рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыВозникновение и развитие феодального государства в Индии

Возникновение и развитие феодального государства в Индии

2

Московская государственная юридическая академия кафедра истории государства и права зарубежных стран

Курсовая работа Тема: «Возникновение и развитие феодального государства в Индии» Выполнила: студентка 1-ог курса (11гр) Научный руководитель. Киров 2005

Средние века в истории Востока были по отношению к эпохе древности временем дальнейшего прогресса в различных сферах хозяйственной, общественной и культурной жизни. История Востока была тесно связана Также с Европой. Более систематическими отношения между европейскими и восточными странами становятся с XVI в. Однако тогда они начинают приобретать характер отношений неравноправных, отношений между вырвавшейся вперед Европой и эволюционировавшим в русле «традиционализма» Востока.

Становление средневековых обществ происходило в разных условиях. Однакообщей чертой следует рост производительных сил . Он находил выражение в широком распространении и освоении железных орудий, диверсификации орудий труда, в том числе с/х инвентаря, расширение искусственного орошения и совершенствовании ирригационной техники. Одновременно во многих регионах Востока отмечается упадок древних городов. На судьбе многих из них, обязанных своим процветанием сухопутной или морской торговле с Римом, тяжело отразилось крушение могущественной империи Запада. Генезис и развитие феодальных отношении составляли на Востоке, как и в Европе, суть исторического процесса в эпоху средневековья. В этом следует видеть единство мирового исторического процесса. Однако не одинаковые итоги развития Востока и Западной Европы к рубежу средневековья и нового времени (XVI-XVIII вв.), а именно разложение феодализма и генезис капитализма на Западе и продолжение медленной эволюции средневековых форм и отношений на Востоке, свидетельствуют о большом своеобразии исторической эволюции Западных и Восточных обществ. В рамках общей модели феодализма просматриваются две макрорегиональные модели (западная и восточная). Эти варианты развития формировались в результате сочетания и взаимодействия внутренних и внешних исторических факторов. Важным фактором развития Востока было большое разнообразие природных условий благоприятных для развития аграрной экономики, скотоводство и других сфер хозяйственной деятельности человека. Этой модели («восточный феодализм») были присущи относительно медленные темпы развития.

Элементы феодальных форм прослеживаются еще в древневосточных структурах. Весьма протяженным во времени был период становления раннефеодальных обществ Востока, где переход к развитым феодальным отношениям одних народов произошел значительно позднее чем в Европе. Уместно отметить прежде всего, что генетической подсистемой феодализма на Востоке были первобытнообщинные, патриархальные структуры. В целом преобладание этих распадающихся структур в генезисе феодализма предавало этому процессу затяжные формы. Особенность общественного строя Востока - устойчивость общины, преобладающим её типом была сельская община с характерной для нее индивидуальной собственностью (владением) малой семьи на пахотный участок и коллективной - на пустоши и выгоны. Устойчивость общины связанна с трудоемкостью возделываемых культур, зависимостью от искусственного орошения, необходимостью строительства защитных от наводнений дамб, строительством, ремонтом, эксплуатацией каналов и других средств ирригации, расчисткой джунглей и прочее. Это ограничивало индивидуализацию труда, т.к. требовало кооперативных усилий земледельцев. Устойчивость общинных структур и институционализация общинных норм сдерживали процесс имущественной и социальной дифференциации крестьянства, препятствовали высвобождению индивидуальных прав из коллективизма , что придавало застойность восточному феодализму. Автономность самоуправляющихся соседских общин превращала их в инструмент социального сопротивления крестьян отдельным, мелким и средним феодалам. Государство являлось коллективным собственником - эксплуататором: присваивая основную часть прибавочного продукта, и распределяло его среди представителей правящего класса. Считая государственную собственность универсальным признаком восточной модели общественного строя, историки расходятся во мнениях о характере, её социальной природе. Представление о феодализме как отношениях основанных на частнособственнических началах, приводит ряд исследователей о нефеодальном характере средневековых обществ; для их определения используется понятие «азиатского способа производства». Другие ученые считают, что государственная собственность на средневековом востоке была феодальной, по своей сути, так как реализация через присвоение прибавочного продукта изымаемого путем внеэкономического принуждения у наделенных средствами производства и неполноправных в социальном отношении крестьян. Форма реализации государственной собственности была рента - налог, которую рассматривают как особый вариант феодальной ренты в условиях преобладания государственной собственности. Таким образом, существует 2 типа феодальных отношений. Черепнин Л.В. полагал, что первый тип отношений доминировал в западной Европе, второй тип - на Востоке, а сочетание их было характерно для Руси. Становление государственной собственности находило своё воплощение в системе служебного землевладения. Это было в значительной степени связано с развитием феодализма «снизу», то есть развитием по началу частной собственности мелких и средних наследственных феодалов - вотчинников родовой аристократии и феодализировавшейся общинной верхушки. Частично инкорпорировавшиеся в систему феодального серважа вотчинники использовались государством для сбора ренты - налога. Как получатели доли в государственной ренте-налоге, исполняющие административные и военные функции, они рассматривались в качестве должностных лиц и одновременно наследственных держателей своих же вотчинных земель. С преобладанием государственной феодальной собственности была связана и структура господствующего класса. Верхние звенья его были представлены служилой знатью - «чиновничеством». Потомственная аристократия не обладала той же мерой социальной престижности, если не была переведена служилой знати. Неотъемлемой частью политики, направленной на создание сильных, централизованных деспотий, была политика укрепления государственной и органичения частной собственности и частных прав феодалов. Этнически чуждая местному населению, кочевая знать наждалась в сугубо деспотическом характере власти и усилении централизации. Восточному феодализму приходилость «тащить» огромный груз полуфеодальной и полупатриархальной традиционности. Функциональным элементом феодального общества Востока был средневековый город, связанный с определенным уровнем развития производительных сил и феодальных, социально-экономических отношений. По степени концентрации населения города Востока превосходили Западные, его отличали высокий уровень развития ремесла, солидные накопления купеческого капитала. Можно сказать, что восточный город был менее аграрен, чем западный. Товарно-денежные отношения составляли экономическую базу города, являвшегося одновременно местом концентрации и перераспределения феодальной ренты. Восточный город не знал вольностей, свобод коммун. Городские торговые и ремесленные корпорации-цехи и касты в средневековом городе пользовались неким самоуправлением. Безраздельная власть феодалов в городе препятствовала консолидации сословия горожан. Горожанин, как и крестьянин, был бесправен перед властью деспота. Крайняя бедность крестьян при высоком уровне с/х производства была основной причиной того, что крестьяне на Востоке в массе не входили в рыночные отношения, в отличие от Запада. Высокая норма феодальной эксплуатации была дополнительным источником силы и власти феодалов над крестьянами, что затрудняло переход к отношениям капиталистического порядка, это затрудняло втягивание крестьянского хозяйства в сферу товарно-денежных отношений, деревня сохранялась в основном, как экономически замкнутый организм. Преобладающей формой феодального землевладения была мелкая частная феодальная собственность, основанная на эксплуатации безземельных работников и частично общинного крестьянства. Началом периода расцвета феодализма на Востоке обычно считается домонгольский период X(XI)-XII вв. Здесь основным производителем феодальной ренты становятся платящие натуральную ренту общинные крестьяне и арендаторы. Отработочная рента, имевшая распространение в предшествующий период сохранялась весьма ограниченно; её модификация - принудительные работы на государство. Важнейшим показателем зрелости феодального общества было развитие городов - с их кастово-корпоративной структурой. Восточный город не выполнял свою историческую миссию (в отличии от западного) - «повести» за собой деревню, что обусловило «запаздывание» восточных обществ в их развитии задолго до начала торговой и колониальной экспансии европейцев, открывшей новый этап в судьбах народов Востока, в отношениях Восток - Запад и новую эпоху в мировой истории. В IV-Vвв. Индия, так же, как и в настоящее время, занимала обширную территорию. Часть лежала к северу от р. Нарабадды и Виндхийских гор , составляла Северную Индию. К югу от нее находится Декан (на языке хинди - «юг»). Одной из наиболее крупных держав в Азии была могущественная империя древней Индии - империя Гуптов. После падения Кушанской империи наступил длительный период политической раздробленности, продолжавшийся до начала IV в. Затем стала складываться новая мощная империя - Гуптская. О первых правителях Гуптской династии известно немного. Основателем ее был Гупта, носивший титулы раджи и махараджи, но по свидетельствам некоторых гуптских надписей, история династии начинается с царя Гхатоткачи - сына Гупты. Расцвет империи приходится на 2 половину IV - 1 половину V вв. Особого могущества она достигла во время правления Чандрагупты II (380-414гг ), который носил еще долее пышный титул - махараджадхираджа («правитель великих царей») . Политически выгодный брак Чандрогупты II на Кумарадеве из рода Личчханов имел и территориальные выгоды: оба государства вошли в состав единой империи под властью гуптских царей. Отец Чандрагупты II Самундрагупта одержал блистательные победы над долиной Ганга и Южной Индии. Их территории были присоединены к Гуптской империи. Захваченные земли считались подвластными областями и выплачивали дань победителю. В зависимом положении от Гуптов находились некоторые республиканские объединения Западной и Северо-Западной Индии. При Самундрагупте империя гуптов стала одной из крупнейших в древнем Востоке. Чандрогупта II пришел к власти после упорной борьбы со своим братом Рамагуптой. В период его правления усложнились отношения с Вакатаками - сильной династией Западного Декана Центральной Индии. Чанрогупта II заключил с вакатаками матримониальный союз, выдав свою дочь за Вакатакского царя. Сам он женился на Кувера-наги, представительницы династии Нагов. Заключая эти союзы Чандрогупта II хотел облегчить борьбу с Западными Кшатрапами, получив поддержку Вакатаков и Нагов. После его смерти на престол вступил его Кумарагупта (415-455 гг), в правлении которого не произошло значительных событий. Мирная обстановка была нарушена после смерти Кумарогупты, и его приемнику Скандагупте пришлось вести борьбу с гуннами - эфталитами, племена которых вторглись в Индию. Сведений о Декане еще меньше, чем о Северной Индии. Здесь, как и Северной Индии, в государствах Декана, наряду с рабовладельческим сохраняется первобытнообщинный уклад. Кушано-гуптский период явился периодомпрогресса сельского хозяйства особенно земледелия. Плуг становился основным орудием земледельцев. Были освоены многие необжитые районы, совершенствовался транспорт, улучшались торговые пути. Очень интенсивно развивалось денежное обращение. Правители Индии стремились захватить в свои руки важнейшие торговые пути, через которые издавна велась торговля с западными странами. Главная особенность социальной организации индийского общества в период средневековья - кастовый строй. Ещё в древности сложилось деление общества на 4 варны (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры). Уже в гупсткий период, и даже раньше, наблюдались значительные изменения в сословном делении. Если раньше положение человека в обществе зависело от его происхождения, то теперь все большее значение приобретал имущественный статус. Со временем варновое деление (сословное) теряло свое прежнее деление, каждая варна стала делиться на множество каст, происхождение которых связано с процессом разделением труда и специализации. Касты существовали как отдельный институт, однако варны служили ступенями классификации каст по социальному уровню. В процессе формирования феодальных отношений изменялся социальный характер старых варн. Среди брахманов появились землевладельцы, чиновники, военачальники, в других варнах также прослеживалось смешение предписанных ранее социальных обязанностей. Начиная с гуптского периода развивались особые касты, стоящие вне варновой системы, - неприкосаемые, которые занимали самое низкое социальное положение и выполняли грязную, считавшуюся позорной, работу. Касты являлись своеобразной формой общественного разделения труда. Однако они превратились в тормоз общественного развития, так как изолировали людей друг от друга. Другая особенность -замкнутые крестьянские общины, которые в дальнейшем развивались под влиянием феодальных отношений. В раннее средневековье общины играли значительную политическую роль. Феодал в дела общины не вмешивался, он выступал лишь как получатель феодальной ренты с территории, занятой ею. Община базировалась на индивидуальном крестьянском хозяйстве. Общинник владел своим участком земли, передавая его по наследству, мог продавать и покупать землю, хотя община сохраняла право контроля за отчуждение земли. Земля была обложена поземельным налогом в пользу государства. В деревне кроме полноправных общинников были и неполноправные земледельцы, но в раннее средневековье их было немного. Большую роль в общине играли общинный совет и деревенский староста. Отдельные представители этой категории сельского населения фактически превратились в феодалов. Сельская община выполняла определенные организационные функции и использовалась государственной властью в качестве административной фискальной единицы. В Индии зарождались элементы феодализма. Продолжается дальнейший процесс развития частного землевладения. Был установлен крупный штраф за незаконный захват чужой земли. В эпоху Гуптов появляются специальные грамоты , регистрирующие покупку и продажу земли. Государство по-прежнему старалось держать под своим контролем земельный фонд, а община - затормозить развитие частного землевладения, но процесс сосредоточения земли в частных руках неуклонно прогрессировал. Теперь увеличилось число пожалований частным лицам, но если раньше многие пожалования были временными - на срок исполнения служебных обязанностей, то теперь они все чаще приобретают наследственный характер. Это укрепляло права частных владельцев и делало их достаточно независимыми от центральной власти. Давая во временное владение земельные участки, государство постепенно начинало предоставлять и определенные льготы владельцу, так называемые имущественные права. Затем владельцу переходят и некоторые функции по управлению этими участками и прикрепленными к земле людьми. Они начинают осуществлять судебные функции , царь освобождает их от необходимости принимать на своих землях царских чиновников, что ранее считалось обязательным. Передавалось так же право на рудники, традиционно считавшееся царской монополией. Передача государством некоторых своих публичных функций частным лицам оформлялась специальными грамотами, текст которых фиксировался на медных пластиках, получаемых новым владельцем. Такая политика все больше превращала временных землевладельцев в наследственных феодалов и приводила к тому, что крестьяне постепенно подпадали под их власть. Широкое развитие получила аренда. Арендаторы, часто лишенные средств и орудий производства, попадали в зависимость от земельных собственников. Дарение деревень чиновникам, т.е. получение права взимать налоги с деревни, заменяло денежное жалованье. Земля при этом не передавалась, но менялось лицо, которому крестьяне платили налоги. Постепенно свободные общинники стали зависимыми от частного лица, которое стремилось увеличить свои прав на землю. В этот период особенно остро встал вопрос об отпуске рабов на волю. Условия освобождения рабов , особенно временных, были значительно облегчены. «Законы Нарады» подробно описывают обряд освобождения (хозяин разбивал сосуд с водой, окроплял голову раба и объявлял его свободным). Раб, который попадал в рабство из-за нужды (голода) , должен быть освобожден, если он отказывался от питания. Если человек становился рабом за долги, то после выплаты суммы долга с процентами ему должны были вернуть свободу. Тогда же выдвигалось требование запретить обращение в рабство ариев, т.е. свободного населения страны. С течением времени рабовладельцы стали все чаще наделять своих рабов небольшими участками земли. Такие рабы обязаны были уплачивать оброк и нести всякого рода повинности. Практиковалась сдача земли в аренду при условии выплаты доли урожая. Этот период характеризуется важными экономическими изменениями внутри сельских общин. Рост производительных сил способствовал распаду совместного хозяйства большой семьи на мелкие хозяйства индивидуальных семейств. Это способствовало развитию имущественного неравенства: некоторые семейства беднели и вынуждены были идти в долговую кабалу. Именно это обедневшие свободные общинники и стали необходимой рабочей силой для крупных землевладельцев . Противоречия внутри Индийского общества , возникшее с появлением нового слоя, строившего свое хозяйство на феодальной основе, привели к ослаблению державы Гуптов и сделали ее неспособной устоять перед натиском кочевников - эфталитов. Эфталитам сначала удалось победить в Иране разрозненных царьков, правивших в западных областях некогда могущественной Кушанской империи, а затем одержать внушительные победы над правителями Сасанидской страны. Затем они вторглись в Северо-Западную Индию и захватили Гандхуру. В этот период произошло первое столкновение Гуптов с Эфталитами. Война принесла Гуптам финансовые затруднения. Они были вынуждены уменьшить содержание золота в своих монетах, а также сократить количество вариантов выпускаемых монет. При приемнике Скандогупты произошли сильные сепаратистские, и отдельные провинции стали добиваться независимости от центральной власти. Так, при царе Будхагупте наместник Катхиавара вместо титула «сенапат» (военачальник) принял титул «махараджа» (великий царь), в этот период не столь уж высокий, и , хотя он все еще формально подчинялся Гуптам, фактически превратился в самостоятельного правителя. Цари Южной Косалы и района Нарбады тоже только формально признавали верховенство Гуптов. Но единство империи было нарушено. Качевые племена эфталитов в начале V века создали обширное государство. В 490 году вождем эфталитов стал Торомана, который овладел Гандхарой - областью на северо-западе Индии. Местные правители вступили в союз с ним, что позволило эфталитам уже в 500 году овладеть Джамана-Гангской долиной, долиной реки Инд, частью центральной Индии (включая Мальву) и территорией, которая соответствует нынешней Гуджарат и Катхиавар. Сын Тороманы - Михиракула после смерти отца (515 год), столицей державы избрал Сакалу на севере Пенджаба. Это вторжение усилило экономический упадок Северной Индии, многие Индийские города лежали в развалинах, население было ограблено и перебито. Власть захватчиков оказалась непрочной. Гупты, сохранившие за собой Магадху и правившие ею как данники Михиракулы, около 528 года нанесли ему поражение. Он сумел удержать в своих руках только Кашмир и Северо-Западную Индию, а после его смерти (около 540 года) эфталитское государство перестало существовать в этой части Индии. После распада империи Гуптов, а затем и гуннского государства Михиракулы Северная Индия была раздроблена на множество мелких княжеств. В конце V века на северо-западе Индии начало усиливаться княжество Тханесар, во главе которого стоял род Вардханов. Тханесарские князья с успехом защищали свою страну от полукочевых племен Западного Пенджаба и подчиняли мелкие феодальные княжества. В 606 году эти вассалы Вардханов подняли восстание. В то время на тханесарский престол вступил Харшавардхана (606-647 года). Собрав сильную армию, он двинулся в поход против непокорных вассалов и разбил их. В течение нескольких лет он подчинил княжества Северной Индии. Харша создал обширное государство, простиравшееся по долине Ганга от границ Восточного Пенджаба до Бенгальского залива, и перенес свою столицу в город Канаудж. В 620 году Харша предпринял поход в Декан, однако потерпел поражение. Империя, созданная Харшей была непрочной и существовала благодаря огромной военной силе. В покоренных им княжествах Северной Индии фактически сохранилась власть прежних князей. Зависимость князей от Харши выражалась лишь в том, что они платили ему дань, являлись к его двору когда он требовал этого, участвовали в его походах и в залог верности посылали жить при дворе членов своей семьи. Дарственные грамоты Харши свидетельствуют о том, что он присвоил себе право распоряжаться землей покоренных княжеств, как её верховный собственник. Он имел штат придворных сановников, которым давал за службу земельные наделы. На содержание гарема и придворной челяди тратились немалые средства из государственной казны, еще больших расходов требовало содержание наемной армии. Вскоре после смерти Харши созданная им держава распалась. В начале VIII века произошло вторжение арабов в Синд. Результатом этого вторжения было возникновение двух эмиратов: одного со столицей в городе Мансура на юге. Другого со столицей в городе Мультане на севере Синда. На территории Бенгалии после длительной борьбы воцарился род Палов, принадлежавший к варне шудр. В Северной Индии возник ряд княжеств, во главе которых стояли князья из военно-аристократических раджпутских кланов. В VIII в. среди больших княжеств , возникших на территории нынешнего Раджастхана , начало усиливаться княжество во главе с раджпутским родом Пратихаров из племени гуджаров. В начале IX в. они вторглись в долину Джаманы, затем распространили свою власть на всю область Джамна- Гангского двуречья. В своей экспансии на восток Пратихары столкнулись с Палами, правившими в Бенгалии. Начавшаяся между ними война несла разорение общинникам. В Северной Индии все прочнее укреплялись власть и мощь феодалов, получивших от своих князей патта ( грамоты) на владение захваченными землями. Между феодалами шла непрерывная война за расширение своих владений. Наиболее могущественные из них поднимались против своих сюзеренов, превращаясь в независимых князей. Во главе североиндийских княжеств стояли государи (махараджи) , которые возглавляли вооруженные силы и представляли высшую административную и судебную власть. Каждое княжество было разделено на области и округа, куда назначались наместники махараджи. Среди множества сановников при государе, которые составляли целый штат, самыми важными были финансовые, занимавшиеся сбором дани, земельного налога, пошлин, военное ведомство, обеспечивавшее формирование и снабжение княжеского войска. Крупные вассалы осуществляли в принадлежавших им владениях сеньориальные права, не считаясь с волей махараджи, и ограничивались лишь уплатой ему фиксированной дани. В Декане в начале раннего средневековья возникло много небольших феодальных княжеств. Наиболее крупную роль в политической жизни этого периода играли княжества Паллавов со столицей в Канчи и княжество Чалукьев со столицей в Ватапи (ныне Бадами). Об истории государства Чалукьев, так же как и Паллавов, известно почти исключительно генеалогия князей записанными в дарственных документах, и некоторым произведениям. Армии их, вторгаясь на территории противника уничтожали на своем пути сёла и города. Разоренные общинники после ухода противника становились легкой добычей для феодалов, которые захватывали их земли и превращали в феодально-зависимых крестьян. Многие общинники бежали из районов охваченных войной, и оседали на землях светских и духовных феодалов, где становились зависимыми арендаторами, или же находили приют в чужих общинах, составляя в них неполноправную прослойку. Многие паллавские и чалукийские феодалы, укрепив во время войн свое положение, начали выступать против своих сюзеренов, и это еще более усиливало феодальную усобица. В борьбе сними сначала Чалукьи, а потом и Паллавы потерпели поражение. Эпизодические набеги монгольских орд на Северную Индию не привели к завоеванию страны. Однако установление власти кочевых ханов в Средней Азии, а позднее и в ряде сопредельных стран и постоянная угроза нашествий на Индию сыграли немалую роль в деле консолидации образовавшегося здесь в начале XIII века, еще до появления монголов, государства - Делийского султаната, правящая верхушка в котором была представлена главным образов, тюркской военно-феодальной знатью, завоевателя и мигрантами из Средней Азии, Ирана, Афганистана. Еще в начале XI века Северная Индия стала объектом разорительных, грабительских набегов эмира Газни - Махмуда Газневи (998-1030 г.). Многие города были захвачены и разграблены им. После его смерти начались усобицы между его приемниками. Далее захваченные в Индии земли Мухаммад Гури( правитель небольшого княжества Гура) передал своему тюрскому рабу - гуляму и военачальнику Кутб уд-дину Айбеку, которой продолжил завоевательную политику патрона. В 1192 году он овладел Дели. Город стал его резиденцией. Последущие походы значительно их владения Гуридов в Северной Индии. Став султаном в началеXIII в. , Кутб уд-дин положил начало примерно столетнему правлению в Дели тюркских рабов и их отпрысков, условно объединяемых в «династию» гулямов. Деспотическая власть новоявленных правителей Индии установилась и поддерживалась методами жестокого подавления. Своей столицей Кутб сделал Дели. Еще будучи наместником индийских владений Гуридов, он начал крупные строительные работы по укреплению бывшей здесь раджпутской крепости - Лал Кот («Красная крепость»). Политическая обстановка благоприятствовала стабилизации власти правителя Дели . Враждовавшие между собой и оспаривавшие друг у друга землю и славу, раджпудские князья Северной Индии были слишком разобщены, чтобы воспрепятствовать этому. Официальной религией Султаната стал ислам. Он начал проникать в Индию, видимо, во второй половине VII в. его первыми носителями были первые поселявшиеся в Индии торговцы-мусульмане из различных стран Ближнего и Среднего Востока. К XII веку в центральной части Северной Индии мусульманские общины уже входили как мигранты, как и принявшие ислам индийцы. Дарственные надписи на медных табличках раджей Гахадавалов в Канаудже и Варанаси в числе налогов упоминают туруска дамда, то есть, возможно, сборы с мусульман, проживавших на территории индусских раджей. Число мусульман в Северной Индии значительно выросло в XII - начале XIII вв., в период завоеваний Мухаммада Гури и в особенности после создания здесь Делийского Султаната. Насильственные методы обращения в ислам применялись, но, как правило, лишь к местным феодалам, принятие ими религии завоевателей служило символом признания своего зависимого статуса. Вместе с тем оно открывало местным феодалам путь к почетными чинам и прибыльным должностям. Большое распространение в Индии получил суфизм. Усиленное его проникновение начинается в XII-XIII вв. В это время развернули в стране свою деятельность несколько суфийских орденов. В Делийском султанате официальным языком становится фарси (персидский язык),как это было во многих государствах Средней Азии. В 1210 году Кутб уд-дин умер, упав с коня. Тюркская знать посадила на престол его раба - гуляма, правителя области Бадаун Шамс уд-дина Илтутмыша (1210-1236 гг.). в 1225 году его войска вторглись в Лакхнаути, столицу Бенгалии, вынужденного согласиться на уплату дани. В 1232г. Шамас уд-дин Илтутмыш захватил Гвалиур, а спустя 2 года Бхилсу и Уджжаин. Военные предприятия Шамас уд-дина привели к некоторой консолидации феодальной знати и к относительному усилению султанской власти этому способствовала и политическая обстановка, связанная с угрозой монголов, появившихся в Индии впервые в 1221 году. Слава Дели вышла далеко за пределы Индии. В 1229 году султан Дели получил инвеституру-признание в качестве такового от Багдадского халифа. На момент Илтутмыша появилось имя халифа. Оно красовалось на монетах Делийских султанатов. После его смерти начались раздоры между его приближенными и военачальниками-гулямами, известными как малики шамси. Новоявленные ханы называли себя чихильгани (перс., букв. «сорок»). Из-за их постоянного соперничества в государстве воцарилась анархия: в течение 10 лет, последовавших за смертью Шамс уд-дина, делийский престол занимали 4 его приемника. Трое из них стали жертвами заговоров. Положение в государстве осложнялось набегами монголов. В 1246 году на султанский престол в Дели был возведен Насир уд-дин Махмуд, младший сын Илтутмыша. Секрет его долгого правления, продолжавшегося до 1265 года, заключался в том, что султан довольствовался номинальной властью, реальная же принадлежала его регенту. Смерть султана принесла корону его влиятельному временщику. Период правления Гийас уд-дина Балбана (1265-1287 гг.), прошел в борьбе за укрепление султанской власти и подчинению могущественных тюркских феодалов, в частности непокорных правителей Северо-Западной Индии. Он тщательно оберегал феодальную корпоративность, препятствуя проникновению ко двору представителей торговых слоев. Дели в годы его правления значительно разросся. Установление в Северной Индии в XIII веке власти пришлой мусульманской военно-феодальной знати имела результатом определенные изменения в структуре господствующего феодального класса. Верхний эшелон его, представленный военной знати, завоевателями и мигрантами, противостоял местному населению и этнически, и в религиозном отношении. Эта знать не столько вытесняла местную элиту, сколько подчинила ее своему влиянию. В процессе завоеваний часть местных феодалов-индусов, оказавших сопротивление Газневидам, гуридам и первым султаном Дели, была истреблена или потеряла свои владения. Часть земель местных индийских правителей перешла к завоевателям. Однако подавляющая часть земель оставалась за прежними владельцами при условии выплаты дани и несения службы. Принятие некоторыми индусскими феодалами ислама было символом признания своей вассальной зависимости от новых правителей. И все же местные феодалы и феодализирующиеся элементы проявляли естественное упорство в стремлении отстоять свою независимость. Большая часть захваченных мусульманскими военачальниками территорий в Северной Индии поступила в фонд земель халиса, которыми распоряжался, согласно шариату, верховный правитель-султан. Львиная доля этих земель оказалась во владении ханов, маликов, эмиров, получавших от султана икта -обусловленное службой пожалование. Владельцы икта были известны как мукта , что буквально означает «имеющий икта». Хотя в икта жаловалась сама земля - населенные деревни, доли деревень, небольшие города, равно как и целые города и даже области, - владелец его не имел права распоряжения ею. Его прерогативы ограничивались правом присвоения в свою пользу части налагаемого государством поземельного налога - хараджа. Поступая в пользу пожалованного лица, эта часть налога имела тенденцию превратиться в частную феодальную ренту. В источниках начала XIV века упоминается «доля мукта», которая противопоставлялась «доле казны». « Доля казны» называлась иногда фавазил («излишки»), т.е. оставшееся после отчисления доли владельца икта. Формально икта не был наследственным владением. Держтели его часто смещались ,т.к. получали новые пожалования. Его пытались превратить в наследственное держание, не обусловленные службой земельное владение, известное как милк («собственность, владение»). С этой тенденцией пытался бороться Гийс уд-дин. Ознакомившись со списком иктадаров , Гийс распорядился предоставить пенсии (идрар) старым и немощным служилым, определенное довольствие - вдовам и малолетним сиротам, а икта их изъять. Деревни следовало утвердить лишь за теми, кто нес службу, соответствующую пожалованию. Распоряжение султана вызывало недовольство старых иктадаров и их потомков. Гийс был вынужден отменить свои приказы и и возвратить деревни престарелым иктадарам и их детям, которые, таким образом, с успехом оспорили у султана его декларируемое шариатом право собственности на все земли государства. Можно полагать, что несмотря на войны и мятежи , сельская экономика в XIII в. функционировала достаточно успешно, чтобы создаваемый в рамках ее прибавочный продукт удовлетворял потребности численно возросшей в Султанате с мусульманским завоеванием феодальной знати. Видимо, политические катаклизмы XIII в. не коснулись достаточно замкнутого мира индийской сельской общины, о которой историки XIII в. хранят полное молчание. К концу XIII в. борьба тюркских маликов за преобладание в Делийском султаната подорвала их могущество. На политическую арену вышла новая группировка военно-феодальной знати, возглавляемая тырками-хиджи. Стоявший во главе этой группировки Джалал уд-дин, человек преклонного возраста, в 1290 году короновался султаном Дели, положив начало правлению династии Хильджи. Вскоре против него был организован заговор, во главе которого стоял соплеменник и зять Джала уд-дина - Ала уд-дин Хильджи. Предательски убив в 1296 году султана, он надел корону на собственную голову. В стремлении сплотить своевольных эмиров он осуществлял завоевательную политику. Именно в правление Ала уд-дина(1296-1316) правящей в Султанате верхушке удалось наладить регулярное поступление поземельного налога - хараджи. Размер его на землях предписанию, в области Дели и Доабе харадж следовало платить натурой. Это, видимо, вносило изменение в существовавшую до этого практику, когда налог взимался в деньгах или в смешанной форме. Над чиновниками фиска был установлен строий контроль. Укрывательство собранных средств и хищения строго карались: чиновников подвергали побоям, годами держали в заключении. Земледельцам (раийатам) разрешалось продавать тем же купцам зерно, оставшееся после уплаты хараджа. Его сын , Кутб уд-дин Мубарак-шах (1316-1320), начал правление с отмены всех реформ отца . Он возвратил конфискованные в халиса деревни и затем улемов (мусульманских богословов) и других земельных собственников- маликов. Вскоре он был убит своим военачальником Хосроу-ханом. Захватив власть, Хосроу-хан не сумел удержать ее. Затем победитель, захватив власть ( из тюркской группировки военно-феодальной знати), вступил на престол под именем Гийас уд-дина(1320-1325), положив начало правлению династии Туглаков; одиннадцать представителей ее находились у власти до начала XV в. В 1325г. он оказался погребенным под обломками деревянного павильона, построенного в честь празднества. Его сын Джауна-хан получил в наследство огромное государство. В 1351 году он умер от приступа лихорадки. И тогда знать возвела в войсковом лагере на престол его пожилого родственника (дядю) под именем Фируз-шаха (1351-1358). Фируз-шах отменил все поборы, не дозволенные шариатом, а те, что были предусмотрены, уменьшил. Он попытался вернуть некоторые утраченные территории. Некоторые князья признали свою вассальную зависимость от султана, но Бенгалию ему захватить не удалось. В течение своего долгого правления султан был фактически марионеткой в руках военачальников и приближенных. В 1388 году он умер. Последним из Туглаков вступил на престол Насир уд-дин Махммуд-шах, один из внуков Фируз-шаха. При нем начался подлинный распад государства. В 1394 году от Дели отпали земли по среднему течению Ганга. Усилие центробежных тенденции имела в основе своей рост могущества феодалов - мукта, наблюдаемый на протяжении всего XIV века, за счет увеличения их личной доли в прибавочном продукте переданных в икта деревень в ущерб доле государства, поступавшей в виде налога или шедшей на содержание войска мукта. С одобрения верховного правителя многие икта при Фируз-шахе превратились в иммунитетные в налоговом отношении владения. Служебное землевладение, свободно е от обложения в пользу государства и жалуемые представителю феодальной знати, назывались инамом (дар), по аналогии с иммунитетными владениями религиозных учреждений и представители духовного сословия. Организованному феодальному разбою противостояла община как форма организации землевладельческого населения. Можно предполагать что в Индии в XIVвеке существовали различные типы общин от родовой до сельской. Но преобладающим типов была кастовая община как модификация сельской. Верхний слой её был представлен высокими и средними землевладельческими кастами, а низшие слои - неприкасаемые. Землевладельцы в своеобразном своде законов, составленном во второй половинеXIV века, рассматриваются как собственники земли, которая может переходить от одного налогоплательщика к другому путем купли-продажи. Община включала различные не только имущественные, но и социальные группы. Думается, что все попытки ограничения прав общинной верхушки не могли приостановить процесса её феодализации, превращения в низшее звено феодального класса и феодальной государственной администрации. Однако процесс этот не был завершен в XIV веке, поэтому общины оставались очагами сопротивления феодалам, хотя кастовая и социальная стратификация общин снижала её антифеодальные потенциалы. Расправы не снимали социальной напряженности это вынуждало феодальные власти маневрировать, идти на уступки - снижать один, упразднять другие налоги, что обеспечило относительно благоприятные условия для хозяйственной деятельности. Не смотря на существование среди торгово-ремесленного населения города различных имущественных, кастово-прфессиональных и кофессиональных групп, оно в феодальном обществе представляло некую социально-экономическую общность. Это определялось тем, что ремесленники и торговцы были носителями товарно-денежных отношений, и те и другие имели относительно феодалов низкий социальный статус, политически были бесправны. Тенденция к феодализации части купечества несколько ограничивала, но не исключала антифеодальных потенций этого социального слоя. Последние обнаружили себя в учениях бхакти, ставших идеологией городской торгово-ремесленной оппозиции в XV - середине XVI веков. Особенностью города являлась многочисленность непроизводительного населения. Это связано с «абсентеизмом» феодалов в деревне. В столице и центральных областей и окригов они проживали вместе со своими наемными отрядами, многочисленными домочадцами, челядью, включая рабов. Город как и деревня, испытывал на себе гнет феодалов. Кроме «законного налога» с торговцев и ремесленников - закята, ровнявшегося 2,5% стоимости продаваемого товара, чиновники в Делийском Султанате облагали их большим числом налогов и повинностей. В 1398 году на берегах Инда появились полчища Тимура. Превращая в « кучи золы и мусора» города и крепости, Тимур прокладывал путь к Дели. 17 декабря на берегу Джамны между его войском и силами Насира уд-дина произошло сражение. Султан бежал из Дели. Оставаться в разграбленном и опустошенном городе не имело смысла. 1 января1399 года войско начало движение в северном направлении. В Дели же в течении двух последующих месяцев после ухода Тимура, по словам историка, «даже птица не пошевелила крылом». Нашествие Тимура на Индию нанесло удар власти правителей Дели из династии Туглаков и привело к торжеству феодальной раздробленности и анархии. Политическая карта Северной Индии и Декана в XV в. отличалась чрезвычайной пестротой. В Дели после ухода из города орд Тимура возобновилась борьба за власть между отпрысками династии Туглаков . В1414году Хизр-хан предпринял успешный поход на Дели, положив начало правлению династии Сайидов, хотя сам Хизр-хан официально не короновался султаном. Его власть распространялась на область Дели, двуречье Ганга и Джамны и Пенджаб. Сын Хизр-хана Мубарак-шах в течение ряда лет так же не принимал титул султана, не чеканил монеты на свое имя и продолжал платить вассальную дань тимуридскому правителю Кабула. В 20-х годах XV в. Мубарак-шах предпринял несколько походов против феодалов-индусов Двуречья и некоторых других, близлежащих к столице областей. В результате заговора мусульманской знати Мубарак- шах был убит в1434году. Затем Шах Алама пал жертвой еще одного заговора , принесшего корону Бахлул-хану(1451г.).

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.