сколько знаменитых воинов, философов, великих зодчих и художников, о которых слагали легенды. Спартанский царь Леонид со своими 300-ми спартанцев, державшими оборону Фермопильского ущелья в течение трех дней против стотысячного войска персов, Мильтиад, Фемистокл, Перикл - всех великих воинов Греции того времени просто невозможно перечислить. Благодаря Геродоту, Плутарху, Фукидиду, Платону, Аристотелю и многим, многим другим историкам и философам мы должны быть благодарны за современные знания наук. Фидий, Пракситель, Скопас, Апелес, Эсхил, Софокл, Еврипид - лишь некоторые из плеяды творческой интеллигенции того времени. Действительно начинаешь понимать, что здоровое по всем параметрам общество порождает высочайшую культуру и знания, иного быть не может. И наоборот больное общество создает убожество и безвкусицу с претензиями на гениальность, понятную якобы только избранным, а не простому смертному. Но время и история всегда расставит все по местам. На этом считаю возможным закончить представление о древнегреческих полисах в период их становления и рассвета, но продолжить тему нам поможет работа Платона «Государство», написанная в то время когда города-государства после междоусобных войн (в частности Пелопонесская война) вступили в полосу кризиса.

3. Утопия об идеальном государстве Платона.

Суть работы Платона заключается в прениях шести мудрецов (Кефал, Сократ, Фрасимах, Главкон, Полемарх и Адимант) по вопросу: «Что есть государство? Есть ли возможность создать такое государство, чтобы срой в нем отвечал всем чаяниям народа и вел общество к процветанию?». Платон в этой работе фактически рассуждает сам с собой, исходя из тех типов государств, с которыми ему пришлось познакомиться на тот период времени (олигархическое, тираническое, демократическое) вкладывая свои слова в изречения каждого собеседника. Конечно он всецело на стороне Сократа, но Сократ должен одержать победу убедительными аргументами, склонив участников беседы на свою сторону.

Вот как четко Сократ формулирует необходимость создания государства: «Государство возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства, не правда ли? ...».

Платон определяет, что государство появляется с разделения труда и по его мнению должно состоять из трех классов: 1)крестьян, ремесленников и купцов; 2) стражей; 3) правителей.

В принципе ни одно государство не существовало и не может существовать без различных сословий или классов. Заслуга ли Платона в том, что он это открыл или возможно взял с восточной философии неизвестно. Но вместе с тем мы знаем, что в I тыс. до н.э. в Индии существовали касты или варны:

1. Брахманы - жрецы

2. Кшатрии - воины

3. Вайшьи - торговцы, ремесленники, крестьяне

4. Шудры - рабочие, слуги, рабы.

То же мы можем сказать и о других странах, например в Японии: сёгуны, самураи и т.д.

Да и сегодня любое государство не обойдется без: управленцев (жрецов); армии и полиции (воины); производителей товаров, услуг, предметов жилья и обихода (ремесленники); фирм и частных лиц распространяющих эти товары (торговцев).

Дело в том, что все классы или сословия должны находиться в гармоничном и сбалансированном существовании друг с другом - лишь в этом залог процветания и развития любого государства. При нарушении баланса происходит катастрофа. Причину разрушения и возможность предотвращения краха государства и пытается найти Платон в своей работе.

Словами Сократа он говорит, что управлять государством должны философы. Человек не знакомый с переводом удивится, представив себе «очкарика» с томиком Канта или Ницше под мышкой. Вместе с тем слово «философия» означает «любомудрие», т.е. управленец должен любить мудрость, иначе быть всесторонне грамотным, знающим и рассудительным человеком. И как здесь не согласиться с Платоном? Те, кто знаком с историей могут привести сотни примеров разрушения государств от бездарных управлений правителей. Горе, когда созданное руками миллионов предков, веками строящееся государство при таких правителях превращалось в прах за несколько лет, как по мановению волшебной палочки. Если правитель хотел без меры воевать, то он истощал государство людскими и материальными ресурсами. Ведь на войне погибают самые лучшие - сильные, смелые, патриотичные. Некому работать на полях - начинается голод, нищета, разруха. Нередко сопровождали войны сильнейшие болезни и эпидемии. Оправиться против таких катаклизмов может очень редкое сообщество. Если правитель мот, то он установит такие налоги, что станет невыгодно работать и его производители начнут убегать к другому правителю или станут делать вид, что работают, а могут и за оружие взяться. Французская революция 1789 года началась фактически с опубликования министром финансов бюджета французского двора. Когда народ увидел сумму, идущую на увеселения придворных он пришел в ярость. Если правитель торгаш по сути, то он начнет распродавать государство, подсчитывая барыши в собственном кармане, на интересы всего народа таким наплевать. Поэтому и делит Платон людей на философов, честолюбцев и сребролюбцев.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.