Программно-методическое обеспечение спецкурса
3
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Курский Государственный университет
«СОГЛАСОВАНО»
председатель Учебно-методического совета
________________________
«_____» ______________________ 200 __ г.
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам.директора по учебно-методической и воспитательной работе
_________________________
«_____» ______________________ 200 __ г.
М.П.
|
|
|
Факультет
|
исторический
|
|
Кафедра
|
Всеобщей истории
|
|
Рабочая программа по дисциплине
|
Ценностные ориентации и образ жизни представителей различных слоев английского общества в конце XVII - XVIII вв.
|
|
Специальность
|
история
|
|
Отделение
|
Новая и новейшая история
|
|
Количество часов в трудоемкости
|
64
|
|
в том числе лекций
|
16
|
|
семинарских и практических занятий
|
16
|
|
самостоятельная работа
|
32
|
|
Итоговый контроль
|
зачет
|
|
|
Рассмотрено и утверждено
на заседании кафедры
_______________________________________
от «______» ___________________ 200 ___ г.
Протокол № ___________________________
Зав.кафедрой ___________________________
|
Декан факультета
____________________________________
«____» ______________________ 200 __ г.
|
|
|
Программа разработана на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ по специальности 020700 в соответствии с требованиями рабочего учебного плана специальности 020700, утвержденного ректором Курского Государственного университета Гвоздевым В. В.
Рабочая программа разработана (составлена) ст. преп. Свинцовой Н. В.
(Степень, должность, Ф.И.О.)
и представлена на рассмотрение ______________________________________
дата
Подпись автора (составителя) ___________________________________
Пояснительная записка
Рабочая программа спецкурса «Ценностные ориентации и образ жизни представителей различных слоев английского общества в конце XVII - XVIII вв.» является дисциплиной по выбору для студентов 4 курса, обучающихся по специальности 020700 - история. Изучение данного курса предполагает, что предварительно студентами были освоены такие базовые курсы, как новая история Европы и Америки, культурология, политология, социология, правоведение.
Курс «Ценностные ориентации и образ жизни представителей различных слоев английского общества в конце XVII - XVIII вв.» содержательно связан с такими спецкурсами, как история мировой и отечественной культуры, история политических учений.
Содержание курса разработано на основе материалов Государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования по специальности 020700 - история.
Назначение курса состоит в том, чтобы, опираясь на потребности, интересы, ориентации студентов в области высшего исторического образования, на предшествующий опыт изучения предметов гуманитарно-экономического и общепрофессионального блока содействовать формированию профессиональной культуры будущих историков, овладению основными понятиями и методологией социально-структурной региональной истории.
Образовательная цель курса включает в себя овладение студентами
Знаниями:
об основных ценностных ориентациях представителей различных слоев английского общества в конце XVII - XVIII вв.;
о характерных чертах образа жизни различных групп английского общества;
о политическом и экономическом положении типичных представителей общественных слоев, обладающих различным статусом;
об особенностях трансформации духовно-нравственного мира англичан в указанный период;
об основных элементах социальной структуры и их эволюции в Англии указанного периода.
Умениями и навыками:
характеризовать культурные процессы в их конкретно-историческом своеобразии, культуру личности и межличностных отношений;
анализировать соотношение традиций и инноваций в культуре, приобретение навыков и качеств культурной коммуникации и диалога.
планировать собственную исследовательскую деятельность, ориентироваться в специальной литературе;
применять и использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства ЭВМ для подготовки методических материалов;
наблюдать, сравнивать, анализировать и систематизировать исторические факты и явления, понимать внутреннюю связь между явлениями, аргументировать выводы;
устанавливать обратные связи, оценивать полученные результаты, анализировать достижения и недостатки профессиональных действий.
Организационно - педагогической целью курса является создание условий для успешного овладения студентами основными понятиями региональной социально-структурной истории и навыками анализа конкретных исторических явлений и процессов.
Образовательные задачи курса:
Формирование у будущих историков базовой системы знаний об обществе как целостно развивающейся системе, общественно-политической структуре Англии эпохи Просвещения, образе жизни и ценностно-идеологической системе англичан в рассматриваемый период;
Актуализация формирования и развития системы профессиональных умений и навыков в области социально-структурной региональной истории.
Основные идеи курса:
· Культурно-историческая обусловленность мировоззрения и образа жизни;
· Взаимосвязь ценностных ориентаций с такими конкретными условиями общества, как социально-политическое устройство, структура экономики, возможности социальной мобильности и социально-культурных коммуникаций;
· Взаимосвязь исторического опыта Англии с современными тенденциями европейского общественного развития;
В структуру курса входят два взаимосвязанных блока: «Социально-политическое положение Англии эпохи Просвещения» и «Мировоззрение и образ жизни англичан в конце XVII - XVIII вв.». Различные блоки знаний интегрированы на основе системно-структурного подхода и обеспечивают методологические, теоретические и междисциплинарные основы курса. Материал курса ориентирован также на образование историка как субъекта профессиональной деятельности, на стимулирование потребности в научно-исследовательском совершенствовании и формировании у студентов целостной профессиональной позиции.
Целостность курса обеспечивается единством и взаимодополняемостью информационного материала, предлагаемого преподавателем в лекционном курсе, и материала, осваиваемого студентами в режиме диалога через семинарско - практические занятия, и в ходе самостоятельной работы студентов. Семинарско - практические занятия проводятся с целью углубленной переработки научных аспектов курса в его содержательно-целевом, организационно-процессуальном и операционально-технологическом аспектах. Они включают дискуссии, коллоквиумы и практические задания.
Изучение курса в восьмом семестре заканчивается зачетом.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Организационные формы обучения и виды учебной работы
|
Всего часов
|
Семестры
|
|
Аудиторные занятия
|
32
|
32
|
|
|
|
|
Лекции
|
16
|
16
|
|
|
|
|
Семинары
|
16
|
16
|
|
|
|
|
Практические занятия
|
|
|
|
|
|
|
Лабораторные работы
|
|
|
|
|
|
|
Другие виды аудиторных занятий
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа
|
32
|
32
|
|
|
|
|
Курсовая работа или проект
|
|
|
|
|
|
|
Контрольная работа
|
|
|
|
|
|
|
Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
|
|
Итоговый контроль (зачет)
|
|
|
|
|
|
|
Общая трудоёмкость дисциплины
|
64
|
|
|
|
|
|
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Всего
|
Лекций
|
Семинар
|
Сам
раб.
|
|
1.
|
Предмет и задачи курса
|
2
|
2
|
|
|
|
2.
|
Социально - политическое устройство Англии 1688-1789 гг.
|
14
|
2
|
4
|
8
|
|
3.
|
Ценностные ориентации и образ жизни элиты английского общества в 1688-1789 гг.
|
16
|
4
|
4
|
8
|
|
4.
|
Средний класс в Англии 1688-1789 гг.
|
16
|
4
|
4
|
8
|
|
5.
|
«Низы» английского общества 1688-1789 гг.
|
16
|
4
|
4
|
8
|
|
|
ИТОГО:
|
64
|
16
|
16
|
32
|
|
|
Содержание курса
Тема 1. Предмет и задачи курса.
Мировоззрение и образ жизни как проблема социально-структурной региональной истории. Основные методологические подходы к изучению ценностных ориентаций и стилей жизни. Междисциплинарные связи курса. Проблема исследования ценностных ориентаций в отечественной и зарубежной исторической науке.
Тема 2. Социально - политическое устройство Англии 1688-1789 гг.
Место Англии в структуре европейской цивилизации. Концепция естественных прав человека и автономии личности, правового государства и гражданского общества.
Общая характеристика британской конституции. Государственно-территориальное устройство Великобритании. Монарх в Великобритании: порядок престолонаследия, полномочия. Парламент Великобритании: общая характеристика, структура. Феномен конституционной монархии и его истолкование в трудах английских мыслителей эпохи Просвещения (Г. Болингброк, Д. Толанд, А.Шефтсбери и др.)
Партийное развитие: формирование двухпартийной системы, идеология и состав формирующихся партий тори и виги.
Роль элиты в государственном управлении.
Тема 3. Ценностные ориентации и образ жизни элиты английского общества в 1688-1789 гг.
Английское дворянство как социокультурный феномен. Трансформация состава элиты. Оформление общей системы ценностей: корпоративная дворянская идеология и ее изменение; гендерные стереотипы, семейно-брачные отношения и сексуальная мораль. Досуговая культура и игровые стереотипы. Образ жизни элиты, внешняя атрибутика и символика. Художественная культура как отражение стиля жизни и ценностей элиты.
Тема 4. Средний класс в Англии 1688-1789 гг.
Оформление английских предпринимателей как отдельного социального слоя. Социально-политическое положение предпринимателей, основные виды деятельности. Промышленный переворот и расширение сфер деятельности предпринимателей. Формирование предпринимательской системы ценностей и стиля жизни, копирование атрибутов аристократического образа жизни.
Страницы: 1, 2, 3
|