рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыТрагическое контрреформаторство Павла I

Трагическое контрреформаторство Павла I

13

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОЧИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ОБЩЕГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Реферат

По курсу «История России»

На тему «Трагическое

контрреформаторство Павла I»

Выполнил Уютова Е. В.

Студент I курса

Специальности ПИ Группа 214

Проверил

Луцик Светлана Маратовна

г. Сочи-2004 г.

Содержание

1. Введение

2. Реформы Павла I

2.1. Политическая программа

2.2. Контрреформы, указы

2.3. Внешняя политика

3. Заключение

4. Список использованной литературы

1. Введение

Павел I считается одной из самых спорных фигур в русской истории. Если доброжелательные современники описывали его как “мудрого, великого и милосердного монарха”, то уже для Александра Пушкина он был доказательством того, что “и в просвещенные времена могут рождаться Калигулы” А. Фишер “Русские цари 1547-1917” Москва “Зевс” 1997 стр. 362 .

По официальной версии Павел был сыном императора Петра III и его жены Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II. Павел Петрович родился 20 сентября 1754 г. в Санкт-Петербурге. Мальчик, которого его двоюродная бабка Елизавета рассматривала как законного наследника престола, вскоре после рождения был разлучен со своими родителями и воспитывался под непосредственным надзором императрицы. Павел был для нее не просто ребенком, а наследником престола, опекаемым самим государством. Бесспорно, что он получил прекрасное воспитания, которое проходило исключительно под знаком просвещения. Вследствие этого в молодые годы он был склонен к реформаторским стремлениям. Мальчик рос в атмосфере грубых страстей и унизительных ссор, которые оказали влияние на развитие его личности.

Павел надеялся, что получит престол после достижения 18-летия, но мать продолжала удерживать власть и тогда, когда сын стал совершеннолетним. Пренебрежение со стороны матери, отстранение от государственных дел, незримый, но постоянно чувствуемый контроль - все это развило в Павле глубокую обиду и озлобленность. Удаленный от двора, он жил отрешенно в Гатчине, создав себе здесь тесный мирок, в котором он вращался до конца царствования матери. Нетерпеливое ожидание власти и опасность быть обойденным ею усиливали озлобление и держали великого князя в состоянии нравственной лихорадки, гибельно влияя на его характер.

Екатерина II предприняла ряд мер для недопущения Павла к престолу. Она намеревалась назначить своим наследником внука Александра, но не успела. Неожиданная смерть породила слухи о ее убийстве. 6 ноября 1796 г. Павел I стал императором.

В своей контрольной работе я попытаюсь рассмотреть политику Павла I, контрреформы, их причины и трагические последствия.

В новейшей историографии ряд авторов признавали наличие у Павла определенной политической программы, однако собственно его правительственная деятельность почти не изучалась, а разброс мнений был довольно широк - от оценки его царствования как чего-то малозначительного до признания в нем начала нового этапа истории России. Одними историками значение его царствования всячески возвеличивается, другими - полностью отрицается. Но все же в большей степени доминирует негативная оценка павловских уставов и осуществленной им военной реформы. С несколько большей симпатией пишут историки о наведении в армии порядка и дисциплины.

Эйдельман характеризует правление Павла как “непросвещенный абсолютизм”: его политика “была как бы контрреволюцией задолго до революции” А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 475.

Зарубежный историк МакГрю так сказал о реформах Павла I: “Его реформы создали строго централизированную систему управления, урегулировали проблему престолонаследия, формально узаконили статус царской семьи и нанесли смертельный удар екатерининским новациям в системе местного управления” А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 479

2. Реформы Павла I

2.1. Политическая программа

Источниковая база для изучения политической программы Павла I весьма скудна. В распоряжении историков находится всего четыре документа, составленные с большим временным разрывом, с разными целями и при различных обстоятельствах. По существу рассматриваемые документы свидетельствуют не столько о наличии или отсутствии у Павла какой-либо программы преобразований и ее содержании, сколько об эволюции его взглядов.

Первым из документов является “Рассуждение о государстве вообще”, составленное в 1774 г. На первый взгляд, существует определенное противоречие между названием документа и его содержанием, поскольку речь в нем идет исключительно об организации армии. Однако это противоречие, как представляется, можно объяснить, если вспомнить, что “Рассуждение” написано в период окончания русско-турецкой войны и борьбы с Пугачевщиной. Судя по всему, названные события, как известно, произвели на Павла сильное впечатление, привели его к мысли о высокой степени внутренней опасности. Для ее предотвращения он считал необходимым отказаться от активной внешней политики, расположив четыре армии на границах со Швецией, Австрией и Пруссией, Турцией, а также Сибири. Основную же военную мощь он предлагал сосредоточить внутри страны в местах постоянной дислокации, пополняя состав солдат и унтер-офицеров из числа местных жителей, со временем отказавшись от рекрутских наборов и превратив армию, по сути, в замкнутое военное сословие. Основной акцент в документе был сделан на укрепление военной дисциплины, унификацию обязанностей армейских чинов, регламентацию всей жизни армии.

“Рассуждение” 1774 г., конечно, не было политической программой, но некоторые важные черты мировоззрения Павла в нем, несомненно, отразились. В первую очередь - его страх перед внутренними социальными потрясениями, характерный для всего времени его недолгого царствования. Причем, у будущего императора не возникло и мысли попытаться устранить причины этих потрясений, весь его замысел связан с укреплением механизма их подавления. По-видимому, именно с ним связана и идея нового порядка комплектования армии, ведь солдаты - вчерашние крестьяне в полной мере проявили свою ненадежность при подавлении восстания Пугачева. Таким образом “Рассуждение” не показывает миролюбие Павла или стремление облегчить жизнь крестьян, отменив рекрутчину.

Два других документа - это записки, составленные Павлом, как считается, в результате разговора с умирающим Н. И. Паниным.

Первая из них - запись разговора с Паниным(1883 г.) - начинается с тезиса о потребности “согласовать необходимую нужную монархическую екзекутивную власть по обширности государства с преимуществом вольности, которая нужна каждому состоянию для предохранения от деспотизма” А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 483. Термин “екзекутивная” (исполнительная) применен к монархической власти не в современном значении. Законодательная функция, согласно записке, по-прежнему исключительно в руках монарха, в то время как Сенат лишь “хранит” законы, т. е. следит за их исполнением. В Сенате предполагается сохранить прокуроров и генерал-прокурора, который будет играть в общем собрании Сената ту же роль, что прокуроры в департаментах. Но главным лицом становится “канцлер правосудия”, или иначе “министр государев”, который служит связующим звеном между Сенатом и монархом.

Следующий документ, “Наказ”, составленный Павлом в 1788 г. перед отъездом в действующую армию. “Наказ” состоит из 33 пунктов и в целом дает представление о взглядах Павла на важнейшие вопросы государственного устройства и отражает его видение насущных проблем, но наследник называет те, что на поверхности, а по поводу их решения высказывает мысли достаточно банальные. Назвать “Наказ” политической программой нельзя, так как о конкретных мероприятиях в нем говорится очень мало и весьма расплывчато. Необходимо также принять во внимание, что от составления “Наказа” до восшествия Павла на престол прошло восемь лет, на которые пришлось множество важных событий, в том числе Великая Французская революция, оказавшаяся, по общему признанию биографов, на него большое влияние.

2.2. Контрреформы, указы

В течение четырех с половиной лет своего правления Павел I издал более 2000 именных законов, указов и актов, охватывающих все сферы жизни государства и общества, в среднем по 40 в месяц.

Концентрация власти в руках императора, особое внимание к внешним формам его почитания и одновременно курс на ужесточение дисциплины ярко проявились уже в самых первых павловских указах.

Одним из первых был принят Акт о престолонаследии, отменявший “Устав о наследии престола” Петра I. Отныне императорский престол наследовали по праву первородства по мужской линии. В первый день царствования, 7 ноября 1796 г. ознаменовался появлением трех указов. В первом из них объявлялось о приеме Павлом на себя звания шефа и полковника всех полков гвардии. Во втором запрещалось генералам носить иные мундиры, кроме тех, которые полагались их полкам, а офицерам иную одежду, кроме мундиров. Наконец, в третьем генералам и штабным запрещалось носить мундиры разных цветов. На второй день царствования появился указ о том, чтобы все фельдфебели были не из дворян; на третий - два указа: не производить впредь выстрелов из Санкт-Петербургской крепости, но поднимать там флагов во время присутствия императора в столице и об “удержании” им звания генерал-адмирала флота. И только на четвертый день появился указ общегосударственного значения - об отмене рекрутского набора, обычно трактуемый историками как шаг, направленный на ослабление социальной напряженности, но в большей степени связанный с внешнеполитическими планами Павла. Впрочем, 16 ноября было объявлено о фактической амнистии находящихся под следствием нижних чинов (за исключением обвиняемых в особо тяжких преступлениях), 29 ноября - об освобождении пленных поляков, а 10 декабря - о замене хлебного сбора денежным. Показательно также, что для самого императора, очевидно, приказ об офицерах, кушающих в шляпах, по своему значению был столь же важен, как и нормообразующий приказ о штрафовании за плохое обращение с рекрутами. Примечательно и то, что за нарушение благопристойности можно было оказаться в Сибири, а за потерю рекрутов отделаться вычетом из жалованья.

Другая тенденция, проявившаяся уже в первые два месяца царствования Павла, - это тенденция контрреформаторского характера, направленная против преобразований его предшественницы. Так, именным указом Сенату от 19 ноября были восстановлены Берг-, Мануфактур- и Коммерц- коллегии. Причем оговаривалось, что они должны иметь тот же статус, что и до 1775 г., правда, с учетом того, что вошло в грамоты 1785 г. Несколько позднее, в феврале 1797 г., были воссозданы Главная соляная контора в Москве и Камер-коллегия. Указами от 28 и 30 ноября 1796 г. были восстановлены традиционные органы местного управления в Прибалтийских губерниях и на Украине. Подобные мероприятия были продолжены и в 1797 г., однако указом от 24 февраля этого года было повелено сохранить в Прибалтийских губерниях приказы общественного призрения. 3 декабря 1796 г. провозглашена полная свобода торговли в Петербурге с уничтожением всех ограничений, введенных с 1782 г., 12 декабря введено новое разделение на губернии, впрочем, отличающееся от прежнего лишь несколько меньшим числом губерний (41 и Область Войска Донского вместо 50), а 21 декабря ликвидирована Комиссия о строении Санкт-Петербурга, Москвы и других городов. Вполне понятно, что восстановление коллегий было направлено на усиление централизма в управлении и сокращении властных полномочий на местах, что отвечало представлениям Павла о принципах организации монархической власти.

Во всех действиях Павла реставрационного характера очень силен был, конечно, и чисто эмоциональный порыв, связанный с желанием сделать вопреки матери. Не случайно во всем павловском законодательстве мы практически не находим имени Екатерины. Даже ссылки на ее законодательство, вопреки практике, существовавшей на протяжении всего столетия, не сопровождаются упоминанием “вечнодостойной памяти” императрицы. Более того, 26 января 1797 г. последовал именной указ об уничтожении в указанных книгах печатных указов, связанных с переворотом 1762 г. Примечателен в этом отношении и именной указ от 20 апреля 1799 г. о распространении на “те губернии, коим предоставили Мы иметь суд и расправу на основании древних их прав и привилегий” А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 492, запрета смертной казни “по силе общих государственных узаконений” А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 492. Однако какие именно узаконения имеются в виду в указе не говорится. Запрет на смертную казнь был введен Елизаветой Петровной и отменен Екатериной, но соответствующих законодательных актов издано не было.

С первых дней царствования важнейшее место в законодательстве и во всей деятельности Павла заняли вопросы военного строительства. Разного рода указы по армии и флоту составляют не менее половины его законодательства. Такое внимание к военным вопросам объясняется несколькими причинами. Во-первых, конечно, широко известной по мемуарным источникам любовью императора вообще ко всему, связанному с армией и военным делом. Именно в армии Павел видел идеальную модель общества - дисциплинированный, отлаженный механизм, беспрекословно подчиняющийся четким коротким командам. Устраивая бесконечные вахтпарады и смотры, император, безусловно, получал морально-психологическое удовлетворение от возможности наблюдать этот механизм в действии и реализовать свою потребность командовать массами людей. Во-вторых, реорганизация армии для Павла также имела характер противопоставления матери и ее генералов. И в-третьих укрепление армии Павел рассматривал как гарантию безопасности и от внутренних социальных потрясений, и от внешней революционной опасности. Его особенно раздражали любые мельчайшие проявления недисциплинированности, распущенности в армейской среде. Вся жизнь, все существования военных - от рядовых до старших офицеров - должно было, по его мнению, быть подчинено интересам службы, быть аскетичным, лишенным каких-либо проявлений роскоши, барства, лени и пр. Введение Павлом жесткой дисциплины, отличается от мягких порядков екатериненского времени.

В декабре 1796 г. состоялся указ о назначении барона А. И. Васильева государственным казначеем с поручением ему срочно предоставить императору сведения обо всех доходах и расходах государства. Забота о состоянии финансов была продолжена и далее. Павел отверг выдвинутый в конце царствования Екатерины план новой перечеканки медной монеты, “яко предосудительный и доверие к государству разрушающий” А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 495. Было начато изъятие легковесной медной монеты из обращения. Ряд указов был направлен на укрепление доверия к рублю - повышены проба золотых монет, проба и вес серебряных. Особое внимание Павел уделял уничтожению ассигнаций, в который видел большой вред и которые хотел вовсе ликвидировать как средство обращения. Уже в декабре 1796 г. было сожжено ассигнаций более чем на 5,3 млн. рублей, в 1797 г. - еще более чем на 600 тыс. Однако добиться финансовой стабилизации Павлу не удалось, и наряду со сложением всех недоимок по этот год объявили о резком повышении основных налогов и введении новых. Так был увеличен подушный оклад, размер налога с гильдейского купечества, оброчный оклад мещанства, цена на гербовую бумагу и паспорта. Более того, на население возлагалась обязанность содержать некоторые административные органы, в том числе городскую полицию. Уже в январе 1798 г. император был вынужден издать указ с восхвалением практики внешних займов, которые “послужили к пользе и славе Империи Нашея” А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 495. Вскоре правительство Павла I убедилось в несбыточности своих планов и пошло на попятную, т. е. вернулось в основном к прежней порочной практике решения финансовых затруднений за счет печатного станка. Насыщение денежного рынка ассигнациями при Павле I было в несколько раз более интенсивным, чем при Екатерине II.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.