рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыЖизнь Александра I

В указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководиться: на место личного произвола деятельно водворять строгую закон-ность. Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок; этот недостаток он называл «произволом нашего правления» Ключевский В.О. О русской истории. Под ред. проф В.И. Буганова М., "Просвещение", 1993 г.

.

Для устранения этого недостатка он указывал на необ-ходимость коренных, т. е. основных, законов, которых почти еще не было в России.

В таком направлении велись преобразовательные опыты первых лет. С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых он призвал помогать ему в преобразовательных работах. То были люди, воспитанные в самых передовых идеях XVIII в. и хорошо знакомые с государст-венными порядками Запада; они принадлежали к поколе-нию, непосредственно следовавшему за дельцами екатери-нинского времени. То были граф Кочубей, племянник екатерининского дельца Безбородка Новосильцев, граф Строганов, родственник Новосильцева, и поляк князь Адам Чарторыйский.

Эти люди составили интимный кружок, неофициальный комитет. Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного зда-ния управления империей» -- так выражена была эта задача в одной записи. Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать от-дельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением установленным на основании истинного народного духа» Труайя А. Александр1, или северный Сфинкс. М. Молодая Гвардия. ЖЗЛ.1997.

. Начали с центрального управления.

Екатерина оставила незавершенным здание центрального управления; создав сложный и строй-ный порядок местной администрации и суда, она не дала правильных центральных учреждений с точно распреде-ленными ведомствами. Внук продолжал работу бабки, но выведенная им вершина правительственного здания по духу и строю своему вышла непохожей на корпус, не соответствовала своему фунда-менту.

Собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет 30 марта 1801 г. заменен был постоянным учреждением, получившим название «Не-пременного совета», для рассмотрения и обсуждения госу-дарственных дел и постановлений. Он был организован на скорую руку, состоял из 12 высших сановников без разделе-ния на департаменты.

Затем преобразованы были петровские коллегии, уже при Екатерине утратившие свой первоначальный характер. Манифестом 8 сентября 1802 г. они преобразованы были в восемь министерств. То были министерство иностран-ных дел, военно-сухопутных сил, морских сил, внут-ренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения с комитетом министров для обсуждения дел, требующих общих соображений. Прежние коллегии были подчинены министерствам или вошли в новые министерства, как их департаменты; главным отли-чием новых органов центрального управления была их еди-ноличная власть: каждое ведомство управлялось министром вместо прежнего коллегиального присутствия; каждый ми-нистр был отчетен перед Сенатом.

Такова была первая попытка перестройки центрального управления, предпринятой новым императором. Одновре-менно с реформами административными затронуты были и общественные отношения. Здесь также резко заявлено было направление, в каком предполагалось действовать; направ-ление это состояло в уравнении всех общественных состоя-ний перед законом.

В числе первых мер нового императора было восстанов-ление жалованных сословных грамот, отмененных, как мы видели, прежним императором в их главных частях. Но в неофициальном комитете император признавался, что он против воли восстановил жалованную грамоту дворянству, потому что исключительность дарованных ею сословных прав была ему всегда противна.

Затронут был робко щекотливый вопрос о крепостном праве. Рядом мер с начала царствования заявлено было намерение правительства постепенно подготовить умы к упразднению этого права. Так, в правительственных перио-дических изданиях запрещено было печатать публикации о продаже крестьян без земли.

С 1801 г. запрещена была раздача населенных имений в частную собственность. 12 декабря 1801 г., в день рожде-ния императора, обнародован был еще более важный указ, предоставлявший лицам всех свободных состояний приобре-тать вне городов в собственность недвижимые имущества без крестьян; этим правом могли воспользоваться купцы, мещане, казенные крестьяне. Закон 12 декабря разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства, которое одно дотоле пользовалось правом приобретать землю в личную собственность.

Ободренные этим первым начинанием, некоторые свобо-домыслящие помещики возымели желание, вступая в согла-шение со своими крепостными крестьянами, освобождать их на волю целыми селениями. Доселе не существовало за-кона о таком массовом освобождении крестьян.

Сын екатерининского фельдмаршала граф Сергей Ру-мянцев задумал отпустить на волю 199 душ своих крестьян с землей по добровольному соглашению с ними, но при этом он представил правительству проект общего закона о сделках помещиков с крепостными крестьянами. Прави-тельство приняло этот проект, и 20 февраля 1803 г. издан был указ о свободных хлебопашцах: помещики могли всту-пать в соглашение со своими крестьянами, освобождая их непременно с землей целыми селениями или отдельными семьями. Эти освобожденные крестьяне, не записываясь в другие состояния, образовали особый класс «свободных хлебопашцев» Ключевский В.О. О русской истории. Под ред. проф В.И. Буганова М., "Просвещение", 1993 г.

.

Закон 20 февраля был первым решительным выраже-нием правительственного намерения отменить крепостное право.

Серьезные меры для улучшения положения крепост-ных крестьян были предприняты в эти годы лишь в При-балтийском крае. «Положениями», изданными для кресть-ян Лифляндской иЭстляндской губерний в 1804 и 1805 гг., запрещалась продажа крестьян без земли, крестьянам пре-доставлялись гражданские права, вводились крестьянское самоуправление и крестьянские суды; крестьяне станови-лись наследственными владельцами своих участков, раз-меры их повинностей и платежей в пользу господ должны были определяться особыми комиссиями.

Больших успехов достигло в эти годы правительство на поприще народного просвещения. Новоучрежденное ми-нистерство народного просвещения с состоящим при нем «главным правлением училищ» не только выработало, но, в значительной мере осуществило план довольно широкого развития среднего и высшего образования. План этот, из-ложенный в указе 26-го января 1803 г. устанавливает четыре рода училищ: сельские приходские, уездные, губернские училища или гимназии (с очень широкой программой преподавания), университеты.

Учреждение приходских училищ, отнесенное на местные средства и предоставленное местной инициативе, не получило широ-кого развития; остальных школ к 1805 г. было: 6 универ-ситетов, 42 гимназии (не считая польских и литовских губерний и Прибалтийского края) и 405 уездных училищ.

В 1804 г. были открыты Харьковский и Казанский уни-верситеты и педагогический институт в Петербурге, позже преобразованный в университет; в Вильне был учрежден университет с польским языком преподавания, в Юрьеве (Дерпте) был немецкий университет. Вся Россия была разделена на 6 учебных округов, с «попечителями» во главе. Фактическое руководство делом народного просве-щения (как и цензура выходящих книг) было в каждом округе предоставлено местному университету. Универси-тетский устав 1804 г. предоставил широкую автономию советам профессоров, которые выбирали ректора, деканов четырех факультетов и профессоров на вакантные кафедры.

Начало XIX века характеризуется быстрым культур-ным и политическим ростом русского общества. Издается масса новых книг, преимущественно переводных эконо-мических, политических, юридических и философских трактатов. Развивается русская литература (Карамзин, Жуковский, Крылов и др.), появляется ряд журналов раз-ных направлений («Вестник Европы», «Журнал Россий-ской Словесности», «Северный Вестник»).

Таковы были первые опыты перестройки управления и общественных отношений, они составляют первую эпоху преобразовательной деятельности Александра.

Опыты эти недостаточно обдумывались и страдали важ-ными недостатками: недостаточно соглашались одни с дру-гими, велись чрезвычайно торопливо; так, новые централь-ные ведомства, министерства явились единоличными учреж-дениями, а руководимые ими губернские учреждения сохра-нили прежний коллегиальный строй. Затем последовали известные внешние события, на некоторое время отвлек-шие императора от внутренних работ; то было участие в двух коалициях против Франции -- в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806--1807 гг.-- в союзе с Пруссией.

2. М. М. СПЕРАНСКИЙ И АЛЕКСАНДР 1

Во время войн против Франции -- в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806--1807 гг.-- в союзе с Пруссией расстроился интимный кружок первых советников императора. Походы и неудачи охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Алек-сандра; наблюдения, им собранные, поселили в нем недо-вольство окружающим.

Члены неофициального комитета один за другим удали-лись от императора. Их места занял один человек М.М.Сперанский.

Сперанский (род. в 1772 г.) был сыном сельского священника и получил духовное образование, но затем перешел на гражданскую службу; он отличался большим и ясным умом, сильной и гибкой волей, необыкновенной трудоспособностью, большими познаниями, теоретическими и практическими, даром слова, умением четко и ясно излагать свои мысли в письменной форме. В 1806 г. он стал известен Алексан-дру, и после Тильзитского мира стал докладчиком и советником государя по всем делам управления и зако-нодательства. Александр поручил ему руководство Ко-миссией составления законов, а также дал ему поручение выработать общий план государственного преобразова-ния. План Сперанского (законченный осенью 1809 г.) предусматривал три параллельных ряда учреждений -- законодательных, судебных и исполнительных, или административных. Законодательный ряд образовали «думы» -- волостные, уездные, губернские и государст-венная; волостная дума составлялась из земельных соб-ственников волости и из депутатов от казенных кресть-ян" (по одному от 500 душ); она выбирала волостное правление и депутатов в уездную думу; уездная дума выбирала уездное правление и депутатов в губернскую думу; губернская дума выбирала губернское правление и депутатов в Государственную думу. Государственная Дума собирается ежегодно, рассматривает и одобряет вносимые правительством законопроекты и государствен-ный бюджет, делает представления о нуждах народа, об ответственности министров и о распоряжениях властей, нарушающих основные («коренные») государственные за-коны. Исполнительной властью являются правления -- волостные, уездные и губернские,-- избираемые мест-ными думами, а высшая исполнительная власть -- министры -- назначается государем. Судебную власть образуют волостные суды (с третейским или мировым характером), затем -- уездные и губернские суды, состоящие из выборных судей и действующие с участием присяжных; высшую судебную инстанцию составляет Се-нат, члены которого избираются (пожизненно) Государ-ственной Думой и утверждаются императором. Для объединения и согласования действий высших государ-ственных учреждений учреждается Государственный Со-вет, состоящий из высших государственных сановников, по назначению монарха; он является совещательным учреждением, которое рассматривает новые законода-тельные предположения и финансовые мероприятия до их внесения в Государственную Думу, а также наблю-дает за исполнением законов во всех областях государ-ственного управления.

Александр одобрил в общем план Сперанского и пред-полагал начать его осуществление с 1810 года. Ввиду слож-ности и трудности дела преобразование было начато сверху. 1 января 1810 г. было издано Образование Госу-дарственного Совета. Государственный Совет разделялся на четыре департамента: 1) законов, 2) военных дел, 3) дел гражданских и духовных и 4) государственной экономии. Общее собрание составлялось из членов всех департамен-тов и из министров. Председательствовал сам государь или особое лицо, им назначенное. Совет должен был рас-сматривать все законы, уставы и важные мероприятия, и его решения представлялись на утверждение государя; «высочайше утвержденное мнение Государственного Со-вета» становилось законом Пушкарев С.Г.. Обзор русской истории. Ставрополь. «Кавказский край» 1993.

.

В 1810--1811 гг. последовало преобразование мини-стерств, учрежденных в 1802 г.; было учреждено новое министерство полиции, а министерство коммерции было упразднено; министерство внутренних дел должно было иметь «попечение о распространении и поощрении земле-делия и промышленности». Кроме министерств были учреждены «главные управления» -- путей сообщения, ре-визии государственных счетов (т. е. государственный кон-троль) и главное управление духовных дел иных (кроме православного) исповеданий. Министерства делились на департаменты (с директором во главе), департаменты -- на отделения. Из высших чиновников министерства со-ставлялся совет министра, а из всех министров -- комитет министров для обсуждения дел, касающихся различных министерств Пушкарев С.Г.. Обзор русской истории. Ставрополь. «Кавказский край» 1993.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.