рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыПоследние годы существования СССР

Политика реформирования экономики имела значительные соци-ально-экономические издержки. Резко сократилось производство не только промышленной, но и сельскохозяйственной продукции. Уменьшились реальные доходы большинства населения. Оставались нерешенными многие социальные проблемы, в том числе жилищная, продовольственная, экологическая. Обострение проблем труда и быта вызывало различные формы социального протеста. В конце 80-х го-дов волна забастовок охватила шахты Кузбасса, а затем Донецкого угольного бассейна. Только в Донбассе в борьбу за свои права всту-пили свыше 300 тыс. шахтеров.

Многообразие форм собственности привело к появлению новых социальных категорий населения. Возникли социальные группы, вла-деющие средствами производства: члены коопераагивов и лица, зани-мающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Сформировался социальный слой граждан, владеющих значительными финансами (банкиры).

6. Новые внешнеполитические принципы

Годы «перестройки» стали временем позитивных перемен во внешней политике СССР. Добиться безопасности страны можно лишь при учете интересов других народов и государств--таково было основополагающее по-ложение нового курса на международной арене. В многочисленных выступлениях советского президента были изложены задачи СССР в области внешней политики. Подчеркивалась необходимость широкого взаимодействия Советского Союза со странами мира. Признавались допущенные ранее ошибки в отношениях с некоторыми государства-ми, в частности с Китаем. Выражалась готовность к урегулированию межрегиональных конфликтов. Предусматривались уменьшение воен-ных расходов и вывод советских войск из Афганистана. В декабре 1988 г. в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН М. С. Горба-чев сформулировал новую концепцию советской внешней политики. Центральное место в ней отводилось приоритету общечеловеческих интересов над классовыми. Независимость от идеологических разли-чий объявлялась одним из принципов межгосударственных отноше-ний. В 1985 г. новым министром иностранных дел Советского Сою-за стал Э. А. Шеварднадзе.

Конкретные мероприятия советского правительства подтверждали его готовность следовать избранному внешнеполитическому курсу, желание отказаться от идеи конфронтации в отношениях с западны-ми странами и положить конец «холодной войне».

Об изменении прежних подходов СССР к решению внешнеполи-тических вопросов свидетельствовали состоявшиеся в Женеве осенью 1985 г. советско-американские переговоры. В подписанном президен-тами двух стран документе констатировалось, что «ядерная война недопустима и в ней не может быть победителей». Стороны заявляли о своем отказе добиваться военного превосходства друг над другом. Была достигнута договоренность о расширении отношений двух стран.

Правительство СССР объявило мораторий на испытания ядерного оружия. Приостанавливалось развертывание ракет среднего радиуса действия в европейской части страны. Была выведена советская во-енная техника с территории ГДР. На 500 тыс. человек уменьшались вооруженные силы. Начались конверсия военного производства, перевод военных заводов на выпуск гражданской продукции. В феврале 1988 г. был завершен вывод советских войск из Афганистана (правда, в течение еще двух лет Афганистану оказывалась помощь оружием и боеприпасами),

Новая внешнеполитическая концепция и ее реализация отвечали задачам внутриполитического развития СССР. Они позволяли огра-ничить гонку вооружений, значительно сократить военные расходы. Широкие слои населения в Советском Союзе и за рубежом выступили с поддержкой идей М. С. Горбачева и его ближайших соратни-ков. Но были и противники новых подходов к решению междуна-родных вопросов. За сохранение прежнего курса в отношениях с За-падом ратовали многие деятели военного и внешнеполитического ведомств, часть работников партийного аппарата. Будучи не в силах помешать начавшимся изменениям в области дипломатии, они по-полнили ряды оппозиции горбачевской «перестройке».

7. СССР и страны Восточной Европы

Серьезные перемены про-изошли в отношениях СССР и государств Восточной Европы. Эко-номический и политический кризис в этих странах, падение автори-тета правящих партий вызвали рост в них оппозиции. Обстановка в СССР, курс на «обновление социализма» привели к активизации оп-позиционных сил, усилению их конфронтации с правительствами. С первых дней пребывания у власти М. С. Горбачев заявил об отказе СССР от вмешательства в дела союзников по ОВД. На встречах с руководителями этих стран он разъяснял причины, сущность и пути проводимой в Советском Союзе «перестройки». Делались попытки изменить формы экономического сотрудничества с государствами ОВД, акцентируя главное внимание на прямых контактах между предприятиями.

На первых порах руководители стран ОВД поддержали новый политический курс М. С. Горбачева. Однако углубление «перестроечных» процессов, кадровые перестановки в советском партийно-го-сударственном аппарате вызвали их неприятие. В ГДР и Румынии резко сократился объем публикуемой информации о преобразованиях в Советском Союзе.

Осенью 1989 г. прошли массовые выступления против сущест-вующих режимов и за восстановление демократических свобод в ГДР, Болгарии, Румынии, Чехословакии. Несколько ранее в результа-те свободных выборов была отстранена от власти правящая партия в Польше. Рухнули прежние режимы в Венгрии, Югославии и Алба-нии. В бывших социалистических странах произошла смена партий-но-государственных структур. На политическую арену в них вышли десятки новых политических партий и общественных организаций. Устанавливались демократические органы власти. Начались переход к рыночной экономике и приватизация промышленных предприятий. В некоторых из стран эти меры привели к резкому обострению эко-номической ситуации. Крушение существующих порядков в Югосла-вии привело к кризису национальных отношений и распаду страны на несколько государств. В 1990 г. состоялось объединение Восточ-ной и Западной Германии.

Переход восточно-европейских стран к парламентской демократии привел к распаду социалистического содружестве. Прекратили дея-тельность Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Вар-шавского Договора (весна 1991 г.). Значительно сократился уровень экономического сотрудничества СССР и государств Восточной Европы. Если в конце 80-х годов их доля во внешнеторговом обороте Со-ветского Союза превышала 50%, то в начале 90-х снизилась до 16%.

Потеря СССР прежних позиций в Восточной Европе, объедине-ние Германии обострили политическую борьбу между сторонниками и противниками нового политического курса.

8. СССР и страны мира

Обновленные подходы к решению меж-дународных вопросов явились основой широкого сотрудничества СССР с государствами мира. В 1986--1987 гг. состоялись несколько встреч М. С. Горбачева с президентами США (Р. Рейганом, затем Дж. Бушем). Принятые в итоге переговоров соглашения (1987 г.) предусматривали уничтожение на территории Европы принадлежа-щих обеим державам ядерных ракет средней и меньшей дальности. В июле 1991 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стра-тегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Претворение в жизнь достигнутой договоренности вызывало разную реакцию в пра-вящих кругах обеих стран. По мнению многих руководителей пар-тийно-государственного аппарата, эта акция серьезно угрожала безо-пасности СССР.

Активизировались государственные связи Советского Союза и стран Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). Подписан-ные между ними соглашения создавали благоприятные условия для развития экономического сотрудничества. Советский Союз был при-нят в Международный валютный фонд. Большое значение уделялось всесторонним контактам с государствами Северной Европы--Шве-цией, Норвегией, Финляндией. Была достигнута договоренность о со-вместном освоении ими природных богатств Кольского полуострова и континентального шельфа Баренцева моря.

Нормализовались политические и экономические взаимоотноше-ния СССР и стран Юго-Восточной и Южной Азии. Вывод советских войск из Афганистана и Монголии создал условия для урегулирова-ния отношений с Китайской Народной Республикой. В 1989 г. М. С. Горбачев посетил Китай с официальным визитом. В короткие сроки между Советским Союзом и КНР были решены спорные вопросы и восстановлены межправительственные связи. Межгосударственные отношения установились с Южной Кореей. Достигнутая с нею дого-воренность предусматривала совместные работы по освоению при-родных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Расширялись экономи-ческие и общественные контакты с Израилем. Они привели к восста-новлению дипломатических отношений между странами.

Советское правительство приняло несколько законов, соответст-вующих международному законодательству в области прав человека, в частности указ о выезде и въезде граждан в СССР. Ряд законов был направлен на установление взаимосвязей между деятелями куль-туры разных государств.

Советский Союз занял четкую позицию во время войны в Пер-сидском заливе, причиной которой стал захват Ираком Кувейта. Он поддержал резолюцию Совета Безопасности ООН, осуждавшую дей-ствия иракских властей (осень 1990 г.). В ноябре того же года пре-зиденту СССР М. С. Горбачеву была присуждена Нобелевская пре-мия мира.

Новый внешнеполитический курс СССР благоприятствовал пре-одолению последствий «холодной войны», ликвидации неприязни и недоверия в его отношениях с другими государствами.

9. Обострение межнациональных конфликтов

В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркмен-ская, Узбекская, Украинская и Эстонская. На его территории прожи-вали свыше 270 млн. человек--представители свыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства страны, в СССР был решен в принципе национальный вопрос и произошло фактиче-ское выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного развития. Между тем непоследова-тельность национальной политики породила многочисленные проти-воречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кри-зис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность.

Неспособность центральных властей справиться с экономически-ми трудностями вызывала растущее недовольство в республиках. Оно усиливалось в связи с обострением проблем загрязнения окру-жающей среды, ухудшением экологической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Как и прежде, неудовлетворенность на мес-тах порождалась недостаточным вниманием союзных органов власти к потребностям республик, диктатом центра при решении вопросов локального характера. Силами, объединяющими местные оппозици-онные силы, были народные фронты, новые политические партии и движения («Рух» на Украине, «Саюдис» в Литве и др.). Они стали главными выразителями идей государственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР. Руководство страны оказа-лось не готовым к решению проблем, вызываемых межнациональны-ми и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистского дви-жения в республиках.

В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против ру-сификации в Алма-Ате (Казахстан). Поводом для них послужило на-значение Г. Колбина русского по национальности, первым секрета-рем Компартии Казахстана. Открытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии.

Общественность, возглавляемая народными фронтами, требовала об-народования советско-германских договоров 1939 г., публикации до-кументов о депортациях населения из прибалтийских государств и из западных районов Украины и Белоруссии в период коллективизации, о массовых захоронениях жертв репрессий под Куропатами (Белорус-сия). Участились вооруженные столкновения на почве межэтниче-ских конфликтов.

В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азер-байджаном из-за Нагорного Карабаха--территории, населенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе АзССР. Воору-женный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами вспых-нул в Фергане. Очагом межнациональных столкновений стал Новый Узень (Казахстан). Появление тысяч беженцев--таков был один из результатов происшедших конфликтов. В апреле 1989 г. в течение нескольких дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. Главными требованиями демонстрантов являлись проведение демо-кратических реформ и независимость Грузии. За пересмотр статуса Абхазской АССР и выделение ее из состава Грузинской ССР высту-пило абхазское население.

10. «Парад суверенитетов»

С конца 80-х годов усилилось движение за выход из состава СССР в республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения чис-ленности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требование обособ-ления экономики от общесоюзного народнохозяйственного комплек-са. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленческих структурах и признать приоритет республи-канских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государст-венном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайд-жанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР (1990 г.). Вслед за объяв-лениями о суверенитете состоялись избрания президентов бывших союзных республик.

12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законо-дательно закреплялся приоритет республиканских законов над союз-ными. Первым президентом РФ стал Б. Н. Ельцин, вице-президен-том -- А. В. Руцкой.

Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Со-ветского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение Союза Советских Социалистиче-ских Республик и его преобразование в демократическое федератив-ное государство. Съезд принял постановление «Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения». В документе отмеча-лось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложен-ные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и на-родов, право на самоопределение и демократическое развитие, терри-ториальная целостность. В соответствии с постановлением съезда был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохра-нении обновленного Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.

11. Финал политического кризиса

В апреле--мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных рес-публик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники пере-говоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписа-ния такого договора. Его проект предусматривал создание Союза Су-веренных Государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались переме-ны в структуре органов власти и управления, принятие новой Кон-ституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.