рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыВисочные кольца и бусы как украшение женского славянского костюма

Височные кольца и бусы как украшение женского славянского костюма

20

Содержание

Введение

Глава 1. Височные кольца

Глава 2. Бусы

Заключение

Приложения

Введение

Душу и жизнь человека в глубокой древности охраняли металлы и драгоценные камни. Славянские языческие мифы роднят золото и серебро с солнечным светом и молниями Перуна. Этим драгоценным металлам приписывали способность отгонять нечистую силу и приносить здоровье, долголетие, красоту.

Всё, что мы называем теперь «украшениями», в древности имело религиозный, магический смысл, да и сегодня утратило его не вполне. Украшение в древности надевалось не только и не столько «для красоты» (хотя и для этого тоже), сколько в качестве амулета, священного талисмана-- по-русски «оберега», от слова «беречь», «оберегать». Такими оберегами во всех культурах мира принято «защищать» особо слабые, незащищённые участки тела - горло, виски, запястья и так далее.

При этом древнеславянский женский наряд включал в себя (как, впрочем, и наряд теперешних женщин) гораздо больше украшений, нежели мужской. С древнейших, поистине пещерных времён женщина была объектом едва ли не религиозного поклонения со стороны мужчины.

Во-первых, женщина рожает детей. Как это на первый взгляд ни удивительно, о роли отца в рождении ребёнка человечество достаточно долго имело довольно смутное представление. Древние люди считали -- женщина рожает детей не потому, что у неё есть муж: это священный дух предка входит в её тело, чтобы вновь воплотиться. О подобных верованиях древних славян недвусмысленно говорят некоторые обычаи, кое-где сохранившиеся среди русского населения до начала XX века (только причина их была уже позабыта).

Современные биологи пишут, что именно женщина хранит «золотой фонд» генов своего племени, нации, расы; мужчина как биологическое существо гораздо более подвержен всяческим изменениям. Древние люди изложили это наблюдение языком мифа -- мифа о душе предка.

Во-вторых, именно женщина оказывается носительницей древней мудрости племени, его мифов и легенд. Основная часть русских былин записана от «сказительниц», а не от «сказителей».

Одним словом, в глазах наших предков язычников-славян женщина была существом куда более священным, чем мужчина. Её, как и всё священное, требовалось особенно бережно охранять. Именно поэтому в русской культуре, как и в культуре любого народа мира, обилием украшений (или оберегов) отличается именно женский наряд.

Характерные различия культур разных народов, племён, семейств, живущих на различных территориях, прослеживаются и в их украшениях. Среди излюбленных украшений Древней Руси всегда бытовали височные кольца и бусы, особенности которых разнились в зависимости от конкретной территории проживания, конкретного племени.

Глава 1. Височные кольца

Учёные пишут, что славяне, расселявшиеся в VI-- VII веках по лесной полосе Восточной Европы, оказались оторваны от традиционных мест добычи цветных металлов. Поэтому вплоть до VIII века у них не выработалось какого-то особого, только им присущего типа металлических украшений. Славяне пользовались теми, что бытовали тогда по всей Европе, от Скандинавии до Византии. Однако славянские мастера никогда не довольствовались подражанием образцам, перенятым от соседей или привезенным купцами и воинами из чужедальних земель. В их руках «общеевропейские» вещи скоро обретали такую «славянскую» индивидуальность, что современные археологи успешно определяют по ним границы расселения древних славян, а внутри этих границ -- области отдельных племён. Но и процесс взаимного проникновения, взаимного обогащения культур не стоял на месте, благо в те времена не было строго охраняемых государственных границ. И вот уже иноземные кузнецы копировали новый славянский фасон и тоже по-своему его претворяли, а славяне продолжали присматриваться к веяниям «зарубежной моды» -- западной и восточной.

Всё это относится и к своеобразным украшениям женского головного убора, укреплявшимся обычно возле висков. Из-за такого способа ношения археологи называют их «височными кольцами». К сожалению, древнеславянское слово нам пока не известно.

Височные кольца - это наиболее характерное украшение славянских женщин. Именно по ним можно было отличить женщин разных племен. Их делали из серебра, бронзы, меди. Все кольца можно разделить на четыре группы:

1. проволочные, куда входят украшения, согнутые в виде простого кольца или более сложной фигуры из более или менее тонкой проволоки;

2. щитковые - у которых проволока раскована местами в пластинки;

3. лучевые и лопастные - литые украшения, состоящие из полукольца-дужки и пластинчатой фигурной части;

4. бусинные - состоящие из проволочного кольца с нанизанными на них бусинами.

Как показали раскопки, височные кольца носили в Западной и Восточной Европе, на Севере и на Юге. Носили с древнейших времён -- и тем не менее к VIII--IX векам их стали считать типично славянскими украшениями, такой популярностью они начали пользоваться среди западнославянских племён.

Постепенно мода на височные кольца распространилась и к восточным славянам, достигнув у них наивысшего расцвета в XI--XII веках.

Славянские женщины подвешивали височные кольца к головному убору (девичьему венчику, повою замужней) на лентах или ремешках, красиво обрамлявших лицо. Иногда кольца вплетали в волосы, а кое-где даже вставляли в мочку уха, как серьги, -- об этом поведали находки в кургане XII века в Вологодской области. Там же, на северо-востоке славянских земель, из маленьких проволочных колец (учёные называют их «перстнеобразными») порою составлялись ожерелья в виде цепей. Иногда же височные кольца, нанизанные на ремешок, образовывали венец вокруг головы. И всё-таки большинство из них носилось так, как и полагается по названию, -- у висков.

Височные кольца и серьги - две различные по происхождению категории. Серьги изначально украшают ухо. Височные кольца изначально являются украшением девичьих волос, а в уборе замужней женщины, входят в состав конструкций, имитирующих волосы и имеющих, как правило, ленточную форму. Лента украшала девичью косу, затем, когда волосы убирались, лента становилась основой для нанизывания украшений.

Наряд славянской женщины менялся, смотря по тому, к какой возрастной группе она в данный момент принадлежала. Касалось это и украшений, в частности височных колец.

Девочки-подростки, ещё не вошедшие в возраст невест, совсем не носили височных колец или, в крайнем случае, носили самые простенькие, согнутые из проволоки. Девушки-невесты и молодые замужние женщины, понятно, нуждались в усиленной защите от злых сил, ведь они должны были беречь не только себя, но и будущих младенцев -- надежду народа. Их височные кольца, поэтому особенно нарядны и многочисленны. А пожилые женщины, переставшие рожать детей, постепенно отказывались от богато украшенных височных колец, передавая их своим дочерям и вновь меняя на очень простые, почти такие же, как у маленьких девочек.

Проволочные височные кольца размером с браслет носили женщины племени кривичей (верховья Днепра, Западной Двины, Волги, междуречье Днепра и Оки). Один конец такого кольца иногда сгибался в петельку для привески, второй заходил за него или завязывался. Кольца эти так и называются «кривичскими». Носили их обычно по шесть штук (по три с каждой стороны). Образцы с завязанными на две стороны концами относятся к X - началу XII в. Браслетообразные кольца из двойной проволоки с завязанными концами являются этноопределяющим признаком смоленских и полоцких кривичей. Псковская группа кривичей не знала этого типа украшений.

Похожие найдены и на северо-западе территории новгородских словен, только надевали их по одному, реже по два с каждой стороны лица, и кончики колец не завязывались, а скрещивались. В X--XI веках к проволочным кольцам здесь иногда привешивали на цепочках бубенцы и треугольные металлические пластинки, порой даже в несколько ярусов. А вот у словен, живших в городе Ладоге, в середине IX века вошли в моду кольца со спиральным завитком, обращённым наружу. Нельзя исключить, что они попали туда с южного берега Балтики, со славянского Поморья, с которым ладожане поддерживали тесные связи. «Северянские» проволочные височные кольца отличались от них тем, что завиток превратился в широкую, плоскую спираль.

Совсем иначе выглядели височные кольца с бусами, нанизанными на проволочную основу. Иногда металлические бусины делались гладкими и разделялись проволочными спиральками -- такие кольца любили не только славянки, но и женщины финноугорских народов. В XI--XII веках это было излюбленное украшение вожанок (потомки древнего племени водь и сейчас живут недалеко от Санкт-Петербурга).

Новгородские женщины XI--XII веков предпочитали височные кольца с бусинами, украшенными мелкой зернью -- металлическими шариками, напаянными на основу.

В племени дреговичей (район современного Минска) крупную серебряную зернь приделывали к каркасу бусин, сплетённому из медной проволоки. В Киеве XII века бусины, наоборот, делали ажурными из тонкой филиграни.

Конечно, никто не утверждает, будто в каждом из этих мест носили только какой-то один тип височных колец, -- речь идёт лишь о его преобладании. Например, кольца с красивыми филигранными бусами долго считались типично киевскими. Однако затем почти такие же были обнаружены в курганах Ростово-Суздальской земли и иных районах Северо-Западной и Северо-Восточной Руси. И стало ясно -- это просто изделия высококвалифицированных городских ремесленников, предназначенные для знатных и богатых людей, а частично и на продажу.

В тех же самых местах вместо ажурных металлических бус нередко нанизывали более доступные -- стеклянные, янтарные, реже каменные. Попалась археологам даже просверленная вишнёвая косточка, которую, надев на проволочку, какая-то славянская красавица носила на виске, а может, и в ухе, как серьгу (в целом у древних славян серьги особой популярностью не пользовались, появляясь обычно как подражание иноземной традиции).

Выделяются типы бусинных колец: однобусинные, трехбусинные и многобусинные. Наиболее древним типом является однобусинный полихромный. Эти небольшие кольца диаметром 1,5 - 2 см с нанизанной стеклянной или каменной бусиной, датируются Х - ХI вв. В Новгороде они найдены в слое конца X - середины XI в.

Трехбусинные височные кольца состоят из проволочного круглого стержня, на который надеты три бусины, разделенные сканой проволокой, спирально обмотанной вокруг стержня и укрепляющей бусины. Трехбусинные кольца являлись типично городким женским украшением XII - середины XIII в.

Лучшими их образцами считаются золотые и серебряные филигранные изделия, хорошо известные по древнерусским кладам. В подражание им возникли литые украшения, похожие по форме на оригиналы, но исполненные не такой трудоемкой техникой и из недорогих материалов. В древнерусских курганах трехбусинные кольца распространены весьма неравномерно. В большинстве земель они встречаются редко. Исключение составляют курганы Ростово-Суздальской земли, где эти украшения получили сравнительно широкое распространение уже в XI в. В городских слоях Новгорода стратиграфически они распределяются от рубежа X-XI вв. до середины XIV в.

Височные кольца с бусинами, состоящими из одного-двух рядов крупной зерни являются довольно ранними и могут быть датированы ХI-ХII вв. Узелковые височные кольца с бусами, сплетенными из нескольких рядов тонкой проволоки встречаются в сельских курганах также в ХI - ХII вв. В Новгороде подобное кольцо обнаружено в слое второй четверти XI в. Зернено-филигранные височные кольца с бусами разного узора, выполненного тонкой проволокой или украшенные зернью, датируются ХII-ХIII вв.

Многобусинные височные кольца состоят из проволочного стержня, на который надеты гладкие полые бусины, их число колеблется от 5 до 12. Височные украшения этого типа были наиболее широко распространены в конце ХIII-ХIV в. в северо-западной части Новгородской земли.

На северо-западе ареала расселения восточных славян, у новгородских словен характерной этноопределяющей деталью женского костюма являлись ромбощитковые височные кольца. Это проволочные в основе кольца, имеющие по несколько ромбических раскованных расширений или щитков. Щитки украшены чеканным узором в виде ромбов и крестов, состоящих из пунсонных кружочков. Наиболее ранние образцы этих колец относятся, видимо, к концу X в. Особенность ромбощитковых колец XI в. - первой половины XII в. - завязанные концы. Более поздние образцы ХIII-ХIV вв. частью утрачивают ромбические очертания щитков и характерный крестовый узор - щитки приобретают овальные очертания, в центре их появляются полукруглые выпуклости, замок оформлен в виде втулки.

Только в Новгороде устраивали щиток на одном конце проволоки, а другой конец заводили за него либо (позже) вставляли в специальное отверстие, а в Смоленске концы завязывали или соединяли наглухо пайкой. Ромбощитковые височные кольца встречаются и в районах, непосредственно прилегающих к Волге и по ее левым притокам, что служит одним из доказательств освоения этой территории новгородцами.

В северо-западной части Новгородской земли почти нет завязанных колец, но бытуют местные варианты с многоярусными трапециевидными или подтреугольными подвесками.

С течением столетий менялись и сами кольца, и узор на щитках. И это, в частности, помогло археологам точнее проследить путь расселения славянских племён. Женские украшения, найденные в курганах, ясно показывают, как продвигались новгородские словене на северо-восток и как вместе с соседями -- смоленскими кривичами -- осваивали они Поволжье.

А вот торговцы разносили недорогие и красивые кольца совсем по другим направлениям: на юго-запад Руси, в Финляндию, на шведский остров Готланд. Недаром археологи спорят о том, что именно отражает территория распространения тех или иных разновидностей височных колец -- расселение племён или всё-таки рынок сбыта у ремесленников?.

Вот пример того, какой своеобразный колорит приобретала в руках славянских мастеров любая «общеевропейская» вещь. Полторы тысячи лет назад по всей Западной Европе до самой Скандинавии распространилась из Византии мода на драгоценные подвески, представлявшие собой незамкнутые кольца, украшенные несколькими гроздьями зерни. Носили их и западные славяне. Кузнецы племени радимичей, к которым подобные кольца нет-нет да и попадали от соседей, не просто скопировали образец. Гроздья драгоценной зерни они заменили литыми зубцами, украшенными имитацией зерни. Быть может, им что-то подсказал узор, на миг возникающий, когда разлетается капля воды? Или это сияние, расходящиеся лучи? Трудно сказать. Однако после замены зерни литьём украшение, которое прежде могли позволить себе только хозяйки богатых домов, сделалось общедоступным. Уже в VIII--IX веках оно стало характерной принадлежностью радимичского племенного наряда.

Между тем к востоку от радимичских территорий жило племя вятичей, тоже славившееся искусными кузнецами. Судя по всему, им особенно приглянулись кольца, зубцы которых были увенчаны одной или несколькими серебряными «капельками». В течение всего IX века в их руках эти «капельки» меняли размеры и форму, постепенно превращаясь в плоские расширяющиеся лопасти. И к XI веку на обширных пространствах от современного города Орла до Рязани, в окрестностях будущей Москвы женщины носили своеобразные височные кольца, которые археологи так и называют «вятичскими».

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.