Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе
4
Содержание
Содержание 2
Введение 3
1. Описание экономико-организационной сущности задачи 5
2. Описание входной информации 8
3. Описание выходной информации 11
4. Описание алгоритма решения задачи 16
5. Описание используемой условно-постоянной информации 17
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Приложение
Введение
Государственная налоговая служба Российской Федерации вхо-дит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Основной задачей Государственной налоговой службы Рос-сийской Федерации является контроль за соблюдением законо-дательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты госу-дарственных налогов и других платежей, установленных законо-дательством.
Целью системы управления налогообложением является опти-мальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой задаче в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и населе-ние. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.
Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных техно-логий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизиро-ванная информационная система, которая предназначена для ав-томатизации функций всех уровней налоговой службы по обеспе-чению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб досто-верной информацией.
Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе -- это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в техно-логическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, рас-пространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также по-вышения их надежности и оперативности
Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, используемые в процессе автоматизации решения поставленной задачи. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями и т.д.
Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей. Они характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д.
Организационно-экономическая сущность задачи.
Наименование задачи: обработка и принятие документов по налогу на добавленную стоимость.
Место решения задачи:
· организации;
· индивидуальные предприниматели;
· лица, перемещающие товар через таможенную границу;
· Государственная налоговая служба.
Цели решения задачи:
· повышение оперативности получения информации для быстрого принятия мер по обеспечению эффективного сбора налогов;
· снижение трудоемкости и сроков сбора, поиска, обработки информации в структурных подразделениях налоговых инспекций;
· упорядочение внутренних и внешних потоков информации с целью исключения дублирования процессов их обработки;
· автоматизация планово-учетных, финансовых и статистических работ;
· повышение полноты и достоверности представляемой информации, что необходимо для объективной оценки состояния дел в районе и регионе в целом, а также для возможности комплексного прогнозирования динамики поступления налогов;
· улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета, углубленный анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики;
· обеспечение полной и своевременной информированности налоговых инспекций всех уровней о налоговом законодательстве на любую дату учета, начиная с текущей и ранее;
· своевременное информирование администрации обслуживаемой территории о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства;
· сокращение объема бумажного документооборота;
· совершенствование оперативности и качества принимаемых решений по управлению налогообложением с целью повышения эффективности его функционирования.
Периодичность и сроки решения задачи: ежемесячно, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом либо ежеквартально, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом, если сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС не превысила 2 млн. руб. ежемесячно (в течение квартала).
4
Рис. 1. Источники информации и её адресаты
Информационные связи с другими задачами: на данной схеме отражена четкая взаимосвязь входной и выходной информации.
Входная информация
4
Выходная информация
Рис.2. Взаимосвязь водной и выходной информации.
Описание входной информации
Входная информация-это информация, на основе которой может быть получена выходная информация. Определение перечня входной информации произво-дится с учётом методов анализа и характера ана-лизируемого объекта.
В данной задаче по определению суммы НДС входной информацией являются документы, которые установлены налоговым законодательством. Их ведение обязательно, т.к. именно они составляют информационную базу для начисления суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет:
· журнал учёта полученных и выставленных счётов-фактур;
· книга покупок;
· книга продаж.
Специальная система учёта НДС обеспечивает отражение текущих расчётов по НДС на счетах бухгалтерского учёта, формирование счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.
Подсистема автоматизирует все необходимые процедуры, в частности формирование главного документа - счёта-фактуры (приложение 1).
Счёт-фактура - это первичный учётный документ, который оформляется продавцом продукции, направляется покупателю продукции и служит основанием для принятия суммы НДС. Счет-фактура - это документ, на основании которого покупатель (заказчик) сможет принять к вычету НДС, который он уплатил своему поставщику (исполнителю).
Таким образом, счет-фактура является документом налогового учета и применяется исключительно для целей правильного исчисления и уплаты НДС. Составлять счета-фактуры должны все налогоплательщики НДС.
В счёт-фактуру в обязательном порядке должны вводиться обязательные реквизиты. Как правило, атрибуты продавца не вводятся, так как они уже присутствуют на экране. Вводу подлежит следующая информация:
· порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;
· наименование, адрес и идентификационные номера покупателя;
· наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
· номер платежно-расчетного документа -- в случае получения авансо-вых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров, выпол-нения работ либо оказания услуг;
· наименование поставляемых (отгруженных) товаров либо описание выполненных работ, оказанных услуг и единица измерения (при воз-можности ее указания);
· количество (объем) поставляемых по счету-фактуре товаров, работ, услуг исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможно-сти их указания);
· цена (тариф) за единицу измерения
· сумма акциза по подакцизным товарам;
· налоговая ставка;
· страна происхождения товара и номер грузовой таможенной деклара-ции -- в отношении товаров, страной происхождения которых не яв-ляется РФ (налогоплательщик, реализующий такие товары, несет от-ветственность только за соответствие указанных сведений в предъяв-ляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах);
· номер таможенной декларации;
· подписи и печати продавца и покупателя.
При регистрации в информационной базе документов поступления товаров и услуг, сумма НДС рассчитывается автоматически.
После завершения отчётного периода рассчитывается сумма НДС, причитающаяся к перечислению в бюджет.
Первый экземпляр счета-фактуры отдается покупателю, второй экземпляр - продавцу. Все выписанные счета-фактуры поставщиком заносятся в книгу продаж. Полученные счета-фактуры регистрируются в книге покупок. Данные записи являются основанием для составления бухгалтерских проводок. Такое отражение в документах необходимо для проверки правильности расчета НДС. После завершения отчётного периода рассчитывается сумма НДС, причитающаяся к перечислению в бюджет.
Таблица 1.
Структура входного документа (ввод счёта-фактуры)
Наименование поля
|
Тип данных
|
Разрядность
|
|
Порядковый номер
|
Числовой
|
8
|
|
Дата
|
Числовой
|
8
|
|
Наименование покупателя
|
Символьный
|
30
|
|
Адрес
|
Символьный
|
30
|
|
ИНН
|
Числовой
|
12
|
|
Наименование товара
|
Символьный
|
20
|
|
Единица измерения
|
Символьный
|
2
|
|
Количество
|
Числовой
|
4
|
|
Цена, сумма
|
Числовой
|
8
|
|
Налоговая ставка
|
Числовой
|
2
|
|
Страна происхождения
|
Символьный
|
10
|
|
|
Данная структура заполнения счёта-фактуры поможет проконтролировать процесс создания документа. Это называется контролем разрядности - каждой строке документа соответствует свой реквизит, который может вводиться либо с помощью цифр, либо букв, но количество цифр или букв ограничено. Это поможет быстро, а главное правильно заполнить документ.
Описание выходной информации
Выходная информация - это информация, полученная на основе входной информации. Выходная документация включает сводные данные, полученные в результате автоматизированной обработки. Данный этап технологического процесса обработки информации является завершающим этапом работы и связан с получением различных форм документов на запрос клиента.
Выходной информацией по данному примеру-уплате НДС в бюджет является налоговая декларация по НДС (приложение 2).
Налоговая декларация по НДС является документом исчисления и учёта поступления налога и документом регламентной отчётности.
Для определения правильности расчета НДС налогоплательщик предоставляет в налоговую службу декларацию по налогу на добавленную стоимость. В ней отражается налоговая база по НДС, ставка налога, сумма НДС, определяется сумма налога, подлежащая вычету, общая сумма НДС, начисленная к уплате. Декларация заполняется автоматически на основании данных книги покупок и книги продаж.
Налоговую декларацию нужно представить в налоговый орган в тот же срок, что установлен для представления декларации налогоплательщиками. То есть не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Декларация по НДС включает в себя титульный лист, разделы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и приложение.
Обязательными для налогоплательщика являются:
· титульный лист;
· раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика».
Разделы 2 - 9, а также приложение к декларации включаются в состав представляемой в налоговые органы декларации при осуществлении налогоплательщиками соответствующих операций.
При отсутствии операций, облагаемых налогом, и операций, освобожденных от налогообложения, налогоплательщики представляют декларацию в налоговые органы по месту своего учета за налоговый период. Указанные налогоплательщики заполняют титульный лист и раздел 1 декларации. При заполнении раздела 1 декларации в строках данного раздела ставятся прочерки.
Титульный лист декларации заполняется налогоплательщиком, кроме раздела "Заполняется работником налогового органа".
Нумерация страниц декларации производится путем заполнения ячеек, начиная с наименьшего разряда числа, справа налево. В остальных ячейках указываются нули (000001).
Страницы: 1, 2
|