рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыАстрахань в годы ВОВ

Перевозки водного транспорта во многом зависели от работы судоремонтных заводов. Перестраиваясь на военный лад, судоремонтные заводы подчинили всю свою деятельность интересам фронта.

Прифронтовая обстановка, частые налеты вражеской авиации вынуждали рассредоточить флот и проводить его ремонт во многих отстойных пунктах.

25 мая 1942 года к причалу завода им. Ленина была поставлена на ремонт баржа «Свияга». По плану на ее ремонт отводилось 2,5 месяца. Однако руководство завода разработало график работ на 30 дней. Через 30 дней «Свияга» вступила в строй. В сокращенные сроки были отремонтированы баржа «Амазонка», теплоходы «Калмык», «Андреев», «Манычстрой» и другие.

Все судоремонтные заводы Астрахани наряду с выполнением государственного плана судоремонта выполняли и специальные военные заказы, имевшие особо важное оборонное значение.

Трудности войны наложили отпечаток на работу железнодорожного транспорта. Приспосабливать перевозки к возраставшим потребностям фронта и тыла приходилось в исключительно тяжелых условиях. Ухудшилось материально-техническое снабжение железных дорог, поскольку промышленность прекратила выпуск вагонов и магистральных паровозов. Налеты вражеской авиации совершались на широком фронте и на большую глубину. Часть железнодорожных магистралей была разрушена. Такая участь постигла железнодорожную магистраль Москва-Курск-Харьков-Ростов, а затем Юго-Восточную железную дорогу, связывающие южные районы с центром страны. В этих условиях крайне необходимо было наладить бесперебойную связь Астрахани со Сталинградом и другими территориями. Волжский речной путь не позволил осуществлять перевозки оперативно и в достаточных объемах. Исправить ситуацию должно было строительство и пуск в эксплуатацию железнодорожных магистралей Владимировка-Сталинград и Кизляр-Астрахань, имевших важное стратегическое значение.

12 сентября 1941 г. правительство принимает решение о строительстве железной дороги протяженностью 180 км. с паромной железно-дорожной переправой через Волгу. Окончание строительства намечалось на конец 1941 г. Велось оно почти при полном отсутствии средств механизации нормальных бытовых условий. На строительстве дороги ежедневно были заняты 25 тысяч рабочих, преимущественно женщин, и около 3000-3500 подвод.

Строительство первой очереди дороги было окончено 27 декабря 1941 г. Начальник Сталинградской железной дороги т. Воевудский телеграфировал наркому путей сообщения: «Пробный поезд №942, весом 520 тонн, паровоз серии III 3542 отправился 27 декабря со станции Паромная в 17 час. 30 мин. и 28 декабря прибыл благополучно на станцию Ахтуба Рязано-Уральской железной дороги в 1 час. 45 мин.». После пробного пробега поезда дорога была сдана в эксплуатацию при отсутствии телефонной связи, водоснабжения, станционных служебных помещений. Работы по строительству второй очереди проводились всю зиму и весну 1942 г.

К концу 1942 г. было завершено строительство железной дороги Астрахань-Кизляр протяженностью 344 км, связывающей Астрахань с Закавказьем и Кавказом.

Железнодорожники Астрахани для ускорения работы на железнодорожном транспорте применяли передовые методы труда - скоростное формирование и вождение тяжеловесных составов, пробег без пополнения топлива и водой, безотцепочный ремонт вагонов, сокращенные интервалы движения поездов ниже допускаемых техническими правилами.

В течение августа 1941 г. 77% паровозов работали без захода на межпоездный ремонт, машинисты водили поезда на повышенной технической скорости. На железных дорогах вводились военные графики движения, устанавливался строгий режим светомаскировки.

Для прикрытия и охраны железнодорожных мостов и переправ Астраханский ГКО в августе 1942 г. обратился к заместителю наркома обороны Хрулеву с просьбой выделить необходимое количество активных средств ПВО - зенитных орудий, пулеметов, самолетов для патрулирования по линии Астрахань-Кизляр и Астрахань-Баскунчак. Кро-ме того, необходимо было как минимум два бронепоезда - один по линии Астрахань-Кизляр и другой - Астрахань-Ахтуба для охраны движущихся составов. Особое внимание обращалось на охрану железно-дорожных мостов - Болдинского, Бузанского, Ахтубинского и Астраханской железнодорожной паромной переправы.

Для обеспечения бесперебойных железнодорожных перевозок Астраханский ГКО принимает решение о строительстве временного железнодорожного моста через Волгу, который был построен недалеко от Астрахани, в 1943 г.

Успехи Советских Вооруженных сил под Москвой и Сталинградом, начавшийся коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, развернувшееся наступление Красной Армии по всему фронту и изгнание фашистов с территории нашей Родины воодушевляли население страны на безвозмездный тяжелый труд во имя дальнейших побед над врагом.

В годы войны в связи с неоднократными мобилизациями мужчин на фронт все острее чувствовалась нехватка рабочих рук в хозяйстве, а фронт требовал бесперебойных поставок вооружения, боеприпасов, обмундирования, продуктов питания и др. Требовалась ускоренная подготовка кадров рабочих различных специальностей, способных заменить ушедших на фронт.

В связи с эвакуацией в 1942 г. из г. Астрахани в восточные районы школ ФЗО и ремесленных училищ основными формами подготовки кадров стали индивидуальное обучение и стахановские школы, через которые в 1943 г. только на рыбоконсервно-холодильном комбинате им. Микояна прошли обучение 1080 человек, из них 987 женщин, на судоверфи им. СМ. Кирова - 208 человек, в том числе 100 женщин.

Огромное значение придавалось широкой активизации трудовой инициативы астраханцев. В январе 1943 г. Президиум ЦК профсоюза работников рыбной промышленности Юга одобрил обращение коллектива рыбозавода «Молодая гвардия» о развертывании социалистического соревнования в честь 25 годовщины РККА. Трудящиеся Астраханского округа повсюду брали повышенные обязательства.

Рыбная промышленность округа в 1943 г. была представлена тремя трестами: Волго-Каспийским государственным рыбным трестом, объединявшим 31 береговой рыбозавод, 10 плавучих рыбозаводов и 22 моторно-рыболовных станции, которые обслуживали 103 рыболовецких колхоза Астррыбакколхозсоюза; Республиканским Государственным рыбным трестом, объединявшим 8 рыбозаводов и 20 рыболовецких колхозов; Калмыцким трестом, объединявшим 4 рыбозавода, 2 плавзавода, 4 МРС и 23 колхоза. Все они имели напряженные производственные планы.

В целом рыбная промышленность округа годовой план выполнила к 1 ноября 1943 г., дав стране 2 млн. центнеров рыбы.

Правительство высоко оценило заслуги рыбников перед Родиной, наградив около 150 человек орденами и медалями.

Производственные показатели могли быть более высокими, но в годы войны рыболовный флот из-за отсутствия планового финансирования на его модернизацию ветшал, приходил в негодность, численно сокращался. Если в 1940 г. по Каспийскому бассейну рыболовный и транспортный флот насчитывал более 10220 единиц, то в 1943 г. это число сократилось до 7950 единиц.

С начала войны в ведущем Волго-Каспийском тресте количество флота уменьшилось на 2617 единиц, в том числе самоходного - на 98 единиц. И хотя Постановлением СНК СССР от 13 августа 1943 г. предписывалось астраханским судоремонтникам и судостроителям к весенней путине 1944 г. отремонтировать и восстановить рыболовный флот в количестве 8596 единиц, в том числе самоходный флот - 651 единицы, однако из-за недостатка материалов было отремонтировано лишь 4421 единица, в том числе 456 единиц самоходного флота. Главный же результат заключался в том, что к началу путины были полностью укомплектованы отремонтированными орудиями лова рыболовецкие бригады и звенья.

Учитывая географическое положение, потенциальные возможности и перспективы социально-экономического развития на базе имеющихся в крае людских и природных ресурсов, заметный вклад в экономику страны военного времени, Президиум Верховного Совета СССР своим Указом за №801/1 от 27 декабря 1943 г. учредил на территории Астраханского округа Астраханскую область. Тем самым создавались благоприятные условия для большего использования природно-климатических ресурсов края, для дальнейшего развития производительных сил. Статус самостоятельной области требовал даже в условиях военного времени предпринимать более решительные практические действия, направленные на развитие приоритетных для края отраслей народного хозяйства. Традиционно особое внимание уделялось развитию рыбной промышленности, прежде всего подготовке и проведению путины.

Здесь намечались тенденции к дальнейшему расширению районов лова, внедрению механизации и прогрессивных методов добычи и обработки рыбы, что позволило коллективу Волго-Каспийского треста в первом полугодии 1944 г. дать стране сверх плана 96000 центнеров рыбы.

Серьезным стимулом повышения производительности труда в военные годы являлось соревнование между организованными коллективами рыбаков. Доказательством может служить соревнование между рыбаками Волго-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов, в ходе которого заметных результатов добились коллективы рыбокомбината им. Володарского, рыбозаводов им. Крупской, им. Самойловой и некоторых других предприятий области. В целом рыбаками Астраханской области годовой план 1944 г. был выполнен успешно.

Весомый вклад в экономику области, а также страны в целом, вносили работники перерабатывающей и легкой промышленности, промкоопераций: коллектив судоверфи им. С.М. Кирова за первый квартал 1944 г. получил переходящее Красное знамя ГКО и денежную премию в сумме 225 тыс. рублей; коллективы солепромысла «Баскунчак» и плавзавода №5 также были награждены переходящими Красными знаменами ГКО СССР

Не менее важное значение в экономике Астраханской области играл морской и речной флот, который за годы войны понес значительный ущерб. Его восстановлению и ремонту в области уделялось самое серьезное внимание, подкрепляемое целевым финансированием.

Несмотря на трудности военного времени, астраханцы наращивали темпы производства, не только выполняли, но чаще всего перевыполняли производственные задания. Примеров тому множество, они являются характерными для большинства предприятий области.

На заводе им. К. Маркса выработка на одного рабочего в 1944 г. достигла 188% против 168% в 1940 г. На заводе им. Сталина только за 8 месяцев 1944 г. объем продукции составил 251% по сравнению с 1940 г. Пароходство «Волготанкер» построило судоремонтные мастерские, а пароходство «Рейдтанкер» - плавучую ремонтную мастерскую. Эти новые производственные объекты увеличивали мощности по судоремонту и сыграли большую роль в своевременном ремонте судов, реализации планов навигации. В апреле 1944 года оба пароходства завоевали переходящие Красные знамена ГКО СССР и получили премии. Высоких производственных показателей достигли коллективы судов «Доктор Пирогов», «Капитан Панин», «Ленинец», «Манычстрой».

В годы войны резко возросла потребность в горюче-смазочных материалах. Возрастающее количество перевозок различных грузов на нужды войны и необходимость обеспечения топливом морских и речных судов поставили на повестку дня восстановление и строительство в Астрахани нефтебаз и сооружение установок по обезвоживанию мазута для выработки дизельного топлива.

Начавшееся большое строительство и реконструкция действующих промышленных предприятий потребовали резкого увеличения количества кирпича, черепицы, блоков из ракушечника, извести и других строительных материалов. Объем валовой продукции промышленности в Астраханской области в 1944 г. был выполнен на 107,5% или на 16 миллионов рублей больше, чем в 1943 г.

За успешное выполнение государственного плана и правительственных заданий в 1944 г. по Астраханской области были награждены орденами и медалями СССР 400 человек.

В первый период войны, когда линия фронта проходила буквально рядом с территорией нашего края, народное хозяйство города и области понесло большой материальный ущерб. Было разрушено и сожжено 6327 различных зданий и сооружений, пришло в негодность 5617 км железнодорожного полотна, 659 единиц подвижного состава, 290 судов речного и морского транспорта, 224 автомобиля, 186 тракторов, 66 комбайнов, прочего сельскохозяйственного инвентаря - 3981 единиц, сократились площади посевов на 75431 га, поголовье скота - на 482195 голов.

В денежном выражении общий материальный ущерб, причиненный фашистами народному хозяйству Астраханской области, составил 870582,3 тыс. руб.

Народное хозяйство Астраханской области нуждалось в значительных капиталовложениях. Восточные районы области не только подверглись интенсивным налетам вражеской авиации, но и были ареной военных действий. Взрослого мужского населения в деревнях практически не осталось, все сельскохозяйственные работы легли на плечи женщин и детей. Традиционно мужские профессии пришлось срочно осваивать женщинам. На курсах трактористов и комбайнеров в 1941 г. в Астраханском округе обучались более 500 женщин, заменявших мужчин, ушедших на фронт.

Многие женщины успешно справлялись с обязанностями председателей сельских советов, руководили в колхозах полеводческими и садоогродническими бригадами. По инициативе женщин Камызякского района в области стали формироваться рыболовецкие бригады. В июле 1941 г. в Володарском районе на морской лов вышли 400 рыбачек, в колхозе «Путь социализма» Никольского района - 30, в Лебяжинской МРС - 28. В 1941 г. в колхозах АРКСа (Астррыбакколхозсоюза) на рыбодобыче трудились 5199 женщин, в том числе 2210 человек - в море.

Наряду с добычей рыбы остро стоял вопрос о досрочном окончании осенних сельскохозяйственных работ по уборке урожая и сдаче хлеба государству.

Для оказания помощи колхозам в села были направлены большая группа работников аппарата учреждений, организаций и часть населения г. Астрахани. В связи с нехваткой сельскохозяйственной техники уборка хлеба производилась вручную с помощью кос и серпов.

Например, в колхозе «Животновод» Харабалинского района на уборку урожая вышли 150 женщин, которые вручную серпами убрали 300 гектаров зерновых.

В Енотаевском районе на уборочные работы было мобилизовано все трудоспособное население.

Большую помощь колхозникам оказывали дети школьного воз-раста. Более 8000 учащихся школ округа все каникулы провели в поле на уборке урожая.

Напряженный труд сельчан позволил своевременно справиться с уборкой урожая и сдать государству хлеба в 1941 г. на 200 тысяч пудов больше, чем в 1940 г.

В условиях военного времени Советское правительство по-прежнему особое внимание обращало на дальнейшее расширение посевных площадей, повышение урожайности зерновых и овощных культур в ряде регионов страны, в том числе и в Поволжье. Только весной 1942 г. труженики села Астраханского округа посеяли на 11466 гектаров больше, чем в 1941 г. В целом общая посевная площадь в 1942 г. увеличилась по сравнению с 1941 г. более чем на 33 тысячи гектаров.

Большое внимание уделялось в крае развитию овощеводства и бахчеводства. В целях бесперебойного обеспечения овощами воинских частей, расположенных в пределах округа, решением Астраханского ГКО №209 от 28 августа 1942 г. был утвержден план их снабжения заготовительными организациями в количестве 2000 тонн ежемесячно.

Трудным для астраханской деревни был и 1943 г.

В этом году планировалось посеять озимых и яровых на площади в 118170 га, фактически было засеяно 124139 га.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.