рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыНации и народности в РФ

Нации и народности в РФ

4

Содержание

Введение

1. История народностей и национальных культурных традиций

2. Глобальные демографические и экономические процессы. Россия и

Кузбасс

3. Новые направления национальной политики

4. Необходимость учета национального фактора в службе деятельности

милиции

Заключение

Список литературы

Введение

Современное человечество представляет собой довольно сложную этническую систему, включающую в себя несколько тысяч различного рода этнических общностей (наций, народностей, племен, этнических групп и т.п.). При этом все они отличаются друг от друга как своей численностью, так и уровнем развития. Неравномерность социально-экономических, этнических и демографических процессов в развитии народов мира по-своему отразилась в политической карте мира. Все населяющие планету этнические общности входят в состав немногим более 200 государств. Поэтому большинство современных государств полиэтнично.

Вся эта пестрота этнической структуры закономерно порождает различного рода проблемы, противоречия, напряженность, конфликты в отношениях между народами. Одни из них носят затяжной характер и продолжаются уже несколько десятилетий, другие резко обострились в последние 10-15 лет. Практически все они являются межэтническими. Поэтому проблема этнических конфликтов актуальнейшей темой.

Цель работы:

§ рассмотреть этническую ситуацию в России.

Задачами работы являются:

§ изучить историю народностей и национальных культурных традиций;

§ выделить демографические процессы в России и Кузбассе;

§ проанализировать государственную и региональную национальную политику;

§ определить необходимость учета национального фактора в службе деятельности милиции.

1. История народностей и национальных культурных традиций

Россия исторически формировалась как государство мно-гонациональное. Еще в древности Киевская Русь изначально раз-вивалась как объединение славянских, финно-угорских и иных племен, что наложило отпечаток на всю дальнейшую историю, язык, культуру, межнациональные связи русских. Специфика пос-ледних во многом определилась религиозным выбором. Русское православие всегда отличалось достаточно терпимым отноше-нием к межнациональным бракам, расовому смешению, веками накапливало опыт мирного сосуществования с другими миро-выми религиями.

Разными путями оказались народы в составе России, при-чем далеко не всегда за счет захвата территорий, чаще - благо-даря стремлению самих этих народов стать под державную за-щиту могущественного российского престола.

Национальная политика царизма, как и любого многонацио-нального по составу государства мира, во многом была ориен-тирована на формирование унитарной политической и социаль-но-экономической инфраструктуры, культурную ассимиляцию ма-лочисленных народов. Были и существенные особенности. В от-личие от европейских стран, правительство России достаточно редко проводило политику геноцида по отношению к народам, которые были присоединены насильственно (Кавказские войны XIX в., присоединение Средней Азии;. Почти все окраины вплоть до конца XIX в. сохраняли систему местного национального самоуправления и судопроизводства, традиционный образ жиз-ни, религию и культуру населения. С момента включения в со-став государства национальные меньшинства, вне зависимости от расовой принадлежности, хозяйственного уклада, религии, по-лучали равные с российским крестьянством права (статус под-данного, ясачного) и налоговые льготы. Национальная элита по-лучала статус российского дворянства России.

Само понятие "инородец", "иноверец" в дореволюционной историографии в большинстве случаев не носило налета уни-чижения для представителей малочисленных коренных народов. Объединение в рамках одной государственной структуры сотен национальностей, исключительно слабая изученность гигантских по площади районов Сибири и Севера, национального состава и этнической истории невольно предопределяли разграниче-ние народов по признаку родства ("иной род") или веры ("иная вера"). Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. - М.: Академия, 2000. - С. 64-65.

Интерес представляет и состав российской армии, где сто-летиями существование национальных воинских частей органич-но сочеталось с практикой освобождения от воинской повин-ности сибирских "инородцев" и народов Севера.

В области национальной политики дореволюционная Рос-сия накопила огромный опыт, в котором парадоксальным обра-зом межнациональное противостояние веками органически со-четалось с вполне зримым тяготением народов к единению.

Элементы политической борьбы на уровне национальных элит как в Центре, так и на местах несомненно присутствовали. Од-нако вражда между собственно народами не стала преоблада-ющей в российской истории. Более того, именно вхождение в состав Российской империи во многом способствовало исчез-новению межэтнических стычек и войн, объективно способствуя демографическому приросту населения вне зависимости от на-циональной принадлежности.

Дружба, сотрудничество народов России не являются пря-мым результатом политики интернационализма, осуществляе-мой правительством СССР. Их корни значительно глубже. Они рождены многовековой историей мирного сосуществования сотен народов. Этот феномен стал возможен, прежде всего бла-годаря приоритету духовно-нравственных ценностей над мате-риальными, которыми всегда отличалась российская действи-тельность. Татары, якуты, башкиры, мордва, карелы, кабардинцы, осетины, удмурты и многие десятки других народов -- это не случайный и тем более не чужеродный элемент российского бытия, а составная часть истории и культуры России.

В этом плане можно говорить о формировании на ее терри-тории историко-культурной общности, когда судьбы народов были неразрывно связаны с судьбой отечества, их объединяю-щего. Можно привести массу примеров самоотверженного слу-жения чести, достоинству и благополучию России представите-лей всех российских национальностей, проявлений общности их духа, психологии и ориентации. Поэтому право служить России, называться ее гражданином (подданным) давным-давно опре-делялось и определяется не национальной принадлежностью человека, а его человеческими качествами, его готовностью слу-жить делу, служить Родине, не отказываясь при этом от своей национальной истории и культуры. Да этого отказа от него и не требовалось.

Современная Россия имеет вполне реальный шанс насле-довать традиции и опыт межнационального сотрудничества и дружбы, и его нельзя упускать. Только использовав его, можно подчинить созидательный потенциал всех народов благополу-чию и возрождению страны.

Здесь стоит вспомнить и те периоды истории, когда русские не составляли подавляющего большинства населения. И рос-сийская история дает достаточно много ярких примеров.

Стихийные миграционные передвижения русского населе-ния уже с XV в., а особенно со второй половины XVI в. (когда политические обстоятельства переставали им препятствовать), приводили к изменению национального состава страны. В XVI-XVII вв. Русское государство вобрало в себя огромные простран-ства и многие народы. Только в состав сибирской России вош-ли крупные этносы, составляющие национальную мозаику Се-верной Азии: обские угры и северные самодийцы (31,6 тыс.), северные тунгусы (36,2 тыс.), юкагиры и северо-восточные па-леоазиаты с эскимосами (34,7 тыс.). В границах Русского госу-дарства находились также северные тюркоязычные (49,7 тыс.) и монголоязычные (37, 2 тыс.) группы населения, часть манчжуров и южных тунгусов. Некоторые группы населения Сибири в это время откочевали или были насильственно уведены южными соседями в сопредельные районы. Но были и такие группы, которые сознательно приходили на государственные земли и входили в состав государства.

По своим масштабам переселение в Сибирь в XVII в. было настолько массовым, что представляло собой особую страницу не только российской, но и мировой истории. В результате при-соединения к России, ряд сибирских народов попали в условия более развитых феодальных отношений. Переселенец, прежде всего северорусский крестьянин - промышленник и пахарь, пе-ревалив через Урал, конечно, не думал о задачах государства. Само же государство не могло не опираться на переселенца. Для переселенца разгром Сибирского ханства (XVI в.) представ-лялся всего лишь одним из эпизодов вековой борьбы с "тата-рами". А возможность перебраться в Сибирь - делом сложным и многотрудным в освоении новых угодий. В результате миг-рационных перемещений русского населения на вновь осваива-емых им землях прослеживалось его сплошное или локальное расселение. Многонациональный Кузбасс (История, практика) / Департамент национальной политики и общественных отношений Кемеровской области. - Кемерово, 2003. - С. 23-25.

Образование районов со сложным этническим составом было явлением постоянным и исторически обусловленным на Восточноевропейской равнине, на Урале и в сибирских просто-рах. Определенное влияние на этнические процессы в Запад-ной Сибири оказали города, центры 20 сибирских уездов, много-численные крепости (остроги) и ясачные зимовья, основанные русскими служилыми людьми в процессе присоединения си-бирской территории к России. Русские промышленные люди, жившие менее компактно, сыграли тем не менее огромную роль в освоении обширных пространств Сибири.

Русское население Сибири по своей численности стало пре-обладать над коренным только в конце XVII в. По официальным данным 1710 г., в Сибири насчитывалось в округленных цифрах 314 тыс. русских переселенцев обоего пола, которые на 100 тыс. превосходили местное население. Из переселенцев 248 тыс. проживало в Западной и 66 тыс. - в Восточной Сибири.

Появление русских на огромных просторах Сибири существенно изменило этнографическую карту и этнические процессы в сре-де самого коренного населения. Изменение системы расселе-ния, консолидация бурятских, якутских племен стали возможны только благодаря тому, что прекратились межродовые и меж-племенные столкновения, что были определены границы наро-дов и государств в целом. Стоит отметить очень существенный момент, который не все-гда учитывается историками. Для коренного жителя Сибири лю-бой пришелец, говорящий на русском, или пришедший с рус-скими, рассматривался как русский. Однако миграция за Урал охватила не только русское население. В Сибирь продвинулись народы Поволжья (татары, башкиры, чуваши) и Севера (коми). Сюда же царское правительство высылало группы военноплен-ных (поляков, шведов, литовцев, украинцев и др). Все это спо-собствовало формированию исключительно яркой националь-ной и культурной мозаики населения Сибири. Присоединение Сибири к Русскому государству не только имело огромное значение для дальнейшего социального и эко-номического развития народов этого региона, но и определило место России в мире. Государство, распространившее свою юрисдикцию на огромную территорию от границ на западе до Тихого океана, уже к середине XVII в. превратилось в "евро-азиатское". Двуглавый орел стал символом государственной по-литики, на многие века определив ориентацию государства не только на Запад, но и на Восток.

В историю освоения Сибири XIX век и предреволюционный период XX века вошли особой страничкой. Связано это было с целенаправленной переселенческой политикой Российского го-сударства, не имеющего исторических прецедентов в мировой истории как по масштабам переселения, так и по сложности решаемых управленческих задач.

Освоение и развитие Сибири в прошлом всегда предъявля-ло особые требования к ее жителям. Здесь выжить и успешно работать всегда могли только сильные духом, трудолюбивые люди, умеющие учиться и жить в мире с коренным населением. В те-чение XIX в., с открытием к переселению сначала Амурской и Приморской областей (с 1861 г.), а с 1865 г. и кабинетских земель Алтая (куда входила и южная часть Кузбасса) в Сибирь переселились сотни тысяч крестьян из черноземных губерний. Крестьяне уходили из мест, где в прошлом были сильны крепост-нические пережитки. Продав все свое имущество, проходили ты-сячи километров для того, чтобы на новом месте начать свою жизнь с новой страницы. Не все могли адаптироваться к новым условиям, часть возвращалась. В Сибири оставались только те, кто в течение нескольких лет, отработав по найму у старожилов, могли поднять свое хозяйство.

Межнациональные отношения в предреволю-ционный период были далеко не гармоничными, что и сказалось на раскладке социальных сил в гражданской войне. Во многом основными причинами межнациональных конфликтов являлась слабость государственных структур в Сибири, не способных взять под полный контроль социально-экономические процессы и хищ-ническую деятельность представителей крупного капитала.

Стоит особо отметить, что многие современные проблемы развития капиталистических отношений как в Сибири, так и в Кузбассе, имеют прямые аналогии с дореволюционным перио-дом. История нас учит, чем это в конечном счете завершилось. Сибиряки, несмотря на высокий уровень благосостояния (в срав-нении с крестьянами европейской части России), активно при-нимали участие в революционном движении начала XX в. Одна-ко и не поддержали программ сепаратистов, направленных на раскол Российского государства.

Еще один урок истории заключается в том, что грамотная миграционная политика определяет социально-экономическое развитие региона. В результате столыпинских реформ начала XX века только чуть более половины русского этноса сохрани-лось на своей этнической территории. В Сибири, Средней Азии, Казахстане, Поволжье, Кавказе, Урале проживало 44,6% русских. Незначительная часть - за пределами России. В целом в Рос-сии, по данным переписи 1897г., русский язык назвали родным 47% населения, на другие языки приходилось: 19 процентов - украинский, 5% - белорусский, остальные языки считал родным меньший процент населения. Вместе с украинцами и белору-сами русские составляли 71% населения России. Именно бла-годаря миграции десятков народов, при преобладающей роли русских переселенцев, Сибирь к началу XX в. окончательно пре-вратилась из колонизуемой сырьевой окраины в один из наибо-лее динамично развивающихся регионов России.

Значение сырьевых ресурсов Сибири для мировой эконо-мики уже определилось в XIX - начале XX вв. Однако значимость нашего региона несоизмеримо возросла в годы советской вла-сти, определившей курс на индустриализацию Кузбасса и его активное включение в программы социально-экономического развития страны. Каждый регион Сибири имеет свои территориальные осо-бенности, характеризующиеся различными природно-климати-ческими условиями и национальной спецификой проживающе-го населения. Кузбасс отличается тем, что является наиболее населенным, урбанизированным и промышленно развитым райо-ном. Для него характерен исключительно сложный этнический состав и во многом драматичная история формирования судеб его жителей. Фактически история Кузбасса как региона, во мно-гом определяющего судьбы России, началась в послереволюцион-ный период. Сочетание этих факторов влияет на состояние и развитие народов Кузбасса, накладывает специфический отпе-чаток на национально-культурную сферу жизни людей. Многонациональный Кузбасс (История, практика) / Департамент национальной политики и общественных отношений Кемеровской области. - Кемерово, 2003. - С. 26-27.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.