рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыВладимир Мономах

Владимир Мономах

2

Министерство науки и высшего образования

Рязанский государственный педагогический университет

им. С.А. Есенина

Факультет «Социологии, экономики и управления»

Отделение «Национальной экономики»

«Отечественная история»

Тема: «Владимир Мономах»
Выполнил
студентка
Костырина С.И.

группа «А»

Проверил
доцент, кандидат
исторических наук
Зайцев В. М.
Рязань, 2004 г.

Оглавление

Введение 3

Восстание 1113 года 6

Новое перенесение мощей Бориса и Глеба 8

«Русская правда». Закон о ростах 9

Победы в Ливонии, в Финляндии, в Болгарии, на Дону 10

Мономахова шапка 11

Владимир Мономах- завоеватель Фракии? 12

Усмирение Минского князя и Новгородцев 13

Изгнание и бедствие князя Владимирского

Венгры, Богемцы и Поляки в России 14

Плен Володаря 15

Кончина Владимира Мономаха 16

«Поучение» Владимира Мономаха 17

Заключение 21

Список литературы 23

Введение

Давным-давно, много веков назад наши предки -- древние славяне -- создали одно из самых могу-чих государств того времени. На-зывалось оно Киевская Русь. Ле-тописи сохранили для нас имена многих князей, которые основа-ли русскую державу, укрепляли ее и берегли от врагов.

Среди самых первых собирателей земли Русской был и великий князь киевский Владимир -- сын Всеволода Ярославовича и греческой царевны Марии.

Владимир - это его княжеское имя, хотя в православ-ном крещении мальчика нарекли Василием, а по деду, византийскому императору Кон-стантину Мономаху, звали еще и Монома-хом, что означает "единоборец".

Усобицы, происходившие постоянно между князьями, не давали Руси окрепнуть, и это сделало её лёгкой добычей для внешних врагов. Начиная с середины XI века на ослабленную Русь, не способную дать отпор продолжали свои разорительные набеги половцы.

Киевляне спаслись за крепкими город-скими стенами, а половцы разоряли русские земли. Им никто не мешал. Князья, вместо того, чтобы собраться и дать коварным степнякам отпор, воевали между собой.

Лихоимство евреев и других людей, пользовавшихся в то время редкостью денег угнетали должников неумеренными ростами (процентами за взятые во временное пользование денежными средствами). Люди, не способные выплатить долги попадали в зависимость - становились собственностью заимодавцев.

Иначе говоря, в это время хватало как внешних, так и внутренних врагов, разрывающих Русь изнутри.

Как и в те давние времена данная проблема актуальна и сегодня.

Как и тогда, сегодня Россия - это тоже поле битвы, только уже взятое в рамки закона. Эти рамки закона на сегодняшний день не так прочны как хотелось бы; разгул преступности на сегодняшний день велик (его можно сравнить с набегами половцев). Варвары демократического государства, люди, в поисках лёгкой добычи, грабят, убивают друг друга. Страна, словно раздробленная Русь. не в силах справиться с преступностью. Существует множество политических партий, но они в погоне за воплощением своих целей зачастую забывают о том, что все они - это Россия, единая, неделимая, которой нужна помощь не от каждой из них в отдельности, а от всех вместе. Они ищут компромисс, но порой как много на это надо времени! Время проходит в «схватках». Вместе с тем, как они решают свои проблемы, забывают о проблемах простых людей. Отсюда и появляются внутренние враги, которых власти проглядели, - современные половцы - которым закон не писан.

Прожиточный минимум в нашей стране превышает минимальный размер оплаты труда. Отсюда возникают и долги за газ, за электроэнергию и другие, которые берут за горло людей.

Хватает и внешних неприятелей у России. Но если во времена Владимира Мономаха конфликты грозили войной, в результате которой гибли города, то в результате современных войн может погибнуть вся планета Земля. Угроза ядерных взрывов в результате войн подвластна только самим людям.

Так же сегодня существует множество социально - значимых проблем, которые всегда имели место в истории не только России, но и в истории других стран.

Целью моей работы показать роль, которую сыграло в истории России, время правления Владимира Мономаха (1113 - 1125 гг.). Оно должно вызвать уважение и восхищение его достойными делами.

Задачами данной контрольной работы стоят: раскрытие личности Владимира Мономаха, описание его достижений, как полководца, как государственного деятеля.

В ходе выполнения мной данной контрольной работы использовалась литература, имеющая в себе исторические сведения, так, например, основным источником для моей работы послужила книга Н.М. Карамзина «История государства Российского» (том I- II), издаваемая в 1993 году издательством «Книжный сад». «История государства Российского» явилась обществу с уникальной точностью, не раньше и не позже, чем её ожидали; спрос на книгу с момента её выхода в свет (2 февраля 1818 года) идеально совпадал с предложением - и она была попросту обречена на успех. В данное время она так же является незаменимым историческим источником.

Так же в ходе работы применялись данные учебников по истории, в частности данные учебника «Отечественная история» под редакцией А.С. Орлова, В.А. Георгиева, Н.Г. Георгиевой, Т.А. Сивохина. Это учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, абитуриентов и всех интересующихся отечественной историей.

Работа производилась так же по лекциям по русской истории профессора С.Ф. Платонова, а так же с материалами интернета (ссылки на некоторые страницы указаны в работе).

Восстание 1113 г.

После 1111 г. донские половцы надолго потеряли способность к ведению активной войны против Руси, затихли и приднепровские половцы. Но нарастало внутреннее напряжение в русских землях, особенно в крупных городах, вызванное наступлением князей, бояр, дружинников, духовенства на крестьянские земли, на доходы смердов, ремесленников. Все больше людей не имело возможности самостоятельно вести свое хозяйство в сельской местности и в городах; они шли в кабалу к богатым, брали деньги, семена, орудия труда в долг. Потом не могли вернуть этот долг своим заимодавцам, задерживали выплату процентов. Особенно злодействовали ростовщики, которые ссужа-ли нуждающихся людей деньгами, но под долг брали с них высокие проценты. Большим сребролюбцем и жестоким ростовщиком слыл и сам великий князь Святополк.

Положение простого люда, особенно ухудшилось со времени смуты с начала 90-х гг. XI в. Междукняжеские битвы сопровожда-лись поджогом городов, разорением сел, поборами с крестьян и горожан. Порой насильно смердов, ремесленников, торговцев гнали на войну. Дело довершали и нескончаемые половецкие, набеги. На сечи с половцами уходили народные силы и средства. Деньги для откупа брались все с тех же городов, все с тех же смердов.

Ситуация обострилась, когда в Киеве 16 апреля 1113 г. неожи-данно умер великий князь Святополк. Сразу начали борьбу за власть сторонники различных княжеских кланов. На власть мог претендовать старший из князей -- Олег, но он был постоянно болен, его брат Давыд отошел от политических дел и ни на что не претендовал. Затем по старшинству шел Владимир Мономах, Были свои сторонники и у сыновей покойного Святополка.

Киевский тысяцкий Путята начал уговаривать киевлян пригласить Олега, но против Святославичей сплотилась партия Мономаха. Ее представители поскакали в Переяславль звать Владимира на киевский престол. А в это время загудел торгово-ремесленный Подол. Там прошел слух, что ненавистный Путята сносится с

Святославичами, что он держит сторону ростовщиков, среди которых было много евреев. Не исключено, что эти слухи разносили по городу сторонники Мономаха.

Сотни людей с топорами, косами, вилами, палками в руках двинулись в центр Киева. Раздавались угрозы в адрес бояр, ростовщиков. Толпа разгромила двор Путяты, дворы ростовщиков, удар пришелся и по еврейским купцам и ростовщикам, которые заперлись в киевской синагоге. В Софийском соборе по зову митрополита Никифора сошлись бояре и старшие дружинники, епископы, игумены монастырей. Их решение было однозначным: немедленно звать в Киев Мономаха, только он, князь -- воин и патриот, мог унять начавшееся выступление народа. Но поначалу переяславский князь не внял этому призыву. Он боялся вновь ввергнуть страну в междоусобицу, если бы вдруг Святославичи, бывшие старше его в роду, опротестовали его решение. Страшился он и киевской верхушки, которая долгие годы служила его скрытому противнику Святополку. У него также не было желания противопоставлять себя восставшим киевлянам.

На следующее утро народ снова высыпал на улицы Киева. В осаде оказался княжеский дворец. Большая толпа бросилась в сторону Печерского и Выдубицкого монастырей. Мятеж нарас-тал, вовлекая в свои водоворот все новые и новые сотни людей; пробудились окрестные слободы и деревни, поднялись против своих господ смерды, закупы, рядовичи. Должники отказывались выплачивать проценты и расправлялись с наиболее ненавистными заимодавцами, холопы вышли из повиновения господам.

И вновь митрополит собрал верхушку города. Вновь было принято решение пригласить Мономаха в Киев. Гонец вёз Мономаху письмо, в котором говорилось: «Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, или евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою (вдову Святополка), и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят монастыри» Саханов А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца XVII века.

.

20 апреля Владимир Мономах вместе с переяславской дружиной вступил в Киев.

Вступление Владимира в Киев способствовало подавлению восстания в городе. Мономаха знали как справедливого и честного правителя именно по этому эму доверили управление Киевом, в котором он становился борцом за справедливость.

Наконец то у горожан появилась надежда на порядок, которого в Киеве давно уже не было, надежда на правосудие, надежда на защиту от врагов не столько внешних, сколько внутренних.

Новое перенесение мощей Бориса и Глеба.

Даже и Святославичи не противилась общему же-ланию, уступили Мономаху свои права, остались Князьями Удельными и жили с ним в согласии по самой их кончины. Они счастливее отцов своих торжествовали вместе пронесение (2 мая 1115года) мощей Св. Бориса и Глеба из ветхой церкви в новый каменный храм Вышегородский. Этим действием Владимир изъявил в начале своего правления, не только набожность, но и любовь к отечеству, ибо древняя России признавала этих Муче-ников главными ее небесными заступниками, ужасом врагов и подпорою наших воинств.

Еще будучи Князем Переяславским, он украсил серебряную раку Святых золотом, хрусталем и резьбою столь хитрою, как говорит Летописец, что Греки дивились ее богатству и художест-ву. Из отдаленнейших стран России собрались тогда и Вышегороде Князья, Духовенство, Воеводы, Бояре; бес-численное множество людей теснилось на улицах и сте-нах городских, всякий хотел прикоснуться к святому праху, и Владимир, чтобы очистить дорогу для Клиро-са, велел бросать народу ткани, одежды драгоценные шкуры зверей, сребреники. Олег дал роскошный пир Князьям, три дня угощали бедных и странников.

Это торжество, и церковное и государственное изобра-жало дух того времени, достойного замечания в Истории.

Мономах всячески содействовал церкви, поскольку сам был очень набожным, пытаясь жить по законам божьим, одновременно он не забывал о законах земных, которые требовали его вмешательства.

«Русская правда». Закон о ростах.

Мономах спешил также благодеяниями человеко-любивого законодательства утвердить своё право на имя отца народного. Причиною Киевского мятежа, было лихоимство Евреев, вероятно, что они, пользуясь тогдашнею редкостью денег, угнетали должников не-умеренными ростами (процентами за пользование деньгами). Мономах, желая облегчить судь-бу несостоятельных людей, собрал в своём Берестовском дворце знатнейших Бояр и Тысячских: Ратибора Киев-ского, Прокопия Белогородского, Станислава Переяс-лавского, Нажира Мирослава и Боярина Олегова, Иоан-на Чудиновича, рассуждал, советовался с ними и наконец определил, что заимодавец, взяв три раза с одного должника так называемые третные росты, лишается уже истинных своих денег или капитала, иначе как ни велики тогдашние годовые росты, но месячные и третные превышали их. Мономах включил сей закон в Устав Ярославов, называемый «Русской правдой».

Владимир Мономах дал Руси новую «Русскую правду», названную «Устав Владимира Всеволодовича». Отныне расчёты за взятый долг были изменены.

«Устав» включал новые статьи об облегчении участи смердов, закупов, рядовичей, холопов. Всё это на некоторое время сняло социальное напряжение в обществе.

По существу Мономах выступил в истории Руси как первый серьёзный реформатор. Он сумел устранить наиболее откровенные язвы складывающихся отношений. Тем самым на время был достигнут социальный мир и упрощены основы развивающегося общества.

Победы в Ливонии, в Финляндии, в Болгарии, на Дону.

Владимир жалел своих людей, но знал, что самое верное средство, чтобы утвердить свою власть и навести порядок в мире необходимо проявлять свою силу и могущество, демонстрировать своё умение по защите как от внешних, так и от внутренних неприятелей.

Сын его Мстислав, два раза победив Чудь, завладел городом Оденпе, или Медвежьею Головою в Ливонии. Призванный отцом княжить в Белгороде, он поручил Новогородскую область сыну, юному Всеволоду, кото-рый ознаменовал воинский дух спой счастливым, но многотрудным походом: в Финляндию. Плохие зимние дороги и бедность земли угро-жали Россиянам голодною смертью, недостаток был так велик, что они за каждый хлеб платили ногату.-- Младший брат Мстислава, Георгий, княживший в Суздале, ходил по Волге на судах в землю Казанских Болгаров, победил их и возвратился с добычей. Третий сын Мономаха, Ярополк, воевал в окрестностях Дона. Он захватил три города в Половецкой области: Балин, Чешлюев, Сугров, пленил множество Ясов, обитавших на тех землях, и в том числе девушку, ставшую в последствии его женой. В этот же период времени Владимир выгнал из России Берендеев, Печенегов и Торков, новых пришельцев, утесняемые Половцами и разбитые ими близ Дона, они искали убежища в окрестностях Переяславля, но, они - любители грабежа, не могли кочевать там спокойно. Однако же многие из них остались на Днепре, были известны под общим именем Черных Клобуков или Черкасов и служили Россиянам. В 1120 г. тот же Ярополк уже не нашел половцев на Дону: кочевники ушли в глубь степей.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.