рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыАктуальные проблемы маркетинговой деятельности высших учебных заведений современной России

Несмотря на то, что существуют теоретические исследования по проблемам выбора критериев позиционирования услуг образо-вания, вузы мало используют их выводы в своей практической профориентационной деятельности.

Маркетинговые мероприятия, проводимые вузами, слабо ори-ентированы на долгосрочную перспективу. Целью рекламной деятельности, мероприятий по связям с общественностью, пропаганды является привлечение внебюджетных средств, которые помогают вузам в условиях дефицита бюджетных ассигнований улучшать материальную базу, пополнять библиотечные фонды современной учебной литературой, повышать квалификацию и заработную плату ППС и т.д.

Проведённое исследование в Алтайском государственном университете позволило выделить некоторые недостатки в его маркетинговой деятельности.

Для обеспечения долговременного благополучия вуза в условиях формирования рынка образовательных услуг очевидной является необходимость грамотного использования комплекса маркетинга, учёта потребностей потребителя, интересов учебного заведения и интересов общества в целом в маркетинговой деятельности вузов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александравичюте Б, Крауютайтите Л, Пячкайтис Ю.С. Маркетинг университетского дистанционного образования // Маркетинг в России и за рубежом. -2005. - №6. - с.23-31.

2. Алиев Ш.М. Рынок образовательных услуг и вопросы его регулирования.- М.: 2003.- 22 с.

3. Андреев С.Н. Зачем нужен некоммерческий маркетинг? // Маркетинг в России и за рубежом. -2005. - №4. - с. 36-42.

4. Андреев С.Н. Маркетинг в некоммерческой сфере: теоретический аспект// Маркетинг в России и за рубежом.-2000.-№4. - с. 3-12.

5. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов.- М.: Издательство «Финпресс», 2002. - 320 с.

6. Андреев С.Н. Роль маркетинга в повышении результативности деятельности некоммерческих субъектов // Маркетинг в России и за рубежом.- 2000.-№2. - с. 14-26.

7. Андреева А.Ф. Маркетинг образовательного учреждения // Профессиональное образование. - 2003. - №8. - с. 22.

8. Арефьев О.Н. Факторы эффективности учреждения профобразования // Профессиональное образование.- 2006.- №8.- с.31-32.

9. Балаш О.Ю. О маркетинговой деятельности в государственном техническом вузе // Маркетинг в России и за рубежом.- 2006. - №1. - с. 22-37.

10. Белый Е.М., Романова И.Б. Принципы формирования товарной политики вуза // Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №3. - с. 42-47.

11. Белый Е.М., Романова И.Б. Ценообразование на образовательные услуги в государственных вузах // Маркетинг в России и за рубежом.- 2003.-№3. - с.33-40.

12. Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. -- М., 1999.

13. Бондаренко В.А. Маркетинговое сопровождение образовательных услуг как средство снижения рисков высшего учебного заведения // Практический маркетинг.- 2005.- №11 (105).

14. Волкова М., Звёздова А. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом.- 1999.-№6. с.12-31.

15. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации: статистический справочник/ под ред. Савельева А.Я. -М.: 1999.- 100 с.

16. Гвозденко А.Н. Российские экономические вузы: имидж или доля рынка? // Маркетинг в России и за рубежом.-2006.-№2. с.116-119.

17. Голдобин Н.Д. Особенности маркетинга в организации дистанционного обучения // Дистанционное образование. -- 1999. -- № 1.

18. Голодец Б.М. Современная концепция социального маркетинга //Маркетинг в России и за рубежом.- 2001.- №6. с. 3-10.

19. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. - 2-е изд. - М.: Финпресс, 2000

20. Голубков Е.П. Современные тенденции развития маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом.- 2000.- №4. - с. 3-7.

21. Голубков Е.П., Голубкова Е.П., Секерин В.Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. - М. - 1993. - 430 с.

22. Горбунова Ю.А. Маркетинг в сфере высшего образования: пример университета Калабрии // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - № 5. - с. 24-28.

23. Гордин В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг.- СПб., 1993. - 213 с.

24. Горяева Е. Социальный маркетинг или как продвигать общественную организацию.- Новосибирск, 1998. - 91 с.

25. Грудзинский А.О. Университет как предпринимательская организация // Социс.- 2003.- №4.- с. 113-121.

26. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. -- М., 1996.

27. Добрыднёв С.И. К вопросу определения продукта вуза // Маркетинг в России и за рубежом.- 2004. - №4. - с.50-60.

28. Инновации в российском образовании. Высшее профессиональное образование.- М., 1999. - 259с.

29. Как сбалансировать рынок труда и рынок образовательных услуг? // Профессиональное образовпние.- 2007.- №1. - с. 3-4.

30. Киреева Н.А. Маркетинговое исследование в системе регулирования и удовлетворения потребностей в образовании (методологические проблемы): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - Екатеринбург. - 2000. - 20 с.

31. Кожухар В.М. К определению содержания образовательной услуги // Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №3. - с. 42-47.

32. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Высшее образование сегодня. - 2002. - №2 . - с.3-25.

33. Корчагова Л. Управление маркетингом образовательных услуг// Маркетинг.- 2004.- №6. - с. 69-76.

34. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. Пеньковой Е.М. - М.: Прогресс, 1990. - 736 с.

35. Кутякова Н.А. Необходимость формирования маркетинговой стратегии вуза на рынке образовательных услуг // Управление человеческими ресурсами: регион, территория, организация: Тезисы докладов международной научно-практической конференции. - Барнаул: Изд-во НП «Азбука», 2001. - 288 с.

36. Лоншакова Н.А. Региональный вуз и рынок труда: проблемы адаптации // Социс. - 2003.- №2.- с. 68-72.

37. Мамонтов С.А. Сфера образования как многоуровневая маркетинговая система // Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №5. - с. 33-39.

38. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник / Под ред. проф. В.А. Алексунина. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. - 614 с.

39. Мелиховский В.М. Социальный маркетинг. - Ярославль, 1996.- 154 с.

40. Методология исследований, проектирования и менеджмента в области высшего образования: Сб. науч. тр./Под ред. А.Я. Савельева. - М., 1997. -322 с.

41. Менеджмент, маркетинг и экономика образования / Под ред. А.П. Егоршина. -- Н. Новгород: НИМБ, 2001.

42. Мешков А.А., Жильцова С.В. Создание совместной ценности услуги в области бизнес-образования на основе маркетинга партнёрских отношений //Маркетинг в России и за рубежом.- 2004. - №5. - с. 97 -104.

43. Миляева Л.Г. Маркетинговые исследования на рынке образовательных услуг провинциальных городов (на примере учреждений высшего профессионального образования) // Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №5. - с. 33-39.

44. Миляева Л.Г. Маркетинговый подход к обоснованию стоимости платных образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом.- 2006. - №4. - с. 116-121.

45. Миляева Л.Г. Маркетинговый подход к оценке качества образования: анализ и пути решения // Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №2. - с. 33-36.

46. Миляева Л.Г. Рынок образовательных услуг провинциальных городов: маркетинговый подход // Человек и труд. - 2005. - №9. - с. 48-55.

47. Миляева Л.Г., Волкова Н.В. Маркетинговый инструментарий для оценки соответствия содержания и качества образовательных услуг //Маркетинг в России и за рубежом.- 2004.- №1. - с. 86-94.

48. Миронов В. Болонский процесс и национальная система образования // Alma mater.- 2006.- №6.- с. 3.

49. Мягков Г.А. Проблемы развития высшего образования в Алтайском крае. - Барнаул: АГУ. - 2000. - 40 с.

50. Новаторов Э. Качобрус: маркетинговый инструментарий для измерения качества образовательных услуг//Маркетинг. - 2001. - №6. - с.54-68.

51. Основы маркетинга: Учеб. пособие/ Похабов В.И., Тарелко В.В. - Мн.: Высш. шк., 2001. - 271 с.

52. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг //Маркетинг в России и за рубежом.- 1997. - №2. - с. 10-21.

53. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Учебное пособие. М.: Интерпракс, 1995, 240 с.

54. Платонова Н.А., Христофорова ИВ. Маркетинговые подходы к изучению потребностей в товарах и услугах в вузах // Маркетинг в России и за рубежом. -2003. - №4. - с. 42-48.

55. Потолицина Л.Ф. Социально ориентированный маркетинг образовательных услуг // Профессиональное образование.- 2006.- №6.- с. 23.

56. Прогнозирование развития и мониторинг состояния высшего и среднего профессионального образования / А.Я. Савельев., М.В.Зуев и др. - М., 1999. - 192 с.

57. Пятковский О.И. Содействие занятости студентов с помощью отдела маркетинговых исследований вуза на примере АлтГТУ услуг // Формирование кадровых ресурсов Алтайского края: материалы краевой конференции. - Барнаул: Изд-во НП «Азбука», 2002. - с. 22-25.

58. Ремнёва Н.С. Трансформация социального маркетинга в региональных системах образования (на примере Алтайского края): автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук.- Барнаул.- 1998. - 19 с.

59. Решетников А.В. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование. М., 1998. - 246 с.

60. Рязанова С.В. Организация системы взаимодействия рынка труда и образовательных услуг // Формирование кадровых ресурсов Алтайского края: материалы краевой конференции. - Барнаул: Изд-во НП «Азбука», 2002. - с. 20-22.

61. Сагинов К.А. Маркетинг образовательных услуг региона // Маркетинг в России и за рубежом. -2005. - №4. - с. 36-42..

62. Сагинова О.В. Маркетинг в сфере образования //Маркетинг в России и за рубежом.- 1999. - №1. - с.32-44.

63. Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг //Маркетинг в России и за рубежом.- 1999. - №3. - с.48-59.

64. Сагинова О.В., Сагинов Л.Д. Проблема подготовки специалистов по маркетингу для муждународных компаний в России // Маркетинг в России и за рубежом. - 1997. - №9,10, с.92.

65. Старостина Т.В. Вузы на рынке образовательных услуг // Социс. - 2003.- №4.- с. 121-127.

66. Хатунцев А.Н. Маркетинговые исследования рынка профессиональных знаний // Маркетинг в России и за рубежом.- 2003.- №1.

67. Хлусов В. П. Основы маркетинга. М., 1999. - 196 с.

68. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Аетухова Е.Э. Современный маркетинг / Под ред. В.Е. Хруцкого. -- М., 1991.

69. Чубарова О.И., Беляев В.И., Мищенко В.В. Организационно-экономические аспекты развития рынка образовательных услуг малых и средних городов: Монография. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. - 172 с.

70. Чухломин В.Д. Ценообразование на образовательные услуги с учётом факторов внутренней среды организации // Маркетинг в России и за рубежом. -2003. - №6. - с.52-54.

71. Шевченко Д.А. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в России // Маркетинг в России и за рубежом. -2005. - №4. - с. 36-42.

72. Шевченко Д.А. Маркетинговые стратегии ценообразования в вузе // Практический маркетинг- 2002. - №10. - с.7-14.

73. Шевченко Д.А. Особенности маркетинга образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. -2005. - №4. - с. 36-42.

74. Шевченко Д.А., Павлов С. Контент-анализ рекламы образовательных услуг // Практический маркетинг- 2002. - №17. - с. 25-32.

75. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юристъ, 1997.

76. Яскевич Е.В. Исследование потребителей как основа маркетингового управления высшим учебным заведением // Маркетинг в России и за рубежом.- 2007.- №2. - с. 46-58.

77. http: // stat.edu.ru

78. http: // www.ed.gov.ru

Приложение 1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИННОВАЦИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

БЛАНК ИНТЕРВЬЮ

Здравствуйте! Предлагаем Вам участие в исследовании, направленном на изучение проблем и перспектив развития маркетинговой деятельности высших учебных заведений. Ответив на вопросы, Вы окажите неоценимую помощь!

I. Особенности организации маркетинга

1. Какой структурой осуществляется маркетинговая деятельность в учебном заведении?

? Централизованной службой маркетинга (отделом, Центром)

? Функции маркетинга распределены по отделам вуза

? Используются внешние консультанты

? Другое.

2. Если в учебном заведении функционирует отдел маркетинга, в каком году он появился?___________________________________________________

3. Сколько человек занято в осуществлении маркетинговой деятельности?______________________________________________________

4. Какой уровень квалификации у сотрудников, занимающихся маркетинговой деятельностью в университете?

? маркетинговую деятельность осуществляют сотрудники, имеющие специальную маркетинговую подготовку

? маркетинговую деятельность осуществляют специалисты без квалификации по маркетингу

? другое

II. Основные направления маркетинговой деятельности

1. Совершенствуя содержание и номенклатуру образовательных услуг и продуктов, вуз осуществляет:

? внедрение новых образовательных услуг (второе высшее образование, курсы)

? модификацию и разработку образовательных услуг (специальностей, специализаций)

? оценку конкурентоспособности своих образовательных услуг

2. Какие каналы распределения своих услуг университет использует при выходе на конечного потребителя?

? непосредственное предоставление услуг университетом

? открытие филиалов

? создание сети представительств

? другое

3. В каких формах осуществляется университетом продвижение своих услуг на рынок?

? проведение презентаций, выставок, дней открытых дверей

? информация в СМИ

? наружная реклама

? выпуск собственных брошюр, буклетов

? другое

4. В каких формах осуществляется университетом содействие трудоустройству выпускников?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какую систему ценообразования преимущественно использует вуз?

? ориентация на затраты

? ориентация на спрос

? ориентация на цены конкурентов

? другое

6. Проводятся ли вузом маркетинговые исследования?

? исследования проводятся

? исследования не проводятся

7. Выделите те направления исследований, которые, на Ваш взгляд, наиболее важны?

? исследование рынка образовательных услуг

? исследование рынка труда

? исследование потребителей образовательных услуг

? исследование качества предоставляемых образовательных услуг

? исследование цены

? анализ поведения конкурентов на рынке

? другое

8. По каким параметрам оценивается социальная эффективность маркетинговой деятельности?_________________________________________

__________________________________________________________________

9. Внесёт ли коррективы в маркетинговую деятельность учебного заведения присоединение России к Болонскому процессу?

? в содержание образовательных программ

? во взаимодействие с рынком труда

? в политику ценообразования

? в качество предоставляемых образовательных услуг

? другое

Спасибо за помощь в исследовании!

Приложение 2

Положение об отделе содействия трудоустройству выпускников

Алтайского государственного университета

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее положение разработано на основе действующих нормативных документов, Устава АГУ.

Отдел содействия трудоустройству выпускников является структурным подразделением информационно-аналитического центра Алтайского государственного университета, пользуется правами и обязанностями, связанными с его деятельностью.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОТДЕЛА

2.1. Основными целями отдела являются:

Информирование администрации и подразделений вуза (факультетов, кафедр) о состоянии рынка образовательных услуг и разработка рекомендаций в осуществлении образовательной политики в Алтайском государственном университете.

Продвижение высококачественных образовательных программ на рынок Алтайского края и другие регионы России с целью привлечения потребителей с учетом их потребностей.

Создание и развитие системы содействия трудоустройству выпускников.

Инициация, поддержка и укрепление благоприятного имиджа Алтайского госуниверситета на рынке образовательных услуг.

2.2. Для достижения целей отделом маркетинга решаются следующие
задачи:

2.2.1. Исследование, изучение и анализ потребностей в образовательных услугах личности (учащегося, студента, слушателя);

анализ приоритетов в выборе будущей специальности, специализации, дополнительных образовательных программ;

выявление перспективных образовательных программ; форм обучения; методов и средств обучения.

2.2.2.Анализ взаимодействия рынков труда и образовательных услуг;

определение места, эффективных условий будущей трудовой деятельности выпускников;

установление требований потенциальных работодателей к качеству образовательных программ; к выпускникам с позиций профессиональных и должностных требований;

разработка инструментов и осуществление координации внутренней политики вуза в области занятости.

2.2.3.Информирование студентов (слушателей) вуза, подразделений вуза о тенденциях, о предъявляемом спросе на специалистов:

- выход в международные информационные сети, размещение и постоянное обновление информации о деятельности отдела маркетинга на WEB-сервере Алтайского государственного университета;

- подготовка информационных материалов о состоянии рынка образовательных услуг, рынка труда с указанием реального трудоустройства по каждой специальности с учетом предыдущего года.

2.2.4. Анализ конкурентоспособности:

специальностей, специализаций и других образовательных программ;

Алтайского государственного университета среди других образовательных учреждений края и России.

Изучение конъюнктуры спроса и предложения рынков труда и образовательных услуг.

Формирование стратегий в отношении качества, ассортимента образовательных услуг, ценовой политики, рекламной деятельности и других форм коммуникаций на рынке образовательных услуг.

Разработка рекомендаций по совершенствованию образовательной политики в Алтайском государственном университете.

Осуществление постоянного сотрудничества, взаимодействия и консультирование:

с подразделениями вуза (факультеты, лига студентов, учебно-методическое управление, научно-исследовательский отдел и др.);

со студентами и слушателями университета;

с заинтересованными организациями и предприятиями, органами управления;

службами занятости, краевой и городской администрацией;

службами маркетинга других образовательных учреждений.

Последний лист дипломной работы

Дипломная работа выполнена мной совершенно самостоятельно. Все использованный в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.

«28» мая 2006 г.

__________________ Прокопенко А.А.

(подпись) (Ф.И.О.)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.