рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыРазвитие русского права Древней Руси

Развитие русского права Древней Руси

68

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГОУ ВПО «Южный Федеральный Университет»

Исторический факультет

Отделение истории.

Кафедра отечественной истории

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИООНАЯ РАБОТА

«Развитие русского права Древней Руси»

Степень - бакалавр

социально-экономического образования

Направление - 050400

Профиль - история

Исполнитель:

Студент 4 курса Стационара

Исторического факультета

Таквель Вячеслав Васильевич

Научный руководитель:

Доцент (к.и.н.)

Горяйнов Сергей Геннадьевич

Ростов-на-Дону

2007г.

  • Содержание:
  • Введение 2
  • 1. Государство и право в Древней Руси 8
    • 1.1. Образование древнерусского государства 9
      • Управление 12
      • Категории населения 13
  • 2. Русская правда - памятник права Древней Руси 19
    • 2.1. Основные редакции Русской Правды 20
    • 2.2. Возникновение Русской Правды. Источники 21
    • 2.3. Влияние христианства на законодательство Древней Руси 23
  • 3. Преступление и наказание по Русской Правде 28
    • 3.1. Кровная месть 28
    • 3.2. Краткая редакция Русской Правды 31
    • 3.3. Виды преступлений и наказаний 31
      • Побои и оскорбление 31
      • Членовредительство 33
      • Правовое положение различных слоёв населения. Убийство. 33
      • Кража или порча имущества 34
    • 3.3. Пространная редакция Русской Правды 36
    • 3.4. Преступление и наказание по Пространной редакции Русской Правды в сравнении с Краткой редакцией 37
    • 3.5. Некоторые положения Русской Правды с точки зрения современного права 43
    • 3.6. Регулирование ввоза и вывоза товаров 57
  • Заключение. 63
  • Источники: 67
  • Список литературы: 68

Введение

Актуальность темы исследования. Процесс радикальных перемен в Российской Федерации, связанный с изменением социально-экономической и политической систем общества, не мог не затронуть вопросов правового регулирования гражданско-правовых отношений. Сейчас, в условиях современной России, мы всё время ищем ответы на злободневные вопросы: как быть в той или иной ситуации? Как правильно поступить и не попасть в правовую ловушку? Нам хочется быть защищёнными и грамотными. Напрашивается вывод: каждое общество основывается на праве. Россия не исключение.

Существует правовая культура, которая идёт из древности. Для того, чтобы правильно построить современное общество, нужно обратиться в прошлое и на основе прошлых знаний и опыта предков мы сможем, наконец, построить то самое грамотное правовое общество.

Так как эти нормативные акты вобрали в себя достижения отечественной и мировой теории и практики гражданского права, их правильное восприятие и использование невозможно без всестороннего и полного изучения исторического опыта и научного анализа памятников права прошлого в процессе их эволюции соответственно изменяющимся потребностям общественной жизни.

В XXI веке наука права не просто имеет огромное значение для человека, а становится приоритетной для всех слоёв общества. Развиваясь в течение веков, она постоянно изменяла свой состав: впитывала новые, более совершенные нормы и избавлялась от устаревших, потерявших свою былую значимость, отживающих свой век. Давно доказано, что институты права и государства тесно взаимосвязаны, что они постоянно пересекаются, помогая развиваться друг другу. Наука права отнюдь не является исключением. Она так же, как и многие другие отрасли, прошла длинный тернистый путь развития, и, дифференцировавшись вместе с государством на протяжении многих столетий, дошла до наших времён.

Степень научной разработанности темы исследования. Изучение правоотношений на Руси с момента становления отечественной историко-правовой науки являлось одним из направлений, привлекающим внимание исследователей. Уже в дореволюционный период появилась обширная историография, с разных методологических позиций рассматривавшая отдельные институты русского права. В дореволюционный период различные аспекты правоотношений рассматривались в общих курсах и обзорах средневекового русского права, авторами которых являлись И.Д. Беляев, М.Ф. Владимирский-Буданов, Д.Я. Самоквасов, В.Н. Латкин, М.К.Любавский, Н.А. Максимейко, М.М. Михайлов, И.М. Радин, А.Н. Филиппов, П.И. Числов и др. В то же время специальные работы были посвящены тем или иным видам правоотношений. Здесь следует назвать работы И.Д. Беляева, П.И. Беляева, А.И. Загоровского, Н.В. Калачова, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, Н. Лавровского, Н. Ланге, А.Н. Лонгинова, В.Л. Мацеевского, Д. Мейера, Ф. Морошкина, П.Н Мрочек-Дроздовского, А.С. Мулюкина, К.А. Неволина., А. Рейца, В.И. Сергеевича, И. Тихомирова, В.А. Удинцева, Ф.И. Устрялова, Б.Н. Чичерина, И.Ф. Эверса, И.Е. Энгельмана и др. В советский период преимущественное внимание уделялось сфере правового регулирования социально-экономических отношений в истории Русского государства, связанных с классовой борьбой. Тем не менее, и в этот период проводились исследования, в которых уделялось внимание проблемам правоотношений. В той или иной степени они отражены в работах Ю.Г. Алексеева, А.И. Андреева, В.Ф. Андреева, П.А. Аргунова, Б.Д. Грекова, А.А.. Зимина, Р.Б. Казакова, А.Д. Куликова, В.А. Кучкина, Л.М. Марасиновой, В.Г. Мироновой, СВ. Покровского, Б.А. Романова, П.В. Саваськова, М.Б. Свердлова, И.И.Смирнова, М.Н. Тихомирова, Р.А. Тхагапсова, Р. Хелли, В.В. Чемеринской, Л.В. Черепнина, З.М. Черниловского, С. Штамм и др. Из собственно историко-правовых юридических исследований последних десятилетий и современного периода, посвященных различным аспектам правоотношений следует отметить работы Ю.Г. Алексеева, А.Г. Манькова, И.Д. Мартысевича, О.В. Мартышина, В.В. Момотова, Ю.В. Оспенникова, Р.Л. Хачатурова, СВ. Юшкова и др.

Источниковая база исследования обширна. В том или ином виде Русская Правда вошла в состав или послужила одним из источников позднейших судных грамот: Псковской судной грамоты, Двинской уставной грамоты, Судебника Казимира 1468 г., Судебников 1497 и 1550 гг., даже некоторых статей Соборного Уложения 1649 г. Долгое применение Русской Правды в судебных делах объясняет появление таких видов пространной редакции Русской Правды, которые подвергались переделкам и дополнениям еще в XIV-XVI вв.

Русская Правда сохранилась в большом количестве (свыше 110) списков XIII-XVIII вв. Все тексты Правды находятся в составе каких-либо сборников или летописей. По своим особенностям списки Правды могут быть разделены на три основных памятника: 1) Краткую, 2) Пространную и 3) Сокращенную Правду (их принято обозначать в литературе, как КП, ПП и СП соответственно).

Списки первой, или Краткой, редакции немногочисленны, известно только два древних списка, относящихся к половине XV века. Краткая Русская Правда находится в составе Новгородской 1-й летописи младшего извода, где она помещена под 1016 г. Оба списка Краткой Правды (Академический и Археографический) Списки Русской Правды названы или по их владельцам или по месту их нахождения: Академический принадлежит библиотеке Академии Наук, Археографический - получил название от Археографической комиссии для издания древних документов. по своему тексту чрезвычайно близки друг к другу и, по-видимому, произошли от общего источника или протографа. Сохранилось и несколько списков Краткой Правды, переписанных в XVIII в., которые, впрочем, восходят к тексту, приготовленному к печати В.Н. Татищевым в 1738г., и дают мало дополнительных сведений о древнем тексте Правды. В списках Краткой Правды текст написан сплошь без разделения на статьи. Однако вторая часть Правды выделена начальной буквой П («Правда оуставлена» и т.д.), написанной красной киноварью М.Н.Тихомиров. Пособие для изучения Русской Правды. М.: Издание Московского университета, 1953г. с. 58. И.А. Исаев в своём учебнике разделяет Краткую правду на Правду Ярослава (ст. 1-17), Правду Ярославичей (ст. 18-41), Покон вирный (ст. 42), Урок мостников (ст. 43).

Списки Пространной Правды сохранились в наибольшем количестве (свыше 100). Пространные списки в несколько раз по тексту длиннее кратких и заключают большое количество новых статей. Кроме того, текст Пространной Правды разбит в них киноварными заголовками и заглавными буквами. Впрочем, заголовки не покрывают содержания всех статей, следующих за ними.

Пространная Правда была составлена после подавления восстания в Киеве, 1113 год. Она состояла из двух частей - Суда Ярослава и Устава Владимира Мономаха.

К третьей редакции Русской Правды относятся два списка так называемой Сокращенной Правды. Оба они помещены в Кормчей особого состава, сохранившейся в списках XVII в. “Кормчая, или Номоканон, представляет собой собрание церковных правил и гражданских законов. Самое слово «кормчая» значит руководящая или направляющая. Слово «Номоканон» происходит от греческого «nomos» (закон) и «kanon» (правило). Кормчая была важнейшим юридическим пособием в древней Руси и сохранилась во множестве списков разного состава” М.Н.Тихомиров. Пособие для изучения Русской Правды. М.: Издание Московского университета, 1953г. с. 67..

Древнейшим источником права является обычай. Когда обычай санкционируется государственной властью (а не просто мнением, традицией), он становится нормой обычного права. Эти нормы могут существовать как в устной, так и в письменной форме.

Бесспорно то, что, как и любой другой правовой акт, Русская Правда не могла возникнуть на пустом месте, не имея под собой основы в виде источников права. Источниками кодификации явились нормы обычного права и княжеская судебная практика.

Объект и предмет исследования. Объектом представленного исследования являются источники русского (IX-XIII вв.) права: договоры Руси и Византии 911 и 944 гг., Уставы киевских князей Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича, Правосудье Митрополичье, Русская Правда. Я рассмотрю данный период, на основе Русской правды. Предмет исследования составляют нормы, заключенные, в Русской Правде регулирующие правоотношения в русском праве IX-XIII вв.

Методология исследования. При подготовке данной работы были применены принцип историзма и объективного рассмотрения материала, которые позволяют изучить объект исследования во всем его многообразии и развитии. Из числа общенаучных методов в работе использовался системный подход, анализа и синтеза, из частнонаучных методов были использованы формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический.

Цель и задачи исследования. Целью работы является комплексный историко-правовой анализ норм, регулирующих правоотношения в истории русского права IX-XIII вв., на примере Русской Правды и выработка представления об объекте исследования, соответствующего современному уровню историко-правовой науки.

Поставленная цель достигалась путем решения следующих задач:

- изучения эволюции законодательного регулирования различных правоотношений в истории русского права;

- раскрытия конкретно-исторического содержания и природы различных видов правоотношений в истории русского права;

- создания современного научного представления о системе правоотношений Русского государства XI- XIII вв.

В данной работе идет обращение к истокам, к корням написанного права Древней Руси - к «Русской Правде», чтобы, проанализировав содержание этого уникального памятника древнерусского права, проследить за их развитием, трансформацией, отмиранием некоторых из них, попытаюсь сравнить право Древней Руси с другими памятниками средневекового права, выделив их общие черты и различия, тем самым, находя общие закономерности и характерные особенности развития раннефеодальных государств в Европе.

В связи с целями и задачами данной работы хронологические рамки можно определить IX-XIII вв., время действия Русской Правды, как основного источника для суда в Древней Руси.

1. Государство и право в Древней Руси

Политическая организация восточных славян в 1-м тысячелетии нашей эры.

Политическая организация возникает на определенном этапе развития, и именно 1-ое 1000-летие предшествовало образованию государства и государственности у восточных славян (но на этот период существует множество различных точек зрения). Но именно в это время они пришли из центральной части Европы.

Именно в это время образовываются “союзы союзов”, которые, по сути, есть союзы племенных союзов, которые по отношению к внешним племенам были единым целым, но изредка враждовали между собой.

В этих племенах и появился институт старейшин, проводились племенные собрания, появились родовые традиции, но до сих пор нет отдельно армии, нет территории.

В первой половине 1-го 1000-летия шло освоение восточно-европейской равнины и заселение ее княжествами, которые были подчинены принципу военной демократии. Там селились племена:

словени, на территории Новгорода

поляне, на территории Киева

северяне, древляне и т.д.

Восточные путешественники того времени выделяют 3 государства (или предгосударства?) на территории России в IX веке

Куявия - на территории Киева

Славия - на территории Новгорода

Арсения - точно не ясно

Эти государства были центрами тогдашней цивилизации на территории Руси. В тот период появились первые датируемые славянские летописи, из которых мы узнаем, что поляне - платят дань хазарам (которые создали хазарский каганат) и что славени зависят от полян. Тихомиров М.Н. «Древнерусские города». М., 1956г., с.10.

1.1. Образование древнерусского государства

Из ряда существующих в исторической науке концепций государства образование происхождения славян наиболее полно отвечает требованиям современной науки так называемая Днепровско-Одерская концепция происхождения славян академика Б.А.Рыбакова, в соответствии с которой с сере-дины II тыс. до н.э. в северной части Восточной Европы между Днепром и Одером проживали древнейшие праславяне выделившиеся к этому времени из состава индоевропейцев. По мнению Седова и некоторых других ученых, историю праславян следует вести приблизительно с середины I тыс. до н.э.

а) социальные Факторы

В письменных источниках, относящихся к началу нашей эры, славяне упоминаются под названием "венеды". Известно, что венеды вели оседлый образ жизни, знали пашенное земледелие. У них существовала внутренняя торговля, связанная с развитием ремесла, и внешняя торговля, в частности, с Римом. Торговля ускоряла процесс дифференциации общества, способствовала появлению богатой социальной верхушки. Малая семья, состоящая из мужа, жены, детей, становилась составной частью важнейшей социальной клеточки общества - сельской общины. В сельской территориальной общине выделялись отдельные, зажиточные семьи, обладавшие определенной собственностью. В VI в. усиливается военная и политичес-кая власть. Все это ускоряло имущественную и социальную дифференциацию славянского общества, и формирование в ней классовых отношений. По мере углубления социальной дифференциации в союзах племен все более усиливалось государственное начало, что неизбежно вела, в конечном счете, к образованию государства. Но этот процесс потребовал длительного времени.

б) внешнеполические факторы

Неблагоприятно складывается и внешнеполитический фактор. На экономическом развитии славян тяжело отразилось нашествие гуннов. В результате этого задержалось и их собственное развитие. Как считал М.Н.Тихомиров, о при-чинах возникновения государства было "развитие земледе-лия и ремесла в области экономики, развитие феодализма - в области общественных отношений". Тихомиров М.Н. «Древнерусские города». М., 1956г., с.17. Так в VII-VIII вв. в связи с ростом производительности труда становилось вполне возможной индивидуализация производства. Подго-тавливались условия для перехода от раннеклассовых от-ношений к феодализму. Экономический прогресс у восточ-ных славян являлся движущей силой их общественного раз-вития. При условии существования индивидуальных хо-зяйств дополнительный продукт, получаемый в них и достигавший значительных размеров, становился собствен-ностью производителя и мог являться источником обогаще-ния. Так возникло сначала имущественное, а потом и со-циальное неравенство. Так же в это время складывалась и росла частная собственность у зажиточных член общины. Формировалась социальная верхушка общества.

в) общественные факторы

Большое значение для образования государства имели союзы племен. В начале существования таких союзов племен, формой организации управления была военная демократия. Однако при этом еще дол-гое время сохранялась первобытные демократи-ческие учреждения - народные собрания и со-вет старейшин: Но народное собрание превра-щалось в собрание воинов, которому военный предводитель, окруженный и поддерживаемый дружиной, навязывал свою волю, приобретая все большее влияние и власть за счет других старейшин. Таким образом, шел процесс преоб-разования органов общественного самоуправле-ния в государственные органы. Военная демок-ратия постепенно перестала в военно-иерархи-ческое правление-княжение. Органы обществен-ного самоуправления превращались в органы господства и угнетения, направленные против народа. Завершалось тем самым оформление государственного строя, важнейшим признаком которого было по явление особой, не совпада-ющей непосредственно с населением, отделен-ной от него публичной власти, располагающей специальным аппаратом управления и распрост-раняющейся на определенную территорию. Воен-ный предводитель крупного союза племен прев-ращался в правителя - князя. Главенство князей приобретало характер осуществления властных классовых функций. Приближенные князя становились его советниками и намест-никами. Дружина превращалась в военную силу, которая подавляла сопротивление эксплуатиру-емых масс и вела захватнические и оборони-тельные войны. Указанный процесс преобразо-вания органов общественного самоуправления в государственные органы не был актом единов-ременным для всех союзов восточнославянских племен. В VIII в. в условиях борьбы с кочев-никами в Среднем Приднепровье произошло объ-единение нескольких союзов племен или княже-ний в "союз союзов" под названием "Русь" столицей которого стал Киев.

Г) "Союзы союзов"

"Союзы союзов", объединявшие несколько союзов племен-княжений, являлись новыми образованьями и отражали более высокий этап в процессе восточнославянской консолидации.

Примерно на рубеже VIII-IX вв. приднепровский союз союзов племен "Русь" перерастает еще более мощное объединение с названием "Русская земля", включавшее значительное число союзов славянских племен. Летопись их перечисляет: Русь, Поляне, Древляне, Полоча-не, Дреговичи, Север. Это уже почти половина восточных славян. Правила в этом госу-дарственном объединении, по своей вероят-ности, династия Кия, представителями которой в середине IX в. были, по сообщению летописи, князья Дир и Аскольд. Юшков С.В. «Очерки по истории феодализма в Киевской Руси». М., 1989г. с. 157.

Управление

Князь

В.Л.Янин и М.Х. Плешковский усматривают в новгородской республике нечто финаменальное, совершенно непохожее на социально - полити-ческую организацию древнерусских княжеств, в частности Киевского княжества, где господствовала якобы монархическое начало. Там же, с. 159.

М.П. Толочко пишет о том, что "верховным гла-вой" в Киеве являлся великий князь. Правда, известную роль играло и вече: "При сильном киевском князе вече была послушным придатком верховной власти, при слабом - зависимость была обратной. Другими словами, в Киеве XI-XII вв. существовали, дополняя друг друга, а нередко и вступая и в противоречие, орган феодальной демократии (вече) и представитель монархической власти (великий князь)". Тихомиров М.Н. «Древнерусские города». М., 1956г., с.15. Фор-мирование территориальных связей, складыва-ние города - волости (города - государство) более или менее хорошо прослеживается на ма-териалах, относящихся к истории Киевской земли. Под 996г. летопись сообщает о том, что старая система родовой защиты начинает давать сбои. Владимир как представитель от-живающего строя ищет пути решения этой проб-лемы. С летописью перекликается известная былина об Илье Муромце и Соловье - разбойни-ке. В образе Соловья следует видеть не "столько придорожного грабителя, сколько представителя косных сил родоплеменного строя." Прав Б.А.Рыбаков, отметивший, что соловей - не обычный разбойник на большой дороге, который живет за счет проезжих тор-говых караванов.Можно сказать, что образ Со-ловья порожден эпохой формирования террито-риальных связей. Родовой строй уходил в прошлое отнють не безболезненно, подчас от-чаянно сопротивлялся. Весьма характерно упо-минание летописью бедняков и нищих, живых в Киеве во времена Владимира: "И сотвори (Вла-димира. - Авт.) праздник велик... болярам и старцем градским, и убогим раздая именье много". Князь "повеле всякому нищему и убогому приходите на двор князь и взимает всяку потребу питье и яденье, и от скотьниць кунами". Эти убогие и нищие конечно, явление нового времени - периода распада старого родоплеменного единства.

Категории населения

Свободные общинники

Основную массу сельского и городского на -свободные населения Киевской Руси составляли общины; "люди", то есть феодально-зависимые крестьяне, эксплуатируемые государством путем сбора да-ни, размер которой теперь стал зависеть от количества и качества находящейся у крестьян земли, или феодалами путем взимания оброка или привлечения крестьян к барщине. Однако в начальной летописи термин "люди" употребля-ется для наименования широких слоев сельско-го и городского населения. Сохранения в те-чении длительного периода времени этого тер-мина в значении свободного населения указы-вает на то, что шедший процесс феодализации неодинаково затрагивал отдельные сельские крестьянские общины, жители многих из них, утрачивая сословную полноправность, сохраня-ли личную свободу.

Смерды

Как отмечает Б.А. Рыбаков, древнерусские смерды XI-XIIв.в. обрисовываются как значительная часть полукрестьянского феодально-зависимого населения Киевской Руси. Смерд был лично свободен. Вместе с семьей он вел свое хо-зяйство. Князь давал смерду землю при усло-вии, что тот будет работать на него. В слу-чае смерти смерда, не имеющего сыновей, зем-ля возвращалась к князю. За свое право вла-дения самостоятельным хозяйством смерд пла-тил князю дань. За долги смерду грозило превращение в феодально-зависимого закупа. С развитием феодализма роль смердов в Киевской Руси уменьшалась. Следует отметить, что источники очень мало сообщают сведений о смердах. Это обусловило появление самых раз-ных точек зрения на данную категорию населе-ния. Юшков С.В. «Очерки по истории феодализма в Киевской Руси». М., 1989г. с. 165. Так, С.В. Юшков видел в смердах особый разряд закрепощенного сельского населения. Б.Д. Греков считал, что были смерды зависимые и смерды свободные. А.А. Зимин отстаивая идею о происхождении смердов от холопов, посаженных на землю. По мнению С.А. Пок-ровского, "смерд Русской Правды, как просто-людин, рядовой гражданин, везде выставляется Русской Правдой как свободный, неограничен-ный в своей правоспособности человек". М.Б. Свердлов считает наиболее плодотворным деление смердов на лично свободных и фео-дально-зависимых". Головатенко А.Г. «История России: спорные проблемы». М.: Школа -Пресс. 1994г. с. 25-26.

Закупы

Распространенным термином для обозначения феодально-зависимого крестьянства в Киевской Руси был термин "закуп". Основным источником для изучения закупничества является Прост-ранная редакция Р.П. Закуп - это человек, попавший в долговую кабалу и обязанный своей работой в хозяйстве заимодавца вернуть полу-ченную у него "купу". Юшков С.В. «Очерки по истории феодализма в Киевской Руси». М., 1989г. с. 167. Он исполнял сельские работы: работал на поле, ухаживал за господским скотом. Феодал предоставлял заку-пу земельный надел, а также сельскохо-зяйственные орудия и рабочий скот. Закуп был ограничен в своих правах. Прежде всего, это касалось права ухода от "господина". Но за-купа запрещалось продавать в холопы. Закуп мог выступать в суде в качестве свидетеля по незначительным делам, обращаться в суд на своего господина. Рост закупничества был связан с развитием частного землевладения.

Изгои

Изгой - это человек "изжитый", выбитый из привычной колеи, лишенный прежнего своего состояния. Известны изгои свободные и изгои зависимые. Значительный контингент феодаль-но-зависимых изгоев формировался за счет вы-купившихся на волю холопов. Они, как прави-ло, не разрывали связи с господином и оста-вались под его властью. Однако были случаи, когда освободившийся холоп уходил от своего хозяина.Головатенко А.Г. «История России: спорные проблемы». М.: Школа -Пресс. 1994г. с. 27. Такие изгои-вольноотпущенники, пор-вавшие со своими прежним господином, попада-ли обычно в зависимость от церкви. Наряду с ними встречались изгои - выходцы из свобод-ных слоев древнерусского общества. Источники в качестве феодально-зависимого населения называют также отпущенников, задушных людей, пращенников и вотчиных ремесленников.

Челядь и холопы

В Киевской Руси несвободной частью населения были рабы. В X-XIIв.в. рабов-пленников называли "че-лядь". Они были полностью бесправны. Люди, ставшие рабами по другим причинам, называ-лись холопами. Источниками холопства явля-лись: самопродажа, женитьба на рабе "без ря-ду", вступление "без ряду" в должность тиуна или ключника. В холопа автоматически превра-щался сбежавший или провинившийся закуп. За долги в рабство могли продать обанкротивше-гося должника. Греков Б.Д. «Киевская Русь». М., 1953г., с. 225. Холоп в отдельных случаях был наделен некоторыми правами. Так, будучи бо-ярским тиуном, он мог выступить в суде в ка-честве "видока". Широкое распространение по-лучило долговое холопство, которое прекраща-лось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так называемые па-шенные холопы, посаженные на землю и обла-давшие собственным хозяйством.

Вотчина

Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Она состояла из княжеской или бо-ярской усадьбы и зависимых от нее общин-вер-вей. В усадьбе находились двор и хоромы вла-дельца, закрома и амбары с запасами, жилища слуг и другие постройки. Различными отрасля-ми хозяйства ведали специальные управляющие - тиуны и ключники, во главе всей вотчиной администрации стоял огнищанин. Посадники в отличие от тысяцких и сотских, которые были вначале командирами дружины, а затем уже об-растали административными функциями, явились сразу же полномочными представителями кня-жеской власти на местах. Будучи представи-телями князей, в том или ином месте, посадни-ки выполняли функции самого князя. Посадники и во-лостели - управители сельскими волостями - имели ближайших помощников в лице тиунов. В боярской или княжеской вотчине, как правило, работали ремесленники, обслуживавшие бо-ярские хозяйства. Ремесленники могли быть холопами или находиться в какой-либо другой форме зависимости от вотчинника. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер, и было ориентировано на внутреннее потребление са-мого феодала и его слуг. Источники не позво-ляют однозначно судить о господствующей фор-ме феодальной эксплуатации в вотчине. Воз-можно, что какая-то часть зависимых крестьян обрабатывала барщину, другая платила землев-ладельцу натуральный оброк.

Городское насе-ление также попадало в зависимость от кня-жеской администрации или феодальной верхуш-ки. Вблизи городов крупные феодалы основыва-ли часто специальные поселения для ремеслен-ников. С целью привлечения населения вла-дельцы сел представляли определенные льготы, временное освобождение от налогов и т.д. Вследствие этого такие ремесленные поселения назывались свободными или слободами. Расп-ространение экономической зависимости, уси-ление эксплуатации вызывали сопротивления со стороны зависимого населения. Греков Б.Д. «Киевская Русь». М., 1953г., с. 228. Наиболее расп-ространенной формой были побеги зависимых людей. Об этом свидетельствуют и суровость наказания, предусмотренного за подобный по-бег - превращение в полного, "обельного", холопа. Данные о различных проявлениях классовой борьбы содержит "Русская правда". В ней говорится о нарушении границ земельных владений, поджог бортных деревьев, убийство представителей вотчиной администрации, кра-жах имущества.

Итак, политическая организация у восточных славян возникает на определенном этапе развития, и именно 1-ое 1000-летие предшествовало образованию государства и государственности. Именно в это время образовываются “союзы союзов”, которые, по сути, есть союзы племенных союзов, которые по отношению к внешним племенам были единым целым, но изредка враждовали между собой. В этих племенах и появился институт старейшин, проводились племенные собрания, появились родовые традиции, но до сих пор нет отдельно армии, нет территории. В первой половине 1-го 1000-летия шло освоение восточно-европейской равнины и заселение ее княжествами, которые были подчинены принципу военной демократии. По Русской Правде видны основные категории населения у восточных славян.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.