Анализ деятельности предприятия розничной торговли УКП ТЦ "Потсдам"
34
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Белорусский государственный экономический университет»
Кафедра экономики торговли
Отчет
о прохождении производственной преддипломной практики на
УКП ТЦ «Потсдам» г. Лида
МИНСК 2009
Содержание
Введение
1. Экономико-организационная характеристика организации УКП ТЦ «Потсдам»
2. Анализ результатов торгово-хозяйственной деятельности УКП ТЦ «Потсдам»
2.1 Анализ товарооборота и товарных запасов на основе данных статистических отчетов оперативного учета и выборочного обследования
2.2 Анализ показателей по труду и заработной плате
2.3 Анализ доходов торговой организации
2.4 Анализ прибыли и рентабельности
3. Анализ финансового состояния торговой организации
4. Оценка перспектив дальнейшего развития организации и прогнозирование основных показателей хозяйственной деятельности
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Целью преддипломной экономической практики является закрепление полученных в университете профессиональных знаний по экономике торговой организации, маркетингу, ценообразованию, балансовой политике, теории принятия экономических решений. А также овладеть практическими навыками и приемами решения конкретных задач, связанных с экономической деятельностью торговой организации в условиях развития рыночных отношений.
Практические навыки играют определяющую роль в профессиональной деятельности любого специалиста. Чем больший опыт накоплен человеком по практическому использованию своих теоретических знаний, тем более эффективна работа такого сотрудника.
Подготовка к написанию отчета включает сбор материалов для анализа. На этом этапе ставится задача составить базу будущей работы, состоящую из нормативно-правовых актов, собственных наблюдений, материалов и информации используемых в работе организации.
Данная работа выполнялась во время прохождения практики на предприятии розничной торговли УКП ТЦ «Потсдам».
Цель написания данной работы -- систематизация и обобщение практических навыков при прохождении практики в торговой организации на основании полученных теоретических знаний.
Материалами для анализа служат: годовой бухгалтерский отчет, текущая статистическая и оперативная отчетность, нормативные документы и другие источники. Особое внимание уделялось ознакомлению с формами бухгалтерской и статистической отчетности по основным показателям хозяйственной деятельности.
1. Экономико-организационная характеристика организации УКП ТЦ «Потсдам»
Унитарное коммунальное предприятие торговый центр «Потсдам» город Лида создано на неопределенный срок. Учредителем является Лидский райисполком.
УКП ТЦ «Потсдам» является государственным предприятием, относящимся к коммунальной собственности районного уровня. Он подчинен Лидскому районному исполнительному комитету и имеет целью организовывать розничную и оптовую торговлю, выпуск продукции собственного производства, оказание бытовых услуг населению.
Организация является юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в хозяйственном или третейском суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в банках, иметь печать и штампы со своим наименованием.
Организация действует на основе законодательства Республики Беларусь и Устава [Приложение А]. Имущество предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия. Имущество УКП ТЦ «Потсдам» является собственностью Учредителя и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.
УКП ТЦ «Потсдам» осуществляет следующие виды деятельности:
Ш розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание;
Ш оптовая торговля товаров;
Ш выпуск продукции собственного производства;
Ш оказание бытовых услуг населению (парикмахерские услуги, индивидуальный пошив).
Структура УКП ТЦ «Потсдам» представлена на рисунке 1 [на основании приложения А].
Предприятие включает 13 магазинов, торговая площадь которых составляет 2371,1 м2: 9 продовольственных (магазины «Северный», «Остров», «Восток», «Эликсир», «Южный», «Западный», «Звездочка», «Зарница» и магазин-кулинария «Айвенго»), 3 непродовольственных (магазины «Меридиан», «Товары для дома и детей», «Фасон») и 1 смешанный (универсам «Потсдам»).
Управление предприятием осуществляется директором. Директор предприятия нанимается по контракту Учредителем. Директору подчиняются все работники предприятия.
Рисунок 1. Структура УКП ТЦ «Потсдам»
Примечание. Источник: собственная разработка
Торговый центр «Потсдам» обеспечивает продуктами питания бюджетные организации района: Детский дом, Дом-интернат, 9 детских садов, 2 школы, ГУ «Лидский районный территориальный центр социального обслуживания населения», Социально-педагогический центр, Центральную районную больницу. За 2007 год было отпущено продуктов питания на 643,1 млн. руб., что на 63,1 млн. руб. больше, чем в 2006 году.
Среднесписочная численность работающих на предприятии на 1 октября 2008 года составила 434 человека [Приложение Б].
Потребность в работниках удовлетворяется полностью за счет тесной связи с Новогрудским торгово-экономическим колледжем. Ежегодно на производственную практику присылаются учащиеся колледжа и после его окончания лучшие принимаются на работу. 98% работников имеют специальное, средне-специальное и высшее образование. В настоящее время получают образование 26 работников.
Трудовые отношения регулируются в организации трудовым договором и контрактом [Приложение В]. Контракт содержит данные о работнике и нанимателе, основные права и обязанности работника и нанимателя, срок контракта, режим труда и отдыха, условия оплаты труда, условия расторжения контракта.
На предприятии используют 2 основные системы обслуживания: традиционную и прогрессивную. Традиционная представлена продажей товаров через прилавок обслуживания. Прогрессивная - самообслуживанием и продажей товаров с открытой выкладкой.
В настоящее время осуществляется постепенный переход от традиционной системы к самообслуживанию. В 2006 году был переведен на самообслуживание магазин «Западный», что значительно улучшило показатели финансово-экономической деятельности, как самого магазина, так и предприятия в целом. В 2007 году перешел к прогрессивным методам продажи магазин «Северный». В текущем году был осуществлен перевод на самообслуживание магазина «Южный», закуплено новое оборудование.
Розничный товарооборот за 9 месяцев 2208 года увеличился на 5930 млн. рублей по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 24687 млн. рублей. Темп роста - 131,6%. Прибыль от реализации товаров увеличилась на 6,3 млн. рублей, при 5,7 млн. рублей за 9 месяцев 2008 года. В процентах к товарообороту (без налога с продаж) прибыль от реализации товаров составила 0,05% [Приложение Б].
Однако, несмотря на рост товарооборота и прибыли, предприятие не имеет собственных оборотных средств и не в состоянии оплатить задолженность перед поставщиками. Кредиторская задолженность на 1.10.2008 г. составила 3124,7 млн. рублей, что на 713,1 млн. рублей больше, чем в предыдущем периоде.
2. Анализ результатов торгово-хозяйственной деятельности УКП ТЦ «Потсдам»
2.1 Анализ товарооборота и товарных запасов на основе данных статистических отчетов оперативного учета и выборочного обследования
Одной из главных целей торговых предприятий является получение прибыли, а розничный товарооборот выступает как важнейшее условие ее достижения.
В соответствии с Инструкцией по учету розничного товарооборота, товарных запасов в торговле розничным товарооборотом является продажа продовольственных и непродовольственных товаров населению за наличный и безналичный расчет организациями розничной торговли и общественного питания; организациями других отраслей экономики, имеющими на своем балансе сеть розничной торговли и общественного питания; организациями, не имеющими торговой сети, но реализующими товары населению; индивидуальными предпринимателями; физическими лицами, осуществляющими продажу сельскохозяйственных продуктов на рынках.
Анализ начнем с основного показателя розничного товарооборота - общего объема продажи товаров. Для того чтобы реально оценить работу организации, необходимо фактические данные привести в сопоставимый вид путем использования индексов цен.
Розничный товарооборот за 9 месяцев 2008 года составил 24687,5 млн. руб., в предыдущем периоде - 18757 млн. руб. Индекс цен - 1,149 По данным Министерства статистики и анализа.
1). Определим объем розничного товарооборота отчетного периода в сопоставимых ценах с предшествующим периодом:
24687,5: 1,149 = 21486,1 млн. руб.
2). Определим темп роста товарооборота без учета изменения цен:
24687,5: 18757 * 100 = 131,6%.
3). Определим темп роста товарооборота с учетом изменения цен:
21486,1: 18757 * 100 = 114,5%.
4). Рассчитаем влияние цен:
21486,1 - 24687,5 = -3201,4 млн. руб.
В действующих ценах темп роста товарооборота составил 131,6%, в сопоставимых - 114,5%. Это говорит о влиянии цен в размере 3201,4 млн. рублей.
Таблица 1. Динамика розничного товарооборота по УКП ТЦ «Потсдам» за 9 месяцев 2008 г.
Период
|
Товарооборот
2007 г., млн.р.
|
Товарооборот
2008 г., млн.р.
|
Отклонение (+/-), млн.р.
|
Динамика, %
|
|
1 квартал
|
5728,4
|
7708,6
|
+1980,2
|
134,6
|
|
2 квартал
|
6317,6
|
8146,5
|
+1828,9
|
128,9
|
|
3 квартал
|
6711
|
8832,3
|
+2121,3
|
131,6
|
|
Итого за 9 месяцев
|
18757
|
24687,4
|
5930,4
|
131,6
|
|
|
Примечание. Источник: таблица разработана на основании Приложения Г.
По данным таблицы 1 можно сказать, что рост товарооборота имеет положительную динамику. Темп роста за 9 месяцев 2008 года составил 131,6%.
Проведем анализ товарооборота по его структурным подразделениям на основании приложения Г.
Таблица 2. Динамика товарооборота по структурным подразделениям за 9 месяцев 2007 - 2008 гг.
№ п\п
|
Наименование подразделения
|
Розничный товарооборот, млн. р.
|
Абсолютное отклонение, млн. р.
|
Темп роста, %
|
|
|
|
9 месяцев 2007 года
|
9 месяцев 2008 года
|
|
|
|
1
|
"Потсдам"
|
4697,8
|
6189,1
|
1491,3
|
140,73
|
|
2
|
"Восток"
|
977,6
|
1280
|
302,4
|
130,93
|
|
3
|
"Звездочка"
|
1847,3
|
2150,9
|
303,6
|
116,43
|
|
4
|
"Западный"
|
4931,9
|
6518,2
|
1586,3
|
132,16
|
|
5
|
"Северный"
|
1945
|
3006,1
|
1061,1
|
154,56
|
|
6
|
"Южный"
|
813,5
|
1094,1
|
280,6
|
134,49
|
|
7
|
"Остров"
|
810,7
|
933,4
|
122,7
|
115,14
|
|
8
|
"Фасон"
|
203,6
|
263,1
|
59,5
|
129,22
|
|
9
|
Магазин парикмахерской
|
2,2
|
2,4
|
0,2
|
109,09
|
|
10
|
"Меридиан"
|
270,6
|
448,4
|
177,8
|
165,71
|
|
11
|
"Эликсир"
|
314,7
|
396,5
|
81,8
|
125,99
|
|
12
|
"Зарница"
|
84,2
|
94,3
|
10,1
|
111,99
|
|
13
|
Кулинария "Айвенго"
|
235
|
244,5
|
9,5
|
104,04
|
|
|
Итого:
|
18757
|
24687,4
|
5930,4
|
131,6
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|